Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличем
ТАВРИЧЕСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО
Специальность:
Физическая реабилитация.
РАБОТА
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ :
«Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП»
Выполнила:
Студентка IV курса
Заочного
отделения
Группа
№Р401
Левицкая
Екатерина
Владимировна
Принял____________________
Севастополь 2006.
ПЛАН
1. Введение
2.Адаптивная физическая культура для
детей с ДЦП
2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП
2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП
2.3 Задачи и специфика адаптивной
физкультуры для детей с ДЦП
2.4 Индивидуальные и групповые
занятия
2.5 Формы занятий адаптивной
физической культурой
4.Литература
1. Введение
В широком смысле слова АДАПТАЦИЯ (от
средневекового лат . adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность
морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей
биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в
определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс
выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс
привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с
социальной средой.
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- это социальный
феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными
возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и
физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию,
поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через
удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой
выбора форм, методов и средств занятий.
Темой данного реферата является адаптивная
физическая культура для детей с ДЦП. Для всех форм ДЦП характерны двигательные
нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен тонус мышц,
движения, если они возможны, не управляются ребёнком. Лечение детей с ДЦП
комплексное и включает медикаментозное, ортопедическое, логопедическое,
гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение
имеет лечебная физкультура и массаж. Трудотерапия необходима ребёнку для
развития основных приёмов самообслуживания, приобретения определённых трудовых
навыков, необходимых для социализации личности.
2.Адаптивная физическая культура для
детей с ДЦП
2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП
1.Создание мотивации.
Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и
потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может
проявить активность- потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать,
участвовать в игре. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной
организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа
выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств. Дети с ДЦП , как
и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют
движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Лечебные игры
включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно- пространственных,
речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных
для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок
отказывается работать, если слишком лёгкие- ему не интересно.
2.Согласованность активной работы и
отдыха. Высокая утомляемость при физической и
психической нагрузке требует согласования активной работы и отдыха,
своевременного перехода к другой деятельности, до наступления утомления,
пресыщения, надо чуть-чуть «не доиграть», чтобы не погасить желания
действовать.
3.Непрерывность процесса. Занятия
не могут проводиться курсами. Они должны быть регулярными, систематическими,
адекватными, практически постоянными и в школе и дома.
4.Необходимость поощрения. Ребята
с ДЦП, как и все дети нуждаются в поощрении, и если на уроке сегодня ребёнок
был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то это надо отметить,
похвалить его, в конце занятия подвести итог, но не в коем случае нельзя
сравнивать успехи детей.
5.Социальная направленность занятий.
Работать
над социально значимыми двигательными актами(протянуть руку, взять кружку,
поднести ко рту, переложить игрушки),а не над отдельными движениями (сгибание
или разгибание в локтевом суставе).
6.Необходимость активизации всех
нарушенных функций. На каждом занятии активизировать
наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические,
речевые, зрительные, слуховые)
7. Сотрудничество с родителями. Обязательно
сотрудничать с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное воздействие.
Использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном домашнем труде -
почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Не отбивать
желание у детей что- либо делать самим, поощрять их к этому, ни в коем случае
не делать за детей то, что они могут сами.
8.Воспитательная работа.
Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство
ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную
часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Родители
должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и
двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье
нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и
для ребёнка и для родителей.
2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП
Лечебная физическая культура является одним из
основных компонентов лечебно- восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию
всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для
коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных
локомоторно- статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной
деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК
выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее
звено в коррекционно- восстановительной работе. Основным средством ЛФК являются
различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под
руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания
по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо
ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей.
Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом , невропатологом,
ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук,
кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму.
Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться,
выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при
контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются
артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается
обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение
определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих
движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение.
Необходимость ЛФК конкретно для каждого ребёнка
определяет врач по лечебной физкультуре.
2.3 Задачи и специфика адаптивной
физкультуры для детей с ДЦП
Несмотря на крайнее разнообразие патологии в
двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены
общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических
упражнений.
2.Задача:содействие становлению и оптимальному
проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что
достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении
противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на
уменьшенной площади опоры.
3.Задача: восстановление мышечного чувства,
стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного
стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных
двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют
зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.
4.Задача: систематическая тренировка равновесия
тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений
в сложных двигательных комплексах. Ребёнок пытается прямо стоять и ходить,
вырабатываются правильные двигательные навыки в самообслуживании, обучении,
игре и трудовом процессе. Совместно с родителями ребёнок осваивает основные
виды бытовой деятельности (с учётом умственного развития). Применяются игровые
упражнения: «как я одеваюсь», «как я причёсываюсь» .Формирование движений должно
производиться в строго определённой последовательности, начиная с головы, затем
руки, туловище, ноги и совместные двигательные действия. Объём суточной
активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает. Двухлетний
ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 2ч
30мин в день, а в возрасте 3-7лет- 6 часов.
Совместно с физическими упражнениями применяют
массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко
используется санаторно- курортное лечение.
Украина имеет огромное количество рекреационных
ресурсов для использования климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского
купания. Основными курортами Украины являются: курорты Южного берега Крыма,
Закарпатские курорты, Евпатория, Конча-Заспа, Одесская группа курортов, Саки,
Судак, Хмельник и многие другие.
Важным звеном в комплексном лечении больных
детей является детский санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки)
действуют санатории для лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет.
Имеются также санаторно- лесные школы, а для детей дошкольного возраста
санаторные ясли и сады . В детские местные санатории принимают детей в возрасте
от1 до 14 лет. Детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе
с детским церебральным параличом принимают в санаториях с 3 лет. Занятия
физкультурой и спортом инвалидов является составной частью их досуга. Система
коррекционной подготовки подразделяется в зависимости от возраста детей и
проводится в специальных группах детских садов, в спецшколах для детей с
различными патологиями, в интернатах, в специальных профессиональных училищах.
2.4 Индивидуальные и групповые
занятия
Индивидуальные занятия направлены в основном на
нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. С ребёнком-
инвалидом часто работает психолог с целью преодолеть в сознании чувство
безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в
благополучный исход лечения, особенно при некоторых , хотя бы незначительных,
сдвигах в течении болезни. Важно знать педагогику, чтобы принимать
воспитательные меры в отношении больных детей.
Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел
необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно, получил
школьное образование.
Очень важно выработать у ребёнка психологическую
уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую
ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность
индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.
Групповые занятия имеют целью не только
нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации
детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами
общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и
однородности двигательных нарушений.
Оптимальное количество детей в группе- не больше
8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у
детей ответственное отношение к выполнению заданий.
На групповых уроках дети, благодаря наклонности
к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя
друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют
музыкальное сопровождение.
Музыка способствует успокоению и расслаблению,
освоению ритмических и плавных движений.
Когда дети вместе играют, то на фоне
положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто
выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.
2.5 Формы занятий адаптивной
физической культурой
Оптимальное возрастное развитие
опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других
систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий
с ним.
Малоподвижные игры
для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед
ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и
спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И
далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик-
это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый
этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются
двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется
зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения.
Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и
координации.
Подвижные игры
направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на
улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и
эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега,
метания, с преодолением различных препятствий.
Применяют спортивные игры по упрощённым
правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны
плавание в бассейне и катание на лошадях.
Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной
физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне,
заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится
в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В
то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с
наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж
всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую
двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне
можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения
из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают
опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно-
моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.
Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол-
гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали
использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии
для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два
соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками),
мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри,
большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении
медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет
диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с
ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому
воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и
систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция
внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все
физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное
воздействие на психо- эмоциональную сферу.
Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики
и хореографии. С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость,
координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные
упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые
дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.
Развитие пространственных отношений происходит с
помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений
на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в
пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В
самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.
Можно использовать вращательные тренажёры,
постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с
различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину,
внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе
с пациентом.
Совершенствование ритма движений осуществляется
длагодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки,
магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой,
топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети
должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая
текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять
свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно
передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма.
Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под
фортепиано или баян).
3.Заключение
Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех
особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися
нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва
нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт
ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато
адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть
лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности
и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.
Имея двигательные проблемы ребёнок с ДЦП что-то
другое может делать лучше, чем сверстники: играть в шашки или шахматы,
рисовать, плести из бисера, писать стихи. В школах работают кружки по игре в шахматы
и шашки, учащиеся получают возможность участвовать на районных и городских
соревнованиях наравне со сверстниками. Очень важно для детей с ДЦП трудовое
обучение- занятия резьбой по дереву, макраме, вышивкой, бисероплетением. Дети
имеют возможность участвовать в выставках. На уроках музыки возможно обучение
игре на простейших инструментах: бубнах, дудочках, ложках, ксилофоне. Дети
могут выступать на школьных праздниках. Дети, у которых нет возможности освоить
навыки письма могут обучиться работе на компьютере. Возможность повысить
самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению даёт изучение компьютера
и английского языка. Необходимо периодически приглашать здоровых сверстников
как для общения, так для возможности видеть другие «здоровые стереотипы».
Необходимо расширять сферу интересов детей с ДЦП: проводить адаптивные
спортивные игры (уроки баскетбола, мини футбола), уроки хореографии, танцы на
колясках, иппотерапию и гидрореабилитацию. Среди специализированных учебных
заведений можно проводить соревнования по плаванию, шашкам, шахматам.
Вывод: дети с ДЦП нуждаются в адаптивной
физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении
комплексного лечения.
4. Литература
1.А.М.Цузмер, О.Л.Петришина.
Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена.-М.: Просвещение, 1971.-255с.
2.Популярная медицинская
энциклопедия. Гл.ред. Б.В. Петровский,-М.: Советская энциклопедия,1987.-704с.
3.Физическая реабилитация. Учебник.
Под / ред. С. Н. Попова. Ростов - на - Дону : Феникс, 2005.-603с.
4.Васичкин В.И. Справочник по
массажу.-Л.:Медицина,1991.-192с.
5.Савран Ю.Г.,Тюнин В.Л. Массаж.
Методическое пособие для студентов.Севастополь,2002
6.Восстановление и лечение детей с
поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под/ред. И.В.Добряков,
Т.Г.Щедрина. Санкт-Пит. : Издат. Дом СПбМАПО,2004.-317с.
7.Панов А.М. Актуальность и
практическая значимость решения социальных проблем детей, больных детским
церебральным параличом// Реабилитационные центры для детей с ограниченными
возможностями: опыт и проблемы.-М.,1997.-200с.