Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий
Содержание
Введение
Особенности
гостиничного маркетинга для малых предприятий
Ценообразование
и себестоимость
Состав
затрат на содержание гостиниц
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В последние годы в России сфера услуг динамично развивается
по всем направлениям, в особенности в плане человеческого сервиса, то есть по
обслуживанию населения услугами личного потребления. Бум развития характерен и
для отрасли туристско-гостиничных услуг. Создание современной индустрии туризма
невозможно без развитой инфраструктуры по обслуживанию туристов. Важное место в
ней занимает гостиничное хозяйство.
На практике и в теории широкое распространение находит
понятие «индустрия гостеприимства». В рыночной экономике под индустрией
гостеприимства понимается предпринимательская деятельность на рынке услуг,
связанная с обслуживанием гостей. Последними могут быть туристы,
командировочные работники, представители бизнеса, отдыхающие, клиенты, решающие
личные и семейные интересы. Индустрия гостеприимства включает в себя также
организацию общественного питания, физкультурно-спортивных и других
развлечений, парки отдыха и гостиницы.
Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий
Философией
ведения бизнеса является маркетинг. Она основывается на той точке зрения, что
непрерывной доходности можно достичь при сопоставлении, предвидении и
удовлетворении потребностей и желаний потребителей. Известно, что маркетинг и
продажа это не одно и то же.
Продажа
фокусируется на потребностях продавца, а маркетинг на потребностях покупателя.
Процесс продажи направлен на удовлетворение потребности продавца в превращении
своего продукта в деньги, а в маркетинге основная цель - удовлетворить
потребности покупателей при помощи продукта. Особенностью основного
гостиничного продукта - гостиничного номера - является его фиксированность во
времени и пространстве. Невозможно значительно поменять количество номеров за
короткий период времени, так же как и место их расположения, что является в
свою очередь составной частью так называемой "несохранности"
продукта, так как вы не можете сохранить его для будущей продажи или следовать
с ним за потребителями. Спрос на гостиничный продукт (размещение и другие
услуги) может колебаться каждый день, неделю и сезон. В результате гостиницы
могут пустовать во время падения спроса или быть переполненными на пике сезона.
Инвестиции в гостиницах производятся обычно в землю, здания и основные фонды.
Значительная часть капитала инвестируется в основные средства гостиницы,
связанные с ее долговременной деятельностью, повышает постоянные издержки,
которые необходимо покрывать независимо от объема деятельности. Необходимо
учитывать эти принципы в маркетинговой концепции отеля и последовательно
реализовывать их. Маркетинг прежде всего занимается предварительным изучением
рынка для оценки спроса, что может включать в себя определение возможностей и
рейтинга отеля на рынке, расположение и выбор из альтернативных вариантов. В
оперативном процессе исследования рынка маркетинг можно рассматривать как
длительный процесс изучения рынка, развития продукта, продвижения товара,
продажи, мониторинга и обзора - составных частей маркетингового цикла.
Исследовать рынок необходимо для определения, какой из сегментов рынка наиболее
благоприятен для конкретного продукта, но основные усилия должны быть сфокусированы
на продвижении товара и его продаже. Эти усилия доминируют при слабой
загруженности отеля и низкой заполненности ресторана, баров и пустующих
подсобных помещениях. Кроме этого необходимо определить критерии предлагаемого
товара, кто именно может быть потребителем и что ему требуется, соответственно
этому сформировать предложение. Большинство товаров, представленных на рынке,
являются конкретными, осязаемыми и измеряемыми; их можно проконтролировать
перед продажей. Гостиничные услуги неосязаемы, их невозможно описать или
измерить, также как и проверить их качество. Обычно они продаются напрямую или
с помощью посредников (турагентов), отдельно или в турпакете. Возрастающая
конкуренция является одним из основных факторов для развития торгового
менеджмента. Продажа внутренних услуг представляет собой широкое поле для
предпринимательской деятельности. Существует большое количество возможностей
проявить внимание к гостям в ресторанах, магазинах и т.д., используя печатные и
видео-материалы, дисплеи компьютерных сетей и т.п. Организационная структура
торгового отдела зависит от размера и расположения отеля, возможностей и
способностей сотрудников и политики менеджмента. Оплата номеров индивидуальными
клиентами составляет большую часть дохода, поэтому торговый менеджер и его
сотрудники прилагают массу усилий для того, чтобы сохранить постоянных клиентов
и найти новых, для чего используются все возможные способы рекламы: газеты,
журналы, радио и телевидение. Сотрудник, занимающийся в отеле продажей услуг,
должен знать все о предлагаемых им номерах: количество, виды, стоимость, меню,
дополнительные виды услуг.
Ценообразование
и себестоимость
В
соответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства, утвержденном
Госстандартом СССР, Госкомстатом СССР и Госпланом СССР от 1 января 1976 г. (в редакции последующих изменений и дополнений), гостиницы (без туристических) относятся к
объектам жилищно-коммунальной сферы, а туристические гостиницы - к объектам
социально-культурной сферы. Таким образом, гостиничные услуги регулируются
законодательными и нормативными документами на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях и относятся к разным отраслям: отрасли "Жилищно-коммунальное
хозяйство" и отрасли "Здравоохранение, физкультура и социальное
обеспечение". Несомненно, такое разделение по разным отраслям вносит
определенные несоответствия в принятии и реализации тех или и иных решений на
разных уровнях.
В настоящее
время существующая система ценообразования услуг жилищно-коммунального хозяйства
(ЖКХ) имеет много неясных и нерешенных вопросов. В частности, неоднозначность
определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена, тарифы на жилищно-коммунальные
услуги (ЖКУ) и другие не позволяет разработать единый подход к формированию
экономических показателей Существующий затратный подход к формированию цены не
стимулирует снижение затрат, а наоборот побуждает в ряде случаев искусственно
завышать затраты с целью повышения цены услуги. Такая практика не позволяет
привлекать в отрасль инвестиции, игнорирует фактор спроса,1 делает невозможным
прогнозирование.
В рамках
Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации
протоколом заседания Правительственной комиссии по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в Российской федерации от 22.01.1999 г. № 1
была одобрена новая "Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном
хозяйстве Российской Федерации" (утверждена 29.01.1999). Принятая
Концепция закладывает основные направления и принципы перехода к открытой и
адекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Важными моментами в этой концепции
являются:
1. При
определении стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечивать:
- гибкий,
вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдением
необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные
услуги на соответствующих уровнях: федеральном, субъектах Федерации,
муниципальном, на уровнях предприятий.
- соблюдение
основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
-
деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и
доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;
- правовая
регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов
- определение
интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
- включение
величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного
воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
- обеспечение
прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
- соблюдение
принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе
рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;
-
рекомендательный характер федеральных положений цено- и тарифообразования,
обеспечивающих возможность учета местных особенностей производства и
предоставления жилищно-коммунальных услуг путем отражения этих особенностей в
региональных методических документах.
2. Основой
формирования цены является себестоимость услуги.
3.
Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основе
натуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этапов
технологического процесса производства и объема реализации услуги потребителям,
а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежей
населения, позволяющее при необходимости выделять отдельные виды работ для
передачи их производителям на конкурентной основе.
4. При едином
методологическом подходе расчета себестоимости особенности, связанные с
конкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими и
другими факторами, должны найти отражение в нормативных и методических
документах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов Федерации.
5.
Классификация затрат по элементам себестоимости в соответствии с их
экономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:
-
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на
оплату труда;
- отчисления
на социальные нужды;
- амортизация
основных средств;
- затраты на
капитальный ремонт;
- прочие
затраты, включая ремонтный фонд.
6. Проведение
политики ценообразования и регулирования тарифов на услуги ЖКХ предопределяется
условиями, в которых функционируют предприятия:
-
потенциально конкурентные и конкурентные рынки, на которых цены определяются
спросом и предложением и возможно их свободное (рыночное) формирование;
- рынки,
которые монополизированы в силу различных причин (высокие барьеры входа на
рынок, технологические причины и др.), но не связанные с естественной
монополией и на них возможна конкуренция и установление цен рыночными методами;
-
естественное монопольное предоставление услуг, к которому применимо
регулирование цен соответствующими государственными органами.
Как уже
указывалось, особенность гостиничного хозяйства заключается в том, что процесс
производства в гостинице реализуется в виде определенной гостиничной услуги.
Для производства и реализации комплекса услуг гостиничное хозяйство имеет
основные и оборотные средства. При этом производство и реализация услуг не
зависит от времени - должна быть постоянная готовность оказать услуги.
В связи с
неравномерностью спроса на гостиничные услуги, в гостиничном хозяйстве должны
быть предусмотрены резервы основных, оборотных и др. средств. Кроме того,
особенностью является также и то, что гостиничные услуги не нуждаются в
посредниках при реализации и в создании или в помощи специальных сбытовых
структур. Важной особенностью производства гостиничных услуг является
отсутствие незавершенного производства. Перечисленные основные особенности
производства и реализации гостиничных услуг сказывают определенное влияние на
формирование цены гостиничной услуги. Как показала практика, на уровень цен
оказывают влияние: себестоимость услуги, уровень цен у конкурентов, соотношение
спроса и предложения, уровень заработной платы служащих и др. Одной из
составляющей цены является, например, стоимость гостиничного номера. В
соответствии с Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной
постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 156, определены услуги, входящие и не входящие в стоимость гостиничного номера. Например, в
стоимость гостиничного номера не включаются услуги:
- по
предоставлению в аренду телевизора, холодильника, чайника, посуды, пользование
утюгами и другой бытовой техникой, вызов такси, приготовление и доставка в
номер чая, кофе, воды, сигарет и т.п.
- по мелкому
ремонту одежды, обуви, чистке одежды и обуви и т.п.
В цену номера
включается плата:
- за
бронирование
- за
проживание
-
коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, газ,
электроэнергия, горячее водоснабжение (подогрев воды)
- радио,
телеантенна
- прочие
коммунальные услуги.
Цена
гостиничного места зависит от разряда гостиницы, категории номера, качества
услуги, скидок или надбавок за определенные услуги.
Как уже
указывалось, в основе формирования цены гостиничной услуги положена
себестоимость гостиничной услуги.
Нормативная
база себестоимости гостиничной услуги включает:
Положение о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Несмотря на наличие перечисленных документов, в практической деятельности возникают
противоречия, связанные с особенностями состава затрат в гостиничных услугах. В
частности, в соответствии с "Особенностями состава затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг) предприятиями жилищно-коммунального
хозяйства" в себестоимость не включаются затраты на:
- содержание
собственной службы безопасности, медицинских пунктов
- приобретение,
ремонт, химчистку (и тому подобное) специальной, форменной, фирменной и
представительской одежды
- оформление
помещений гостиницы, ресторанов, например, живыми или искусственными цветами,
картинами и т.п.
- содержание
территорий гостиниц, в частности, озеленение, асфальтирование и т.п.
Однако,
указанные затраты являются обязательными в соответствии с ГОСТ Р 50645-94.
Состав затрат на содержание гостиницы
Экономико-учётный механизм управления представляет способ
регулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия
(организации), включающий систему экономических и учётных рычагов. К ним
относятся цены, тарифы, доходы, расходы (затраты), прибыль, кредиты, налоги и
т. п., которые подлежат обязательному учёту и используются в качестве
регулятора экономики предприятия и воздействия на экономические процессы
хозяйствующих субъектов. Учётный механизм управления является основой
микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических
субъектов: малых, средних и крупных предприятий, в том числе и гостиничных
комплексов. Основная масса информационной базы учёта относится к измерению
натуральных и стоимостных оценок ресурсов предприятия, используемых для
определения затрат и себестоимости единицы гостиничных услуг на его
производство и продажу. Себестоимость услуги представляет собой стоимостную
оценку используемых при ее оказании затрат на сырьё, материалы, топливо,
энергию, амортизацию основных средств, трудовые ресурсы и другие затраты,
необходимые для оказания услуг. Исходя из этого, формирование себестоимости
услуги представляет собой суммирование затрат организации, связанных с
процессом оказания услуги и относящихся к определенному отчетному периоду и
объекту калькулирования. Себестоимость одной единицы услуги, как и
себестоимость всего объёма реализованных услуг, определяется на основании
следующих экономических принципов:
1. Расходы связаны с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Данный принцип вытекает из самого понятия себестоимости: в
себестоимость услуги включаются все затраты, связанные с процессом оказания
услуги. Те затраты, которые не имеют непосредственного отношения к
производственной деятельности, относятся к категории непроизводственных
расходов.
2. Затраты организации делятся на два вида: текущие и
капитальные.
Данный принцип вытекает из п. 6 ст. 8 Федерального закона от
21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В бухгалтерском учете
организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения
учитываются раздельно. К текущим относятся производственные расходы, которые,
как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятся
расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства,
стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения
посредством начисления износа или амортизации, а также расходы инвестиционного
характера, например, финансовые вложения в акции, облигации, другие ценные
бумаги и банковские депозиты.
3. Допущение временной определенности фактов хозяйственной
деятельности — принцип начисления.
Согласно данному принципу факты хозяйственной деятельности
предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в
бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
4. Допущение имущественной обособленности организации.
Согласно этому принципу имущество и обязательства самого предприятия существуют
обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и
других юридических лиц.
«Об утверждении Положения о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевых
инструкций и указаний.
Однако себестоимость услуги в значительной степени зависит от
отраслевых особенностей, не являются исключением и гостиницы. Так, например,
для гостиниц дополнительным нормативным документом является Государственный
стандарт РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Классификация гостиниц», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от
21.02.1994 г. № 33.
При отсутствии соответствующих отраслевых нормативных
документов по вопросам организации учета затрат организациям надлежит
руководствоваться старыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил
бухгалтерского и налогового учета.
На сегодняшний день в бухгалтерском законодательстве основным
регламентирующим документом при формировании затрат организации является
упомянутое выше Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы
организации», утвержденное Приказом Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. Согласно
данному документу «расходами организации признаются уменьшение экономических
выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)
возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации,
за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников
имущества)»
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий
осуществления и направления деятельности организации, делятся на:
1. Расходы
по обычным видам деятельности.
2. Прочие
расходы, которые в свою очередь можно разделить на:
операционные расходы;
внереализационные расходы.
Расходы по обычным видам деятельности — это расходы,
связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием
услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они являются неотъемлемой
частью деятельности организации.
Под операционными расходами понимаются:
расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (это
не является основным видом деятельности организации);
расходы, связанные с передачей во временное пользование
нематериальных активов (если это не является основным видом деятельности
организации);
расходы, связанные с участием в уставных капиталах других
организаций (если это не является основным видом деятельности организации);
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием
основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме
иностранной валюты), товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в
пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными
организациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с
правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение
вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с
признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
прочие операционные расходы. Внереализационными расходами
признаются:
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок
исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы;
сумма уценки активов;
перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с
благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных
мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского
характера и иных аналогичных мероприятий;
прочие внереализационные расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельности
должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, установленным в
ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
Для целей управления затратами и налогами в бухгалтерском
учете организуется учет расходов по статьям затрат, в зависимости от схемы
налогообложения. Перечень статей затрат устанавливается организацией
самостоятельно в соответствии с отраслевыми особенностями.
Заключение
ценообразование
себестоимости гостиничный маркетинг
Гостиничным комплексам как хозяйствующим субъектам присущи
все законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют в
конкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на
свои услуги и проводят маркетинговые исследования. Гостиницы являются
необходимым элементом социальной сферы и играют большую роль в повышении
эффективности общественного производства и, собственно, росте жизненного уровня
населения. Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспективных и
быстроразвивающихся отраслей, несущая в себе огромный потенциал для российского
рынка и способная приносить устойчивый доход в бюджеты всех уровней. Поэтому,
не случайно, с каждым годом растет количество гостиниц как в нашей стране, так
и за рубежом.
Гостиницы являются
многофункциональными предприятиями в сфере сервиса. Несомненно, что основной их
функцией является предоставление клиентам жилья, что включает в себя выполнение
основных элементов технологического процесса обслуживания гостей: бронирования,
регистрации по прибытии, предварительной оплаты размещения в номере;
обслуживания на этажах. Наряду с этим в гостиницах оказываются информационные и
транспортные услуги, услуги общественного питания (рестораны, кафе, бары,
буфеты), услуги игорных заведений (казино, игровые автоматы, видеоигры) и
центров досуга (экскурсии, встречи, концерты, кружки по интересам). Для
комплексного обслуживания проживающих организуются спортивные и оздоровительные
мероприятия, ярмарки и фестивали, проводятся торжественные приемы и банкеты.
Список использованной литературы
1. Агапова. Т.А., Серегина С.В.
Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.
2. Каращенко
В.В// Романов В.А//Цветкова С.Н.// Шевцова Т.В. Гостиничные комплексы.
Организация и функционирование. 2007 г.
3. Карпова Г.А. Экономика
современного туризма. М. – СПб.: Герда. 1998.
4. Костюкова О.И., Основы туризма.
Москва 1999г.
5. Портной М. А. Проблемы, успехи и
трудности переходной экономики.
М., 2000 г.
6. Сенин В.С., Введение в туризм,
Москва, 1999 г.
7. Чеботарь Ю.М., Туристический
бизнес, Москва, 1998 г.