Сложно ли реализовать CRM-проект? О взаимосвязи характера CRM-проекта и его ключевых рисков
Реферат
По дисциплине: "МАРКЕТИНГ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"
На тему:
"СЛОЖНО ЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ CRM-ПРОЕКТ?
О ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРА CRM-ПРОЕКТА И ЕГО КЛЮЧЕВЫХ РИСКОВ"
г. Москва - 2009 г.
Часто спрашивают: "Согласно
западной статистике значительное число CRM-проектов за рубежом заканчиваются
неудачей. Какова ситуация в России? Что в наибольшей степени угрожает успеху
CRM-проекта?"
Ответить на эти вопросы
односложно непросто. Для начала необходимо уточнить, что понятия "проект
внедрения CRM-системы" и "CRM-проект" не тождественны. Второе
понятие я считаю более широким: CRM-проект - это комплекс изменений, направленных
на совершенствование бизнес-процессов, предполагающих взаимодействие с
клиентами предприятия. Внедрение CRM-системы является составной частью
CRM-проекта.
Свод знаний по управлению
проектами (Project Management Body of Knowledge, PMBOK)
дает следующее определение понятия "проект": "Проект - это
временное предприятие, предназначенное для создания уникального продукта или
услуги". Существуют три ключевых характеристики проекта: бюджет, время и
качество. Соответственно, неудачным считается проект, цели которого не были
достигнуты, сроки не соблюдены, а бюджет превышен.
Применительно к CRM-проектам
такое определение кажется несколько формальным. Достижение целей проекта,
получение выгод в результате продаж, маркетинга или клиентского сервиса
представляются существенно более важными, чем некоторое превышение бюджета или
несоблюдение сроков, поэтому в дальнейшем мы сосредоточим внимание на
проблемах, не позволяющих достигнуть целей CRM-проекта. Цели внедрения CRM-системы
можно считать подцелями CRM-проекта.
Рассматривая ситуацию с позиции
консультанта, я могу с уверенностью сказать, что только часть инициируемых
CRM-проектов имеет четко определенные цели, когда заказчик знает, чего хочет, еще
до начала реализации проекта. С точки зрения характера предполагаемых изменений
и с учетом целей CRM-проекты можно классифицировать следующим образом:
технические проекты, не
предполагающие существенных изменений в бизнес-процессах предприятия;
эволюционные проекты,
предусматривающие изменения в отдельных бизнес-процессах, связанных с клиентами;
революционные проекты, в
рамках которых происходит существенное изменение бизнес-процессов, связанных с
клиентами.
Рассмотрим перечисленные типы
проектов более подробно.
Технические проекты
Для технических проектов
характерно наличие в компании сформировавшегося алгоритма работы с клиентами,
для автоматизации данного процесса, как правило, используют "CRM-подобное"
программное обеспечение (технологически устаревшая CRM-система, несколько
отдельных приложений или Excel-файлов). Заказчики технических проектов часто
формулируют свои цели следующим образом:
1) новая система должна
предоставить дополнительные аналитические возможности;
2) новая система должна заменить
две системы (и более), обслуживающие бизнес-процесс в настоящий момент;
3) новая система должна быть
более производительной.
Приведу типичный пример
технического CRMпроекта, где в качестве заказчика выступила
телекоммуникационная компания, желающая улучшить работу контакт-центра. Для
того чтобы ответить на вопросы абонента, касающиеся порядка начислений за
услуги, их оплаты, решить ту или иную проблему, возникшую в ходе предоставления
услуги, довести до его сведения информацию о специальных предложениях, оператор
использовал несколько программ.
Так, в целях получения сведений
о подключениях и оплатах была осуществлена интеграция CRM-системы с системой
биллинга. Реализация проекта позволила сократить время, необходимое операторам
для получения информации, и расширить перечень услуг компании.
Являются ли значительными риски
технических CRM-проектов? Большинство подобных проектов успешно реализуется, т.е.
новая система оказывается более гибкой, универсальной, производительной и т.д. Технические
проекты не требуют значительных усилий со стороны руководства компании, которому
необходимо лишь регулярно контролировать данный процесс. Они могут быть успешно
реализованы под руководством IT-директора.
Наиболее существенным риском
технического проекта является ошибка при выборе CRM-системы, поскольку это
может сделать бессмысленными сами преобразования. Возможности внедряемой
CRM-системы должны превосходить используемое программное обеспечение по
критически важным параметрам: функциональности, характеристикам технологической
платформы, производительности.
Другими значимыми рисками,
которые могут повлиять на сроки и стоимость проекта, являются недостаточная
квалификация консультантов и сопротивление сотрудников компании-заказчика. Данные
риски, как правило, не влияют существенно на результаты внедрения системы, но
могут привести к увеличению сроков и стоимости проекта.
Результаты реализации
технических CRM-проектов вполне осязаемы и могут быть оценены с помощью
показателей окупаемости инвестиций (ROI), на которые можно опираться при выборе
системы.
Эволюционные проекты
Эволюционные CRM-проекты, как
правило, инициируют руководители среднего звена, которые не удовлетворены
существующей организацией бизнес-процессов. Компания расширяется, сотрудников
становится больше, а уровень организации бизнес-процессов и их автоматизации
перестает соответствовать новым масштабам. Ключевая особенность эволюционных
проектов - необходимость реинжиниринга отдельных бизнес-процессов, в ходе
которых происходит взаимодействие с клиентами. Большинство эволюционных
CRM-проектов предусматривает улучшение контроля за процессом продаж: существующий
процесс продаж необходимо оптимизировать с учетом возможностей системы, а в процедуры
контроля следует внедрить дополнительные элементы.
С организационной точки зрения
эволюционные проекты редко выходят за границы подразделения.
Перечислим типичные цели
эволюционных проектов:
новая система должна объективно
отражать ситуацию по продажам и способствовать накоплению статистических
данных, характеризующих действия продавцов и степень выполнения поставленных
перед ними задач;
она должна обеспечить
формализацию и автоматизацию процесса продаж;
новая система должна исключить
двойной ввод данных в информационные системы и длительную передачу документов
от одного сотрудника к другому.
В качестве примера приведу
эволюционный проект, реализованный издательством деловой литературы. Увеличение
числа сотрудников и объема операций привело к снижению актуальности и качества
информации, касающейся привлечения спонсорского финансирования и реализации
проектов издательства. Сложившаяся ситуация не устраивала руководство компании.
Анализ бизнес-процессов
подтвердил необходимость их реинжиниринга. В ходе шестичасового "мозгового
штурма", проведенного вместе с заказчиком, были оптимизированы и
формализованы типовые процессы привлечения спонсоров и реализации проектов,
определены их контрольные точки. Внедрение Microsoft Dynamics CRM позволило оперативно
предоставлять руководству информацию, необходимую для осуществления контроля, действия
сотрудников стали более согласованными.
Косвенным, незапланированным
результатом CRM-проекта стало повышение качества обслуживания "среднего"
клиента: раньше внимание персонала было сконцентрировано на удовлетворении
запросов ключевых заказчиков.
Важнейшим элементом
эволюционного проекта является взаимодействие руководителя автоматизируемого
подразделения (например, директора по продажам) и сотрудников компании-консультанта.
Результат проекта зависит от качества работы обеих сторон. Неспособность или
нежелание консультантов выйти за пределы задачи автоматизации процессов может
стать причиной провала проекта. В свою очередь, руководитель функционального
подразделения, формально подходя к данному процессу и не принимая активного
участия в реинжиниринге, сводит к минимуму вероятность успешной реализации
проекта.
Не стоит забывать, что отношение
подчиненных к своей работе во многом определяется отношением к ней руководителя.
Отсутствие эффективного взаимодействия между заказчиком и консультантом
способно привести к созданию "мертворожденного" продукта - программного
обеспечения, которое не будет использовано или эксплуатация которого не
принесет желаемых результатов.
Ход реализации эволюционного
проекта должен контролировать руководитель бизнес-подразделения, а не IT-отдела.
Наиболее значительными рисками в данном случае являются низкая квалификация
консультанта, непонимание сути бизнес-задачи и недостаточное участие в
CRM-проекте руководителя автоматизируемого подразделения.
При развертывании CRM-решения в
рамках эволюционного проекта следует помнить о возможном сопротивлении рядовых
сотрудников нововведениям, ведь они сталкиваются с необходимостью осваивать
новое программное обеспечение и адаптироваться к новым принципам работы.
Планирование результатов
эволюционного проекта на количественном уровне бывает затруднительным. Скорее,
можно говорить о прогнозировании улучшения качественных характеристик процессов
маркетинга и продаж. При этом на практике трудно однозначно отделить
достижения, обусловленные изменением структуры процесса, от улучшений,
связанных с его автоматизацией.
Революционные проекты
Слово "революционный" предполагает,
что компания целенаправленно проводит организационные изменения, например
связанные с внедрением клиентоориентированного подхода. Революционность
выражается в кардинальном изменении характеристик компании и ее бизнес-процессов.
В данном случае ключевым лицом является один из руководителей компании,
инициатор изменений, для которого проект внедрения CRM-системы - очередной шаг
на пути преобразования компании. К категории революционных можно отнести
проекты, реализуемые на стадии создания бизнеса.
Характерной особенностью
российского профессионального спорта является высокая степень зависимости
клубов от титульного спонсора и ориентация преимущественно на спортивный результат
(в отличие от европейских клубов с их ориентацией на коммерческую эффективность
затрат). Ситуация, когда клуб показывает высокие спортивные результаты и при
этом неинтересен болельщикам, обусловлена крайне низким уровнем
клиентоориентированности российских спортивных клубов.
Работа с болельщиками - деятельность,
которой клуб занимается по остаточному принципу. Организационные изменения, связанные
с ориентацией на болельщиков, являются революционными для спортивного клуба.
Итак, перед спортивным клубом
стояла следующая задача: повысить посещаемость зрителями домашних матчей,
увеличить объем продаж билетов и абонементов, а также спортивных товаров и атрибутики
клуба через фирменные магазины и Интернет. Решение этой задачи предполагает
реализацию программы изменений, суть которых заключается в выстраивании такой
структуры клуба и его процессов, которая позволит повысить качество
предлагаемых болельщикам продуктов, т.е. самого спортивного зрелища,
сопутствующих услуг и товаров.
Одним из компонентов программы
изменений являлось внедрение CRM-системы для управления взаимоотношениями с
болельщиками. Она автоматизирует процессы, которые клуб в настоящий момент либо
не использует, либо использует эпизодически, бессистемно.
CRM-инициатива предусматривала
выстраивание замкнутого маркетингового контура работы с болельщиками,
состоящего из следующих элементов:
идентификация болельщиков;
сбор и анализ данных о
потребительском поведении болельщиков;
сегментирование на основе
демографических и поведенческих критериев;
прямые маркетинговые акции,
направленные на интересующие клуб сегменты;
анализ влияния маркетинговых
акций клуба на транзакции болельщиков (приобретение билетов, атрибутики и т.п.).
Первые результаты CRM-проекта
позволяют рассчитывать на существенный рост посещаемости и увеличение
самоокупаемости клуба.
Основные риски революционных
проектов заключаются в том, что систему внедряют в условиях высокой
неопределенности. Инициатор изменений не всегда достаточно ясно
представляет, как это будет работать, но знает, что он хочет получить в итоге,
поэтому реализация проекта может быть достаточно длительной и дорогой, т.к по
ходу выстраивания бизнес-процессов, возможно, потребуется вносить изменения в
саму систему.
Степень гибкости, способность
изменяться являются важными критериями выбора системы. Эффект от внедрения
CRM-системы может быть грандиозным, но отделить его от успеха программы изменений
невозможно.
Следует отметить, что реализация
революционных проектов требует высочайшей квалификации консультантов. В рамках
подобных проектов целесообразно привлекать бизнес-консультанта, отвечающего за
выстраивание бизнес-процессов, и консультанта по информационным технологиям, отвечающего
за их автоматизацию.
Проекты, цели которых не определены
Достаточно часто внедрение
CRM-системы воспринимается как универсальный способ решения проблем, связанных
с маркетингом, продажами и обслуживанием клиентов. Такое восприятие усиливают
агрессивные маркетинговые компании производителей программного обеспечения,
обещания менеджеров по продажам многих консалтинговых компаний и общий бум в
отношении CRM-решений.
Зачастую первичная
CRM-инициатива в ходе подготовки к реализации проекта обрастает дополнительными
целями и ожиданиями. Неопределенность целей представляет собой значительную
угрозу для успеха проекта и должна быть максимально быстро устранена. Руководители
проекта (со стороны компании-заказчика и компании-консультанта) должны провести
анализ целей, чтобы на самом раннем этапе определить приоритет каждой из них, а
также масштаб изменений, необходимых для их достижения.
Ситуация, когда цели CRM-проекта
четко не определены, является на удивление частой.
Пример телекоммуникационной
компании, приведенный в начале статьи, начинался именно с того, что цели
CRM-проекта были сформулированы очень широко и неконкретно. После подписания
договора, на этапе подготовки проекта и анализа требований, нам удалось
идентифицировать первоначальные цели CRM-инициативы, четко определить границы
проекта и возможности его расширения.
Реализация проекта внедрения
Microsoft Dynamics CRM без предварительного уточнения его целей могла
закончиться неудачей. В ситуации неопределенности стороны по-разному
представляют, что должно получиться в итоге. В этом случае успех проекта
маловероятен.
Таким образом, стандартного
набора рисков не существует. При инициализации проекта следует учитывать
основные характеристики и условия организационных изменений:
сроки реализации проекта;
наличие у руководителей проекта
достаточной власти и готовность сотрудников компании к изменениям;
наличие достаточных ресурсов (финансовых
и человеческих);
наличие необходимых навыков и
компетенций у участников проектной группы как со стороны заказчика, так и со
стороны консультанта;
отношение к проекту рядовых
сотрудников, среднего менеджмента, общую ситуацию в компании;
сохранение сильных сторон организации,
прогнозирование возможных негативных эффектов изменений.
Учет перечисленных выше
характеристик позволит определить комбинацию рисков для вашей CRM-инициативы и
успешно реализовать проект внедрения CRM-системы.
Список использованной литературы
1. Снайдер М., Стегер Дж. Microsoft
Dynamics CRM 4.0. - М.: Эком, 2009. - 624 с.
2. Обзор методологии Microsoft Dynamics Sure Step. http://www.microsoft.com/Rus/dynamics/howtointegrate/methodology.
mspx.
3. Обзор системы Microsoft Dynamics CRM 4.0. - http://www.microsoft.com/Rus/dynamics/CRM/overview.
mspx.
4. Черкашин П.А. Стратегия
управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Готовы ли Вы к войне за клиента?
- М.: Лаборатория базовых знаний, 2007. - 384 с. (Серия "Архитектор
информационных систем").
5. Close W. S. at
al. (2001). CRM at Work: Eight Characteristics of CRM Winners. - http://www.gartner.com/resources/98800/98877/ crm_at_work_eight_characteri_98877. pdf.