Государственная служба в Сингапуре
Содержание
Введение
1. Современные тенденции развития
государственной службы
2. Государственная служба в Сингапуре
3. Противодействие коррупции в Сингапуре
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Под руководством главы
государства в президентских республиках и дуалистических монархиях,
правительства - в парламентарных республиках и монархиях, под совместным
руководством (в определенных пропорциях) главы государства и правительства в
полупрезидентских республиках действует огромный аппарат государственных
служащих.
Термин «государственная
служба» имеет различные определения. С одной стороны, под государственной
службой понимается совокупность органов публичной власти. С другой стороны,
государственная служба - это выполнение государственными служащими своих
функциональных обязанностей в государственных органах. Или, другими словами,
это деятельность лиц, занимающих должности в аппарате государственных органов
власти, направленная на достижение основных целей государства – развития
экономики, культуры, социальной сферы, зашиты прав, свобод и законных интересов
граждан, охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности,
осуществления внешней политики государства.
Понятие
«государственный аппарат» имеет два значения - структурное и кадровое. В первом
значении это совокупность органов, прежде всего исполнительных
(административных), осуществляющих управление государством. Во втором значении,
госаппарат - определенным образом организованная совокупность служащих, иначе
называемых кадрами или персоналом госслужбы, занятых повседневной работой по
осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государства.
государственный
служба этический коррупция
1.
Современные тенденции развития государственной службы
В целом традиционная
модель государственного управления испытывает сейчас в мире определенный
«кризис легитимности», т.е. падение доверия граждан к ней, к ее человеческой
составляющей - чиновничеству, а также к ее принципиальной способности
эффективно реагировать на вызовы сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. В
связи с этим понизился социальный престиж государственной службы и
соответственно общественный статус самих служащих.
В ответ на это
изменение обращенных к аппарату управления общественных ожиданий происходит
серьезное переосмысление концептуальных основ административной организации, и в
частности государственной службы. Так, получили популярность идеи
постбюрократической организации, т.е. отказа от традиционной иерархической
структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, кооперации,
рыночного обмена в сфере управления, перехода от логики учреждения к логике
обслуживания, к развитию нового государственного менеджмента.
Последнее направление
стало особенно модным. Почти во всем мире ведутся поиски в области развития
государственного предпринимательства. Например, в Англии и даже в Новой
Зеландии с руководителями среднего звена заключаются контракты на конкретный
срок, предусматривающие достижение возглавляемой ими службой определенных
результатов. Продление контракта поставлено в зависимость от этого. И на первых
порах перевод на коммерческую, контрактную основу (маркетизация) части
традиционных функций и структур госслужбы принес положительные результаты:
·
повысилась
ее эффективность,
·
понизилась
цена управленческих услуг,
·
сократилась
численность бюрократии.
Однако позднее
выявились и негативные стороны этих мероприятий, издержки расчета на рыночные
механизмы как ключ к решению проблем государственного управления: размывание
специфики госслужбы как института общественного служения и соответственно
дискредитация самих ее работников как людей, занятых удовлетворением
общественных потребностей, а не просто являющихся особой категории
коммерческими агентами.
Магистральным
направлением совершенствования культуры государственной службы стала ее
«этизация», т.е. повышение внимания к морально-этическим аспектам поведения
государственных служащих. Так, во многих странах существует или вводится в
действие кодекс поведения служащего, включающий, как правило, и правовые, и
нравственные нормы. Считается, что без этического компонента любые административные
реформы имеют мало шансов на успех.
Еще одна сторона
процесса принципиальных изменений в государственной службе - это ее поворот в
сторону населения. Гражданин рассматривается более не как «управляемый», а как
своего рода «клиент» государственных учреждений. Из статуса «подопечного»,
«просителя» он переходит в статус реализующего свои права потребителя
предоставляемых ему государством услуг. Отсюда приобрели новую актуальность
вопросы прав гражданина в отношениях с государством и гарантий их соблюдения, а
также участия в управлении, открытости административной организации, ее
отзывчивости, приближения к людям, доступа граждан к информации и т.п.
В целом происходящий в
последние десятилетия на Западе частичный пересмотр основных принципов госслужбы
можно свести к следующим основным направлениям:
·
анализ
и институционализация политической роли бюрократии и механизмов реализации ею
своих корпоративных интересов;
·
поиск
оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации;
·
уменьшение
роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов;
·
децентрализация,
удешевление, сокращение администрации;
·
ограничение
роли традиционной административной лестницы чинов;
·
максимально
возможная открытость, "отзывчивость" бюрократии на потребности и
ожидания граждан;
·
значительное
повышение внимания к культурным и морально-этическим аспектам госслужбы.
Сторонники нового
подхода даже берут на себя смелость говорить о якобы происходящей
постбюрократической (или административной) революции.
Итак, статус
государственного служащего предполагает:
·
во-первых,
непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или)
проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности
государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные
экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо
его части;
·
во-вторых,
наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции
от имени государственного органа (и тем самым как бы от лица государства),
представляя государственный интерес;
·
в-третьих,
сочетание строгой нормативной регламентированности деятельности в
формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия
волевых решений на основе субъективной интерпретации, как ситуации, так и
регулирующих ее законодательных норм;
·
в-четвертых
(но отнюдь не в последнюю очередь по важности), принадлежность к особой
профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных
профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах. Это
предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных
государственно-властных полномочий и тем самым более значительной, нежели у
подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел
в обществе и, следовательно, повышенной.
2. Государственная
служба в Сингапуре
Государственная служба Сингапура
была формально образована в 1955 году, но на самом деле ее история начинается
со времени основания Сингапура англичанами в 1819 году. Приобретение прав
местного самоуправления в рамках Британской колониальной империи, приобретение
независимости в 1965 году не повлекли существенных изменений в организации
государственной службы. Некоторые существенные преобразования были совершены
после 1990 г., когда на смену первому режиму премьер-министра, Ли пришел новый,
демократическим образом созданный. Первоначально государственная служба была
невелика по численности и выполняла рутинные управленческие функции,
традиционно свойственные любой государственной службе.
Государственная служба включает в
себя: службу президента, премьер-министра, 14 министерств и 26 постоянных
комитетов. Число служащих, работающих в 15 министерствах (если считать офис
премьер-министра) составляет 65000, а в комитетах - 49000. Эти комитеты
характеризуются как автономные государственные агентства, созданные в
соответствии с парламентскими актами для выполнения определенных функций. На них
не распространяются юридические привилегии государственных министерств, но они
обладают большей независимостью и гибкостью. Поскольку они являются прошлым
государственной службы, принятием на работу в эти комитеты и продвижением по
службе не занимается Комиссия государственной службы, но у них другой срок и
условия службы. Их счета проверяются Генеральным аудитором Сингапура.
Постоянные комитеты помогли уменьшить объем работы государственной службы.
В основе деятельности
государственной службы Сингапура лежат 10 принципов. Успех и совершенство
государственной службы Сингапура заключается в том, как эти принципы и
практические действия интегрированы в один комплекс, который потом интенсивно и
тщательно применяется и поддерживается соответствующими ресурсами, продуманным
планированием, строгой дисциплиной и всесторонними инструкциями. Обратная связь
и последовательное выполнение являются важными элементами Сингапурской системы.
Государство выявляет перспективных
учеников в раннем возрасте, наблюдает и поощряет их на протяжении их учебы. Они
получают стипендии для поступления в университеты, некоторые уезжают за
границу. В свою очередь, многообещающие ученики обязуются работать на
правительство в течение четырех-шести лет, и некоторых из них заманивают
вступить в Партию народного действия (ПНД). Во время всеобщих выборов 1991
года, из 11 новых кандидатов ПНД, 9 были из государственной службы и 2 из
частного сектора. Во время всеобщих выборов 1997 года, из 24 новых кандидатов,
15 были из государственной службы и 9 из частного сектора. Так, самые лучшие и
одаренные поступают на государственную службу, а связанные с государством
компании в Сингапуре имеют доступ к этому запасу человеческих ресурсов. И
действительно, некоторые чиновники высшего ранга являются членами правления
таких компаний и могут быть привлечены к работе в них на постоянной основе.
Государственная служба защищена от
политического вмешательства. Конкурентоспособные зарплаты - залог того, что
талантливые служащие не польстятся на заработки в частном секторе. Самым
необычным в Сингапурской меритократии является то, что она распространяется и
на политических лидеров. В правительстве Сингапура много талантливых людей. При
первом поколении лидеров основой хорошего государства служила меритократия.
Государственная служба Сингапура
считается одной из самых эффективных в Азии. Эта эффективность является
следствием строгой дисциплины, напористости и трудолюбия чиновников, низкого
уровня коррупции, приема на работу наиболее способных кандидатов на основе
принципов меритократии, отличной подготовки, регулярно проводимых кампаний, чья
цель - улучшить качество предоставляемых услуг; высоких требований со стороны
политических лидеров страны, неустанного стремления к совершенству. Чиновников
обеспечивают необходимой аппаратурой, компьютерами, и даже кондиционерами,
необходимыми в условиях жаркого и влажного климата Сингапура. Эффективность
воплощения в жизнь правительственной политики связана также с маленьким
размером страны; внимательным планированием и предвидением тех проблем, которые
могут возникнуть в будущем; правительство страны пользуется хорошей репутацией,
которая была заслужена в течение многих лет и делает еще более легитимным его
нахождение у власти; предоставлением адекватных ресурсов; общественной
поддержкой, которой добиваются посредством просветительских мероприятий и
гласности; дисциплиной народа, принимающего жесткие, но необходимые меры, такие
как строгие условия, которые нужно соблюдать, чтобы приобрести автомобиль и
пользоваться им. Эффективность и действенность государственной службы объясняется
также стремлением к достижению конкретных результатов.
Государственная служба чутко
реагирует на жалобы населения и прислушивается к его просьбам, которые приходят
в виде писем в газеты и журналы, выражаются на встречах с избирателями, или
прямо министрам и членам парламента, которые еженедельно проводят «встречи с
народом», а также обходят свои избирательные округа. Кроме того, для обращений
граждан могут использоваться e-mail, телевизионные и радиоканалы. В каждом
министерстве существует отдел улучшения качества работы. Чиновников учат быть
вежливыми и отзывчивыми к потребностям общества. Министры читают жалобы,
публикуемые в прессе, и чиновники обязаны дать полный ответ на подобные письма
в течение нескольких дней после публикации. Население сейчас образовано, и
многого ожидает от государственной службы. Поскольку зарплата государственных
чиновников исчисляется на рыночной основе, их услуги должны быть не менее
качественными, чем услуги, предоставляемые частным сектором.
Государственная служба нейтральна,
и не вовлечена в политику. Государственные служащие не имеют права бастовать,
так как их работа считается жизненно важной службой. Эта традиция нейтральности
была унаследована от британцев, и позволяет обеспечивать преемственность работы
государственной службы во время политических изменений. Нейтральность не
подразумевает снижения качества предоставляемых услуг или уменьшения
приверженности делу служения населению. Нейтральность также не ведет к потере
напористости в стремлении к достижению стоящих перед государством целей. В
своей работе на благо общества, государственная служба должна действовать
справедливо и непредвзято, но нейтральность не имеет никакого отношения к
задаче проведения политики правительства: реализация проводимой правительством
политики должна вестись решительно, эффективно и скрупулезно. Государственная
служба должна четко понимать каковы национальные интересы страны.
В государственной службе существует
традиция подготовки, берущая свое начало в Институте по подготовке персонала
государственной службы, который был основан в марте 1971 года, всего через
шесть лет после обретения независимости. Колледж государственной службы был
открыт в 1993 году с целью подготовки старших должностных лиц. В настоящее
время, каждый чиновник обязан проходить 100 человеко-часов подготовки в год.
Были переименованы два учебных
института: ИГС был заменен Институтом государственного управления и
менеджмента, в то время как Институт развития политики сменил КГС. Институт
государственного управления и менеджмента предоставляет следующие курсы:
первичная подготовка чиновников, недавно начавших работу в государственной
службе; базовый и расширенный курс по приобретению профессиональных навыков, а,
кроме того, обогащенную подготовку и повышение квалификации.
Консультационная группа
государственной службы помогает работающим в общественном секторе организациям
проводить изменения и совершенствовать работу государственной службы. Вместе,
комиссия государственной службы, группа по управлению персоналом, институт
развития политики, консультационная группа государственной службы и ИГУМ
обеспечивают необходимые чиновникам постоянное обучение и подготовку, и
стремится научить чиновников пяти основным навыкам: способность обеспечивать
высочайшее качество обслуживания; способность управлять изменениями; навыки
работы с людьми; управление операциями и ресурсами; способность к управлению
самим собой.
Государственная служба поставила
цель - каждый чиновник должен проходить, по крайней мере, 100 часов обучения в
год. Налаживаются связи с зарубежными государственными институтами и службами,
что позволит пользоваться опытом работы государственных служб всего мира,
получать информацию, касающуюся обучения и подготовки. Отдел государственной
службы играет центральную роль в формировании и пересмотре политики в области
управления персоналом и принимает решения о назначении на ту или иную
должность, а также об обучении и системе оценки работы государственных
чиновников.
Сингапур - одна из немногих стран,
где применяются рыночные методы при начислении заработной платы министрам и
чиновникам. Поэтому, размеры заработной платы довольно велики. Установлены
стандарты работы министров и старших правительственных чиновников. По существу,
они сводятся к следующим: привлечение талантливых людей к работе на
государственной службе и на всех уровнях управления, а также их переподготовка;
уменьшение количества факторов, стимулирующих нечистоплотность и коррупцию;
проведение политики прозрачности, когда отсутствуют такие скрытые льготы и
привилегии, как обеспечение жильем, машиной, получение комиссионных или взяток.
Зарплата премьер-министра Сингапура составляет 1,9 миллиона сингапурских
долларов, и является одной из самых высоких.
Основными характеристиками
современной государственной службы Сингапура являются:
·
стремление
к привлечению групп специалистов по системному анализу при решении сложных
проблем;
·
постоянное
стремление к нововведениям и повышению продуктивности.
Бюджеты министерствам выделяются
согласно макро-приростному фактору - формуле, позволяющей контролировать
расходы государственного сектора, сообразуясь с ростом ВВП. Это напоминает
министрам о необходимости контролировать затраты и увеличивать продуктивность.
В каждом министерстве есть свой
отдел, курирующий вопросы обслуживания. Общее качество обслуживания
контролируется Политическим ревизионным Советом, возглавляемым министром. Отдел
улучшения обслуживания занимается также сведением к минимуму бюрократической
волокиты и ненужных правил.
Назначение чиновников
высшего ранга для работы в правлениях компаний, находящихся под государственным
контролем. Эта практика помогает им «окунуться» в проблемы и нужды частного
сектора. Таким образом, чиновники приобретают полезный опыт. За эту работу они
получают очень небольшое вознаграждение. Существуют правила, предотвращающие
возникновение конфликта интересов, а также обеспечивающие лояльность
чиновников, прежде всего государству. Министрам не разрешается занимать пост
директора публичных компаний, активно участвовать в какой-либо общественной
работе, иметь какие-либо отношение (формально, или в качестве консультанта) к
коммерческим предприятиям, или получать от них какие-либо вознаграждения без
разрешения премьер-министра.
3. Противодействие
коррупции в Сингапуре
В государственной службе Сингапура
существует общий идеал честности. Строгие законы и правила, а также строгие
дисциплинарные взыскания со стороны. Комиссии государственной службы и Бюро по
расследованию случаев коррупции отбивают охоту заниматься деятельностью,
связанной с коррупцией.
Агентство (комиссия) по
борьбе с коррупцией в Сингапуре подчинялось премьер-министру Ли Куан Ю, обладая
при этом значительной политической и функциональной независимостью.
Одной из ключевых мер
антикоррупционной программы в Сингапуре было существенное повышение заработной
платы государственных служащих. Отчитываясь в 1985 г. перед парламентом об
оправданности затрат на содержание аппарата, премьер-министр говорил: «Я
являюсь одним из самых высокооплачиваемых и, вероятно, одним из самых бедных
премьер-министров стран третьего мира… Имеются различные пути решений. Я же
предлагаю наш путь в рамках рыночной экономики, который является честным,
открытым, оправдываемым и осуществимым. Если вы ему предпочтете лицемерие, вы
столкнетесь с двуличием и коррупцией. Делайте выбор».
·
совершенствование
процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения
проволочек;
·
обеспечение
прозрачности контроля нижестоящих чиновников с вышестоящими;
·
введение
ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;
·
проведение
непредвиденных проверок;
·
обеспечение
режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой
можно воспользоваться в коррупционных целях;
·
введение
процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет.
Введя в действие в
начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом
впечатляющих успехов, и теперь занимает девятое место в рейтинге
коррупционности. (Это значит, что менее его коррумпированы только восемь
стран.)
Заключение
Важными принципами
реформирования государственной службы являются ее рентабельность и простота
управления. Государство обязано беречь деньги налогоплательщиков и не должно
тратить их на программы, которые не дают необходимого экономического и
морального эффекта. Такие программы должны закрываться, а деньги должны быть
возвращены в бюджет. Правительство обязано экономить средства и на свое
собственное содержание. Это достигается разными способами: модернизацией
управленческих структур, сокращением штатов работников, делегированием части
функций частным компаниям, представляемых государственным сектором.
Принцип простоты
управления вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности
управления, требующей упрощения управленческих структур, процедур выработки и
принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц,
ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.
Преодоление трудностей,
вызванных как объективными обстоятельствами, так и субъективными факторами,
требует глубокого научного осмысления процессов, происходящих в государственной
службе. При этом непременным условием успешного выполнения государственной
службой возложенных на нее функций является наличие квалифицированного
кадрового состава.
В целом государственная
служба должна обеспечивать социальную стабильность, безопасность, эффективное
функционирование всей инфраструктуры, необходимой для развития экономики,
работу учреждений народного образования, транспорта и всего, что нужно для
обеспечения жизни общества.
Список
используемой литературы
1.
Авдокушин
Е.Ф. Международные отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 368 с.
2.
Атаманчук
Г.В. Сущность государственной службы. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 224
с.
3.
Атаманчук
Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Финансы и
статистика, 2005. - 256 с.
4.
Буглай
В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие. –
М.: Финансы и статистика, 2001. – 256 с.
5.
Внешнеэкономические
связи стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 2004. – 160 с.
6.
Государственная
служба в зарубежных странах. - М.: Юристъ, 2007. – 240 с.
7.
Зименков
Р.И. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: Наука, 2005. – 223 с.
9.
Конституционное
(государственное) право зарубежных стран. Учебник. - М.: Бек, 2003. - 427 с.
10.
Конституционное
право зарубежных стран (конспект лекций). - М.: Приор, 2001. – 340 с.
11.
Костюнина
Г.М. Гибкие формы занятости: мировой опыт и практика Сингапура. - М.: Трудовое
право. – 2004. – №11. – 167 с.
12.
Мельников
В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт
организации и современность. М.: Финансы и статистика, 2003. - 508 с.
13.
Осипова М. Сингапур в интерсетях финансовых рынков. Азия и Африка
сегодня. - 2002. - № 6. - 235 с.
14.
Пронкин
С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект
Пресс, 2001. – 425 с.
15.
Черепанов
В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М.: Наука, 2008. - 576
С..
Размещено
на