Профессиограмма учителя
Зачетная работа по введению в специальность
на тему: "Профессиограмма учителя"
Выполнила:
Студентка ЗО:
2008 г.
"…от живого, страстного,
хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель - не
ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до
ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один
шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально
рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, - живой, земной,
грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках,
нескованный - распахнутый для детей - вот каким должен быть учитель".
С. Соловейчик
Начиная со слов С. Соловейчика,
мы понимаем, что страстью и человечностью не заменить науку, но сделать
последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка можно лишь страстью и
человечностью.
Личностные качества в
учительской профессии не отделимы от профессиональных качеств. Важнейшими
профессиональными качествами являются:
владение предметом преподавания,
методикой,
психологическая подготовка,
общая эрудиция,
широкий культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение образовательными
технологиями,
организаторские умения и навыки,
научная увлеченность,
педагогический такт,
педагогическая техника,
коммуникативные навыки,
ораторское искусство и т.д.
И все-таки, пусть это звучит
банально, основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к
детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Однажды
они как бы случайно забредут в школу, по недоразумению осядут в ней до конца
дней своих и потом всю жизнь мучаются сами и мучают своих учеников.
Но одной любви, даже самой
искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Раньше составлялись так
называемые профессиограммы учителя (перечень обязательных качеств). Первые
профессиограммы для учителей были созданы в 20 - 30-е годы. Практически во всех
из них следующие требования:
Хорошее физическое здоровье
Уравновешенность характера
Наличие развитой воли
Предприимчивость, инициатива
Организаторские умения и навыки
Достаточно общее образование и
хорошее знание своего предмета
Стремление пополнить умственный
багаж
Знание ученического коллектива
Социально-экономическая и
политическая подготовка
Знакомство с основными течениями
рефлексологии, педагогики и методики
Знание своего ученического
коллектива
Интерес к общественной жизни и
участие в ней
Ясное и отчетливое понимание
целей и задач проводимой работы
Знакомство с родственными
формами политико-просветительской работы
Внимательное и любовное
отношение к учащимся
Образцовое поведение учителя
А вот отрывок из профессиограммы
учителя социалистических времен: владение методиками и методами обучения и
воспитания, общая эрудиция, педагогическое мастерство, знание
психолого-педагогических основ обучения и воспитания, коммунистическая
убежденность и целеустремленность, владение ТСО и новейшими методами обучения,
любовь к детям, умение понять детей, знание методов коммунистического
воспитания и умение их применять, убежденность, настойчивость, оптимизм,
систематическое повышение идейно-политического и специального уровня, высокие
моральные качества, личный пример во всем и т.д.
Как мы видим из вышесказанного
профессиограмма учителя - это перечень требований, предъявляемых к его
личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям. Учитель
должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в
форме. Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и
особенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает
потребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в
эмоциональных контактах. Образ "Я" учителя должен включать
представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с
учащимися, желаемое "Я", самоуважение. Отличительными чертами учителя
являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта,
организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность,
готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях
учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Исходя из этого понимания смысла
понятия "профессиограмма", можно говорить о профессиографическом
методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у
студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в
соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма
мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической
деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и
профессиональный рост студента - будущего педагога и может стать одной из
методик самовоспитания.
Я.А. Коменский в работе "Великая
дидактика" попытался определить свои требования к "универсальному
учителю":
каждый сам должен быть таким,
каким должен делать других;
каждый должен владеть искусством
делать других такими;
быть ревнителем своего дела - должен
мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания.
Исследователи, изучающие
особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с
разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как
специалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности
пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный,
организаторский, коммуникативный.
Исходя из функционального
принципа в 1971 г.А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в
школе:
информационная (учитель
транслирует ту или иную информацию);
развивающая (развивает мышление,
воображение, те или иные умения, речь и т.д.);
ориентирующая (ориентирует в
многообразии информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизирует на
выполнение упражнений, заданий, дел);
конструирующая (конструирует
урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы,
обучение и т.д.);
коммуникативная (функция общения
с родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр);
организационная (организует
учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок,
внеклассные дела, которые проводит);
исследовательская (умеет
исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность,
и воспитанность учащихся и т.д.).
Психолог В.А. Крутецкий
предлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности.
1. Мировоззрение личности;
2. Положительное отношение к
педагогической деятельности;
3. Педагогические способности;
4. Профессионально-педагогические
знания, умения и навыки.
Рассмотрим эти блоки
профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.
1-й блок. Гуманистическое
мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи
учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы
воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а
главное - любил бы других людей).
2-й блок. Положительное
отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической
направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и
стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим
учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно
определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую
деятельность в целом).
3-й блок. Педагогические способности
(основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях
реализуются - или нет - в профессионально-педагогические знания, умения,
навыки, иначе говоря - педагогические способности) - это обобщенная
совокупность индивидуально-психологических особенностей и
профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям
педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов,
определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см.
в гл.1).
4-й блок. Профессионально-педагогические
знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и
технологии обучения).
Приведенные классификации
показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К
основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю
квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные,
академические, персептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные,
гностические, дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического
мышления, умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения.
Ориентируясь на перечисленные
профессиональные компетенции учителя была составлена следующая профессиограмма выпускника
педагогического колледжа. Предлагаемая нами профессиограмма включает в себя пять
блоков.
I. Психолого-педагогические
умения.
2. Самостоятельно анализировать
педагогические явления.
3. Анализировать передовой
педагогический опыт.
4. Проводить самоанализ.
5. Проявлять эмпатию к учащимся.
6. Организовать себя, управлять
своим состоянием.
II. Профессионально-личностные
качества.
1. Потребность в самопознании.
2. Самостоятельность.
3. Трудолюбие и прилежание.
4. Самокритичность.
5. Дисциплинированность.
6. Культура поведения и общения.
III. Частно-методические умения.
1. Планировать, отбирать,
синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.
2. Стимулировать и
организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы.
3. Анализировать уроки и
внеклассные мероприятия.
4. Оценивать действия школьников
и свою работу.
5. Разрабатывать дидактический
материал к урокам и занятиям.
6. Мобилизовать учащихся на
познавательную деятельность.
IV. Коммуникативно-организаторские
умения.
1. Устанавливать педагогически
целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими
коллективами.
2. Создавать благоприятный
микроклимат, располагать к себе учеников
3. Регулировать внутри коллективные
отношения школьников.
4. Ориентироваться в
изменившихся условиях, перестраивать свое поведение.
5. Уметь декламировать, петь,
танцевать, поддерживать беседу.
V. Исследовательские умения.
1. Выявлять проблему, определять
объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
2. Подбирать и применять методы
и методики изучения личности коллектива.
3. Иметь представления об
инновационных технологиях по своей специальности.
4. Организовать эксперимент
5. Обобщать, описывать,
литературно оформлять результаты исследований.
Профессиограмма может
использоваться студентами выпускных групп в качестве схемы для самонаблюдения и
самоанализа в период преддипломной практики. Представленная в форме опросного
листа профессиограмма может использоваться как форма анкетирования.
А С Макаренко во вступительном
слове к "Книге для родителей" написал "Умение воспитывать - это
все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем".
Если идти от функционального
принципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то
можно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделили
восемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующая
классификация функций учителя:
информационная (учитель
транслирует ту или иную информацию);
развивающая (развивает мышление,
воображение, те или иные умения, речь и т.д.);
ориентирующая (ориентирует в
многообразии информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизует на
выполнение упражнений, заданий, дел);
конструирующая (конструирует
урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение
и многое другое),
коммуникативная (функция общения
с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);
организационная (организует
учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки,
внеклассные дела, которые проводит);
исследовательская (умеет
исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и
обученность и воспитанность учащихся и т д).
Упоминание последней функции, с
нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и
педагога - в широком смысле слова
В учебниках педагогики прошлых лет
авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:
организационную (организует все
воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде
воспитательных дел - экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование
как исследование и т.д.);
воспитательную (в результате
которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и
развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива,
семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и
индивидуальности);
стимулирующую (в результате
которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского
коллектива, родителей, общественности и т.д.);
координационную (в результате
которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это
необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может
осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение
рассматривается как открытая система;
работу с документами (журналами,
дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).
Функций, которые должны
выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими
же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях
и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает
понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и
умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое
зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в
те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления
(желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается
только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании - терпение
и контроль над своим поведением.
Литература
1.
Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов; Сластенин В.А. - М.:
Академия, 2002. - 576 с.
2.
Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки
специалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск,
1999.
3.
Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее
образование в России. 1998. N 3.
4.
Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества
педагогической подготовки будущего учителя: Дисс... канд. пед. наук. Тула, 1997.