Организация работы приемного отделения стационара
Организация работы приемного отделения стационара
1. Актуальность проблемы
Как театр начинается с вешалки, так любое медицинское
учреждение начинается с приёмного отделения. Именно сюда попадают люди, нуждающиеся
в медицинской помощи, и от того, как примут их, отзовутся на их проблемы,
помогут победить страх и неуверенность, от доброжелательности, чуткости,
внимания персонала зависит доверие человека к данному медицинскому учреждению,
вера в исцеление, надежда на лучшее.
Приёмное отделение – это лицо учреждения, по нему судят об
организации уровня и культуре деятельности стационара. В нем производят прием и
регистрацию пациентов, оформляют соответствующую медицинскую документацию,
проводят врачебный осмотр с установлением характера и тяжести заболевания,
определение отделения для последующей госпитализации больных, оказание при
необходимости экстренной медицинской помощи, санитарную обработку.
2. Содержание работы. Виды
медицинской документации
В приёмном отделении дежурная медсестра заполняет первичную
документацию на всех поступающих больных:
- журнал регистрации поступивших больных;
- алфавитная книга для информационной службы;
- журнал отказов в госпитализации;
- журнал консультаций;
- журнал осмотров на педикулез;
- журнал движения больных в стационаре.
На каждого больного,
поступающего в стационар, заводят историю болезни (карту стационарного
больного), являющуюся в больницах основным первичным медицинским документом. В
приемном отделении оформляют титульный лист истории болезни, куда заносят
следующие данные о больном: фамилию, имя и отчество, год рождения, домашний
адрес, номер и серию паспорта, место работы и должность, служебный и домашний
телефоны (в необходимых случаях и телефоны близких родственников), точное время
поступления, диагноз направившего учреждения.
Если больной в тяжелом
состоянии, то сначала ему оказывают необходимую медицинскую помощь и только
потом производят регистрацию. Если больной в бессознательном состоянии, необходимые
сведения записывают со слов сопровождающих его лиц. Кроме заполнения истории
болезни, соответствующую запись делают и в журнале госпитализации.
В приемном отделении у
больного измеряют температуру тела, проводят тщательный осмотр кожных покровов
и волосистых частей тела с целью выявления педикулеза (вшивости). Полученные
результаты вносят в историю болезни.
Организация противопедикулезных
мероприятий в стационаре.
У всех поступающих больных начинать санитарно-гигиеническую
обработку медсестра приемного отделения должна с тщательного осмотра тела,
волосистых частей больного, его белья для выявления педикулеза (вшивости). В таких случаях могут обнаружиться головная, платяная
и лобковая вошь.
При обнаружении вшивости
проводят санитарную обработку, которая может быть полной (мытье больного с
мылом и мочалкой в ванне или под душем, уничтожение микроорганизмов и насекомых
в белье, одежде, обуви, постельных принадлежностях и жилых помещениях, т.е.
дезинфекция и дезинсекция) или частичной, подразумевающей только мытье людей и
дезинфекцию (дезинсекцию) белья, одежды и обуви).
Для борьбы с педикулезом в настоящее
время есть множество специальных средств, которые нетоксичны, и не требуют стрижки
волос. Средство накладывают на волосяной покров головы и покрывают вощеной бумагой,
сверху на голову повязывают косынку или надевают шапочку, или просто моют
голову специальным шампунем.
1) 0,15% водно-эмульсионным раствором карбофоса;
2) 0,5% раствором метилацетафоса в равных количествах с
уксусной кислотой;
3) 0,25% эмульсией дикрезила;
4) мыльно-порошковой эмульсией; 450мл жидкого мыла + 350 мл
керосина + 200мл теплой воды.
Для уничтожения лобковых вшей
сбривают пораженные волосы, после чего обычно достаточным бывает повторное
мытье тела горячей водой с мылом.
Белье и одежда больных
обеззараживаются в дезинсекционных камерах (паровоздушных, горячевоздушных и
т.д.). Медицинский персонал, осуществляющий обработку больных с педикулезом,
должен пользоваться специальной длинной одеждой из прорезиненной ткани или плотного
холста.
Профилактика вшивости состоит
в регулярном мытье тела, своевременной смене нательного и постельного белья.
Санпропускник оборудован всем необходимым для проведения обработки
больного. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и бачки для грязного
белья, шкаф или стол с предметами для санитарной обработки, клеенкой, банным
мылом, мочалками индивидуального пользования, которые находятся в маркированной
емкости, машинки для стрижки волос, бритвенные приборы, ножницы, термометры для
измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для
санитарной обработки ванны, маркированные ведра и швабры для уборки и
дезинфекции помещений санпропускника и другие принадлежности. В достаточном
количестве должны быть дезинфицирующие средства, а также гидропульт для
распрыскивания растворов этих веществ.
Санитарная обработка
пациента.
При поступлении в стационар в
необходимых случаях больные принимают гигиеническую ванну или душ, причем
больных, нуждающихся в посторонней помощи, опускают в ванну на простыне или
сажают на поставленный в ванну табурет и обливают с помощью душа.
Санитарная обработка больного в приемном отделении включает
следующие мероприятия:
1) дезинсекция - уничтожение вредных насекомых (вшей), если
они обнаружены при осмотре больного;
2) гигиеническая ванна, душ или обтирание больного, стрижка
волос, ногтей, бритьё;
3) переодевание больного в чистое больничное бельё и одежду.
Вопрос о способе и объеме санитарной обработки решает врач, а выполняется она
младшим медицинским персоналом под руководством медицинской сестры.
Гигиеническую ванну или душ в
приемном отделении (иногда это не совсем правильно называют санитарной
обработкой) должны принимать все больные, затем они переодеваются в больничную
одежду или в одежду, взятую с собой из дома.
Не разрешается принимать
гигиеническую ванну больным с тяжелыми заболеваниями (с гипертоническим кризом,
острым инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, с
выраженной недостаточностью кровообращения, туберкулезом в активной фазе и
др.), некоторыми кожными заболеваниями, заболеваниями, требующими экстренного
хирургического вмешательства, а также роженицам. Обычно в таких случаях кожные
покровы больного обтирают тампоном, смоченным теплой водой с мылом, затем чистой
водой и насухо вытирают.
Для обтирания можно также
использовать теплую воду с добавлением одеколона или спирта. Ногти у больных
коротко подстригают.
Дезинфекция помещений.
При плановой профилактической помещений проводится:
- обеззараживание всех видов поверхностей внутрибольничной
среды, обеспечивающее гибель санитарно-показательных бактерий и уменьшение контаминации
микроорганизмами различных объектов, в том числе воздуха, предметов ухода за
больными, посуды, и др.;
- обеззараживанию подлежат все изделия медицинского
назначения, включая эндоскопы и инструменты к ним, после их использования у
пациента;- дезинфекция высокого уровня эндоскопов (ДВУ), используемых в диагностических
целях (без нарушения целостности тканей, то есть при "нестерильных"
эндоскопических манипуляциях), обеспечивающую гибель всех вирусов, грибов рода
Кандида, вегетативных форм бактерий и большинства споровых форм
микроорганизмов;
- дезинсекция, обеспечивающая освобождение или снижение
численности членистоногих в помещении и на окружающей территории;- дератизация,
обеспечивающая освобождение помещений от грызунов и снижение их численности на
окружающей территории.
Заключение
Профессионализм, ответственность за жизнь и здоровье
пациентов, открытость, – всеми этими качествами в полной мере должны обладать
сотрудники приёмного отделения. Работа медицинского персонала приёмного отделения
особенная. Не обидеть, не заставить долго ждать, не навредить, чутко отнестись
к человеку, попавшему в беду, – вот малый перечень тех дел, который предстоит
выполнить.
Список литературы
1.
Барановский В.А. Справочник медицинской сестры. – М.,2000.
2.
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Барыкина Н.В. и др. Карманный справочник
медицинской сестры. – М.:Феникс, 2004.
3.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 3.5.2528 –09.
Дополнение №2 к СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению,
устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других
лечебных стационаров».