Некоторые вопросы интеграции
Реферат
На тему:
Некоторые вопросы
интеграции
Западная Европа - один из трех центров мировой экономики
В системе мировой экономики
Западная Европа — один из трех «центров силы», которая наряду с США, Японией
объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой. На
долю стран Западной Европы приходится почти треть мирового промышленного
производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного
мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.
Западная Европа почти не
уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития
традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая
промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР —
микроэлектроника, робототехника, биотехнология и т.д.
Отраслями европейской
экономики обеспечивающей ее глобальную конкурентоспособность являются:
1) традиционные:
• автомобилестроение — Германия, Франция;
• авиационная промышленность — Великобритания, Германия,Франция;
• текстильная промышленность — Италия, Франция.
2) новые:
• программное обеспечение — Германия, Бельгия, Нидерланды; и
цифровое телевидение — Франция, Германия;
• мобильная связь —
Швеция, Финляндия, Великобритания. При этом основная экономическая мощь всего
региона приходится на четыре крупные высокоразвитые государства — Германию,
Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50% населения и около
70% совокупного ВВП региона. Они определяют место региона в современном мировом
разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.
Особое место занимают малые
страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим
параметрам. Наиболее развитые — это Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их
долю приходится 20% ВВП региона.
Вторая группа. В-третьих, в
рамках этой концепции стало меняться, и довольно радикально, отношение к
использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать.
Исчез вынужденный контроль над собственными же планами и амбициями,
существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия
другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня.
Глобальная мировая экономика
становится уже не просто внешней сферой мирового хозяйства, но и приобретает
черты системы. Она основывается на технико-экономическом базисе
интернационализированного производства, общих согласованных между многими
странами торговых и валютно-финансовых режимах.
Теперь ясно, что, начиная с
выхода во внешний мир в 1942 году, США фактически ни кого не сдерживают, а
следуют простой решительной и целеустремленной стратегии, названной «мировое
преобладание». Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли»,
«открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм
поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира,
вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более богатой,
предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли»,
«открытость экономики» представляла собой стремление к безудержной экспансии
американских корпораций. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь
индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.
Конечно, с одной стороны,
США имеют возможность оказывать на глобализацию наибольшее влияние, но с другой
— они не могут распространить свою модель на все страны хотя бы потому, что
многие страны имеют свой менталитет, основанный на особых традициях и вере (не
христианской). Значит, для США выгодно направить глобализацию по содержанию и
форме в русло своих национальных интересов, т. е. использовать ее для
поддержания и усиления национальной конкурентоспособности. Но ведь и другие
страны также намерены в ходе глобализации выиграть, а не проиграть. Вот почему
глобализация становится одним из главных направлений конкурентной борьбы В
системе мировой экономики Западная Европа — один из трех «центров силы»,
которая наряду с США, Японией объединяет около двух десятков государств с
развитой рыночной экономикой. На долю стран Западной Европы приходится почта
треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала,
более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть
патентного фонда.
Западная Европа почти не
уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных
базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая
промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР —
микроэлектроника, робототехника, биотехнология и т.д.
1) традиционные:
• автомобилестроение — Германия, Франция;
• авиационная промышленность — Великобритания, Германия, Франция;
• в текстильная промышленность— Италия, Франция.
2) .новые:
• программное обеспечение — Германия, Бельгия, Нидерланды;
• цифровое телевидение — Франция, Германия;
• в мобильная связь — Швеция, Финляндия, Великобритания.
При этом основная
экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупные высокоразвитые
государства — Германию, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено
более 50% населения и около 70% совокупного ВВП региона. Они определяют место
региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции
социально-экономического развития и роста.
Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП,
характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые— это Бельгия,
Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится 20% ВВП региона. Вторая
группа это Австрия, Дания, Греция и Финляндия, на долю которых приходится более
8% ВВП. Третья группа — Португалия, Ирландия, Люксембург— имеет
узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает 2% ВВП.
США как центр
глобализации
Процесс глобализации в
мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации
производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как
количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок
мирохозяйственных связей.
Одним из наиболее крупных и
фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и
окружающими странами.
Учитывая мощь США, их роль в
международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в данном
случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли
сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней, оставшейся от
эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и —
главное — хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая
давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя
«избранной», «особой», «наиболее любимой богом». В-третьих, США'обладают
крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно
или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира.
Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей
этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное —
гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов,
на чем учатся остальные члены международного сообщества.
Утверждение «США—
единственная сверхдержава» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, об
основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее
жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния
американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это, прежде
всего, означает усиление степени ответственности США и их политического
механизма.
Во-вторых, выводы из
концепции «единственной сверхдержавы» определяют также объем и содержание
функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира
перед ней. На США и их союзников возлагается ответственность за поддержание
общей международной стабильности В-третьих, в рамках этой концепции стало
меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных
отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над
собственными же планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в
связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения
силы до неприемлемого уровня.
Глобальная мировая экономика
становится уже не просто внешней сферой мирового хозяйства, но и приобретает
черты системы. Она основывается на технико-экономическом базисе
интернационализированного производства, общих согласованных между многими
странами торговых и валютно-финансовых режимах.
Теперь ясно, что, начиная с
выхода во внешний мир в 1942 году, США фактически ни кого не сдерживают, а
следуют простой решительной и целеустремленной стратегии, названной «мировое
преобладание». Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли»,
«открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм
поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира,
вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более богатой,
предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли»,
«открытость экономики» представляла собой стремление к безудержной экспансии
американских корпораций. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь
индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.
Конечно, с одной стороны,
США имеют возможность оказывать на глобализацию наибольшее влияние, но с другой
— они не могут распространить свою модель на все страны хотя бы потому, что
многие страны имеют свой менталитет, основанный на особых традициях и вере (не
христианской). Значит, для США выгодно направить глобализацию по содержанию и
форме в русло своих национальных интересов, т. е. использовать ее для
поддержания и усиления национальной конкурентоспособности. Но ведь и другие
страны также намерены в ходе глобализации выиграть, а не проиграть. Вот почему
глобализация становится одним из главных направлений конкурентной борьбы.
Особенности
интеграционных процессов в арабских странах
В настоящее время в странах
арабского региона функционирует целый ряд региональных интеграционных
соглашений на двусторонней основе. Общей главенствующей организацией для всех
арабских государств является ЛИГА арабских стран со штаб-квартирой в Каире.
Семь государств Африки (Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис)
являются членами Арабского валютного фонда (АВФ), что, й частности, объясняется
их причастностью к мусульманской религии.
Основными задачами АВФ в
валютной сфере являются стабилизация обменных курсов валют стран-участниц и
создание условий для их взаимной обратимости, устранение в рамках организации
валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой
валюты. Расчетной единицей АВФ является арабский динар.
Интеграционные процессы
в Африканском регионе
Если сравнивать африканский
регион с другими регионами даже развивающегося мира, то особых успехов в
области интеграции в странах Африки нет. Однако африканские страны осознали,
что только объединив усилия, они способны занять достойное место в новом
миропорядке, который характеризуется экономической глобализацией и
формированием новых центров в многополюсном мире.
Концепция африканского
единства зародилась в рамках панафриканского движения задолго до получения
странами Африки независимости. В начале 60-х континент разделился на два
лагеря: сторонников ускоренной интеграции и создания Соединенных Штатов Африки
и тех, кто поддерживал теорию «Африки отечеств» — укрепления государственного
суверенитета. Нелегкого компромисса достигли в мае 1963 года, когда была
создана ОАЕ. Организация, имевшая только консультативный статус, постоянно
сталкивалась с финансовым дефицитом и была фактически не в состоянии наладить
процесс всеафриканской интеграции. В отличие от ЕС или АСЕАН, где экономическое
и культурное взаимодействие повлекло за собой необходимость институционализации
и политического диалога, интеграция в Африке идет сверху. Кроме того, здесь нет
крупного государства или нескольких государств, которые могли бы стать движущей
силой объединения, как Россия в СНГ или Франция и Германия в ЕС. До второй
половины 90-х стратегия ОАЕ заключалась в поддержке региональных объединений
—таких, как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) или
Сообщество развития Юга Африки (САДК), где немалую роль в качестве лидера может
сыграть в данном регионе ЮАР (как сильная и экономически развитая страна).
Подписание в 1991 году Договора об Африканском экономическом сообществе (АЭС)
создало предпосылки не только для успешного функционирования Общего рынка, но и
для более тесного политического сотрудничества.
Для африканского континента
создание полноценного Африканского союза будет означать следующее.
Во-первых, появятся
коллективные органы, которые консенсусом или большинством голосов смогут
принимать решения прямого действия, обязательные на территории
государств-членов. Прежде всего, это важно для предотвращения и урегулирования
конфликтов (Африка — единственная часть света, где число конфликтов неуклонно
возрастает). До сих пор страны слепо следовали принципу невмешательства во
внутренние дела, для миротворчества не хватало ни средств, ни политической
воли. А всякий конфликт приводил к тому, что между членами ОАЕ, поддерживающими
разные стороны, возникали глубокие противоречия.
Во-вторых, перспективы
создания к 2030 году Общего рынка стран Африки (включая экономический и
валютный союзы), как это и было предусмотрено Договором 1991 года, станут более
реальными.
В-третьих, африканские
государства смогут в большей степени координировать свою внешнюю и внутреннюю
политику, выступая с единых позиций по различным международным вопросам. Это
значительно повысит политический вес Африки в системе международных отношений.
Таким образом, на новом
этапе развития Африка возвращается к идеям прошлого. Но в отличие от начала
60-х главной проблемой является не индивидуальная независимость государств, а
обеспечение политической и экономической независимости и стабильности всего
региона.
Азиатско-Тихоокеанская
экономическая интеграция
Азия, особенно тихоокеанский
регион в настоящее время отличается достаточно высокими темпами развития, о чем
свидетельствуют высокий уровень жизни населения, рост среднедушевых доходов,
улучшение социальных условий.
Форум
«Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре
1989 года. В настоящее время участниками Форума является 21 страна {экономика):
Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада,
КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея,
Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
В странах — членах АТЭС
проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутренний продукт этих
стран превышает 18 трлн долл. (1999г.). На их долю приходится более 47% мировой
торговли.
В рамках АТЭС вырабатываются
и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической,
научно-технической и инвестиционной деятельности. Проблематикой конкретных
направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по
торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и
управления, Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству,
подкомитеты по таможенным процедурам и т.д.
Деятельность в АТЭС
направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим
направлениям:
1) достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа
по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия
индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения
применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран,
развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного
управления;
2) продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется
применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности
торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются
меры по поддержке многосторонней торговой системы к подготовке нового раунда
торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации;
3) поддержание устойчивого экономического роста;
4) предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере,
проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей
предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным
реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.
1. Симионов Ю.Ф., Носко
Б.П., Гильяно А.А Мировая экономика и международные экономические отношения. Р
н/Д: 2004. – 160с.
2. Сапич B.I., Сапич Н.М.
Міжнародна економіка: Практикум: Навчальний посібник. - Суми: ВТД
«Університетська книга», 2003. - 159 с.
3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ,
2007. — 727 с.