Особенности преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в заочном ВУЗе
Особенности
преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в заочном ВУЗе
События, происходящие в
нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах
общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных
аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень
профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения
в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно
отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В этой связи возрастает роль и
ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам,
относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них
привычек безопасного поведения и здорового образа жизни. Наиболее полно и
целенаправленно эти вопросы могут быть изучены в курсе "Безопасности
жизнедеятельности" (БЖД).
В целом курс предназначен
для воспитания личности безопасного типа – личности, хорошо знакомой с
современными проблемами безопасности жизни.
Бурное развитие
общественно-экономических отношений, научно-технические достижения выдвигают
необходимость воспитания у специалистов стремления к постоянному обогащению и
обновлению приобретенных знаний, к непрерывной учебе на протяжении всей
трудовой деятельности. Важно прививать умение «самостоятельно пополнять свои
знания» ориентироваться в стремительно растущем потоке информации. Это
положение следует учитывать особенно при заочной подготовке специалистов.
В организации учебной деятельности
студентов-заочников необходимо учитывать специфику и особенности заочного
обучения. К этим особенностям относятся: обеспечение равнозначности в
подготовке специалистов по дневной и заочной формам обучения; оптимальное
сочетание основных форм учебной работы; учет работоспособности и бюджета
времени студентов-заочников; экономическая и педагогическая эффективность
заочного образования.
Основной формой
организации обучения студента-заочника является его самостоятельная работа,
которая проводится под руководством кафедр при участии деканата, что
регламентируется Положением о самостоятельной работе студентов.
Процесс изучения
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой ряд
последовательных этапов: лекции – практические занятия – самостоятельная работа
по изучению дисциплины, в том числе написание письменной работы (контрольной) –
аттестация по дисциплине. Аттестация по учебной дисциплине представляет собой защиту
письменной работы (в отдельных случаях защита может не проводиться) и сдачу
предусмотренного учебным планом зачета. Сдача зачета регулируется Положением о
текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Студенты, обучаясь по
заочной форме, имеют возможность совмещать свою профессиональную деятельность с
обучением и повышением квалификации, слушая лекции в период сессии и получая
консультации в период учебного года. Студенты обеспечиваются
учебно-методическими материалами в текстовом и электронном варианте. Для
студентов-заочников работают читальный зал, библиотека, методический кабинет,
компьютерные классы.
Основные задачи
обновления содержания БЖД определяются, исходя из условий обеспечения
индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности
страны, безопасности мирового сообщества в XXI веке, из оценки имеющегося
содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями
модернизации общего образования России.
Обозначены новые
ориентиры в развитии БЖД:
1. Курс БЖД должен стать
ведущим, системообразующим элементом не только в российской, но и в мировой
практике воспитания и обучения.
2. Целью курса БЖД
является сообщение научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты
человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и
вредных факторов различного характера.
Изучение дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» в заочном ВУЗе позволяет создать цельное представление о
безопасности жизнедеятельности (бытовой, профессиональной и гражданской),
необходимой для благополучного развития личности, общества и государства:
- ознакомиться с
особенностями здорового образа жизни и рационального поведения;
- изучить правила и
освоить навыки оказания первой медицинской помощи в сложных случаях при
внезапной необходимости;
- понять взаимосвязь и
особенности обеспечения национальной и глобальной безопасности при постиндустриальном
развитии цивилизации;
- ознакомиться с задачами
и структурами государственных организаций в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- понять личную
заинтересованность, необходимость личного участия каждого гражданина в
обеспечении безопасности жизнедеятельности общества и национальной
безопасности.
Анализируя возможности
существующего образования в области безопасности жизнедеятельности и
сопоставляя их с реальной организацией педагогического процесса в заочном вузе,
можно сделать вывод, что научные исследования в области безопасности
жизнедеятельности не находят должной реализации в практике. Очевидны следующие
противоречия между:
• отсутствием
комплексности в использовании всех возможных средств в обучении и воспитании
человека в области безопасности жизнедеятельности и необходимостью воспитания
целостного человека безопасного типа;
• недостаточным уровнем
знаний, умений и навыков студентов-заочников по безопасности жизнедеятельности
и потребностью общества в становлении целостного человека безопасного типа.