Проблемы коммуникаций в PR
Министерство
образования и науки российской федерации
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Орловский
Государственный Университет»
Филологический
факультет
Кафедра
журналистики и связей с общественностью
Контрольная
работа на тему:
«Проблемы коммуникаций
в PR»
Подготовила
Студентка 4 курса 6 группы
Хабарова Ирина
Преподаватель
Степина Н.В.
Орел 2009
Введение
Тема: проблема коммуникаций в PR обусловлена тем, что
коммуникационное взаимодействие необходимо при реализации PR методов Информации о современном
состоянии PR отрасли в России из
узконаправленных профессиональных изданий (на примере журнала «Советник»).
Проблема: недостаточная освещенность в журнале
«PR в России» современного состоянии PR отрасли в России и проблем его развития.
Цель: определить уровень освещенности темы
«Проблемы коммуникаций в PR, а
также современное состояние PR
отрасли в России» на страницах журнала «PR в России».
Объект: информация по теме «Проблемы
коммуникаций в PR».
Предмет: все жанры журналистских материалов,
представленные в журнале «PR в
России», частично затрагивающие исследуемую проблему или целиком ей
посвященные.
Достижение поставленной
цели предполагает решение ряда задач:
• изучить содержание и
объем материалов в журнале «PR в
России» по данной проблеме;
• определить частоту
появления информации по данной теме;
• определить
направленность внимания прессы к основным аспектам указанной темы;
• систематизировать
полученную информацию;
Данные задачи работы
предполагают наличие следующей гипотезы:
Стремительно меняющееся,
в условиях мирового финансового кризиса, состояние PR коммуникаций в России недостаточно освящается на страницах
журнала «PR в России», хотя данная тема является
актуальной для всей целевой аудитории журнала в целом и для студентов и
преподавателей.
Единицей счета будет выступать число строк и
удельный вес информации по данной проблеме в общем объеме журнального текста.
Опрос
Наиболее распространенным
и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Опрос позволяет
мысленно моделировать любые нужные ситуации для того, чтобы выявить
устойчивость склонностей, предпочтений и других субъективных состояний
отдельных лиц в отношении конкретной проблемы. В данном случае - проблемы
получения информации о проблемах развития коммуникаций в PR
Представленная ниже
анкета включает в себя следующие смысловые разделы:
1. Введение, где
указывается, кто и для каких целей проводит опрос, как будут использованы
данные; присутствует гарантия анонимности информации; содержится инструкция по
заполнению анкеты.
2. Вступительные
вопросы, предназначенные для того, чтобы заинтересовать респондента и
включить его в работу.
3. Основной блок
вопросов.
4. Сведения о
демографических данных опрашиваемых.
5. Благодарность за
сотрудничество.
В целях определения
показателей целесообразности данной анкеты, она была предварительно испытана на
опытной группе респондентов, являющейся микромоделью планируемой выборки. С
помощью такого «пилотажа» были проверены следующие качества анкеты:
- понятность языка;
- неабстрактность
вопросов;
-логика вопросов, их
контекст;
- качество объяснения
области поиска ответа, условий выбора вариантов;
- выделенность
тематических блоков вопросов;
-компетентность категорий
опрашиваемых;
- опасность угодных или
стереотипных ответов;
-тактичность интервьюеров
- уровень монотонности
опроса.
В ходе проведения данного
исследования, предполагается провести опросное анкетирование среди 80 студентов
старших курсов и 30 преподавателей отделения «Связи с общественностью»
Орловского Государственного Университета. Ограничений по полу и возрасту нет. В
число выбранных респондентов войдут представители различных социальных статусов
(как молодежь, так и работающее население), объединенные общим интересом к
развитию PR отрасли в России. В данном случае
молодежь заинтересована напрямую (т.к. являясь студентами старших курсов
отделения «Связи с общественностью», данная группа респондентов, находясь в
процессе поиска способов применения своих профессиональных навыков, постоянно
нуждается в своевременной информации о любых изменениях на рынке PR услуг)
Анкета
«Проблема получения
студентами и преподавателями отделения «Связи с общественностью» информации об
изменениях PR отрасли
в России».
Уважаемые респонденты!
Редакция журнала «PR в России» проводит
опрос, посвященный проблеме получения студентами и преподавателями отделения
«Связи с общественностью» информации проблемах развития PR отрасли в России. Ваши ответы
помогут нам размещать на страницах журнала материалы, отвечающие именно Вашим
интересам. Данный опрос является анонимным, полученная информация не подлежит
распространению и передаче третьим лицам для дальнейшего использования.
Кем Вы являетесь:
(Подчеркните верное)
Студентом
Преподавателем
В какой мере Вас
привлекает сфера Public Relations? (Подчеркните верное)
Очень интересует
Пожалуй, интересует
Интересует только по
необходимости
Трудно сказать
определенно
Не интересует вовсе
Являетесь ли Вы читателем
журнала «PR в России»? (Подчеркните верное)
Да
Нет
4) Считаете ли Вы тему
коммуникаций в PR отрасли
достаточно актуальной? (Подчеркните верное)
Да
Нет
5) Устраивает ли Вас
количество материалов по данной теме в журнале «Советник»? (Подчеркните верное)
Да
Нет
6) Укажите, пожалуйста,
Ваш возраст. (Впишите верное)
7) Укажите, пожалуйста, Ваш
пол (Подчеркните верное)
Женский
Благодарим Вас за
внимание!
Контент-анализ
Данный метод используется
для перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с
последующей статистической обработкой. С помощью контент-анализа определяется
качество текстовой информации, присутствующей в СМИ, частота используемых
благожелательных и негативных выражений и описаний, а так же многое другое.
Для исследования по
заявленной выше проблеме, с помощью контент-анализа определяются следующие параметры:
- заданный тип источника
- пресса;
-тип сообщений -
журнальные статьи;
-сопоставимый размер
сообщений - от 1/3полосы до 2 страниц;
-частота появления
сообщений - исследуется каждый выпуск журнала, входящий в выборку;
-время появления
сообщений- день выхода.
Единицами контент -
анализа выбраны:
тема, объем статей, тематика, жанры, день выхода материала.
Тема обозначена, как
«Проблема коммуникаций в PR» на
страницах журнала «PR в России»». В
выборку вошли следующие номера журнала: с № 4 по № 9. Временной охват- с 24
января 2009г по 24 ноября 2009г. Жанры материалов - статья, репортаж.
Периодичность издания -
ежемесячное.
В данной выборке было
обнаружено 5 материалов, относящихся к заданной тематике.
Таблицы контент-анализа
были составлены на основе полученных и изученных данных.
Таблица №1. Характеристики
жанров
№
|
Жанр материалов
|
Название материалов
|
Количество
|
1.
|
Статья (аналитическая)
|
«Кризис подстегнет развитие PR», «Каким будет PR на земле? Размышления о третьем
тысячелетии», «Кризис жанра», «PR в
регионах. Кому кризис, а кому – мать родная», «Дни PR в Москве – 2009. время перемен?»,«От журналистики к
связям с общественностью»
|
4
|
2.
|
Репортаж
|
«Рынок PR в Пензе, а есть ли он?»
|
1
|
Вывод. Данные результаты приводят нас к
выводу, что большинство материалов по рассматриваемой тематике можно отнести к
жанру аналитическая статья. Материалы данного жанра, в первую очередь,
характеризуются детальным рассмотрением затрагиваемой проблемы.
Таблица №2 Объем
изученных материалов
№ журнала
|
Материал
|
Число строк текста
|
Удельный вес информации по проблеме (в общем объеме всей
информации номера)
|
№11. – 2005г.
|
«Национальные
особенности коммуникаций Как найти общий язык с
представителями разных культур»
|
54
|
1,5%
|
№10. – 2005г.
|
«Креатив, основанный на цифрах Как исследования
помогли Dove изменить свои коммуникации»
|
52
|
1,5%
|
№11. – 2005г.
|
«Трудности перевода »
|
150
|
2,9%
|
№11. – 2005г.
|
«Национальные
особенности коммуникаций Как найти общий язык с
представителями разных культур.»
|
67
|
1,6%
|
№1. – 2005г.
|
«Живой PR Как интернет-блоггеры меняют
ландшафт public relations»
|
136
|
2,1%
|
Вывод. данная отрасль, в связи с мировым
экономическим кризисом, постоянно претерпевает изменения, было бы целесообразно
ввести постоянную рубрику для материалов, посвященных данной тематике и увеличить
удельный вес информации по данной проблеме.
Таблица №3 . Разделение
материалов по смысловым единицам анализа
№ журнала
|
Материал
|
Смысловые единицы анализа
|
№11. – 2005г.
|
«Национальные
особенности коммуникаций Как найти общий язык с
представителями разных культур»
|
Актуальная тенденция на рынке, Сфера PR, кардинально
изменилась, структура рынка PR-услуг, В PR-бизнесе, Для PR-отрасли
|
№10. – 2005г.
|
«Креатив, основанный на цифрах Как
исследования помогли Dove изменить свои коммуникации»
|
-
|
№11. – 2005г.
|
«Трудности перевода»
|
отражается на рынке PR, в сфере PR
|
№11. – 2005г.
|
«Национальные
особенности коммуникаций Как найти общий язык с
представителями разных культур.»
|
№1. – 2005г.
|
«Живой PR Как интернет-блоггеры меняют
ландшафт public relations»
|
PR как отрасль, объемов рынка PR-услуг, потребность в
PR-услугах, В условиях
падающего рынка
|
№11. – 2005г.
|
«Национальные
особенности коммуникаций Как найти общий язык с
представителями разных культур»
|
оценку рынка PR-услуг, объемы PR-рынка, Падение рынка PR,
Анализируя ситуацию на рынке PR, Спад нашего рынка за первые пять месяцев года
|
Вывод. В данном издании отсутствует
какое-либо строгое ограничение на выход материалов по определенным датам (к
примеру, 1 материал на тему изменения PR отрасли 1 раз в 2 номера). Это свидетельствует о хаотичном распределении
материала по номерам, в зависимости от наличия/отсутствия материалов.
Определенной рубрики для данных материалов также не наблюдается.
Таблица №4 Знак
информации (позитивный, нейтральный, сбалансированный, отрицательный)
Количество статей
|
Позитивные, %
|
Нейтральные, %
|
Сбалансированные, %
|
Отрицательные, %
|
7
|
2
22,2%
|
1
11,1%
|
1
11,1%
|
3
33,3%
|
Вывод. Большинство материалов,
посвященных проблеме изменения PR
отрасли, носят отрицательный характер, что свидетельствует о констатации,
авторами материалов, спада на рынке PR услуг, в связи с МФК. Что еще раз подтверждает необходимость
отслеживания любых изменений в данной области.
Таблица №5 содержание
информации
|
Тематика материала
|
Статистика развития PR отрасли
|
Причины спада
|
Анализ рынка PR услуг
|
Развитие отрасли PR в Сети
|
Состояние PR отрасли в регионах
|
Количество публикаций
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
Итого материалов
|
7
|
Вывод: основное внимание уделяется
статистике и анализу PR
отрасли в России.
|
Факто-графи-ческая
|
Коммента-торская
|
Художественно-фактографи-ческая
|
Обще-теорети-ческая
|
Коммента-торская с оценками фактов
|
Абстрактнохудожественная
|
Кол-во статей
|
1
|
5
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Вывод. Абсолютное большинство материалов (5
единиц) относятся .к комментаторской информации. По 1 единице материалов
относятся к фактографической и общетеоретической информации. Отсутствие
материалов художественно-фактографического и абстрактно-художественного типа
свидетельствует о точности изученных материалов, не нарушенной
эмоциональностью или субъективностью авторов.
Заключение
По итогам опроса и
контент-анализа мы можем прийти к выводу, что заявленная нами гипотеза
подтвердилась.
Действительно, доля
материалов, посвященная изменению состояния PR отрасли в условиях мирового финансового кризиса, хоть и
умеренна, но все же незначительна по сравнению с масштабом остальных материалов
номера. Это свидетельствует о том, что данная проблема, по мнению авторов
материалов, не столь актуальна для читателей журнала «Советник». Аргументом в
пользу увеличения количества подобных материалов является так называемая «стабильная
нестабильность» в данной области на современном этапе, а так же стихийные
изменения, происходящие на рынке PR
услуг почти каждый месяц. Несомненно, эти изменения требуют постоянного
освещения в таких СМИ как «Советник», ведь основной инструмент любого
специалиста по связям с общественностью это информация, и пробелы в знаниях
сегодня – непростительная роскошь. Таким образом, приходим к выводу о
необходимости создания в журнале «Советник» постоянной рубрики, посвященной
изменениям состояния PR
отрасли в России. Что же касается целевой аудитории журнала «Советник» в г.
Орле, их жажда знаний в данной области будет, несомненно, утолена с помощью
создания такой рубрики. Более того, данное нововведение поспособствует развитию
PR отрасли в городе Орле, ведь кто
владеет информацией – владеет миром.