Требования к методам и организационным формам трудового обучения
РЕФЕРАТ
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДАМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие «метод обучения» — одно из коренных в педагогике. В
учебниках и пособиях по педагогике, дидактике, методикам преподавания отдельных
предметов можно найти различные определения данного понятия. Часто эти
определения, даваемые в различных книгах, почти совпадают. Встречаются случаи,
когда отдельные авторы дают существенно отличающиеся определения понятия «метод
обучения», что естественно, так как идет непрерывный процесс совершенствования
известных и поиск новых, более эффективных методов обучения и воспитания
учащихся.
Преподавателю и мастеру нужно обладать прежде всего минимумом
основных знаний о методах обучения и условиях наиболее эффективного их
применения в учебно-воспитательном процессе. На этом фундаменте строится работа
по самообразованию и творческому поиску новых способов передачи учащимся
знаний, формирования у них навыков и умений, воспитания требуемых качеств
личности. Поэтому преподаватели и мастера должны не только представлять себе,
что понимается под методами обучения и знать их классификации, но и следить за
передовым опытом и научными поисками в области совершенствования методов
обучения и воспитания.
Процесс обучения складывается из двух взаимосвязанных процессов:
учения (деятельности учащихся) и преподавания (деятельности преподавателя,
мастера). Соответственно под методами обучения понимаются способы деятельности
учащихся и учителя (преподавателя, мастера). Эти способы деятельности тесно
взаимосвязаны между собой, так как процессы учения и преподавания неразделимы.
Способы деятельности преподавателя, мастера являются определяющими, так как от
них зависит вся организация учебно-воспитательного процесса и управление этим
процессом.
К сожалению, не все преподаватели и мастера еще правильно понимают
необходимость взаимосвязи процессов учения и преподавания. Здесь нередко
наблюдаются крайности: увлечение такими методами, как рассказ, лекция, что
снижает возможность включения учащихся в активную познавательную
деятельность-организация самостоятельной работы учащихся без оказания им
требуемой и своевременной помощи, например слабое руководство со стороны
мастера тренировочными упражнениями учащихся.
Способы работы преподавателей, мастеров и руководимых ими учащихся
направлены на то, чтобы учащиеся усвоили необходимые знания, приобрели навыки и
умения. Следовательно, применяя различные методы обучения, преподаватели и
мастера, руководствуясь общими задачами трудового обучения (см. § 1 данной
главы), должны четко представлять себе, каким конкретным целям необходимо
подчинить данный урок и систему уроков по отдельным темам программы, например:
добиться усвоения определенного технического понятия; научить применять ранее
полученные знания при выполнении расчетов режимов резания; познакомить с
последними научно-техническими достижениями в области механической обработки
материалов и т. п. В зависимости от поставленных целей преподаватель и мастер
выбирают соответствующие методы проведения занятия, обеспечивают требующиеся
условия (наглядные пособия, инструменты и т. д.), продумывают способы
управления самостоятельной работой учащихся.
Трудовое обучение должно осуществляться в тесном и органическом
единстве с воспитанием и развитием учащихся. Поэтому методы обучения нужно
применять таким образом, чтобы они служили формированию у учащихся научного
мировоззрения, развитию познавательных способностей и творческой активности. В
решениях XXV съезда КПСС указано, что у учащихся необходимо развивать
самостоятельность, учить их пополнять свои знания, ориентироваться в
стремительном потоке научной и политической информации, вырабатывать активную
жизненную позицию, комплекс знаний, убеждений и деятельности.
Таким образом, под методами обучения понимаются способы работы
преподавателя, мастера и руководимых ими учащихся, в процессе которой
достигается усвоение учащимися знаний, навыков и умений, формирование
диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательных
способностей и творческой активности.
Существует несколько классификаций методов обучения. О них надо
знать, чтобы правильно выбрать и применить на практике сами методы.
Методы обучения различают, например, в зависимости от источников,
из которых учащиеся приобретают знания, навыки и умения:
словесные методы—рассказ, беседа, лекция, работа над учебником,
справочником, книгой; источник знаний—устное слово преподавателя, мастера или
печатное слово книги;
наглядные методы — наблюдение натуральных объектов, явлений,
процессов или их изображений (таблиц, моделей, кинофильмов, диафильмов);
источник знания—наглядные средства;
практические методы—упражнения, решение задач, выполнение трудовых
заданий; источник знания—практические работы и производительный труд учащихся.
Эта классификация помогает выбрать методы обучения в тех случаях,
когда преподаватели и мастера, готовясь к уроку, определяют основные источники,
из которых учащиеся будут получать знания, навыки и умения.
Методы обучения можно различать в зависимости от видов
деятельности учащихся и преподавателей и мастеров:
методы самостоятельной работы учащихся — наблюдения, лабораторные
и производственные опыты, упражнения, решение технических и технологических
задач, работа с учебной, справочной и другой литературой;
методы изложения учебного материала преподавателем, мастером и
руководства работой учащихся, а также проверки их знаний, навыков и умений —
рассказ, беседа, объяснение; контрольные устные, письменные и практические
задания; сообщение информации с помощью технических средств обучения.
Эта классификация помогает выбрать методы обучения в тех случаях,
когда преподаватели и мастера продумывают виды работы учащихся на уроке и
способы руководства этой работой.
Существуют и другие классификации методов обучения, например: по
уровню познавательной активности
В условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов наиболее
приемлемой является классификация методов, даваемая по способам деятельности
учащихся и преподавателей и мастеров. Это обусловлено тем, что в процессе
трудового обучения отводится преобладающее место практической, самостоятельной
работе учащихся.
Применение и совершенствование методов трудового обучения идет,
прежде всего, в следующих основных на« правлениях:
а) усиление воспитывающей функции методов обучения;
б) модернизация методов с целью осуществления раз' вивающего
обучения;
в) использование различных методов и их совокупности для повышения
эффективности формирования у учащихся навыков самостоятельной деятельности.
Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся,
местом и временем проведения занятий, последовательностью видов деятельности
учащихся и способами руководства ими со стороны преподавателей и мастеров.
К основным формам организации трудового обучения относятся уроки,
лабораторно-практические и учебно-производственные работы, практикумы,
экскурсии. Для проверки и учета знаний, навыков и умений используются
контрольные работы, зачеты и квалификационные экзамены. Некоторые формы
рассчитаны на сочетание учебной и внеклассной работы с учащимися, которая включает
в себя дополнительные и кружковые занятия, технические олимпиады и конкурсы по
профессиям, ученические конференции, вечера науки и техники и др.
Отдельные формы трудового обучения связаны между собой. Выбирая
их, руководствуются содержанием учебной работы с учащимися и намечаемым
сочетанием различных методов обучения. Например, если требуется, чтобы ученики
усвоили знания о сущности и структуре технологического процесса, то учебную
работу с ними организуют в форме уроков, экскурсий, произвол" ственной практики.
В зависимости от состава обучающихся различают фронтальную,
звеньевую и индивидуальную формы работы с учащимися. При фронтальной форме
обучения все ученики одновременно выполняют одинаковую по характеру и
содержанию работу. Примером фронтальной формы организации учебной работы
является урок, посвященный формированию у школьников технических знаний, или
урок, на котором все учащиеся овладевают одновременно одними и теми же
трудовыми приемами, например учатся выполнять определенную слесарную операцию,
занимаются освоением приемов пайки и т. п.
При звеньевой (бригадной) форме организации учебной работы
учащиеся выполняют неодинаковые по содержанию задания, например: одни звенья
изучают устройство электроизмерительных приборов, другие—собирают цепи для
измерения электрических величин, третьи—устраняют неисправности в измерительных
приборах. Работа учащихся в различных звеньях отличается лишь по ее конкретному
содержанию, но все работы относятся, как правило, к одной и той же теме
программы и направлены в целом на формирование одинаковых по своему характеру
знаний и умений.
Звеньевая форма применяется главным образом при организации
лабораторно-практических занятий, производственной практики, экскурсий.
Индивидуальная форма обучения применяется при проведении
производственной практики, когда отдельные ученики трудятся на различных
рабочих местах и выполняют существенно отличающиеся задания, а также при
проведении зачетов и квалификационных экзаменов.
Нередко фронтальная, звеньевая и индивидуальная формы применяются
в сочетании. Например: перед началом экскурсии проводится рассказ или беседа в
фронтальной форме; затем учащиеся разбиваются на звенья, которые наблюдают
различные изучаемые объекты и процессы; отдельным ученикам в индивидуальном
порядке поручают более глубоко изучить те или иные рабочие места, трудовые
приемы, содержание трудя по какой-либо профессии.
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА. Наибольшая часть времени,
отведенного на трудовое обучение в учебно-производственных комбинатах,
затрачивается на самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний,
навыков и умений, а также на производительный труд. Преподаватели и мастера
организуют эту деятельность учащихся и постоянно руководят ею. Чтобы помочь
учащимся усвоить необходимые для самостоятельной деятельности знания и
выработать на этой основе трудовые навыки и умения, преподаватели и мастера
излагают на уроках учебный материал, предусмотренный программой трудового
обучения.
К методам устного изложения учебного материала относятся
объяснение, рассказ, лекция и беседа.іВ условиях учебно-производственных комбинатов
наиболее часто применяются объяснение, краткий рассказ, непродолжительная
беседа. Эти методы применяют, когда ставится цель раскрыть w обосновать принципы
устройства и действия технических объектов (машин, механизмов, приборов,
аппаратуры), принципы и способы осуществления технологических процессов,
правила и требования техники безопасности, вопросы организации труда и
экономики производства. С помощью методов устного изложения материала учащихся
знакомят также с содержанием и условиями труда по массовым рабочим профессиям,
с требованиями, которые профессии предъявляют к человеку.
Объяснение и рассказ по своему содержанию должны соответствовать
учебной программе и тесно связываться с практической деятельностью учащихся. По
форме объяснение и рассказ должны быть четкими, ясными, логичными и
убедительными^ при этом точное описание изучаемых технических средств,
технологических процессов и трудовых действий сочетается с живым повествованием.
При объяснении и рассказе используется только принятая научно-техническая
тернаметить необходимые уточнения и дополнения к ответам учащихся и
сформулировать выводы.
Беседа требует большей затраты учебного времени, чем рассказ или
объяснение, на изучение одного и того же материала. Однако эффективность беседы
в отношении сознательности и прочности усвоения учебного материала учащимися, в
развитии их самостоятельности и познавательной активности значительно выше. Как
и рассказ, беседа нередко сопровождается показом наглядных пособий,
действующего оборудования, опытов, трудовых приемов.
Учебная демонстрация заключается в показе учащимся изучаемых
объектов, процессов или их изображений в виде наглядных пособий. С помощью
учебной демонстрации учащиеся в наглядной форме знакомятся с внешним видом,
устройством, принципами действия технических объектов, с принципами и способами
осуществления технологических процессов.
В трудовом обучении объектами учебной демонстрации чаще всего
являются технические устройства (станки, приборы, аппаратура и т. п.),
технологические процессы и трудовые действия. Учащимся показывают также модели
и макеты производственного оборудования, опыты, диафильмы, диапозитивы, учебные
кинофильмы, плакаты, таблицы и другие наглядные пособия.
Объекты учебной демонстрации должны удовлетворять необходимым
дидактическим требованиям. Так, модели, макеты и другие подобные объекты,
выпускаемые учебной промышленностью, имеют аккуратный внешний вид,
соответствующую окраску отдельных частей, на которые нужно обратить внимание
учащихся;
Часто наглядные пособия, предназначенные для учебной демонстрации,
изготавливают сами учащиеся вод руководством мастеров. В этой работе нужно
обязательно соблюдать указанные выше дидактические требования. Например, макеты
резцов различных типов делают из древесины, причем макет имеет, как правило, большие
размеры, чем натуральный резец, а грани его окрашивают в различные цвета.
На комбинатах силами учащихся иногда создают кабинеты для
проведения теоретических занятий. Например, тщательно очищают от грязи узлы
пришедшего в негодность станка (но не устаревшего морально!), промывают их,
делают в них вырезы и укрепляют на стендах; данные объекты применяют не только
для учебной демонстрации, но и выполнения учащимися лабораторно-практических
работ по разборке, сборке, составлению схем, дефектных ведомостей и т. п.
Во время учебной демонстрации изучаемый объект надо располагать
так, чтобы его хорошо видели все учащиеся и преподаватель или мастер не
закрывал собой этот объект в процессе показа и объяснения. Например, при показе
плакатов и таблиц преподавателю нужно стоять лицом к группе, чтобы плакат или
таблица находились справа от него.
Учебную демонстрацию обычно применяют в сочетании с объяснением и
рассказом, беседой, лекцией. Поэтому нередко ее считают методическим
приемом.
Показ технических объектов — методический прием, задача которого—формировать
у учащихся конкретные образные представления об изучаемых технических объектах,
их устройстве и действии. Технические объекты обычно состоят из множества
частей (деталей, механизмов, узлов), связанных в единое целое сложным
взаимодействием. Поэтому, чтобы учащиеся получили четкое представление обо всех
частях изучаемого объекта в их взаимосвязи и взаимодействии, применяется
последовательный ряд приемов показа:
изучаемого объекта в целом;
отдельных частей объекта — деталей, механизмов, узлов и т. п.;
взаимосвязи частей объекта путем его разборки и сборки;
условных изображений
(кинематическая, электрическая схемы и т. п.) объекта с целью выяснения
взаимосвязи и взаимодействия его частей.
Схема цепи для показа опыта при объяснении процессов, происходящих в
трансформаторе во время его работы
Наибольшие трудности обычно встречаются при изучении принципов
действия технических объектов. Например, обычно учащиеся с большим трудом
усваивают сущность процессов, происходящих в трансформаторе во время его
работы. Опытным же путем (рис. 4) удается легче убедить учащихся в том, что при
увеличении (или уменьшении) силы тока во вторичной обмотке трансформатора
соответственно увеличивается (или уменьшается) сила тока в его первичной
обмотке, в чем и проявляется действие закона сохранения энергии. Изменяя
сопротивление во вторичной цепи с помощью реостата Rp, преподаватель
предлагает учащимся наблюдать за изменением показаний амперметров А1 и А2.
Подобным же образом благодаря показу опытов облегчается понимание и усвоение
учащимися сущности процессов, происходящих при выпрямлении переменного тока:
если выпрямитель подсоединить, например, к осциллографу (рис. 5), то с помощью
картины, наблюдаемой на его экране, учащиеся наглядно знакомятся с процессом
двухполупериодного выпрямления тока, а также ролью индуктивных и емкостных
фильтров.
Рис. 5. Схемы для показа опыта выпрямления переменного тока:
а — однополупер йодное
выпрямление без применения фильтров;
б —
двухполупериодное выпрямление без применения фильтров, в—двухполупериодное
выпрямление с применением емкостного фильтра; г—двухполупериодное
выпрямление с применением индуктивного фильтра; д — двухполупериодное
выпрямление с применением емкостного и индуктивного фильтров.
Показ технологических процессов—методический прием, способствующий
формированию у учащихся конкретных образных представлений о характере, сторонах
и этапах изучаемых технологических процессов и способах их осуществления. В
данном случае обычно применяется та же последовательность показа, что и при
изучении технических объектов. Однако технологические процессы имеют
динамический характер, поэтому наряду с целостным показом и показом отдельных
этапов технологического процесса применяются специальные приемы, позволяющие
создать у школьников наглядное представление об особенностях изучаемого
технологического процесса при различных режимах. Кроме того, учитывая, что
нередко технологические процессы, протекающие в закрытых установках, недоступны
для непосредственного наблюдения, применяют показ специальных опытов,
имитирующих данный процесс. С этой же целью используют показ кинофильмов,
моделей, плакатов.
Например, при демонстрации процесса резания металла на токарном станке
расчлененный показ может быть достигнут с помощью плакатов, на которых
изображены разные этапы процесса резания—углубление резца, снятие металла за
одну подачу и т. п. Взаимосвязь этих этапов можно продемонстрировать, показывая
результаты резания при разных величинах подачи, скорости и глубины резания.
Особенно эффективна в этих случаях демонстрация кинофильма, раскрывающего
недоступные для непосредственного наблюдения технологические процессы.
Показ трудовых действий — методический прием, задача которого
сформировать у школьнмсов конкретные образные представления о способах
выполнения трудовых действий, их структуре и последовательности. Он
осуществляется главным образом при помощи натурального показа преподавателем
или мастером рабочих движений, приемов выполнения трудовых действий. Обычно
показ трудовых действий проводится в такой последовательности:
целостный показ в рабочем темпе;
снова целостный показ в замедленном, а затем в рабочем темпах.
Расчлененный показ элементов трудовых действий применяется в тех
случаях, когда само трудовое действие сравнительно сложное. Например, целостным
показом в рабочем темпе можно ограничиться при обучении учащихся способам крепления
плоских проводов гвоздями. Освоение же большинства приемов работы на
металлорежущем станке, способов неразъемного соединения деталей, монтажа
деталей и узлов радиоэлектронной аппаратуры требует, как правило, применения
всех указанных выше этапов показа трудовых действий.
Применяя показ трудовых действий, связанных с выполнением
технологических операций или с обслуживанием технических устройств, мастера
прежде всего должны помнить, что все ими показанное старшеклассники
впоследствии будут выполнять сами. Поэтому особенно важно соблюдать точность
показа трудовых действий, предупреждая учащихся о возможных ошибках, часто
возникающих при первых попытках воспроизвести увиденное. Полезно применять
показ кинофильмов, плакатов и таблиц с изображением отдельных приемов трудового
действия. Важно обращать внимание на соблюдение условий, при которых
осваиваемое действие может быть выполнено точно: порядок на рабочем месте,
рабочая поза, правила безопасности труда и т. п. Все это в целом должно
использоваться мастером для воспитания у учащихся навыков культуры труда,
формирования у них аккуратности, бережливости и других положительных качеств.
Обычно при обучении способам выполнения технологических операций и
приемам обращения с техническими устройствами от школьников требуют строгого
соблюдения последовательности действий и точности. Требование это совершенно
необходимо предъявлять потому, что иначе в результате работы учащихся может
получиться брак, выйти из строя оборудование. В тоже время мастер должен побуждать
учащихся на поиск более рациональных приемов труда, знакомя с творческой
деятельностью передовиков и новаторов производства и выдвигая новые
проблемы, разрешение которых может привести к повышению производительное ги
труда и улучшению качества изготавливаемых изделий. Разумное сочетание
исполнительской и творческой деятельности учащихся способствует формированию у них навыка работы не
только в однозначной, жестко заданной последовательности, но и творческого
подхода к выполнению трудовых заданий.