Гиперреализм (фотореализм) как направление в искусстве
Контрольная
работа по культурологи на тему:
"Гиперреализм
(фотореализм) как направление в искусстве"
План
1.
Понятие о гиперреализме
2.
Уилл Коттон
3.
Джон Де Андреа
4.
Рафаэлла Спенс
5.
Гай Джонсон
6.
Хило Чен
7.
Герхард Рихтер
Список литературы
1.
Понятие о гиперреализме
Гиперреализм
(англ. hyperrealism) – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и
ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в.
Другое название гиперреализма – фотореализм.
Художники
этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они
изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции
метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание
обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик,
полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает
впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было
изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они
использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до
размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как
правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения,
исключить проявление индивидуального почерка художника.
Кроме
этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах
человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в
натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что
они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много путаницы и
шокировало людей.
Фотореализм
поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать
современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств», широко
распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и
обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих
программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не
переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.
Гиперреализм
возник в США во вт. пол. 60-х гг. Творчество его адептов в области живописи
посвящено достаточно опр. тематике: усеченные рекламные щиты, брошенные
автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст,
Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн). Наиболее известный из скульпторов – гиперреалистов
– Д. де Эндреа, чьи выполненные в натуральную величину работы отмечены иронич.
отчуждением. Художественный опыт гиперреализма явился предтечей постмодернизма
в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью
постмодернистского художественного языка. Гиперреализм выступает антитезой концептуализму, не только
порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип
материальной реализации художественного концепта. Художественный опыт
гиперреализма явился предтечей неомодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его
приемов стал органической частью постмодернистского художественного языка. Так,
«навязчивый реализм» (М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи) сочетает
традиционную натуралистическую технику с современными кино-, фото-, видеоприемами
воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически
жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают
атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности
мира.
Почти
тридцать лет спустя, после появления этого направления в живописи и скульптуре,
термин «гиперреализм» стали использовать для определения творчества новой
группы художников. Современный гиперреализм основывается на эстетических
принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально
копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в гиперреалистичной
живописи детализированы, чтобы создать яркую иллюзию реальности. Художники,
работающие в жанре и стилистике гиперреализма: Бернардо Торренс, Мэл Рамос,
Скотт Прайор, Уилл Коттон, Жак Боден, Педро Кампус, Чак Клоуз, Жиль Эно, Рон
Мьюек, Роберто Бернарди, Чиара Албертони, Рафаэлла Спенс и др.
Наиболее
известный из скульпторов-гиперреалистов – Джон де Андреа, чьи выполненные в
натуральную величину скульптуры исполнены с эротико-иронической холодностью. С
ними согласуется физиологизм персонажей-прототипов скульптур Дуэйна Хэнсона, а
также гиперреалистическая сексуальная символика мощных фигур атлетического
реализма Роберта Грэхема.
2. Уилл
Коттон
В своей
студии Коттон держит мощную профессиональную духовку и сам непосредственно
готовит сладкие модели для своих картин. Картины Уилла Коттона принимают
регулярное участие в групповых выставках современных художников в Соединенных
Штатах и странах Европы. Уилл Коттон живет и работает в Нью-Йорке.
3. Джон Де
Андреа
Джон де
Андреа, или Эндреа (John De Andrea) – известный американский скульптор, яркий
представитель гиперреализма в искусстве. Родился 24 ноября 1941 в Денвере, штат
Колорадо, США. Образование получил в университете Колорадо в 1965 (степень
бакалавра изобразительных искусств). Продолжил обучение в 1968 году в
университете Нью-Мексико в Альбукерке. Джон де Андреа, пожалуй, самый
знаменитый и наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов. Его выполненные
в натуральную величину работы отмечены ироническим отчуждением.
Манекеноподобные обнаженные фигуры («Умирающий галл», «Влюбленные», «Сидящая янтарная
блондинка»), воспроизводящие роденовские позы – своего рода китчевые антигерои,
пародирующие идолов коммерческой рекламной красоты. Их цветущая плоть
контрастирует с внутренней пустотой моделей, состоящих в антипигмалионовских
отношениях со своим создателем («Автопортрет со скульптурой»). Являясь не
только музейными, выставочными экспонатами, но и модными атрибутами современный
деловых интерьеров, натуралистически детализированные «ню» рассчитаны на
эстетический шок. Работы Джона де Андреа находятся во многих музеях и частных собраниях
Европы и США.
4. Рафаэлла
Спенс
Рафаэлла
Спенс (Raphaella Spence) – английский художник. Работает в жанре фотореализма
(гиперреализма). Родилась в 1978 в Лондоне. В конце 1970-х ее семья переехала
во Францию, где Рафаэлла Спенс провела первые восемь лет своей жизни. Когда
семья возвратилась в Лондон, она начала обучение в художественной школе. Ее
первые живописные работы были академическими натюрмортами.
В
двенадцать лет ее семья обосновалась в Италии, где она продолжила обучение в
английской школе в св. Георгия в Риме. Впечатленная видами умбрийской сельской
местности, Рафаэлла Спенс обратилась к созданию фотореалистических пейзажей.
В 2000
состоялась ее первая персональная выставка в Италии, получившая общественное признание
и признание критиков. В 2003 состоялась ее первая персональная выставка в
Соединенных Штатах в галерее Бернардуччи и Мейзеля в Нью-Йорке. В 2004 выставка
в Лондоне в галерее Элбимерл. С тех пор ее картины постоянно участвуют в
многочисленных групповых выставках работ художников-гиперреалистов в Европе и
США. Рафаэлла Спенс получила признание искусствоведов и критиков художественной
прессы. О ее творчестве можно найти одобрительные статьи в известных газетах и
журналах, в том числе: The International Herald Tribune, The Spectator, Arte di
Giorgio Mondadori, Panorama, La Repubblica, Corriere Della Sera and Messaggero.
Картины Рафаэллы Спенс находятся во многих частных, общественных и
корпоративных собраниях в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Англии, России,
Италии, Австрии и Германии. Рафаэлла Спенс живет и работает в Италии.
5. Гай
Джонсон
Гай Джонсон
(Guy Johnson) – американский художник. Один из столпов и основателей
фотореализма, яркий представитель поп-арта и гиперреализма. Родился в 1927 году
в Форт-Уэйне, штат Индиана. В 18 лет он завербовался в армию и прослужил в
американском флоте 15 месяцев. По окончании службы Гай Джонсон решил стать
преподавателем живописи. После пяти лет обучения в Школе искусств в Сарагосе во
Флориде, он в 1950 получил степень бакалавра изобразительных искусств.
Дальнейшее образование и степень магистра получил в университете штата Флорида
в 1952 году. Он преподавал до 1967, пока не решил посвятить свою жизнь
исключительно живописному творчеству. В конце 60-х его заинтересовал новый
стиль живописи – фотореализм.
В 1971 он
представил свою первую персональную выставку в Сотнеакровой галерее в
Нью-Йорке. С тех пор картины Гая Джонсона принимают участие во многих выставках
художников-гиперреалистов по всему миру. Тогда же он встретил Бо Элверида,
шведского торговца произведениями искусства, который сделал ему предложение на
покупку всех его картин в течение пяти лет. По окончании контракта в 1976, Гай
Джонсон стал работать с Луи Мейзелем, галерея которого проводит выставки работ
Джонсона с 1979 по настоящее время.
6. Хило Чен
Хи Ло Чен,
или Хило Чен (Hilo Chen) – современный американский художник. Работает в жанре
гиперреализма. Чен (наст. Юи Люм) родился в 1942 на Тайване и уже позже в 1970-х
годах получил американское гражданство. Образование и степень бакалавра получил
в архитектурном колледже Чанг Ян на Тайване. В 1968 совершил поездку в Париж.
Хило Чен пишет картины в стиле ню и флористику: цветы и цветочные натюрморты.
Профессиональное мастерство Чена, как художника-гиперреалиста, отмечается
критиками не иначе, как в превосходной степени. Тона кожи обнаженных моделей в
его картинах кажутся более реальными, чем в жизни.
Рассматривая
его картины, возникает ощущение, что можно дотронуться до этих женщин, которые,
в свою очередь в большинстве своем, не обращают никакого внимания на зрителя.
Картины Чена находятся во многих собраниях: в музее Соломона Гугенхейма,
Нью-Йорк; музее искусств Сан-Хосе, Калифорния; музее искусств Тайбэя, Tайвань;
центре искусств Веро Бич, Флорида; тайванском музее искусств, Тайчунг, Tайвань;
ньюпортском художественном музее, Ньюпорт, Род-Айленд. Персональные выставки
работ Чена проводятся с 1974 и по настоящее время во многих художественных
центрах и галереях, в частности: галерее Луиса Мейзеля, Нью-Йорк; галерее
Эсперанса, Монреаль, Канада; галерее Томасало, Крэнфорд, Нью-джерси; галерее
Делайв, Амстердам, Голландия; галереях Аполло, Нан, Модерн Арт в Тайбее,
Тайвань; галерее Бернардуччи, Нью-Йорк и др.
7. Герхард
Рихтер
Герхард
Рихтер (Gerhard Richter) – немецкий художник, один из самых известных мастеров
современной живописи. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. С 1948 по
1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем в 1952–1956 годах в
высшей школе изобразительного искусства в Дрездене. В 1957 женился на Марианне
Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в
академии художеств в Дюссельдорфе (1961–1963). Перебравшись в Западную
Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом
Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными
знаками. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и
фотографии. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом
павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено
премией «Молодое дарование Запада». В 1970-х годах Рихтер написал серию картин
в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и
монохромные поверхности. В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на
Венецианской биеннале. Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был
отдан целый павильон. Первая персональная выставка его работ в Соединенных
Штатах прошла в 1973 году.
В конце 70-х
и начале 80-х годов Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные,
порой только серые, используя печатную продукцию, любительскую и
профессиональную фотографию. Главная и, по сути, единственная тема всех образов
и стилистических решений, используемых Рихтером, – сама живопись. Художник
исследует ее выразительные средства, обращаясь к этой теме на всех этапах
своего творчества. В этих поисках находят отражение сомнения Рихтера
относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве. В
творчестве Рихтера сочетаются традиции реализма с патетикой поп-арта, с
поздними феноменами неформальной живописи, с модными течениями абстрактного
экспрессионизма и фотореализма.
Эти
сочетания противоположностей и породили в художнике скепсис по отношению ко
всему достоверно известному, раз и навсегда установленному в искусстве. Рихтер
понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. В
1981 году Герхард Рихтер стал лауреатом премии имени Арнольда Боде, а в 1985 –
премии Оскара Кокошки. С этого момента работы художника можно встретить во всех
крупнейших выставочных залах мира. Знаком особого признания стала ретроспектива
«Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства
в Нью-Йорке. На выставке было представлено 188 экспонатов – по масштабам этого
музея беспрецедентное число работ для экспозиции ныне живущего художника. Его
произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. В списке самых
дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал»,
он был первым.
1. Брендон Тейлор. Актуальное искусство
2. Брендон Тейлор Мировое
искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней