Международные отношения Пакистана с Западноевропейскими странами и США
Реферат: Международные отношения Пакистана с
Западноевропейскими странами и США
Отношения
между Пакистаном и Западом имеют длительную и сложную историю. После
образования в 1947 г. независимого Пакистана они были вписаны в контекст
блокового противостояния в рамках «холодной войны». Кроме налаживания
долгосрочных политических отношений с Западом Пакистан предусматривал
активизацию торгово-экономических связей с западными державами и в особенности
с США. По мнению ученых Пакистана, как во время холодной войны, так и после нее
отношения Пакистана с Западом, и в первую очередь с США, «то поднимались, то
опускались до неоправданно низкого уровня, были то излишне жаркими, то излишне
холодными», в лучшем случае оставаясь «тактическими, а не стратегическими»1.
Западный
блок во главе с Соединенными Штатами первоначально стремился сделать своим
союзником в Южной Азии Индию, однако она не приняла формы блоковых отношений и
встала на позиции неприсоединения. Пакистан же развивал свои отношения с
Западом по совершенно противоположному пути.
Активный
поиск внешних союзников, особенно таких могущественных, как США, был в прямом
смысле жизненно важен для молодого государства, сам факт образования и
существования которого вызывал сомнения его соседей. Довольно размытые и
неустоявшиеся в то время государственные границы как с Индией, так и с Афганистаном
обостряли отношения Пакистана с соседями. Поэтому стремление «иметь друзей,
могущественных друзей, заинтересованных в безопасности Пакистана», на многие
годы сделалось ведущим принципом внешней политики этого государства2.
Первоначально
Пакистан ориентировался на Великобританию и Содружество, что объяснимо
историческим английским влиянием в экономике, государственном аппарате,
прочными связями пакистанской элиты с британскими правящими кругами, членством
Пакистана в Содружестве наций. К тому же в конце 40-х годов мощнейшая держава
США была отвлечена событиями на Дальнем Востоке и в Китае и не уделяла
первоначально должного внимания Южной Азии.
Однако
Англия, серьезно ослабленная после второй мировой войны, была не в состоянии
предоставить Пакистану значительную экономическую и военную помощь, в которой
молодое государство крайне нуждалось. Кроме того, она не собиралась терять свои
позиции в Индии и не намерена была занимать одностороннюю пропакистанскую
позицию в Южной Азии. Это породило рост антианглийских настроений среди
правящей элиты Пакистана3.
С
начала 50-х годов Карачи всё больше во внешней политике ориентируется на США. В
1950 г. состоялся государственный визит премьер-министра Пакистана Лиакат Али
Хана в США, который окончательно продемонстрировал намерения Пакистана к
сближению с Америкой и обозначил приоритетное направление его внешней политики.
США также с готовностью сделали ставку на Пакистан, однако, обе стороны
преследовали при этом разные цели: США стремились подключить Пакистан к своей мировой
антикоммунистической деятельности, а последний надеялся прежде всего на
американскую помощь в противостоянии с Индией.
Особенностью
пакистано-американских отношений является то, что они всегда определялись и
находились в зависимости от международной обстановки и от ситуации в регионе,
поэтому было бы ошибкой говорить о каком-то последовательном стратегическом
партнерстве этих стран. Скорее эти отношения носили тактический характер и
претерпевали изменения в зависимости от необходимости и внешнеполитической
конъюнктуры.
Волнообразный
характер отношений проявился в том, что интенсивное развитие связей в 50-е
годы, когда был заключен ряд военных соглашений, в частности «О взаимной помощи
в целях обороны» (1954 г.), и Пакистан вступил в созданные западными странами
блоки СЕНТО и СЕАТО, привело к тому, что военная и экономическая помощь США
Пакистану существенно возросла. Активно развивалось сотрудничество и в
технической сфере.
Однако
уже в 60-е и 70-е годы противоречия и разногласия, проявившиеся, в частности, в
ходе вооруженных индо-пакистанских конфликтов 1965 г. и 1971 г., а также по
вопросу пакистанской ядерной программы, привели к тому, что США приостановили
оказание экономической помощи Пакистану и настояли на отсрочке выделения
Пакистану средств со стороны государств Запада и международно-валютных
учреждений, а вскоре ввели эмбарго и на поставки оружия.
Помимо
сказанного выше, Вашингтон раздражали внешнеполитические акции Пакистана,
направленные на укрепление своей самостоятельности. Исламабад же, в свою
очередь, не устраивало внимание, которое США уделяли Индии.
Разумеется,
Пакистан по-прежнему занимал важное место в системе приоритетов американской
внешней политики в регионе как член СЕНТО, союзник Китая и как противовес
Индии. Однако в целом 70-е годы характеризуются посредственным уровнем развития
пакистано-американских отношений. Хотя США оставались основным экономическим
партнером Пакистана, продолжалось уменьшение доли американской помощи в общем
объеме иностранных поступлений4. В целом на протяжении почти всего десятилетия
США снижали объем и уровень сотрудничества с Исламабадом.
В
это время правительство З.А. Бхутто проводило курс на диверсификацию
внешнеполитических и внешнеэкономических связей со странами Запада. Получили
дальнейшее развитие отношения Пакистана со странами Западной Европы, Канадой,
Австралией и др. Характерным было активное расширение связей между Пакистаном и
Францией практически во всех сферах, особенно в политической, военной и
экономической. Активный обмен визитами как на государственном уровне, так и на
уровне предпринимательских контактов принес немало выгод Исламабаду. Особенно
важное значение для Пакистана имело сотрудничество с Францией в области
осуществления ядерной программы. Ядерные проекты Пакистана и Франции вызывали
крайнее недовольство США. Так, пакистано-французское соглашение 1976 г. о
строительстве в Пакистане предприятия по обогащению урана было заключено в
обход США и под их давлением было расторгнуто в 1978 г.
Несмотря
на выход в 1972 г. из Содружества наций, Пакистан продолжал развивать
разносторонние отношения и с Великобританией. Оставаясь одним из ведущих
торгово-экономических партнеров Пакистана, Англия в 70-е годы несколько снизила
свое влияние в Пакистане.
Пакистан
расширял также военные связи с западными странами. В эти годы он закупал оружие
в Англии, ФРГ, Италии, Франции. Это несколько ослабляло его зависимость от США.
Так же действовало расширение разностороннего сотрудничества Пакистана с
развивающимися и социалистическими странами. З.А.Бхутто совершил два визита в
СССР (1972 г. и 1974 г.)
Однако
с 1979 г. после ввода советских войск в Афганистан Пакистан вновь становится
важнейшим партнером США. В 1980 г. Вашингтон, отбросив свою неуступчивость по
защите режима ядерного нераспространения, снял введенное в 1979 г. эмбарго на
поставки вооружения и поддержал просьбу Пакистана о льготах на погашение
внешней задолженности и новых займах и субсидиях. Несмотря на то, что ядерные
разработки велись в Пакистане и в 80-е годы, и уже тогда имелись веские подозрения
о двойном характере пакистанской ядерной программы, в то время Вашингтон
закрывал на это глаза. Тогда позиция Пакистана по Афганистану была важнее, чем
проблема ядерного нераспространения. Исламабад же, в свою очередь, не упускал
своего шанса и наращивал, пользуясь моментом, темпы ядерной программы. И хотя
американцы не раз высказывались, что им все сложнее «прикрывать» ядерные
разработки в Пакистане, тем не менее политическая обстановка в регионе в связи
с афганскими событиями вынуждала Вашингтон не раз заявлять, что «опасения
относительно ядерной программы Пакистана явно преувеличены»5.
В
сентябре 1981 г. США и Пакистан подписали соглашение об американской
военно-экономической помощи на сумму в 3,2 млрд. долл., договорившись о
заключении в будущем еще одного аналогичного договора6. На всех этапах
афганского конфликта Исламабад координировал свою политику с Вашингтоном. Вслед
за США Пакистану шли большие средства из других западных стран и международных
финансово-экономических организаций.
В
связи с событиями в Афганистане активизировалось англопакистанское
сотрудничество в политической и военной сферах. В 1989 г. Пакистан был
восстановлен в Содружестве наций.
После
вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. приоритетными направлениями
политики США в Южной Азии стали сдерживание Дели и Исламабада в их «ядерной
гонке» и недопущение разгорания пакистано-индийского конфликта, предупреждение
и прекращение вооруженных столкновений (1990 г. и 1999 г.). С конца 80-х годов
отношение США к Пакистану вновь ужесточилось. В 1990 г. на основании так
называемой «поправки Пресслера» Вашингтон резко ограничил с Пакистаном связи,
особенно военные.
В
начале 90-х годов из-за предполагаемого Вашингтоном военного характера ядерной
программы Пакистана ему была приостановлена американская помощь, а в 1993 г.
США ввели торгово-экономические санкции. Лишь позже их военные и торговые
отношения несколько активизировались, но после пакистанских ядерных испытаний
1998 г. и военного переворота 1999 г. санкции были вновь ужесточены.
Развитие
Индией и Пакистаном ядерных программ поставило перед Вашингтоном ряд проблем, в
частности: возможно ли использование ядерного оружия в пакистано-индийском
конфликте; какова будет роль ядерного оружия в южноазиатском регионе; будут ли
переданы ядерные технологии третьим странам, особенно странам Ближнего Востока.
США не раз обсуждали эти вопросы с Пакистаном и Индией. Вашингтон также играл
важную роль в урегулировании пакистано-индийских конфликтов в Кашмире в 1990 и
1999 гг.
Появление
в Афганистане «Движения Талибан» в середине 90-х годов вызвало довольно
положительное отношение официального Вашингтона к этому движению и стоящему за
его спиной Пакистану. Американские власти возлагали на талибов большие надежды,
полагая, что те наведут в Афганистане порядок и прекратят гражданскую войну. По
словам представителя Госдепартамента, США не видели «ничего, что могло бы
мешать талибам захватывать все новые и новые территории и вводить там законы
ислама»7. Американцев, естественно, в подобной ситуации не смущала поддержка,
которую оказывали пакистанские спецслужбы талибам. Однако к концу 90-х годов с
приходом новой администрации президента США Б.Клинтона (1996) Вашингтон стал
придерживаться линии, направленной на расширение связей и с Индией, и с
Пакистаном, но при более благоприятном отношении к Нью-Дели. Исламабад
настороженно воспринял такой курс Вашингтона.
В
это время и американцы уже изменили свое прежнее благожелательное отношение к
талибам, поскольку те предоставили полную свободу действий на своей территории
Усаме бен Ладену и его террористической организации «Аль-Каида», которая
провела несколько терактов против США по всему миру. Вашингтон требовал от
Пакистана «надавить» на талибов, чтобы те остановили «Аль-Каиду» и удалили из
Афганистана У. бен Ладена. Однако в то время Пакистан, даже если бы и захотел,
уже не имел возможности выполнить эти американские требования. В Афганистане
все большую силу и влияние приобретал «арабский сегмент» экстремистов, роль и
возможности Пакистана значительно уменьшились. Однако Вашингтон не принимал во
внимание эти реалии, продолжал требовать от Исламабада невозможного и ужесточал
свои отношения с Пакистаном, одновременно улучшая их с его главным противником
– Индией.
Пакистан
оказался в сложном и трудном положении. По инерции он поддерживал талибов,
поведение которых становилось все более вызывающим и варварским (уничтожение
древних скульптур Будды, расистский подход к иноверцам и «чужакам» и т.д.), что
вызывало огромное недовольство цивилизованного мира и сказывалось, естественно,
и на его отношении к Пакистану. Положение Исламабада было крайне тяжелым – от
него отвернулись бывшие союзники, и в то же время он практически потерял
контроль над деятельностью талибов. Решение дилеммы произошло довольно
неожиданно и с той стороны, откуда этого меньше всего можно было ожидать.
После
трагических событий в сентябре 2001 г. в Америке Вашингтон создал и возглавил
антитеррористическую коалицию для уничтожения «Аль-Каиды» и Движения талибов в
Афганистане. После некоторых колебаний Исламабад повернул свой «афганский» курс
на 180 градусов. Он разорвал все связи с талибами и принял участие в борьбе с
ними.
Необходимо
отметить, что Пакистан не сразу во всем поддержал США в антитеррористической
кампании, и первое время пытался занимать некую «среднюю» позицию. Так, он
противился проведению «акций возмездия», выступал за их скорейшее прекращение,
был против быстрого продвижения войск «Северного Альянса» и др. (во многом это
диктовалось внутренней обстановкой в стране, где были сильны оппозиционные
настроения).
Но
в целом Исламабад оказывал Вашингтону довольно активную поддержку. Так, он
блокировал доставку в Афганистан нефтепродуктов, прекратил транзитную торговлю,
заморозил банковские счета талибских деятелей, военных командиров, духовных
лиц. Была закрыта граница с Афганистаном. США получили возможность использовать
некоторые военно-воздушные базы Пакистана, стали получать информацию от
пакистанских спецслужб по ситуации в Афганистане, особенно тесными были связи
спецслужб в ядерной области. Неоднократно руководители США заявляли, что
Пакистан играет ключевую роль в решении афганского конфликта.
Естественно,
отношение к Пакистану в западном мире сразу же изменилось. Уже в сентябре 2001
г. были сняты американские санкции, затем последовало предоставление
экономической помощи, отсрочка выплаты процентов по внешнему долгу, обещание
кредита в 1 млрд. долл. Такую же позицию заняли и другие спонсоры Пакистана –
Япония, Германия, Англия, Франция и др. Япония, например, объявила о намерении
реструктурировать пакистанский долг – 3,2 млрд. долл., а затем о выделении 1
млрд. долл. на реализацию проектов в социальной сфере Пакистана
(здравоохранение, образование, водоснабжение). Всемирный банк принял решение об
увеличении размеров ежегодной помощи Пакистану на 300 млн. долл. (в целом она
составит около 1 млрд. долл.). На развитие сельского хозяйства заем в 550 млн.
долл. выделил Азиатский банк развития. Важным политическим событием явилось
избрание Пакистана 27 сентября 2002 г. непостоянным членом Совета Безопасности
ООН. Исламабад стали активно посещать руководители этих стран, а недавний
«узурпатор» – генерал П.Мушарраф сделался желанным гостем в США и многих других
западных государствах.
Пакистан
также был крайне заинтересован в улучшении отношений с Западом и прежде всего с
США. Союзничество с США позволяло ему предпринять попытку выйти из
международной изоляции, а также вернуть утраченные позиции в Афганистане. К
тому же на фоне ухудшения отношений с Нью-Дели с конца 2001 г. заручиться
поддержкой западных держав, в первую очередь США, было для Пакистана крайне
важно. Идя на сближение с крупными западными государствами, Исламабад прежде
всего стремился завязать долгосрочные стабильные политические связи и, в
частности, установить «стратегические» отношения с Вашингтоном на различных
уровнях.
В
июне – июле 2003 г. президент Пакистана генерал Первез Мушарраф нанес визиты в
Великобританию, Германию, Францию и США. Они были направлены на то, чтобы
подчеркнуть важность для Исламабада развития отношений с ведущими странами
западной Европы и, конечно, с США, поднять престиж Пакистана на мировой арене,
а также для создания благоприятной международной обстановки в интересах
безопасности и экономического развития страны. Вопросы укрепления
торгово-экономических связей явились главной темой, поднимаемой пакистанской
стороной в ходе двусторонних переговоров. П.Мушарраф не только обратился к
западным странам с просьбой оказать Пакистану экономическую помощь, но и
призвал западных предпринимателей вкладывать средства в экономику Пакистана. Со
своей стороны, США объявили о намерении предоставить экономическую помощь
Пакистану в общей сложности на сумму в 3 млрд. долл. на пять лет. Были подписаны
несколько рамочных соглашений о торговле и инвестициях и научно-техническом
сотрудничестве.
Помимо
этого Пакистан стремится восстановить сотрудничество с Западом и в области
обороны, надеясь на снятие им эмбарго на поставки в страну современного оружия.
Выразив серьезную озабоченность в связи с безопасностью государства, П.Мушарраф
обратился к США с просьбой возобновить военные поставки и предоставить
заказанные Пакистаном еще в 80-е годы истребители Р-16. 1 июля 2003 г. Германия
приняла решение о снятии с Пакистана эмбарго на поставки вооружения.
Западноевропейские
страны оставались по-прежнему основными экономическими и торговыми партнерами
Пакистана.
Еще
в 1990 г. в ходе государственного визита президента Франции Ф.Миттерана в
Пакистан был заключен ряд торгово-экономиче-ских соглашений, в частности и о
предоставлении Пакистану займа в 172 млн. фр. К середине 90-х годов объем
двустороннего торгового оборота между Пакистаном и Францией составил около 1
млрд. долл. В последующие годы выросло число совместных пакистано-француз-ских
предприятий, в основном расположенных в Карачи и Исламабаде. Крайне важным для
Исламабада явилось Соглашение 1993 г., о научно-техническом сотрудничестве в
сфере использования ядерных технологий, в сельском хозяйстве, медицине и охране
окружающей среды8.
Пакистано-французский
деловой союз (Pakistan – France Business Alliance), находящийся в Карачи,
объединяет более 100 пакистанских торговых компаний, через которые идет большая
часть торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Страны ЕС
являются крупнейшими поставщиками товаров в Пакистан, на них же приходится 30%
пакистанского экспорта (что превышает совокупную долю США и Японии). Пакистан
достиг положительного сальдо торгового баланса в отношениях с ЕС, которое в
2001 г. составило 750 млн. евро9.
Основными
рынками сбыта пакистанских товаров в странах ЕС являются Великобритания,
Германия и Франция. Эти страны также лидируют по объему пакистанского импорта
из Европы.
34%
французского экспорта в Пакистан составляют средства производства (машины и
оборудование, электроника и телекоммуникационное оборудование), а 25% –
промежуточные продукты и полуфабрикаты (в основном химикаты, металлопрокат,
узлы и компоненты для энергетического и электронного машиностроения) В
последние годы возрос экспорт продукции агропромышленного комплекса из
Франции10.
По
объему инвестиций в пакистанскую промышленность среди европейских стран
лидируют Великобритания, Германия и Франция. Последняя занимает по этому
показателю 8-е место в мире. В Пакистане функционирует на сегодняшний день
около 33 французских компаний. Наибольшую инвестиционную активность развернули
«Алкатель» в сфере телекоммуникационного оборудования, «Алстом» – электронное
оборудование, «Авентис» – европейский лидер в фармацевтической промышленности,
«Данон» – продукты питания. За последние несколько лет было запланировано и
осуществлено несколько совместных проектов в текстильной, нефтяной и химической
промышленности. Французское участие в пакистанской экономике осуществляется в
основном через совместные франко-пакистанские предприятия и компании, а также
через участие Франции в приватизационных программах, осуществляемых
пакистанским правительством11.
Франция
является одной из крупнейших в мире стран, оказывающих финансовую помощь
Пакистану (за последние 5 лет этот показатель составил около 5 млн. долл.). В
основном эти средства идут на развитие инфраструктуры, что крайне необходимо
для пакистанской экономики12.
Активно
развивалось пакистано-французское сотрудничество и в военной сфере, в рамках
которого Пакистан приобрел несколько подводных лодок, самолетов и др.
Пакистан
и Франция успешно сотрудничают в области культуры, науки и техники. Налажены
прочные научные контакты, осуществляется активный обмен между профессорами и
студентами обеих стран. Ярким показателем сотрудничества в культурной сфере
является то, что в Исламабаде, Карачи, Лахоре и Пешаваре успешно работают
французские культурные центры13.
Среди
прочих двусторонних пакистано-германских соглашений наиболее важными являются
Соглашение о воздушном транспорте, Соглашение об инвестиционном развитии,
Рамочное соглашение о сотрудничестве в технической сфере и др.
За
период с 1961 г. по 2000 г. Германия потратила более 5 млрд. марок на развитие связей
с Пакистаном в различных областях. Так же как и другие западные страны,
Германия приостанавливала темпы сотрудничества с Пакистаном, в частности, в
связи с ядерными испытаниями 1998 г. и военным переворотом 1999 г., но на
сегодняшний день отмечается подъем двусторонних отношений. Это не раз
отмечалось в ходе государственных визитов представителей обеих стран и было
подтверждено также и в ходе государственного визита П.Мушаррафа в июне 2003 г.
по странам Западной Европы. Помимо торгово-экономического сотрудничества
приоритетными направлениями являются сферы здравоохранения и образования.
Германия выступает за развитие демократических принципов, совершенствование
гражданского общества и соблюдение прав человека в Пакистане.
Пакистан
и ФРГ имеют давнюю историю сотрудничества в области культуры, науки и техники.
Об этом свидетельствуют многочисленные научные и культурные контакты между
специалистами обеих стран. В Карачи осуществляется ряд проектов под эгидой
Института Гёте, а при поддержке немецкого посольства в Пакистане и
пакистано-германских обществ дружбы в Лахоре и Исламабаде проводятся различные
культурные и научные программы15.
Однако
по-прежнему в отношениях Пакистана с западным миром приоритетное направление
занимает сотрудничество с США. После начала антитеррористической
операции в Афганистане пакистанские и некоторые западные СМИ активно заговорили
о той помощи, которую Пакистан оказал США и их союзникам в операции в
Афганистане. Это также отмечалось в ходе официальных встреч представителей обеих
стран. В феврале 2002 г. в ходе государственного визита П.Мушаррафа в США
стороны заявили о начале новой фазы в истории пакистано-американских отношений,
направленных на развитие долгосрочного партнерства в сфере политики, экономики
и обороны16. Президент Дж. Буш отметил, что Первез Мушарраф – важнейший партнер
международной коалиции в борьбе с терроризмом. Сотрудничество с Пакистаном
будет продолжаться, и Вашингтон выполнит все свои обещания17. В ходе этого же
визита также обсуждались детали предоставления Пакистану экономической помощи
на сумму 350 млн. долл., в том числе и 51 млн. на военные нужды.
В
рамках активизации военного сотрудничества Пакистан осуществил закупки военной
техники (самолетов, вертолетов, оборудования для ведения пограничного контроля),
была возобновлена работа пакистано-американской консультативной группы по
вопросам обороны, достигнута договоренность о восстановлении в прежних объемах
программы подготовки военных технических специалистов и проведении совместных
пакистано-американских маневров на суше, в море и в воздухе. В октябре 2002 г.
эти маневры были проведены18.
Следует
отметить, что активизировалось пакистано-американское сотрудничество по линии
спецслужб. В ходе совместных спецопераций были арестованы многие члены
организации «Аль-Каида» и Движения талибов, переместившихся на территорию
Пакистана после проведения антитеррористической операции в Афганистане. К концу
2002 г. в Пакистане функционировало около 44 офисов ФБР, расположенных в
основном в Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции19. Главными
направлениями сотрудничества по линии спецслужб являются обмен информацией о
месте нахождения преступников, организация и проведение арестов, осуществление
совместных расследований, отслеживание каналов финансирования экстремистских
группировок, обучение американскими специалистами пакистанских коллег методам
борьбы с террористами. Однако несмотря на официальные заявления властей и на
определенные успехи по уничтожению очагов терроризма на территории Пакистана, в
последнее время все больше появляется фактов, свидетельствующих о том, что
успехи антитеррористической борьбы сильно преувеличены. Бывшие талибы и их
руководители предположительно спокойно находят убежище и помощь на территории
Пакистана, террористические организации продолжают получать финансовую и
моральную поддержку, а пойманные главари экстремистов через какое-то время
выпускаются на свободу.
Показав
себя в ходе американской операции в Афганистане верным союзником США, Пакистан
во многом выиграл во внешнеполитической сфере. Совместно они выступали со
многими инициативами по обустройству мирной жизни Афганистана. Важно отметить,
что с одной стороны, от сотрудничества с США в афганском вопросе Пакистан явно
выигрывает, но с другой, это создает Исламабаду крупные внутриполитические
проблемы, особенно в приграничных с Афганистаном пуштунских районах, где сильны
антиамериканские настроения.
Представляется,
что возникшее в ходе антитеррористической кампании сотрудничество США с
Пакистаном будет продолжено. Конечно, можно вспомнить, как США изменили свой
курс в отношении Пакистана в начале 90-х годов. Однако с учетом нынешней
нестабильности в Афганистане США, вероятно, долго будут нуждаться в таком
союзнике, как Пакистан. Кроме того, Вашингтон сможет использовать сотрудничество
с Исламабадом и во взаимоотношениях с Индией для определенного давления на нее.
В
отличие от прежних периодов в США сейчас нет веских доводов для прекращения
отношений с Пакистаном. Однако представляется, что сотрудничество это не
перейдет в разряд «стратегического» и будет в дальнейшем сильно зависеть от
внешних обстоятельств.
Одним
из самых существенных ограничителей на пути американо-пакистанских
взаимоотношений является индийский фактор. США в силу многих причин
заинтересованы в тесном сотрудничестве с Индией. Но последняя находится в
конфронтации с Пакистаном, что и будет препятствовать развитию
американо-пакистанских отношений. Это, в частности, проявилось и в отношении
Нью-Дели к самому участию Пакистана в антитеррористической кампании. Союз Америки
и Пакистана вызвал возмущение и недоумение со стороны Индии, министр внутренних
дел которой Л.К.Адвани резко высказался по поводу того, что «террористическое
государство, которое причиняло Индии беспокойство на протяжении десятилетий,
стало главным союзником США в борьбе с терроризмом»20.
В
данной статье было показано непостоянное, меняющееся отношение США к Пакистану
в зависимости от внутренних и внешних проблем, сопровождающих этот процесс.
Существенную роль в нем играл «индийский фактор», конфронтация между Пакистаном
и Индией. Вашингтону все время приходилось оценивать степень и характер
взаимоотношений этих стран и соответственно определять свой подход к каждому
государству. В 50-е годы США были целиком на стороне Пакистана, игравшего
важную роль в создании их глобальной блоковой структуры, в то время как Индия
раздражала Вашингтон своей политикой неприсоединения. В дальнейшем, особенно во
время пакистано-индийских вооруженных конфликтов, у США был примерно равный
подход к его участникам. В период афганских событий 80-х годов США безусловно
поддерживали Пакистан. Десятилетием позже это отношение ухудшилось и
соответствующим образом улучшился подход США к Индии. В настоящее время
американская позиция в отношении Нью-Дели и Исламабада сбалансирована, хотя в
целом предпочтение отдается Индии.
Это
предпочтение особенно проявляется в наиболее болезненной для Пакистана проблеме
– военном сотрудничестве. После снятия санкций с Индии и Пакистана в 2001 г.
США сразу же восстановили военное сотрудничество с Нью-Дели, включая поставки
оружия и сотрудничество в области высоких технологий (развитие ядерной
энергетики, мирное освоение космического пространства, модернизация ряда
высокотехнологических отраслей производства).
Что
касается Пакистана, то в первое время отмена американских санкций практически
не коснулась военной сферы. Впоследствии началась медленная эволюция военного
сотрудничества, которое вначале сводилось к взаимным визитам высших военных
чинов обеих стран, обсуждению перспектив и планов такого сотрудничества.
Восстановила свою работу пакистано-американская консультативная группа по
вопросам обороны (не действовала с 1997 г.). В ее рамках были созданы рабочие
группы по военному сотрудничеству, содействию безопасности, а также
антитеррористической деятельности. Были проведены пакистано-американские
военные маневры.
Лишь
в последнее время состоялись небольшие поставки техники «двойного назначения» –
грузовиков, джипов, машин скорой помощи, вертолетов, аппаратуры ближней и
дальней связи, оборудования для укрепления пакистано-афганской границы,
мониторинга положения на «линии контроля» в Кашмире. В январе 2003 г. США
передали силовым структурам Белуджистана технических средств на 30 млн. долл.
для усиления охраны границы с Афганистаном и Ираном (2400 км), борьбы с
агентурой «Аль-Каиды», противодействия производству и провозу наркотиков21.
Таким образом, американо-пакистанское военное сотрудничество и соответствующие
поставки техники определяются главным образом потребностями борьбы с
терроризмом и сложностью положения на границах. В конце 2003 г. Пакистану была
передана партия в 60 боевых вертолетов, что объяснялось американской
администрацией «необходимостью борьбы пакистанских вооруженных сил с отрядами
талибов и «Аль-Каидой».
При
этом Вашингтон внимательно следил за положением ракетно-ядерного потенциала
Пакистана, особенно опасаясь каких-либо его контактов со «странами-изгоями» и
возможностей попадания оружия массового уничтожения в руки террористов. В
апреле 2003 г. власти США объявили о введении санкций против пакистанского
Института ядерных исследований, где ведутся также работы по ракетостроению,
который был обвинен в закупке у Северной Кореи партии ракет среднего радиуса
действия «Нодон», способных нести ядерные боеголовки. Тогда президент Первез
Мушарраф лично заверил американское руководство в том, что он не будет помогать
Северной Корее получить ядерную бомбу. Несмотря на то, что экономического урона
эти санкции нанести Пакистану не могли, они имели важное психологическое
значение: Вашингтон впервые пошел на серьезные ограничения торговли с
Пакистаном с тех пор, как после 11 сентября 2001 г. Исламабад был объявлен
важнейшим союзником Вашингтона в антитеррористической борьбе.
Однако
военно-техническое сотрудничество с Пакистаном США не свернули. Более того, уже
в сентябре 2003 г. обсуждался вопрос о поставках в Пакистан современной военной
техники и вооружений на сумму 9 млрд. долл. Исламабад выразил также пожелание
получить 40 истребителей Ф-16, современное радарное и другое оборудование для
сухопутных и военно-морских сил. Продолжало развиваться сотрудничество
Пакистана и США по линии спецслужб, пакистанские военные специалисты проходили
обучение и стажировку в Америке.
Более
того, на позицию США не повлияли ставшие известными факты поставок Пакистаном в
течение длительного времени ядерных технологий и ноу-хау Ирану, Ливии и
Северной Корее. Вашингтон удовлетворили объяснения Исламабада, что к этим
поставкам руководство не имело никакого отношения, а осуществлялись они
ведущими специалистами-ядерщиками в интересах личной наживы.
Важным
фактором, влияющим на сотрудничество между США и Пакистаном, является состояние
индийско-пакистанских отношений. Существующая напряженность в них не
соответствует интересам США, как и других великих держав – России и КНР, поскольку
препятствует развитию их связей с обоими участниками конфликта, мешает
установлению выгодного баланса в отношениях с ними, в какой-то мере негативно
сказывается и на взаимоотношениях самих великих держав. Поэтому они настойчиво
выступают за урегулирование индийско-пакистанских проблем, за установление на
субконтиненте нормальных добрососедских отношений. Великие державы
заинтересованы в прекращении террористической деятельности в этом регионе,
представляющей серьезную опасность. Значительна была роль США, России и КНР в
недопущении перерастания кризисного состояния отношений Индии и Пакистана в
начале нового тысячелетия в широкомасштабный вооруженный конфликт, возможно, с
применением ядерного оружия. В дальнейшем великие державы последовательно выступали
за преодоление последствий этого кризиса, улучшение взаимоотношений двух
соседних государств. Примерно с середины 2003 г. «процесс пошел» в нужном
направлении: войска обеих стран, находившиеся в непосредственной близости, были
отведены на определенное расстояние, прекратился огонь на межгосударственной
границе и «линии контроля» в Кашмире, возобновлены транспортные связи между
Индией и Пакистаном, была восстановлена численность их дипломатических миссий,
сокращенная в период кризиса, разработана система мер доверия, способствующих
нормализации двусторонних отношений. Возникла возможность возобновления
политического диалога между Пакистаном и Индией, на чем настаивают США. Таким
образом, без преувеличения можно сказать, что отношения между Исламабадом и Вашингтоном
будут во многом зависеть от пакистано-индийских отношений.
Определенным
ограничителем американо-пакистанских взаимоотношений может стать
конфессиональный характер Пакистана. Он является частью мировой мусульманской
общины (уммы), и его внешнеполитические действия существенно зависят от
положения в мусульманском мире и от настроений внутри страны, где сильны
происламские чувства. В силу этих обстоятельств Пакистан не сможет безусловно
поддерживать США в их проводимых (Ирак) и предполагаемых акциях против других
мусульманских стран. Это, с одной стороны, будет вызывать недовольство США, а с
другой, постоянно ставить пакистанское руководство перед сложнейшим выбором,
для осуществления которого необходима как политическая воля, так и объективные
возможности. Последние события в Пакистане (особенно в приграничных с
Афганистаном районах) свидетельствуют о нарастающем недовольстве населения
«прозападной» политикой властей. Несомненно, это осложняет
американо-пакистанские отношения.
В
целом можно сказать, что прочные отношения с Западом, в первую очередь с США,
крайне важны для Исламабада, они укрепляют его международные позиции,
способствуют его экономическому развитию. Однако часто он становится заложником
своей зависимости от западных стран. Стремясь играть лидирующую роль в
мусульманском мире, с учетом нынешней сложной глобальной политической
обстановки Пакистан вынужден действовать крайне осторожно и взвешенно в своих
внешнеполитических акциях. Очень многое будет зависеть от этого и в дальнейшем.
Если страна не будет выходить за рамки американских интересов, будет
согласовывать свою политику с устремлениями Вашингтона, то это будет
содействовать развитию их контактов. Если же Исламабад будет проявлять
самостоятельность и «своевольничать», то это негативно скажется на
американо-пакистанских отношениях. Думается все же, что в будущем эти отношения
станут более стабилизированы, не возникнет, как в прошлом, резких падений и
подъемов, в целом они смогут держаться на устойчивом среднем уровне, с
тенденцией к повышению. Доказательством тому стал следующий факт. В середине
марта 2004 г. Пакистан посетил с визитом госсекретарь США Колин Пауэлл, который
по итогам своего пребывания в стране заявил, что США включают Пакистан в список
ближайших стран-союзниц США, не являющихся членами НАТО. К числу таких
государств относятся также такие страны, как Египет, Израиль, Япония, Южная
Корея и некоторые другие. Включение Пакистана в этот список является, по словам
госсекретаря, признанием заслуг Исламабада в борьбе против терроризма. Этот шаг
Вашингтона означает снятие последних американских санкций, наложенных на
Пакистан в 1999 г. в связи с военным переворотом. Включение Пакистана в этот
«эксклюзивный клуб» принесет ему ощутимую экономическую и военную помощь и
получение вооружений и, возможно, откроет путь к тесному и долгосрочному
сотрудничеству. Видимо, таким же будет и отношение к Пакистану ведущих
европейских государств.
пакистан американский внешнеполитический акция
1.
www.russian.xinhuanet.com/htm/07071506041.htm
2.
Москаленко
В.Н. Внешняя политика Пакистана (формирование и основные этапы эволюции). – М.,
1984, с. 5.
3.
Американо-пакистанские
отношения // Энциклопедия Пакистана. – М.,
4.
www.iang.com.pk/thenews/iul2003-weeklv/busrev-28-07-2003/p6.htm
5.
www.german-embassv.org.pk/en/home/news13.html
6.
www.german-embassv.org.pk/en/home/news13.html
7.
Пульс
планеты, 14.02.2002.
8.
Коммерсант.
М., 17.10.2001.
9.
Военное
обозрение. М., 2003, № 3, с. 57