Формирование видеорынка в России и изучение вкуса видеолюбителей
МАДИ(ТУ)
Кафедра социологии
Социологическое исследование
по проблеме :
“ Формирование
видеорынка в России
и изучение вкуса
видеолюбителей “
Разработана студентами гр. 3АЭ
Макаровым М
Васильевым К
Бибиным И
МОСКВА 1995 г.
егодня
видео начинает прочно входить в нашу повседневную жизнь . Армия российских
видеолюбителей насчитывает несколько десяток миллионов человек .Это пожалуй
самая многочисленная в стране неформальная группа .Если рассматривать такие
крупные города как Москва , Санкт-Петербург , Екатеренбург и т.д.То уже можно
говорить и о сформировавшемся рынке видеопродукции . А в последнее время к любителям
добавился мощный корпус профессионалов , взявшихся одни за прокат другие
за производство оригинальной продукции другие занимаются продажей . Но с
такими благоприятными переменами растет также острота проблем в этой сфере .
Главным образом такие как засилье западного ширпотреба и полное нарушение авторских
прав производителей которые не получают ничего от многотиражного“подпольного“
производства которые зачастую не отвечают тем требования которые предъявляются
к видеопродукции во всем мире.Решение этих проблем встречают в нашей стране
многочисленные трудности. Данная программа разработана в целях помочь сформировать
их решение .Данная программа является лишь учебной и сделана не компетентными
специалистами , то она вряд ли окажется продуктивной . Но все же мы надеемся
что внесем посильный вклад в формирование цивилизованного рынка качественной
видеопродукции .
Проблема исследования
:
Проблема
формирования видеорынка в России и изучение вкуса российских слушателей .
Цели исследования :
·
Изучение основных тенденций и
предпосылок развития видеорынка в нашей стране .
·
Разработка конкретных рекомендаций
по учету мнений слушателей и производителей для принятия законодательства о
прокате и тиражировании кино , видео и аудио материалов .
·
Изучение спроса и пожеланий
российских видеолюбителей
Задачи исследования :
·
Оценка значимости информирования
потребителей видео продукции о нововведениях в этой сфере .
Изучение отношений ,
ожиданий и оценки различных кате-
горий российских
видеолюбителей к правовому регулиро-ванию в этой сфере .
·
Определение наиболее приемлемых
форм проката и тиражирования видео продукции , с учетом прав производителей
.
·
Формулировка по итогам
исследования , рекомендаций для принятия соответствующих мер , с учетом
всестороннего рассмотрения всех видов деятельности на видеорынке .
Объект
исследования :
Объектом
данного исследования являются потребители
видеорынка
т.е весь многочисленный класс видеолюбителей
различных
вкусов , взглядов , возрастов и национальностей
лей
Единица исследования :
Единицами
исследования являются все категории видеолю-
бителей
от дошкольника , приходящего в восторг от вида кровавых боев на экране , до
престарелых пенсионерок про-
ливающих
слезы над различными перипетиями многочислен-
ных
любовных мелодрам .
Предмет исследования :
Изучение
основных тенденции и закономерностей поведения граждан в процессе реформы и
преобразование на рынке видеопродукции .
Гипотезы :
·
Низкий уровень информированности
позволяет заваливать отечественный видеорынок низкопробной продукцией .
·
Резко стоит проблема культуры и
вкуса российских видео-
манов .
·
В большинстве случаев
видеолюбители охотно приветству-
возможные обострения , т.к принятия законодательства
поведет за собой необходимость в создании соответсвую- щих структур для
контроля за его соблюдением .
Тип вопроса
|
|
о фактах
|
|
мнениях
|
4,5,6,7,8,9,10
|
о личности
|
1,2,3
|
По форме
|
|
полностью закр.
|
2,3,4,6,7,9,10
|
полузакрытые
|
1,5
|
открытые
|
8,11
|
прямые
|
все являются прямыми
|
косвенные
|
|
личные
|
все вопросы
|
безличные
|
|
По функции
|
|
основные
|
4,5,8,9,11
|
неосновные
|
1,2,3,6,10
|
фильтры
|
8
|
контрольные
|
3,7,11
|
вводные
|
1,2
|
Вид шкалы
|
|
Неупорядочная,альтернативная шкала наименований
|
1,3,4,6,9,10
|
Неупорядочная,неальтернивная шкала наименований
|
5
|
Идеальная метрическая
|
2, 11
|
нструментарий данного
исследования является “ Анкета для изучение мнения видеолюбителей и
специалистов о возможных методах видоизменений и нововведений в кино и
видео .” Разработанная
программа изучает отношение граж-
дан к данной проблеме .
азработанная программа может
быть использована на самых различных уровнях ( в большей степени террито -
риальных ) : район , город ,
область , страна . На небольших
территориальных уровнях
данная программа может приме -
нятся местными телестанциями
и студиями кабельного теле -
видения для повышения
рейтинга популярности.А в больших
масштабах (страна ) эта
программа способствовала бы соз -
данию законодательства . Как
правило правительство страны и администрация города располагают кадрами социологов
и специалистов в любой области и могут сами провести
требуемое им исследование .
Студии кабельного телевидения
и небольшии телевизионные
компании в большей степени испытывают потребность в изучении спроса на рынке видеопродукции
и они же заинтересованны в введении законадательств в этой сфере для
приобретения лучших новинок высокого качества .
Модели перехода от
генеральной совокупности к выборочной различны для рядовых граждан ,
видеокритиков , и работников в сфере проката . На уровне района наиболее целесообразно
реализовать комбинированную структуру отбора. Наиболее оптимальным вариантом
проведения социологического исследования является реализация разработанной програмы
соответствующей службой . При отсутсвии таких возможностей , в студии
кабельного телевидения (телеком -
пании) создается
исследовательская группа из наиболее целеустремленных и инициативных работников
. Разработанная программа позволяет осуществить сбор первичной информации как
методами группового или индивидуального анкетированния , так и методами
стандартизированного интервью .
роцедура опроса по анкете
имеет свою специфику в зависимости от категорий респондентов . Например для
изучения вкусов и интересов
школьников нет необходимости задавать им вопросы о правовом регулировании .
Опрос критиков , законодателей и различного рода распространителей лучше
проводить методами стандартизированного интервью , т.к это наиболее
малочисленная категория респондентов . Чтобы узнать интересы основной части
населения целесообразно провести анкетный опрос .
Заполнить анкету можно
попросить респондентов либо на рабочем месте , либо прийдя к нему домой .
Завершив сбор первичной информации по анкете , исследовательская группа
продолжает свою деятельность
, занимаясь обработкой и анализом данных , выработкой итоговых выводов и рекомендаций
и их практической реализацией
1 Ваше социальное
положение ?
001 рабочий
002 служащий
003 предприниматель
004 учащийся
005 домохозяйка
006 пенсионер
008 другое ________________
2 Ваш возраст ?
009. 9 до 15 лет
010. 16 - 20 лет
011. 21 - 30 лет
012. 31 -40 лет
013. старше 41 лет
3 К какой категории
видеолюбителей вы относитесь ?
014. Имею собственный
видеомагнитофон
015. Смотрю у друзей или
знакомых
016. Посещаю видеосалоны и
кинотеатры
017. Работаю в сфере
киновидеопроката и производства
018. Ни к какой
АНКЕТА
Дорогой зритель !
В вашем районе формируется
новая студия кабельного телевидения . Мнения высказанное вами по
сформулированным в анкете вопросам . Ваши пожелания и предложения позволяет
сделать программу нашей студии более увлекательной с учетом интересов жителей
нашего района .
При заполнении анкеты вам
надо внимательно прочитать каждый вопрос и обвести шифр выбранного вами ответа
или записать свой ответ в специально указанном месте . Надеемся на ваши
искренние ответы от которых зависит обоснованность наших рекомендаций по
формированию кабельного телевидения в вашем районе .
4 Каким фильмам отдаете
предпочтение ?
019. Отечественного
производства
020. Зарубежным
021. И тем и другим
5 Какой жанр считаете
наиболее интересным для себя ?
022. Киноклассика
023. Исторические фильмы
024. Мелодрама
025. Комедия
026. Приключения
027. Детективы
028. Триппер
029. Боевик
030. Ужасы
031. Фантастика
032. другое
___________________
6 Как вы относитесь к “
пиратскому видеообмену зарубежными фильмами ?
033. Считаю идеологически
вредным , опасным для общества явлением
034. Считаю единственной
возможностью приобщения к зарубежному кинематографу
035. Предпочел бы легальный
видеообмен , если бы он существовал.
7 Ваше мнение о состоянии
правового регулирования деятельности с данной сфере ?
036. Плохо знаком с
состоянием правового регулирования этого вопроса.
037. Считаю что деятельность
в сфере видео достаточна хо рошо представлена в нашем законодательстве
038. Считаю что в нашей
стране в данной области полный беспредел .
8 Какие проблемы в
развитии российского кино , видеорынка
относите к основным ?
039. Расширение сети
общественных видеосалонов
040. Насыщение репертуара .
041. Борьба с
видеопиратством
042. Борьба с волной насилия
захлестнувшей экран
9 Из каких источников вы
черпаете информацию о новинках кино,видеопродукции
043. Радио и телевидение
044. Пресса
045. От знакомых
046. Где то что-то слышал
(слухи)
10 Знаете ли вы о
существование в вашем районе кабельного телевидения ?
047. Да знаю
048. Первый раз об этом
слышу
11 Какое время было бы для
вас удобно для просмотра наших передач ?
049. с 9 до 13
050. с14 до 18
051. с 19 до 22
052. после 23
12 Какие по вашему дни
должны быть особо насыщены развлекательными программами ?
053. Воскресные и
праздничные дни
054. Будни
055. Все в равной степени
13 Ваши пожелания и
рекомендации нашему каналу :
__________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________
( 056 , 057, 058 , 059 , 060 , 061 )
Спасибо вам за
откровенные и обстоятельные ответы .
Номер
вопроса
|
Диапазон шифров
вариантов
ответов
|
1
|
001 , ... ,008
|
2
|
009 . ... , 013
|
3
|
014 ,... , 018
|
4
|
019 , ... , 021
|
5
|
022 , ... , 032
|
6
|
033 , ... , 035
|
7
|
036 , ... , 038
|
8
|
039 , ... , 042
|
9
|
043 , ... , 046
|
10
|
047 , ... , 048
|
11
|
049 , ... , 052
|
12
|
053 , ... , 055
|
13
|
056 , ... , 061
|