Международные экономические отношения: промышленность, сельское хозяйство и транспортная система
Реферат
на тему: "Международные экономические
отношения: промышленность, сельское хозяйство и транспортная система"
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
МГРТ в наши дни не столько расширяется, сколько
углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и
обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная
экономическая интеграция (МЭИ) — высшая степень МГРТ, форма интернационализации
производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения
согласованной межгосударственной экономической политики как между самими этими
странами, так и по отношению к третьим странам.
Крупнейшей государственно-монополистической
интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС), объединяющий 15
стран Западной Европы с населением почти 370 млн чел.: Бельгию, Нидерланды,
Люксембург, Данию, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию,
Португалию, Грецию, Ирландию, Финляндию, Швецию, Австрию.
Россия и другие бывшие соцстраны заинтересованы в
укреплении связей с ЕС и даже во вступлении в него. Ближайшими кандидатами на
вступление в ЕС являются Кипр, Венгрия, Мальта, Польша и Турция. О вступлении в
ЕС России, экономика которой крайне неустойчива и непрогнозируема, речь пока не
идет.
Другая крупная интеграционная группировка,
объединяющая 370 млн чел., — это Североамериканское соглашение о свободной
торговле (НАФТА), куда вошли США, Канада и Мексика. Интеграционные связи здесь
значительно слабее, чем в ЕС, и вопрос о координации внешней политики не
ставится.
Развивающиеся страны также создают свои
интеграционные группировки, которым до интеграции европейского типа еще очень
далеко. Это Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая
Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Эти страны также
объявили о создании зоны свободной торговли. Другой пример — Латиноамериканская
ассоциация интеграции (ЛААИ), в ее составе 11 стран Южной Америки. Карибское
содружество и общий рынок (КАРИКАМ) преследует цель создать общий рынок в
Карибском регионе и объединяет 13 государств.
В 1991 г. было сформировано Содружество
Независимых Государств (СНГ), куда вошли все бывшие советские республики, кроме
Эстонии, Латвии и Литвы. Они пытаются восстановить утраченные экономические
связи, в частности, в 1993 г. был подписан Договор об экономическом союзе,
согласно которому должно произойти формирование единого экономического
пространства, в котором отношения будут строиться на рыночной основе.
Кроме региональных, в системе мирового хозяйства
имеются отраслевые экономические группировки. Самая крупная из них —
Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 12 стран: Алжир,
Габон, Индонезию, Иран, Ирак, Кувейт, Ливию, Нигерию, Катар, Саудовскую Аравию,
ОАЭ, Венесуэлу.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Развитые страны занимают лидирующее положение в
этих связях. Большинство из них, получающих основную часть своего дохода
благодаря экспорту товаров и услуг, называются странами с открытой
экономикой.
Второе место в системе всемирных экономических
отношений занимают развивающиеся страны. Они по-прежнему зависят от экспорта
сырья, топлива, продовольствия, цены на которые снизились. В результате их
финансовая задолженность развитым странам достигла 1,5 трлн долл.
В последние десятилетия получили широкое
распространение свободные экономические зоны (СЭЗ), через которые проходит 10%
мирового товарооборота. СЭЗ — это ограниченная территория страны, имеющая
выгодные ЭГП, в которой устанавливается льготный режим ввоза и вывоза товаров,
определенная обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от
остальной территории.
Международная торговля — старейшая форма
международных отношений, которая в эпоху НТР приобрела "второе дыхание".
Она характеризуется оборотом, товарной структурой и географическим
распределением.
Темпы роста
внешнеторгового оборота опережают темпы роста ВНП, что свидетельствует об
углублении МГРТ. За последние 20 лет он вырос более чем в 10 раз. Для товарной
структуры характерно снижение доли топлива, сырья, продовольствия с 55% в 1960 г. до 25% в 90-х гг., и соответственно повысилась доля готовых изделий, особенно наукоемких.
Географическое распределение мировой торговли
отличается сильной неравномерностью: 77% мирового экспорта приходится на
развитые страны, в том числе 47% — на страны Западной Европы. Второе место в
мировом товарообороте принадлежит странам Азии, где безусловным лидером
является Япония, а также новые индустриальные страны (НИС) и нефтедобывающие
страны Персидского залива. Третье место занимает Северная Америка, где "первую
скрипку" играют США. Из-за большой зависимости развитых стран от импорта
сырья, и прежде всего топлива, у многих из них сложился отрицательный
(пассивный) торговый баланс. Это в первую очередь относится к США.
Помимо торговли второй формой международных
экономических отношений является кредитно-финансовая, выражающаяся в
предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главными
экспортерами капитала остаются США, Великобритания, Германия, Нидерланды,
Япония, причем 80% идет в развитые страны.
Большое развитие получило международное производственное
сотрудничество, заключающееся в специализации и международном
кооперировании предприятий.
Важная форма международных экономических
отношений — научно-техническое сотрудничество, выражающееся в обмене
патентами, лицензиями, проведении совместных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
За последнее столетие промышленное производство
выросло в 50 раз, причем 3/4 этого прироста пришлось на
вторую половину XX в. Лидерами мирового промышленного производства являются США
(19%), Япония (11%), КНР (8%), Германия (6%), Россия (4%). В структуре промышленности
развитых стран 8% приходится на добывающие отрасли и 92% — на обрабатывающие;
в структуре обрабатывающей промышленности преобладает тяжелая — 66%, на легкую
остается 26% . В структуре промышленности развивающихся стран удельный вес
добывающих отраслей намного выше, а в обрабатывающих отраслях преобладают
первичная переработка сырья, легкая и пищевая промышленность.
Топливно-энергетическая промышленность. В топливно-энергетическом
балансе (ТЭБ) до начала первой мировой войны преобладал уголь. Позже его
потеснил газ и особенно нефть, доля которой в ТЭБ в середине 70-х гг. достигла
почти 40%. Причина этому — крайняя дешевизна нефти, которая добывалась в
основном в бассейнах развивающихся стран. За последние годы доля нефти в
мировом потреблении энергоресурсов несколько снизилась и сейчас
стабилизировалась на уровне 35%; доля природного газа составляет чуть более
20%, угля — около 30%. С 70-х гг. неуклонно растет доля атомной энергии, и
сейчас она составляет около 10%. В настоящее время мировая энергетика
характеризуется постепенным переходом от использования исчерпаемых ресурсов
топлива к использованию возобновляемых и неисчерпаемых ресурсов.
Нефтяная промышленность остается ведущей отраслью
топливно-энергетической промышленности, где главную роль играют страны,
добывающие более 90 млн т нефти в год: Саудовская Аравия, США, Россия, Иран,
Мексика, КНР, Венесуэла, ОАЭ, Норвегия, Канада, Великобритания, Нигерия. Добыча
нефти быстро росла до энергетического кризиса 70-х гг., затем она резко
сократилась; позднее снова несколько возросла. Что касается отдельных стран и
регионов, то в странах СНГ добыча нефти упала в 2 раза, значительно сократилась
добыча нефти в США. В то же время в странах Ближнего Востока и Норвегии она
возросла.
В международную торговлю поступает 40% всей
добываемой нефти, причем большая доля нефти сейчас предварительно
перерабатывается непосредственно в развивающихся нефтедобывающих странах. В
мировом хозяйстве образовался большой территориальный разрыв между районами ее
добычи и переработки, хотя в последние годы он несколько сократился.
Газовая
промышленность, как и нефтяная, получила значительное развитие после второй
мировой войны. Природный газ — самое дешевое и экологически чистое топливо.
Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший
бассейн — Западная Сибирь. Крупнейшей газодобывающей страной являются также
США; далее с большим отрывом идут Канада, Туркменистан, Нидерланды,
Великобритания. Видно, что, в отличие от нефтедобывающих, главные
газодобывающие страны — развитые страны Европы и Северной Америки, хотя в
последние годы растет добыча газа и в развивающихся странах, прежде всего в
Алжире, Индонезии, Саудовской Аравии, Иране. По запасам природного газа
выделяются два района: СНГ (Западная Сибирь, Туркменистан, Узбекистан) и
Ближний Восток (прежде всего Иран). Главными экспортерами газа являются Россия,
поставляющая газ в Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие
газ в США; Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий
газом Западную Европу и США; и наконец, Индонезия, ближневосточные страны и
Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается
двумя способами: по магистральным газопроводам (в том числе подводным) и с
помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.
Развитие угольной промышленности в эпоху
дешевой нефти и увеличения добычи газа резко сократилось, но после кризиса 70-х
гг. стабилизировалось, и сейчас намечается постепенный рост добычи угля. Так же
как и в газовой промышленности, главные угледобывающие страны в большинстве
своем — развитые: КНР, США, Германия, Россия, Польша, Австралия, Индия, ЮАР. В
России добыча угля в последние годы резко падает, в то время как в КНР и США
угольная промышленность развивается весьма динамично.
По разведанным запасам угля также лидируют в
основном развитые страны: США, значительно меньше запасы в странах СНГ (Россия,
Украина, Казахстан), затем идут КНР, Германия, Великобритания, Австралия, ЮАР.
В большинстве своем уголь потребляется в тех же странах, где ведется его
добыча, поэтому на мировой рынок попадает сравнительно небольшая его часть —
8%. Но в структуре торговли произошли изменения. Если еще 20—30 лет назад на
мировом рынке преобладал спрос на технологический коксующийся уголь, то в
последнее время в связи с замедлением развития черной металлургии спрос на него
стал падать, а спрос на энергетический уголь — расти. Главные экспортеры угля — США
и Австралия, в меньшей степени ЮАР, Россия, Польша, Канада. Главные импортеры
угля — Япония, Республика Корея и ряд европейских стран.
Электроэнергетика развивается высокими
темпами. Производство и потребление электроэнергии растут быстрее, чем
первичных энергоресурсов. На развитые страны приходится 80% мировой выработки
электроэнергии. Это прежде всего США, вырабатывающие электроэнергии в 3 раза
больше, чем Россия; затем следуют Россия, Япония, КНР, Германия, Канада.
Среднедушевое производство электроэнергии — 2140 кВт*ч, в то же время в
Норвегии — 29 тыс. кВт • ч, а в КНР — 550 кВт'Ч. Ведущее место в мире
принадлежит теплоэнергетике, дающей 63% мировой электроэнергии. ТЭС
обычно ориентируются либо на топливные ресурсы, либо на потребителя. Странами,
где большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС, являются США, Россия,
многие европейские государства (включая Нидерланды и Польшу, где почти вся
электроэнергия вырабатывается на ТЭС), ЮАР, КНР, Мексика, Австралия.
Второе место принадлежит гидроэнергетике,
доля которой в производстве электроэнергии составляет 20%. Здесь лидируют страны
Латинской Америки, обладающие огромными гидроэнергоресурсами: Бразилия (92%
всей энергии дают ГЭС), Венесуэла, Аргентина и др., а также Канада, Норвегия,
Швеция, Албания, Австрия, Новая Зеландия. В настоящее время главные перспективы
гидроэнергетики связаны с развивающимися странами.
Атомная энергетика дает сегодня 18% мировой
электроэнергии, и ее доля постепенно увеличивается, хотя не так быстро, как
предполагалось. Причина заключается в том, что произошла переоценка
экологических последствий строительства АЭС, в первую очередь после аварии на
Чернобыльской АЭС. Можно выделить группу стран, где атомная энергетика является
ведущей. Это Франция, где на АЭС вырабатывается 72% электроэнергии, Бельгия,
Швеция, Швейцария. В России на АЭС вырабатывается 12% электроэнергии. А по
абсолютному количеству выработки энергии на АЭС лидируют США, Франция, Япония,
Россия, Германия.
Подорожание
нефти способствовало повышению интереса к нетрадиционным (альтернативным)
источникам энергии: геотермальной, используемой как для обогрева зданий,
так и для получения электроэнергии.
Металлургическая промышленность. В 70-х гг. в
связи с переориентацией на ресурсосбережение, уменьшение металлоемкости
производства темпы развития металлургии, как одной из старых отраслей,
затормозились. И тем не менее металлургия остается одной из базовых отраслей и
обеспечивает человечество конструкционными материалами — черными и цветными
металлами.
География черной металлургии складывалась
под влиянием топливно-ресурсных факторов — каменноугольных и железорудных
бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина,
Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия
добыча железной руды в развитых странах Европы, США стабилизировалась или даже
уменьшилась из-за оскудения ряда месторождений, а в развивающихся странах, где
имеется избыток дешевой рабочей силы, наоборот, увеличилась. Возросла она также
в Канаде, Австралии, ЮАР. Главные страны — экспортеры железной руды — Бразилия,
Австралия, Индия, Канада. Основные импортеры — западноевропейские страны,
Япония, США.
Во многих странах объемы выплавки чугуна и стали
отличаются друг от друга не сильно, однако в большинстве развитых стран
выплавка стали значительно превышает выплавку чугуна, что говорит о широком использовании
металлолома. Ведущими странами в производстве металла являются Япония, США,
КНР, Россия, Германия, Украина, В то время как в развитых странах выплавка
стали либо снижается, либо остается стабильной, в развивающихся странах она
увеличивается. Это прежде всего касается Бангладеш, Республики Кореи, Индии,
Мексики.
В течение многих лет черная металлургия
ориентировалась либо на территориальное сочетание бассейнов коксующегося угля и
железной руды, либо на один из них. Однако в эпоху НТР черная металлургия все
более ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В
результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам,
получающим импортное сырье и топливо. В последнее время широкое распространение
получает ориентация на потребителя, что объясняется переходом от сооружения
комбинатов-гигантов к созданию мини-заводов, в большей степени отвечающих
требованиям охраны окружающей среды.
Цветная металлургия по объему производства
уступает черной более чем в 20 раз. После второй мировой войны на первое место
выдвинулось производство алюминия и редких металлов — кобальта, титана, лития,
бериллия. Для руд тяжелых металлов типично низкое содержание самого металла —
от двух до десятых долей процента. Поэтому металлургия тяжелых цветных металлов
имеет сырьевую ориентацию в размещении предприятий. Так, в США, Канаде,
Австралии, России, Казахстане, Испании, Польше, Чили, Народной Республике
Конго, Замбии, Перу подобная ориентация привела к тому, что главные центры
выплавки меди сформировались в местах добычи медной руды. В развивающихся
странах сложились главным образом начальные стадии производства — добыча руды,
производство концентрата и черновой меди; в развитых странах — весь цикл
производства или же только конечные стадии — в тех странах, которые не
располагают собственными запасами медной руды. Во второй половине 70-х гг.,
когда был взят курс на ресурсосбережение и охрану окружающей среды, выплавка
тяжелых металлов в развитых странах стала сокращаться, а в развивающихся,
наоборот, увеличиваться: они стали осваивать не только начальные, но и конечные
стадии производственного процесса, налаживая выпуск рафинированной меди. И как
следствие территориальный разрыв между производством и потреблением тяжелых
цветных металлов сохраняется и даже увеличивается. Главные экспортеры
рафинированной меди — Чили, Замбия, Народная Республика Конго, Перу, Филиппины,
а главные импортеры — США, Германия, Франция, Италия, Япония, Великобритания.
В отличие от
тяжелых руды легких цветных металлов, прежде всего алюминия, по содержанию
полезного компонента — глинозема напоминают железную руду (40—60%) и поэтому
вполне транспортабельны. Основные запасы бокситов, где ведется их добыча,
сосредоточены в тропических и субтропических поясах — в Австралии, Гвинее, на
Ямайке, в Бразилии, КНР, Индии, Суринаме, т. е. преимущественно в развивающихся
странах. Выплавка же алюминия и других легких металлов — крайне электроемкий
процесс, который могут себе позволить в основном развитые страны, где имеются
крупные источники дешевой электроэнергии. Поэтому алюминиевая промышленность
характеризуется очень сильным территориальным разрывом между добычей сырья, с
одной стороны, и его переработкой и потреблением — с другой. США, Япония,
Германия обеспечивают 80% всей выплавки алюминия, и на них же приходится 70%
потребления алюминия. Такие страны, как Канада, Норвегия, Исландия, Австрия,
Швейцария, ОАЭ, Бахрейн, абсолютно не имеющие алюминиевого сырья, выплавляют
алюминий, используя дешевую электроэнергию, а затем его полностью экспортируют.
Машиностроение — одна из самых старых отраслей. В
наши дни по числу занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место
среди всех отраслей промышленности. В эпоху НТР ориентация машиностроительных
заводов на металл значительно уменьшилась. Зато увеличилась их ориентация на
трудовые ресурсы и центры научных исследований.
В машиностроении лидируют три страны — США,
Япония и Германия, оно также широко развито во Франции, Великобритании, Италии,
Испании, КНР, Канаде, Бразилии, России. Для этих стран характерен полный набор
машиностроительного производства, включающий почти все его подотрасли.
Химическая промышленность. Наряду с машиностроением
это самая динамичная отрасль современной промышленности, определяющая НТП.
Основные черты ее размещения также сходны с размещением машиностроения. До
недавнего времени в развивающихся странах химическая промышленность была
представлена добычей химического сырья. Однако сейчас там активно развивается
химия органического синтеза, прежде всего на базе нефтехимии. Выпуск сложной
наукоемкой продукции продолжается в развитых странах — США, Японии и странах
Западной Европы, причем химическая промышленность заметно смещается либо к
источникам сырья (нефтяным бассейнам), либо к портам его ввоза.
Лесная промышленность характеризуется наличием
двух лесных поясов. Северный лесной пояс, в котором заготавливается
хвойная древесина, проходит через Россию, Финляндию, Швецию, Канаду, США.
Россия, занимающая 1-е место по запасам древесины, по производству целлюлозы и
бумаги отстает от США в 7 раз. Главные экспортеры леса — Канада, США, Россия;
главные импортеры — страны Западной Европы и Япония. Южный лесной пояс захватывает
экваториальный и субэкваториальный климатические пояса — Бразилию,
Экваториальную Африку, Юго-Восточную Азию. Часть ценнейших пород деревьев
вывозится в развитые страны, остальная идет на дрова.
Текстильная промышленность — одна из самых старых
отраслей. В структуре производства уменьшается доля натурального и
увеличивается доля химического волокна. На первом месте стоит производство
хлопчатобумажных тканей, где лидерами являются Китай, Индия, Россия и другие,
преимущественно развивающиеся страны. Второе место принадлежит производству
тканей из химического волокна; здесь доминируют США, Индия, Япония и ряд других
развитых стран. На третьем месте производство шелковых и на четвертом —
шерстяных тканей, причем в обоих случаях первенствуют развитые страны: по
шерстяным тканям — Италия, Россия, КНР, Япония; по шелковым — США, Япония, КНР,
Россия.
В то же время доля продукции, предназначенной для
экспорта, в развивающихся странах значительно выше, поэтому главные экспортеры
тканей — Гонконг, Пакистан, Индия, КНР, Египет, Тайвань, Республика Корея,
Бразилия, где текстильная и швейная промышленность переживают настоящий бум,
ориентируясь на дешевую рабочую силу. В развитых странах, наоборот, многие
старопромышленные районы испытывают упадок.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Это вторая
ведущая отрасль материального производства. Все типы сельского хозяйства можно
объединить в две большие группы. Во-первых, это развитое товарное сельское
хозяйство, которое подразумевает интенсивное земледелие и животноводство.
Во-вторых, это потребительское сельское хозяйство, включающее отсталое плужное
земледелие, пастбищное животноводство, кочевое скотоводство и примитивное
собирательство.
В развитых странах, достигших постиндустриальной
стадии, преобладает товарное сельское хозяйство, где имеет место максимальное
внедрение самых последних достижений научно-технического прогресса:
электроники, химизации, автоматизации, селекции, биотехнологии.
Агропромышленный комплекс приобрел форму агробизнеса, который наряду с
производством сельскохозяйственной продукции включает производство средств
производства для сельского хозяйства, а также переработку, хранение, сбыт
продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Он придает сельскому хозяйству
индустриальный характер.
В развивающихся странах представлено как развитое
товарное, так и традиционное потребительское сельское хозяйство. Товарное
хозяйство — это крупные, хорошо организованные плантации и фермы. Их
производство ориентировано в основном на внешний рынок, представляя собой "государство
в государстве" — отдельные острова сельскохозяйственного благополучия.
Преобладает же в развивающихся странах традиционное потребительское сельское
хозяйство, в основном растениеводческого направления. Потребительский
сектор представлен сотнями миллионов мелких хозяйств, которые выращивают
потребительские культуры, с трудом обеспечивая пропитание семьи.
Производительность труда здесь в 25 раз ниже, чем в развитых странах. Из 1,1
млрд чел. экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, на
развитые страны Запада приходится 34 млн чел., на бывший СССР — 20 млн, а на
все развивающиеся страны — более 1 млрд чел.
В 60-х гг. в развивающихся странах началась "зеленая
революция". Это одна из форм НТР, включающая в себя выведение новых сортов
зерновых культур, расширение ирригации и широкое применение современной техники
и химикатов. Однако "зеленая революция" не полностью оправдала
возлагавшиеся на нее надежды, т. к. коснулась в основном тех очагов сельского
хозяйства, где развито товарное земледелие и которые принадлежат иностранным
компаниям. Поэтому можно заключить, что отставание сельского хозяйства в
развивающихся странах обусловлено не столько природными условиями, сколько
социально-экономическими причинами.
В растениеводстве зерновые культуры — это основа
сельского хозяйства, они занимают 50% всей обрабатываемой площади.
Зерновое хозяйство представлено тремя основными культурами: пшеницей (32%
площади зерновых), рисом (20%) и кукурузой (18%), которые дают 80% валового
сбора зерновых культур. Пшеница — основной продукт питания для половины
человечества. Преобладающая часть ее сбора приходится на КНР, США, Индию,
Россию, Францию, Канаду. Рис — также основной продукт питания для половины
человечества. Основные страны—производители риса — это государства Южной и
Юго-Восточной Азии: КНР, Индия, Индонезия и др. Посевы кукурузы, как правило,
совпадают с посевами пшеницы. Ее главные производители — США, КНР, Бразилия.
На мировой рынок поступает около 15%
производимого зерна, в основном пшеницы, чуть меньше — кукурузы. Главные
экспортеры зерна — США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина. Импортерами
продовольственного зерна большей частью являются развивающиеся страны — Египет,
Бразилия, КНР, Иран и др.; кормового зерна — развитые страны — Россия, Япония,
ряд западноевропейских государств. Россия, являющаяся крупнейшим производителем
зерна, из-за крайне низкого уровня сельскохозяйственного производства и
огромных потерь зерна вынуждена покрывать 10—15% потребностей страны в зерне за
счет импорта.
Помимо
зерновых культур в мире используются масличные, клубнеплодные, сахароносные,
тонизирующие, овощные, плодовые культуры. Масличные культуры наиболее
распространены в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Активно
увеличивается сбор сои, как кормовой и продовольственной культуры. По ее сбору
1-е место занимают США, далее идут Бразилия и Аргентина. Главные производители
подсолнечника — Россия, Украина, страны Южной Европы, США, КНР. Первое место по
сбору арахиса занимает Индия, оливок — Италия. Самая распространенная культура
из клубнеплодных — картофель, наибольший сбор которого приходится на Россию,
Польшу и Китай. Сахароносные культуры обеспечивают человечество сахаром, причем
60% сахара производится из сахарного тростника и 40% — из сахарной свеклы.
Сахарный тростник выращивается в районах с тропическим и субтропическим
климатом — в Индии, на Кубе, в Бразилии, Таиланде, а сахарная свекла — в
умеренном поясе: на Украине, во Франции, России, США. Тонизирующие культуры —
чай, кофе, какао — выращиваются в тропиках, а чай — даже в субтропиках.
Из непродовольственных культур нужно выделить
хлопчатник, выращиваемый в странах Америки, Азии и Африки: в КНР, США, Индии,
Узбекистане, Пакистане. 75% льна производится в России и Белоруссии; 80%
натурального каучука дают Малайзия, Индонезия, Таиланд.
Животноводство — ведущая отрасль сельского
хозяйства большинства развитых стран. Здесь оно носит интенсивный характер, в
то время как в развивающихся странах оно малопродуктивно и развивается
экстенсивно. Общее поголовье скота — 4 млрд голов.
Крупный рогатый скот (1,3 млрд голов) дает
почти все молоко и 35% мяса. Лидеры по его выращиванию — Индия, Бразилия, США и
КНР. Наиболее крупные товарные хозяйства по производству мяса находятся в США,
Канаде, Аргентине, Австралии. Интенсивное молочное и мясо-молочное скотоводство
распространено в лесной и лесостепной зоне — в густонаселенных районах Европы и
Северной Америки. Мясной скот разводят в засушливых регионах, где преобладает
экстенсивное скотоводство — в Южной Америке, Австралии, на юге Северной
Америки.
Свиноводство (0,8 млрд голов) дает 40% мясной
продукции, тяготеет к густонаселенным районам. Безусловным лидером по поголовью
свиней является Китай.
Овцеводство (1,2 млрд голов) дает мясо и шерсть.
Крупнейшие в мире районы овцеводства — саванны и полупустынные территории
Австралии, а также Китай и Новая Зеландия.
По производству мяса на первом месте стоят США,
далее следуют Китай и Россия. Но по душевому показателю на первом месте
Нидерланды, на третьем — США, на двенадцатом — Россия. Несмотря на то что по
поголовью скота в целом развивающиеся страны значительно опережают развитые,
последние намного превосходят развивающиеся страны в производстве мясных и
молочных продуктов.
Рыболовство — древнейшая отрасль хозяйства. Мировая
добыча рыбы и морепродуктов достигла 100 млн т в год, из них 9/10
обеспечивает морское рыболовство. Более 50% мирового уло-ьа приходится на 6
стран: Японию, КНР, США, Чили, Перу, Россию.
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
Сухопутный транспорт. Автомобильный транспорт
достиг самого высокого уровня в США, где на 1000 жителей приходится 600
автомобилей (в России — 60). По общей протяженности автодорог лидируют также
США, а по плотности автомобильной сети — страны Западной Европы и Япония.
Большое преимущество автомобильного транспорта состоит в том, что он обладает
высокой маневренностью и позволяет доставлять груз "от двери до двери".
На долю автомобильного транспорта приходится около 10% мирового грузооборота и
80% — пассажирооборота. Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение
его доли в перевозках, остается важным видом транспорта. Общая протяженность
железных дорог почти в 20 раз меньше, чем автомобильных. Наибольшая длина
железнодорожной сети — в США. Размещение железнодорожной сети отличается
большой неравномерностью; наибольшая плотность дорог — в странах Западной
Европы. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте составляет 15%.
Наиболее динамично развивается трубопроводный транспорт, благодаря
территориальному разрыву, который существует между главными районами добычи
нефти и их потребления. Наиболее длинные нефте- и газопроводы, достигающие 4,5
тыс. км, проложены в странах СНГ, Канаде, США. На долю этого вида транспорта
приходится 10% мирового грузооборота.
Водный
транспорт можно разделить на морской и речной. Морской транспорт
обеспечивает 80% международной торговли, на него приходится более 60% мирового
грузооборота. Под флагом морского торгового флота ходят суда почти 160 стран,
но главную роль здесь играют Либерия, Панама, Япония и Греция. Наличие большого
торгового флота у Либерии, Панамы и Греции объясняется тем, что острая
конкурентная борьба между ведущими морскими странами, желание снизить издержки,
сэкономить на налогах обусловили массовый переход крупных судов развитых
государств под "удобные" флаги развивающихся стран, а также Греции и
Кипра. Крупнейшими собственными флотами обладают Япония, Норвегия, США, Россия,
КНР.
Местами пересечения многих океанских трасс
являются проливы и морские каналы. Через Ла-Манш за сутки проходит 500 судов,
Зунд — 175, Гибралтарский пролив — 140. Важны для судоходства также проливы
Ормузский, Малаккский, Босфор и ряд других. Крупнейшими мировыми каналами
являются Суэцкий, Панамский, а также Кильский.
Важнейший элемент морского транспорта — морской
порт. Мировых портов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, в мире
имеется немного более 30. В том числе 11 из них имеют грузооборот свыше 100 млн
т, среди них крупнейший — порт Роттердам (290 млн т). Российских портов в числе
указанных 30 нет. В развитых странах порты обычно универсальные, в
развивающихся — узкоспециализированные.
Речной транспорт по грузообороту, длине сети занимает
последнее место в мировом транспорте (не считая воздушного). Использование
внутренних вод в качестве транспортных путей в значительной степени зависит от
уровня экономического развития. Поэтому грузооборот по рекам и озерам США,
стран Европы в несколько раз больше грузооборота гигантских речных систем Азии,
Африки и Латинской Америки.
Воздушный транспорт — крайне динамичный вид
транспорта. Он в основном предназначен для перевозки пассажиров, и сегодня на
его долю приходится 8% мирового пассажирооборота. В межконтинентальных
перевозках авиационный транспорт вышел на первое место. Будущее за
широкофюзеляжными лайнерами, берущими на борт до 500 пассажиров, и за
сверхзвуковыми самолетами, идущими со скоростью 2500 км/ч. Крупнейшей авиационной державой мира являются США, перевозящие почти 50% всех
авиапассажиров. Самые крупные аэропорты мира: "О'Хара" (Чикаго),
Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, "Хитроу" (Лондон), "Ханеда"
(Токио) и др.