Урок хореографии как форма учебных занятий
УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В зависимости от
педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:
• Обучающий
• Тренировочный
• Контрольный
• Разминочный
• Показательный
Рассмотрим более подробно
каждый из них.
Обучающий урок. Основная задача данного вида урока - освоение отдельных элементов
и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития,
воспитания музыкальности, выразительности.
Обучающий урок присущ в
основном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями его
является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным
повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение
ряда подготовительных упражнений, подводящих к "генеральному"
движению.
В многолетней подготовке
данный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной
и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.
Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока - подготовка организма к
предстоящей работе, а также сохранение достигнутого
уровня спортивного мастерства. Такой урок можно
применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного
занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение
задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности,
музыкальности, пластики движений.
По сравнению с обучающим
уроком тренировочный является более узконаправленным, насыщается элементами
обязательной и произвольной программы, сокращается по времени за счет
уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.
Контрольный урок. Задача этого урока - подведение итогов освоения очередного раздела
хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического
танца провести "открытый урок", выставляя оценку (по пятибалльной
системе) каждому студенту или спортсмену. Возможно проведение контрольного
урока в виде приема нормативов, включая элементы хореографии в тесты по
технической подготовка (например, выполнение перекидного прыжка, прыжка шагом,
поворота на 360° в равновесие). Оценивается упражнение с учетом требований и
сбавок, указанных в правилах соревнований по спортивной и художественной
гимнастике, по акробатике, спортивной аэробике.
Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется
выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев организма и
снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот,
заторможенности)! Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения,
которые по мере усвоения студенты или спортсмены выполняют самостоятельно
(индивидуальная разминка).
Показательный урок. С возросшей
популярностью зрелищных видов гимнастики большим количеством показательных
выступлений появилась необходимость в показательном уроке, где обычно участвует
групп; спортсменов в виде шоу-программы. В таком уроке нет необходимости
выдерживать "физиологическую кривую", ведь гимнастки выходят на помост,
проделав обычную индивидуальную, соревновательную разминку! Главное здесь - это
зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений,
сменой темпа, характера движений! согласованностью работы и высоким
индивидуальным мастерством участников.
СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ
Для достижения высоких
показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной
подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства
хореографии.
Основное содержание
составляют движения классического, народного и современного бального танца. В
самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов
классического танца.
Важное значение имеет
ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой.
Следующая группа средств -
это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности
движений.
И, наконец, специфические
группы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементы
спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные
и общеразвивающие упражнения.
Упражнения классического
танца могут выполняться у опоры, на середине зала, на гимнастическом бревне:
• У опоры - лицом или боком к опоре.
• На середине движения выполняются на месте, в полповорота, с продвижением
со сменой мест в шеренгах, по диагонали, по кругу.
• При выполнении хореографических упражнений на гимнастическом
бревне применяются как положения продольно, так и поперек.
Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от
правильной техники выполнения, которую можно достичь, применяя подводящие
упражнения и контролируя работу необходимых групп мышц. Подготовительные
упражнения - основное средство хореографической подготовки на этапах начальной
подготовки.
СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ
СТРУКТУРА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
Структура урока хореографии
является классической: подготовительная, основная, заключительная части.
В подготовительной части
урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей
работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.
Средствами, которыми
решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные
танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения.
Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают
суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для
последующей работы. Для проведения упражнений применяются различные методы:
раздельный, в движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).
Та часть урока, в которой
решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач
достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов
классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики,
акробатических и общеразвивающих упражнений.
В зависимости от применяемых
средств основную часть урока можно представить в семи различных вариантах (рис.
2). Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средства
хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.
Подразделяют три вида
основной части урока:
• первый строится на основе классического танца;
• второй основан на элементах народных, современных бальных танцев;
• третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.
•
Варианты проведения основной
части урока хореографии
1- на основе движений классического танца
2- на основе движений свободной пластики
3- на основе движений народно-сценических и историко-бытовых танцев
4,5,
б, 7 - смешанные типы уроков
Однако в большинстве случаев
применяются смешанные вариант, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные
средства хореографической подготовки.
Для воспитания умения
слитного выполнения акробатических и хореографических движений (необходимого
при выполнении вольных упражнений и упражнений на бревне) в основной части
урока следует применять акробатические элементы: кувырки, медленные перевороты,
маховые сальто.
Форма основной части зависит
от организации урока. Наиболее простая форма - одночастная, когда упражнения
проводятся только у опор только на середине или только на бревне. Возможны
двухчастная (у опоры, затем на середине; на середине, затем на бревне и т. д.)
и трёхчастная формы. При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная
форма, если же длительность урока 45-60 мин., то применяются двух- и
трёхчастные формы. В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с
помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание
(умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к
последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации
из современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время
контрольного урока дается оценка каждому спортсмену.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА
ХОРЕОГРАФИИ
Построение урока
определяется 4 условиями:
• соразмерностью отдельных частей урока;
• подбором упражнений и последовательностью выполнения;
• чередованием нагрузки и отдыха;
• составлением учебных комбинаций на уроке.
В зависимости от
педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии
может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности
составляет около 80% общего времени. Между тем в подготовительном периоде
первая часть урока более длительна, чем в соревновательном. Если урок
проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около
10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить
занимающихся к предстоящей работе на снарядах, не должна быть затянутой и вялой.
В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его,
подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени,
отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы
проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок
проводится в конце тренировочного занятия.
Необходимо помнить, что
различные упражнения в зависимости от их координационной сложности,
выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для
занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие
внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется
сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого
напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность
выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют
большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять
упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие
уменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении урока занимает
методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е.
различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков,
равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть
единого рецепта, многое зависит от квалификации хореографа. Однако и здесь
существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:
1.Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки,
этап подготовки.
2.Логическую связь движений, а именно:
• положение тела в конце каждого движения должно служить исходным
положением для выполнения последующего;
• все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения
иметь и дополнительное (функцию связи).
3.Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или
переоценивать возможности спортсменов и студентов.
4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо
знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их
разнообразием.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Хореографическая разминка
проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста
очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогает
тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма,
музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения
пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение
должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно
прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов,
соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и
ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности
движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и
студентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения.
Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией
аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество
урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический
характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает
эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает
музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке,
передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка
должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны
строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и
заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие:
четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. В повседневном,
тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении
урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу
в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной
формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый
момент на импровизацию.
Импровизационная музыка
должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации,
иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.
Музыкальный размер
Музыкальный размер (м/р)
определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка с
м/р. 2/4; 3/4; 4/4; реже 6/8.
М/р 2/4 соответствует счет "раз"
- "два", а при более дробном делении движений "раз" - "два"
- "три" или "раз" - "и" - "два" - "и".
М/р 3/4 следует считать "раз"
- "два" - "три" или "раз" - "и" - "два"
- "и" - "три" - "и".
Большое значение для
проведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора -
пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь
подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и
в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами
для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность,
оптимистический характер, завершенность мелодии.
Характер музыкального
сопровождения
№
|
Упражнение
|
Музыкальное
сопровождение
|
1.
|
demi
plie
grand
plie
|
деми
плие
гранд
плие
|
3/4
- вальс
4/4
- адажио
|
2.
|
battement
tendu
|
батман
тандю
|
2/4-
полька
4/4
- марш
|
3.
|
battement
jete
|
батман
жете
|
2/4;
4/4 марш полька
|
4.
|
rond
de jamb par terre
|
ронд
де жамб пар терр
|
3/4-
вальс
4/4
- адажио
|
5.
|
battement
fondu
|
батман
фондю
|
2/4-
полька
4/4
- адажио
|
6.
|
battement
frapper
|
батман
фраппе
|
2/4-
полька
4/4
- марш
|
7.
|
battement
soutenu
|
батман
сотеню
|
3/4-
вальс
4/4
- адажио
|
8.
|
rond
de jamb en l′air
|
ронд
де жамб ан леер
|
3/4-
вальс
4/4
- адажио
|
9.
|
developpe
adajio
temps lie
|
девелопе
адажио тан
лие
|
3/4-
вальс
4/4
- адажио
|
10.
|
grand battement
|
гранд
батман
|
2/4-
полька
4/4
- марш
|
11.
|
allegro
|
аллегро
|
2/4
- полька
4/4
- марш
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ
В целях лучшего усвоения
изучаемого материала, умения анализировать и зрительно воспринимать
составляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, при
описании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый в
постановке классический, народный танец или современный стиль движений.
Запись необходимо
производить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечная
цифры обозначают первоначальную и заключительную позы):
При составлении композиции
необходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждого
элемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда,
сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и в
воздухе.
Варианты рисунков
композиции, в/у
При описании акробатических
пар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить запись
схемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита или
различной цветовой гаммой.
Описание движений
№
|
Упражнение
|
ОМУ
|
1.
|
Поза
- ИП - упор сидя сзади на левой пятке,
правая в сторону на носок, правая рука вверх
ладонью вперед пальцы врозь
|
Осанка
прямая,
нога прямая, носок
натянут
|
1а
|
1-2
- перекат влево через спину, ноги врозь
3-4
- встать в ОС
|
Ноги
врозь
с максимальной амплитудой.
Осанка
прямая
|
1б
|
5-6
– ра chasse (па шассе) - левая рука
вперед,
ладонью книзу, правая рука в сторону
7-8
– entrelesse (перекидной)
|
С
натянутого носка
Прыжок с максимальной амплитудой
|
2
|
Элемент
классификационной
программы
|
В
соответствии
с разрядом
|
Далее описание элементов
производится аналогичным способом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
(указать год обучения)
Задачи:
I. Образовательная.
а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на
середине (указать перечень элементов).
б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам
- малая, средняя, большая).
II. Воспитательная.
Воспитание трудолюбия,
дисциплины, чувства коллективизма.
III. Оздоровительная.
а) Совершенствование осанки.
б) Профилактика
плоскостопия.
Часть
урока
|
Муз.
размер
|
Упражнение
|
Дозировка
|
ОМУ
|
Подготовительная
часть
|
2/4,
3/4,
4/4
|
Построение,
сдача рапорта,
сообщение
задач урока.
Элементы
хореографической подготовки в соответствии с годом обучения
|
4-8
раз
|
Осанка
прямая,
элементы выполнять четко, выразительно
|
Часть
урока
|
Муз.
размер
|
Упражнение
|
Дозировка
|
ОМУ
|
Основная
|
3/4,
4/4
|
Экзерсис
у опоры
ИП
- I позиция ног, руки в
подготовительной позиции.
1-4
- demi plie (полуприсед)
5-8
- grand plie
(присед)
1-2
- стойка на левой,
правую согнуть в
сторону
3-6
- держать
7-8
- в ИП
|
2
1
|
Осанка
прямая,
1
- правая рука из
подготовительной позиции
в первую
2
- во вторую
позицию
Согнутую
правую
держать "выворотно". Носок у
колена
|
Далее описание элементов производится аналогичным способом.
Часть
урока
|
Муз.
размер
|
Упражнение
|
Дозировка
|
ОМУ
|
|
4/4
|
Экзерсис
на середине
temps lie (тан
лие, маленькое адажио) с подготовкой к пируэту
|
2-4
|
В
1-й половине года обучения подготовка к пируэту, во II-й
половине или по мере усвоения
|
|
4/4,
¾
|
adajio
(адажио, медленная часть) с элементами избранного вида спорта: стойки на
руках, равновесия, перевороты, повороты и т.д.
|
|
-
пируэт.
В
соответствии с требованием классификационной программы.
|
|
4/4,
3/4
|
allegro
(быстрая часть) - сочетание хореографических прыжков с элементами избранного
вида спорта
|
|
В
соответствии с требованием классификационной программы.
|
|
2/4,
3/4, 4/4
|
этюд
– элементы двигательной подготовки в сочетании с элементами избранного вида
спорта
|
|
В
соответствии с требованием классификационной программы
|
Заключительная часть
|
3/4
4/4
|
пор
де бра - упражнения для рук, наклоны, растяжки
Построение
и подведение итогов урока
|
|
Восстановление
кардиореспираторной системы
|