Международные экономические отношения: промышленность, сельское хозяйство и транспортная система

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Международное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,82 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международные экономические отношения: промышленность, сельское хозяйство и транспортная система













Реферат

на тему: "Международные экономические отношения: промышленность, сельское хозяйство и транспортная система"

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

МГРТ в наши дни не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция (МЭИ) — высшая степень МГРТ, форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики как между самими этими странами, так и по отношению к третьим странам.

Крупнейшей государственно-монополистической интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС), объединяющий 15 стран Западной Европы с населением почти 370 млн чел.: Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Португалию, Грецию, Ирландию, Финляндию, Швецию, Австрию.

Россия и другие бывшие соцстраны заинтересованы в укреплении связей с ЕС и даже во вступлении в него. Ближайшими кандидатами на вступление в ЕС являются Кипр, Венгрия, Мальта, Польша и Турция. О вступлении в ЕС России, экономика которой крайне неустойчива и непрогнозируема, речь пока не идет.

Другая крупная интеграционная группировка, объединяющая 370 млн чел., — это Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда вошли США, Канада и Мексика. Интеграционные связи здесь значительно слабее, чем в ЕС, и вопрос о координации внешней политики не ставится.

Развивающиеся страны также создают свои интеграционные группировки, которым до интеграции европейского типа еще очень далеко. Это Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Эти страны также объявили о создании зоны свободной торговли. Другой пример — Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), в ее составе 11 стран Южной Америки. Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ) преследует цель создать общий рынок в Карибском регионе и объединяет 13 государств.

В 1991 г. было сформировано Содружество Независимых Государств (СНГ), куда вошли все бывшие советские республики, кроме Эстонии, Латвии и Литвы. Они пытаются восстановить утраченные экономические связи, в частности, в 1993 г. был подписан Договор об экономическом союзе, согласно которому должно произойти формирование единого экономического пространства, в котором отношения будут строиться на рыночной основе.

Кроме региональных, в системе мирового хозяйства имеются отраслевые экономические группировки. Самая крупная из них — Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 12 стран: Алжир, Габон, Индонезию, Иран, Ирак, Кувейт, Ливию, Нигерию, Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Венесуэлу.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Развитые страны занимают лидирующее положение в этих связях. Большинство из них, получающих основную часть своего дохода благодаря экспорту товаров и услуг, называются странами с открытой экономикой.

Второе место в системе всемирных экономических отношений занимают развивающиеся страны. Они по-прежнему зависят от экспорта сырья, топлива, продовольствия, цены на которые снизились. В результате их финансовая задолженность развитым странам достигла 1,5 трлн долл.

В последние десятилетия получили широкое распространение свободные экономические зоны (СЭЗ), через которые проходит 10% мирового товарооборота. СЭЗ — это ограниченная территория страны, имеющая выгодные ЭГП, в которой устанавливается льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории.

Международная торговля — старейшая форма международных отношений, которая в эпоху НТР приобрела "второе дыхание". Она характеризуется оборотом, товарной структурой и географическим распределением.

Темпы роста внешнеторгового оборота опережают темпы роста ВНП, что свидетельствует об углублении МГРТ. За последние 20 лет он вырос более чем в 10 раз. Для товарной структуры характерно снижение доли топлива, сырья, продовольствия с 55% в 1960 г. до 25% в 90-х гг., и соответственно повысилась доля готовых изделий, особенно наукоемких.

Географическое распределение мировой торговли отличается сильной неравномерностью: 77% мирового экспорта приходится на развитые страны, в том числе 47% — на страны Западной Европы. Второе место в мировом товарообороте принадлежит странам Азии, где безусловным лидером является Япония, а также новые индустриальные страны (НИС) и нефтедобывающие страны Персидского залива. Третье место занимает Северная Америка, где "первую скрипку" играют США. Из-за большой зависимости развитых стран от импорта сырья, и прежде всего топлива, у многих из них сложился отрицательный (пассивный) торговый баланс. Это в первую очередь относится к США.

Помимо торговли второй формой международных экономических отношений является кредитно-финансовая, выражающаяся в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главными экспортерами капитала остаются США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония, причем 80% идет в развитые страны.

Большое развитие получило международное производственное сотрудничество, заключающееся в специализации и международном кооперировании предприятий.

Важная форма международных экономических отношений — научно-техническое сотрудничество, выражающееся в обмене патентами, лицензиями, проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.


ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

За последнее столетие промышленное производство выросло в 50 раз, причем 3/4 этого прироста пришлось на вторую половину XX в. Лидерами мирового промышленного производства являются США (19%), Япония (11%), КНР (8%), Германия (6%), Россия (4%). В структуре промышленности развитых стран 8% приходится на добывающие отрасли и 92% — на обрабатывающие; в структуре обрабатывающей промышленности преобладает тяжелая — 66%, на легкую остается 26% . В структуре промышленности развивающихся стран удельный вес добывающих отраслей намного выше, а в обрабатывающих отраслях преобладают первичная переработка сырья, легкая и пищевая промышленность.

Топливно-энергетическая промышленность. В топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) до начала первой мировой войны преобладал уголь. Позже его потеснил газ и особенно нефть, доля которой в ТЭБ в середине 70-х гг. достигла почти 40%. Причина этому — крайняя дешевизна нефти, которая добывалась в основном в бассейнах развивающихся стран. За последние годы доля нефти в мировом потреблении энергоресурсов несколько снизилась и сейчас стабилизировалась на уровне 35%; доля природного газа составляет чуть более 20%, угля — около 30%. С 70-х гг. неуклонно растет доля атомной энергии, и сейчас она составляет около 10%. В настоящее время мировая энергетика характеризуется постепенным переходом от использования исчерпаемых ресурсов топлива к использованию возобновляемых и неисчерпаемых ресурсов.

Нефтяная промышленность остается ведущей отраслью топливно-энергетической промышленности, где главную роль играют страны, добывающие более 90 млн т нефти в год: Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика, КНР, Венесуэла, ОАЭ, Норвегия, Канада, Великобритания, Нигерия. Добыча нефти быстро росла до энергетического кризиса 70-х гг., затем она резко сократилась; позднее снова несколько возросла. Что касается отдельных стран и регионов, то в странах СНГ добыча нефти упала в 2 раза, значительно сократилась добыча нефти в США. В то же время в странах Ближнего Востока и Норвегии она возросла.

В международную торговлю поступает 40% всей добываемой нефти, причем большая доля нефти сейчас предварительно перерабатывается непосредственно в развивающихся нефтедобывающих странах. В мировом хозяйстве образовался большой территориальный разрыв между районами ее добычи и переработки, хотя в последние годы он несколько сократился.

Газовая промышленность, как и нефтяная, получила значительное развитие после второй мировой войны. Природный газ — самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн — Западная Сибирь. Крупнейшей газодобывающей страной являются также США; далее с большим отрывом идут Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания. Видно, что, в отличие от нефтедобывающих, главные газодобывающие страны — развитые страны Европы и Северной Америки, хотя в последние годы растет добыча газа и в развивающихся странах, прежде всего в Алжире, Индонезии, Саудовской Аравии, Иране. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ (Западная Сибирь, Туркменистан, Узбекистан) и Ближний Восток (прежде всего Иран). Главными экспортерами газа являются Россия, поставляющая газ в Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; и наконец, Индонезия, ближневосточные страны и Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам (в том числе подводным) и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.

Развитие угольной промышленности в эпоху дешевой нефти и увеличения добычи газа резко сократилось, но после кризиса 70-х гг. стабилизировалось, и сейчас намечается постепенный рост добычи угля. Так же как и в газовой промышленности, главные угледобывающие страны в большинстве своем — развитые: КНР, США, Германия, Россия, Польша, Австралия, Индия, ЮАР. В России добыча угля в последние годы резко падает, в то время как в КНР и США угольная промышленность развивается весьма динамично.

По разведанным запасам угля также лидируют в основном развитые страны: США, значительно меньше запасы в странах СНГ (Россия, Украина, Казахстан), затем идут КНР, Германия, Великобритания, Австралия, ЮАР. В большинстве своем уголь потребляется в тех же странах, где ведется его добыча, поэтому на мировой рынок попадает сравнительно небольшая его часть — 8%. Но в структуре торговли произошли изменения. Если еще 20—30 лет назад на мировом рынке преобладал спрос на технологический коксующийся уголь, то в последнее время в связи с замедлением развития черной металлургии спрос на него стал падать, а спрос на энергетический уголь — расти. Главные экспортеры угля — США и Австралия, в меньшей степени ЮАР, Россия, Польша, Канада. Главные импортеры угля — Япония, Республика Корея и ряд европейских стран.

Электроэнергетика развивается высокими темпами. Производство и потребление электроэнергии растут быстрее, чем первичных энергоресурсов. На развитые страны приходится 80% мировой выработки электроэнергии. Это прежде всего США, вырабатывающие электроэнергии в 3 раза больше, чем Россия; затем следуют Россия, Япония, КНР, Германия, Канада. Среднедушевое производство электроэнергии — 2140 кВт*ч, в то же время в Норвегии — 29 тыс. кВт • ч, а в КНР — 550 кВт'Ч. Ведущее место в мире принадлежит теплоэнергетике, дающей 63% мировой электроэнергии. ТЭС обычно ориентируются либо на топливные ресурсы, либо на потребителя. Странами, где большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС, являются США, Россия, многие европейские государства (включая Нидерланды и Польшу, где почти вся электроэнергия вырабатывается на ТЭС), ЮАР, КНР, Мексика, Австралия.

Второе место принадлежит гидроэнергетике, доля которой в производстве электроэнергии составляет 20%. Здесь лидируют страны Латинской Америки, обладающие огромными гидроэнергоресурсами: Бразилия (92% всей энергии дают ГЭС), Венесуэла, Аргентина и др., а также Канада, Норвегия, Швеция, Албания, Австрия, Новая Зеландия. В настоящее время главные перспективы гидроэнергетики связаны с развивающимися странами.

Атомная энергетика дает сегодня 18% мировой электроэнергии, и ее доля постепенно увеличивается, хотя не так быстро, как предполагалось. Причина заключается в том, что произошла переоценка экологических последствий строительства АЭС, в первую очередь после аварии на Чернобыльской АЭС. Можно выделить группу стран, где атомная энергетика является ведущей. Это Франция, где на АЭС вырабатывается 72% электроэнергии, Бельгия, Швеция, Швейцария. В России на АЭС вырабатывается 12% электроэнергии. А по абсолютному количеству выработки энергии на АЭС лидируют США, Франция, Япония, Россия, Германия.

Подорожание нефти способствовало повышению интереса к нетрадиционным (альтернативным) источникам энергии: геотермальной, используемой как для обогрева зданий, так и для получения электроэнергии.

Металлургическая промышленность. В 70-х гг. в связи с переориентацией на ресурсосбережение, уменьшение металлоемкости производства темпы развития металлургии, как одной из старых отраслей, затормозились. И тем не менее металлургия остается одной из базовых отраслей и обеспечивает человечество конструкционными материалами — черными и цветными металлами.

География черной металлургии складывалась под влиянием топливно-ресурсных факторов — каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы, США стабилизировалась или даже уменьшилась из-за оскудения ряда месторождений, а в развивающихся странах, где имеется избыток дешевой рабочей силы, наоборот, увеличилась. Возросла она также в Канаде, Австралии, ЮАР. Главные страны — экспортеры железной руды — Бразилия, Австралия, Индия, Канада. Основные импортеры — западноевропейские страны, Япония, США.

Во многих странах объемы выплавки чугуна и стали отличаются друг от друга не сильно, однако в большинстве развитых стран выплавка стали значительно превышает выплавку чугуна, что говорит о широком использовании металлолома. Ведущими странами в производстве металла являются Япония, США, КНР, Россия, Германия, Украина, В то время как в развитых странах выплавка стали либо снижается, либо остается стабильной, в развивающихся странах она увеличивается. Это прежде всего касается Бангладеш, Республики Кореи, Индии, Мексики.

В течение многих лет черная металлургия ориентировалась либо на территориальное сочетание бассейнов коксующегося угля и железной руды, либо на один из них. Однако в эпоху НТР черная металлургия все более ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам, получающим импортное сырье и топливо. В последнее время широкое распространение получает ориентация на потребителя, что объясняется переходом от сооружения комбинатов-гигантов к созданию мини-заводов, в большей степени отвечающих требованиям охраны окружающей среды.

Цветная металлургия по объему производства уступает черной более чем в 20 раз. После второй мировой войны на первое место выдвинулось производство алюминия и редких металлов — кобальта, титана, лития, бериллия. Для руд тяжелых металлов типично низкое содержание самого металла — от двух до десятых долей процента. Поэтому металлургия тяжелых цветных металлов имеет сырьевую ориентацию в размещении предприятий. Так, в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Испании, Польше, Чили, Народной Республике Конго, Замбии, Перу подобная ориентация привела к тому, что главные центры выплавки меди сформировались в местах добычи медной руды. В развивающихся странах сложились главным образом начальные стадии производства — добыча руды, производство концентрата и черновой меди; в развитых странах — весь цикл производства или же только конечные стадии — в тех странах, которые не располагают собственными запасами медной руды. Во второй половине 70-х гг., когда был взят курс на ресурсосбережение и охрану окружающей среды, выплавка тяжелых металлов в развитых странах стала сокращаться, а в развивающихся, наоборот, увеличиваться: они стали осваивать не только начальные, но и конечные стадии производственного процесса, налаживая выпуск рафинированной меди. И как следствие территориальный разрыв между производством и потреблением тяжелых цветных металлов сохраняется и даже увеличивается. Главные экспортеры рафинированной меди — Чили, Замбия, Народная Республика Конго, Перу, Филиппины, а главные импортеры — США, Германия, Франция, Италия, Япония, Великобритания.

В отличие от тяжелых руды легких цветных металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного компонента — глинозема напоминают железную руду (40—60%) и поэтому вполне транспортабельны. Основные запасы бокситов, где ведется их добыча, сосредоточены в тропических и субтропических поясах — в Австралии, Гвинее, на Ямайке, в Бразилии, КНР, Индии, Суринаме, т. е. преимущественно в развивающихся странах. Выплавка же алюминия и других легких металлов — крайне электроемкий процесс, который могут себе позволить в основном развитые страны, где имеются крупные источники дешевой электроэнергии. Поэтому алюминиевая промышленность характеризуется очень сильным территориальным разрывом между добычей сырья, с одной стороны, и его переработкой и потреблением — с другой. США, Япония, Германия обеспечивают 80% всей выплавки алюминия, и на них же приходится 70% потребления алюминия. Такие страны, как Канада, Норвегия, Исландия, Австрия, Швейцария, ОАЭ, Бахрейн, абсолютно не имеющие алюминиевого сырья, выплавляют алюминий, используя дешевую электроэнергию, а затем его полностью экспортируют.

Машиностроение — одна из самых старых отраслей. В наши дни по числу занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место среди всех отраслей промышленности. В эпоху НТР ориентация машиностроительных заводов на металл значительно уменьшилась. Зато увеличилась их ориентация на трудовые ресурсы и центры научных исследований.

В машиностроении лидируют три страны — США, Япония и Германия, оно также широко развито во Франции, Великобритании, Италии, Испании, КНР, Канаде, Бразилии, России. Для этих стран характерен полный набор машиностроительного производства, включающий почти все его подотрасли.

Химическая промышленность. Наряду с машиностроением это самая динамичная отрасль современной промышленности, определяющая НТП. Основные черты ее размещения также сходны с размещением машиностроения. До недавнего времени в развивающихся странах химическая промышленность была представлена добычей химического сырья. Однако сейчас там активно развивается химия органического синтеза, прежде всего на базе нефтехимии. Выпуск сложной наукоемкой продукции продолжается в развитых странах — США, Японии и странах Западной Европы, причем химическая промышленность заметно смещается либо к источникам сырья (нефтяным бассейнам), либо к портам его ввоза.

Лесная промышленность характеризуется наличием двух лесных поясов. Северный лесной пояс, в котором заготавливается хвойная древесина, проходит через Россию, Финляндию, Швецию, Канаду, США. Россия, занимающая 1-е место по запасам древесины, по производству целлюлозы и бумаги отстает от США в 7 раз. Главные экспортеры леса — Канада, США, Россия; главные импортеры — страны Западной Европы и Япония. Южный лесной пояс захватывает экваториальный и субэкваториальный климатические пояса — Бразилию, Экваториальную Африку, Юго-Восточную Азию. Часть ценнейших пород деревьев вывозится в развитые страны, остальная идет на дрова.

Текстильная промышленность — одна из самых старых отраслей. В структуре производства уменьшается доля натурального и увеличивается доля химического волокна. На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей, где лидерами являются Китай, Индия, Россия и другие, преимущественно развивающиеся страны. Второе место принадлежит производству тканей из химического волокна; здесь доминируют США, Индия, Япония и ряд других развитых стран. На третьем месте производство шелковых и на четвертом — шерстяных тканей, причем в обоих случаях первенствуют развитые страны: по шерстяным тканям — Италия, Россия, КНР, Япония; по шелковым — США, Япония, КНР, Россия.

В то же время доля продукции, предназначенной для экспорта, в развивающихся странах значительно выше, поэтому главные экспортеры тканей — Гонконг, Пакистан, Индия, КНР, Египет, Тайвань, Республика Корея, Бразилия, где текстильная и швейная промышленность переживают настоящий бум, ориентируясь на дешевую рабочую силу. В развитых странах, наоборот, многие старопромышленные районы испытывают упадок.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Это вторая ведущая отрасль материального производства. Все типы сельского хозяйства можно объединить в две большие группы. Во-первых, это развитое товарное сельское хозяйство, которое подразумевает интенсивное земледелие и животноводство. Во-вторых, это потребительское сельское хозяйство, включающее отсталое плужное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое скотоводство и примитивное собирательство.

В развитых странах, достигших постиндустриальной стадии, преобладает товарное сельское хозяйство, где имеет место максимальное внедрение самых последних достижений научно-технического прогресса: электроники, химизации, автоматизации, селекции, биотехнологии. Агропромышленный комплекс приобрел форму агробизнеса, который наряду с производством сельскохозяйственной продукции включает производство средств производства для сельского хозяйства, а также переработку, хранение, сбыт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Он придает сельскому хозяйству индустриальный характер.

В развивающихся странах представлено как развитое товарное, так и традиционное потребительское сельское хозяйство. Товарное хозяйство — это крупные, хорошо организованные плантации и фермы. Их производство ориентировано в основном на внешний рынок, представляя собой "государство в государстве" — отдельные острова сельскохозяйственного благополучия. Преобладает же в развивающихся странах традиционное потребительское сельское хозяйство, в основном растениеводческого направления. Потребительский сектор представлен сотнями миллионов мелких хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, с трудом обеспечивая пропитание семьи. Производительность труда здесь в 25 раз ниже, чем в развитых странах. Из 1,1 млрд чел. экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, на развитые страны Запада приходится 34 млн чел., на бывший СССР — 20 млн, а на все развивающиеся страны — более 1 млрд чел.

В 60-х гг. в развивающихся странах началась "зеленая революция". Это одна из форм НТР, включающая в себя выведение новых сортов зерновых культур, расширение ирригации и широкое применение современной техники и химикатов. Однако "зеленая революция" не полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды, т. к. коснулась в основном тех очагов сельского хозяйства, где развито товарное земледелие и которые принадлежат иностранным компаниям. Поэтому можно заключить, что отставание сельского хозяйства в развивающихся странах обусловлено не столько природными условиями, сколько социально-экономическими причинами.

В растениеводстве зерновые культуры — это основа сельского хозяйства, они занимают 50% всей обрабатываемой площади. Зерновое хозяйство представлено тремя основными культурами: пшеницей (32% площади зерновых), рисом (20%) и кукурузой (18%), которые дают 80% валового сбора зерновых культур. Пшеница — основной продукт питания для половины человечества. Преобладающая часть ее сбора приходится на КНР, США, Индию, Россию, Францию, Канаду. Рис — также основной продукт питания для половины человечества. Основные страны—производители риса — это государства Южной и Юго-Восточной Азии: КНР, Индия, Индонезия и др. Посевы кукурузы, как правило, совпадают с посевами пшеницы. Ее главные производители — США, КНР, Бразилия.

На мировой рынок поступает около 15% производимого зерна, в основном пшеницы, чуть меньше — кукурузы. Главные экспортеры зерна — США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина. Импортерами продовольственного зерна большей частью являются развивающиеся страны — Египет, Бразилия, КНР, Иран и др.; кормового зерна — развитые страны — Россия, Япония, ряд западноевропейских государств. Россия, являющаяся крупнейшим производителем зерна, из-за крайне низкого уровня сельскохозяйственного производства и огромных потерь зерна вынуждена покрывать 10—15% потребностей страны в зерне за счет импорта.

Помимо зерновых культур в мире используются масличные, клубнеплодные, сахароносные, тонизирующие, овощные, плодовые культуры. Масличные культуры наиболее распространены в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Активно увеличивается сбор сои, как кормовой и продовольственной культуры. По ее сбору 1-е место занимают США, далее идут Бразилия и Аргентина. Главные производители подсолнечника — Россия, Украина, страны Южной Европы, США, КНР. Первое место по сбору арахиса занимает Индия, оливок — Италия. Самая распространенная культура из клубнеплодных — картофель, наибольший сбор которого приходится на Россию, Польшу и Китай. Сахароносные культуры обеспечивают человечество сахаром, причем 60% сахара производится из сахарного тростника и 40% — из сахарной свеклы. Сахарный тростник выращивается в районах с тропическим и субтропическим климатом — в Индии, на Кубе, в Бразилии, Таиланде, а сахарная свекла — в умеренном поясе: на Украине, во Франции, России, США. Тонизирующие культуры — чай, кофе, какао — выращиваются в тропиках, а чай — даже в субтропиках.

Из непродовольственных культур нужно выделить хлопчатник, выращиваемый в странах Америки, Азии и Африки: в КНР, США, Индии, Узбекистане, Пакистане. 75% льна производится в России и Белоруссии; 80% натурального каучука дают Малайзия, Индонезия, Таиланд.

Животноводство — ведущая отрасль сельского хозяйства большинства развитых стран. Здесь оно носит интенсивный характер, в то время как в развивающихся странах оно малопродуктивно и развивается экстенсивно. Общее поголовье скота — 4 млрд голов.

Крупный рогатый скот (1,3 млрд голов) дает почти все молоко и 35% мяса. Лидеры по его выращиванию — Индия, Бразилия, США и КНР. Наиболее крупные товарные хозяйства по производству мяса находятся в США, Канаде, Аргентине, Австралии. Интенсивное молочное и мясо-молочное скотоводство распространено в лесной и лесостепной зоне — в густонаселенных районах Европы и Северной Америки. Мясной скот разводят в засушливых регионах, где преобладает экстенсивное скотоводство — в Южной Америке, Австралии, на юге Северной Америки.

Свиноводство (0,8 млрд голов) дает 40% мясной продукции, тяготеет к густонаселенным районам. Безусловным лидером по поголовью свиней является Китай.

Овцеводство (1,2 млрд голов) дает мясо и шерсть. Крупнейшие в мире районы овцеводства — саванны и полупустынные территории Австралии, а также Китай и Новая Зеландия.

По производству мяса на первом месте стоят США, далее следуют Китай и Россия. Но по душевому показателю на первом месте Нидерланды, на третьем — США, на двенадцатом — Россия. Несмотря на то что по поголовью скота в целом развивающиеся страны значительно опережают развитые, последние намного превосходят развивающиеся страны в производстве мясных и молочных продуктов.

Рыболовство — древнейшая отрасль хозяйства. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 100 млн т в год, из них 9/10 обеспечивает морское рыболовство. Более 50% мирового уло-ьа приходится на 6 стран: Японию, КНР, США, Чили, Перу, Россию.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Сухопутный транспорт. Автомобильный транспорт достиг самого высокого уровня в США, где на 1000 жителей приходится 600 автомобилей (в России — 60). По общей протяженности автодорог лидируют также США, а по плотности автомобильной сети — страны Западной Европы и Япония. Большое преимущество автомобильного транспорта состоит в том, что он обладает высокой маневренностью и позволяет доставлять груз "от двери до двери". На долю автомобильного транспорта приходится около 10% мирового грузооборота и 80% — пассажирооборота. Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, остается важным видом транспорта. Общая протяженность железных дорог почти в 20 раз меньше, чем автомобильных. Наибольшая длина железнодорожной сети — в США. Размещение железнодорожной сети отличается большой неравномерностью; наибольшая плотность дорог — в странах Западной Европы. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте составляет 15%. Наиболее динамично развивается трубопроводный транспорт, благодаря территориальному разрыву, который существует между главными районами добычи нефти и их потребления. Наиболее длинные нефте- и газопроводы, достигающие 4,5 тыс. км, проложены в странах СНГ, Канаде, США. На долю этого вида транспорта приходится 10% мирового грузооборота.

Водный транспорт можно разделить на морской и речной. Морской транспорт обеспечивает 80% международной торговли, на него приходится более 60% мирового грузооборота. Под флагом морского торгового флота ходят суда почти 160 стран, но главную роль здесь играют Либерия, Панама, Япония и Греция. Наличие большого торгового флота у Либерии, Панамы и Греции объясняется тем, что острая конкурентная борьба между ведущими морскими странами, желание снизить издержки, сэкономить на налогах обусловили массовый переход крупных судов развитых государств под "удобные" флаги развивающихся стран, а также Греции и Кипра. Крупнейшими собственными флотами обладают Япония, Норвегия, США, Россия, КНР.

Местами пересечения многих океанских трасс являются проливы и морские каналы. Через Ла-Манш за сутки проходит 500 судов, Зунд — 175, Гибралтарский пролив — 140. Важны для судоходства также проливы Ормузский, Малаккский, Босфор и ряд других. Крупнейшими мировыми каналами являются Суэцкий, Панамский, а также Кильский.

Важнейший элемент морского транспорта — морской порт. Мировых портов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, в мире имеется немного более 30. В том числе 11 из них имеют грузооборот свыше 100 млн т, среди них крупнейший — порт Роттердам (290 млн т). Российских портов в числе указанных 30 нет. В развитых странах порты обычно универсальные, в развивающихся — узкоспециализированные.

Речной транспорт по грузообороту, длине сети занимает последнее место в мировом транспорте (не считая воздушного). Использование внутренних вод в качестве транспортных путей в значительной степени зависит от уровня экономического развития. Поэтому грузооборот по рекам и озерам США, стран Европы в несколько раз больше грузооборота гигантских речных систем Азии, Африки и Латинской Америки.

Воздушный транспорт — крайне динамичный вид транспорта. Он в основном предназначен для перевозки пассажиров, и сегодня на его долю приходится 8% мирового пассажирооборота. В межконтинентальных перевозках авиационный транспорт вышел на первое место. Будущее за широкофюзеляжными лайнерами, берущими на борт до 500 пассажиров, и за сверхзвуковыми самолетами, идущими со скоростью 2500 км/ч. Крупнейшей авиационной державой мира являются США, перевозящие почти 50% всех авиапассажиров. Самые крупные аэропорты мира: "О'Хара" (Чикаго), Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, "Хитроу" (Лондон), "Ханеда" (Токио) и др.

Похожие работы на - Международные экономические отношения: промышленность, сельское хозяйство и транспортная система

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!