Освобождение юга и достижения украинской культуры в 18 веке
РЕФЕРАТ
Освобождение
юга и достижения украинской культуры в XVIII
веке
1. Освобождение юга и
воссоединение Правобережной Украины с Россией
1.1 Заселение и хозяйственное развитие Южной Украины
Из уроков
истории СССР известно, что во второй половине XVIII в. в результате
русско-турецких войн Российское государство, наконец, получило выход к Черному
морю. Это имело большое значение для хозяйственного развития страны.
Одновременно Россия, освободив исконные славянские земли Северного
Причерноморья, покончила с опустошительными турецкими и татарскими набегами на
украинские земли. Южная Украина и Крым вошли в состав России.
С конца XVIII в. бескрайние степи
Северного Причерноморья начали быстро заселяться. На новые земли прибывали
беглецы от феодального угнетения с Правобережной и Левобережной Украины,
центральных губерний России. Царское правительство раздавало большие участки
земли помещикам, чиновникам и офицерам, поселявшим в своих владениях
крепостных. На Южную Украину прибыло также немало иноземных колонистов —
сербов, болгар, молдаван, немцев.
На
освоенных землях Южной Украины возделывали зерновые культуры, выращивали табак
и виноград. В имениях феодалов содержались тысячи голов крупного рогатого
скота, лошадей, овец, коз. Руками простых людей возводились новые города и
села, осваивались природные богатства. В конце XVIII в. возникли такие города,
как Херсон, Александровен (сейчас Запорожье), Екатеринослав (сейчас
Днепропетровск), Николаев, Одесса и другие.
Благодаря
использованию залежей полезных ископаемых развивалась промышленность края.
Крупным районом добычи угля постепенно становился Донбасс. Возникли суконные
мануфактуры в Екатеринославе и Новомосковске, литейные в Херсоне и Луганске. На
верфях Николаева и Херсона строились военные и торговые суда. Одесса, Бердянск,
Мариуполь и Другие портовые города стали подлинными морскими
воротами Российского государства.
Сравнительно
быстрому развитию производительных сил Южной Украины способствовали слабость
феодально-крепостнических отношений, выгодное географическое положение,
природные богатства.
1.2 Воссоединение Правобережной Украины с Россией
Во второй
половине XVIII в. Речь Посполитая переживала период упадка.
Феодально-крепостнический строй, и шляхетская анархия тормозили хозяйственное
развитие страны.
Ослаблением
Польши воспользовались соседние Пруссия и Австрия. Они вынашивали планы
расчленения Польши, стремились расширить свои владения за счет ее территории.
Царская Россия, опасаясь усиления Пруссии, длительное время выступала против
раздела Речи Посполитой. Лишь перед угрозой войны с западными государствами и
боязни распространения идей Великой французской буржуазной революции, она
решила принять участие в запланированной акции. Вследствие раздела Польши в 1793
г. с Россией была воссоединена Правобережная Украина. Через два года
произошел новый раздел Польши и к России отошли также западные земли Волыни и
Белоруссии.
Конечно,
разделы Польши были реакционным явлением. За то, что польский народ на многие
десятилетия потерял свою государственную независимость, ответственность несут
царская Россия, Пруссия и Австрия. Но воссоединение Правобережья с Россией было
явлением прогрессивным. Оно означало восстановление исторической
справедливости.
Русских
солдат, вступивших в пределы Правобережной Украины, местные крестьяне встретили
как своих освободителей и друзей. Они оказывали им помощь продовольствием,
выступали проводниками отдельных отрядов. Одновременно крепостные приняли эти
события не только как освобождение родного края от польско-шляхетского
господства, но и как ликвидацию тяжелого социального угнетения. Тогда стали
более частыми поджоги шляхетских имений, увеличилось число нападений на
представителей господствующего класса и убийства ненавистных эксплуататоров.
В течение
90-х годов XVIII в. на территорию Правобережья были распространены общероссийские
административные органы и учреждения. В крае начали действовать наместнические,
а позже губернские управления, царские судебные органы и др. Положение народных
масс почти не изменилось. Они, как и раньше, отрабатывали барщину в имениях феодалов
и платили многочисленные государственные налоги. Одновременно польские магнаты
получили от царских властей новые чины, звания, права русского дворянства.
Освобождение
Правобережной Украины и воссоединение ее с другими украинскими землями в
составе Российского государства имело большое значение для всего украинского
народа. Создавались самые благоприятные условия для экономического и
культурного развития Украины. Объединившись, трудящиеся России и Украины еще
решительнее повели совместную борьбу против помещиков и самодержавия.
2. Достижения украинской культуры в XVIII веке
2.1 Просвещение и книгопечатание
Ускорение
развития производительных сил на Украине обусловливало необходимость
распространения грамотности. Начальное образование, как и прежде, дети казацкой
старшины, духовенства, зажиточных мещан получали в школах при церквях и
монастырях, высшее в Киевской академии. В течение первой половины XVIII в. начали действовать также
новые учебные заведения — коллегиумы в Чернигове, Переяславе и Харькове.
Центром
просвещения была Киевская академия. Студенты изучали славянские,
латинский, греческий и западноевропейские языки, историю, географию,
математику, астрономию, естествознание, богословие. Это учебное заведение не
просто давало обстоятельные знания по тем или другим предметам. Студенты
учились здесь дискуссировать и отстаивать свои взгляды. Они пробовали силы в
ораторском искусстве, стремились доходчиво и ясно излагать собственные мысли.
Преподавательской деятельностью здесь занималась целая группа профессоров,
среди которых широтой научных интересов выделялся Феофан Прокопович. В
своих лекционных курсах он выступал против суеверия, религиозных «чудес».
Ученый резко осуждал деятельность папы римского. Особенно острой критике и
осуждению со стороны Ф. Прокоповича подвергались иезуиты и антинародные
действия униатов. Впоследствии он стал одним из ближайших сподвижников Петра I. В своих трудах ученый стремился
обосновать необходимость проведения реформ в сфере просвещения, быта и обычаев.
Ему принадлежит определенный вклад в реорганизацию армии и флота.
В конце XVIII в. на Украине начали
действовать первые профессиональные школы. К ним, в частности, принадлежала
госпитальная школа в Елисаветграде, артиллерийская школа и штурманское училище
в Николаеве.
На
Правобережье и западноукраинских ч землях просвещение находилось в
запущенном состоянии. Преследуемые католическим духовенством и королевскими
властями украинские школы влачили жалкое существование. В то же время
польско-шляхетское правительство поддерживало учебные заведения, которым
покровительствовала католическая церковь и иезуиты. Здесь получали образование
только дети магнатов, шляхты, духовенства.
Определенных
успехов достигло книгоиздательское дело. В течение XVIII в. усовершенствовалась
техника печати, улучшалось оформление книг. Большое значение в развитии
книгопечатания имело введение в России гражданского шрифта (из истории СССР
вспомните, когда это произошло).
Первая
типография с гражданским шрифтом на Украине была открыта в 1764 г., в
Елисаветграде (ныне Кировоград). Позднее такие типографии появились в Киеве,
Екатеринославе, Харькове и других городах. Но книги были очень дорогими. Их
могли приобретать только зажиточные люди.
2.2 Научные знания
Достижения
страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Особое
значение для отечественной науки имело открытие Академии наук в Петербурге.
(1725 г.) и университета в Москве (1755 г.), где учились сотни выходцев из
Украины.
Постепенно
освобождалась от религиозных пут медицина. Появились первые учебники, где
излагались основы медицинских знаний, описывались различные болезни.
Определенные успехи были достигнуты в борьбе с эпидемическими заболеваниями. В 1707
г. в Лубнах открылась первая на Украине аптека.
Математическая
наука также стала приобретать практическое направление. Например, в учебник И.
Фальковского были включены элементы практической математики, материалы по
тригонометрии, гражданской и военной архитектуре.
Ведущее
место в развитии украинской культуры принадлежит философу и писателю Григорию
Саввичу Сковороде (1722—1794), сыну бедного казака с Полтавщины. После
учебы в Киевской академии он путешествовал по европейским странам. Потом
Сковорода преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах, но,
преследуемый церковью и царской администрацией, вскоре оставил стены этих
учебных заведений. В своих произведениях мыслитель осуждал гнусную феодальную
действительность, выступал против тирании и социальной несправедливости. Всю
свою жизнь он стремился к свободе и завещал написать на могильной плите слова:
«Мир ловил меня, но, не поймал».
В XVIII в. на Украине появились
исторические работы, написанные в форме летописей. Их авторы Самуил Величко и
Григорий Грабянка описали события освободительной войны украинского
народа 1648—1654 гг., положительно оценивали исторический акт воссоединения
Украины с Россией. В то же время они прославляли гетманов, полковников, царских
вельмож, высшее православное духовенство и осуждали антифеодальные восстания и
выступления.
2.3 Литература и устное наводное творчество
В развитии
украинской литературы XVIII в. появились новые черты: она постепенно освобождалась от влияния
церкви и принимала светский характер. В это же время появились новые
прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а
стремились обобщить, изложить свои взгляды на события и т. д. В конце XVIII в. широкой популярностью
пользовалась «История Руссов или Малой России» неизвестного автора, где
главное внимание было сосредоточено на освещении событий освободительной войны
1648—1654 гг. Среди паломнической литературы (записки путешественников к
«святым местам») известное произведение «Путешествие» В.
Григоровича-Барского. Живой образной речью автор описал свои впечатления от
посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение
не потеряло своего познавательного значения и сегодня. В художественные
произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и
стихотворения Г. С. Сковороды усыпаны большим количеством пословиц и поговорок.
Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи. Творчество Г. С.
Сковороды оказало заметное влияние на Ивана Петровича Котляревского (1769 —1838) — родоначальника новой украинской литературы. Его
знаменитая поэма «Энеида», три части которой были напечатаны в 1798 г. в
Петербурге, отражала реальные картины жизни общества того времени. Исторические
песни и думы, баллады и предания изображали нищенскую жизнь крестьянства и
рядового казачества, издевательства над ними старшин-феодалов. Появилось немало
дум и песен, разоблачавших основные пороки феодально-крепостнического строя,
призывавших народ уничтожить ненавистных помещиков. В устном народном
творчестве прославлялись вожаки повстанцев — Максим Железняк, Иван Гонта,
Олекса Довбуш, воспевались Полтавская битва, освобождение земель Причерноморья,
воссоединение Правобережной Украины с Россией. Среди народа широкой
популярностью пользовались пословицы, имевшие остро социальное направление
(«Добра пані за рабами», «Панська
ласка літо гріє, а на зиму кожуха треба старатися», «Вовк ловить, а потам і вовка зловлять», «I перед нашими воротами сонце зійде»).
2.4 Театр и музыка
В процессе
развития театра на Украине крепли его связи с народом. Новой формой искусства
стал балаган. Как правило, он устраивался во временных деревянных
помещениях, на ярмарках, базарах и собирал много людей. Сюжеты пьес были
созвучны настроениям народных масс, актеры высмеивали и осуждали произвол
феодалов.
В XVIII в. возник также крепостной театр. В имениях крупных
феодалов устраивались зрелища, в которых были заняты крепостные. Позднее театры
действовали преимущественно в городах. В 1789 г. в Харькове возник первый
постоянный театр на Украине. В нем, кроме местных актеров, выступали
артисты из Москвы и Петербурга.
Неотъемлемой
составной частью духовной жизни народа оставалась музыка. Многие бандуристы,
кобзари, лирники исполняли песни о тяжелой жизни трудящихся, их героической
борьбе против феодалов и иноземных захватчиков. В городах появились новые
музыкальные цехи, которые обслуживали преимущественно феодалов.
В XVIII в. возросло
профессиональное мастерство композиторов и исполнителей. Далеко за пределами
Украины были известны имена композиторов Максима Березовского и Артема
Веделя. Подлинной школой для многих поколений русских и украинских
композиторов стало творчество Дмитрия Бортнянского. Он написал 45
хоровых концертов, много произведений для фортепиано, симфоний. Музыкальное
творчество композитора высоко оценивали современники на родине и за рубежом.
2.5 Архитектура. Изобразительное искусство
В XVIII в. на Украине было
сооружено много дворцов для вельмож, домов для административных учреждений и
учебных заведений, магистратов, ратуш, а также церквей. Расширились творческие
связи украинских и русских зодчих, художников, скульпторов. В Киеве длительное
время работали русские архитекторы Иоганн Шедель, Варфоломей Растрелли, Петр
Неёлов. Они построили здесь ряд сооружений, которые поражают совершенством
своих форм и монументальностью. Подлинными жемчужинами строительного искусства
явились дворцы феодалов в Батурине и селе Ляличах на Черниговщине, возведенные
по проектам русских архитекторов.
Лучшие
традиции предшественников продолжили такие зодчие, как Степан Ковнир и Иван
Григорович - Барский. По их проектам построены прекрасные сооружения в
Киеве, Золотоноше, Василькове и других городах. На Правобережной Украине
народные умельцы возвели превосходные парковые ансамбли в Умани, Белой Церкви,
Тульчине.
В подлинное
искусство превратилась резьба по дереву, изготовление посуды, изразцов, ковров,
рушников. Достижения декоративного искусства обогащали культуру Украины.
2.6 Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа
Украинский
народ в течение многих столетий своего существования создал самобытную
материальную культуру, быт и обычаи. При обработке земли крестьяне пользовались
различными орудиями труда (плуг, рало, соха, бороны), которые в различных
районах Украины имели свои определенные отличия. Довольно широким был
ассортимент орудий труда и в ремесленном производстве. В зависимости от вида
ремесла использовались как простые инструменты (топоры, молотки, ножницы и
другие), так и достаточно сложные станки.
В элементах
одежды и конструкции жилья четко прослеживалась их принадлежность к
определенному имущественному и социальному положению тех или других групп
населения. Зажиточные люди одевались в более дорогую и добротную одежду,
изготовленную часто из привозных тканей. Бедняки, как правило, не имели самого
необходимого. Это относится также к жилью. Казацкая старшина, шляхта, городская
верхушка жили в настоящих дворцах, при строительстве и оформлении которых
использовались ценные породы дерева, зеркала, кожа, ковры.
Одновременно
крестьяне и рядовые казаки ютились в курных небольших избах, еле вмещавших
многодетные семьи.
В питании
украинцев также ярко проявлялось социальное неравенство. Бедняки, как правило,
питались растительной пищей, в то время как в меню зажиточных слоев преобладали
мясные блюда.
Яркие
самобытные черты характерны для семейного быта, обычаев, традиционных
праздников и развлечений украинцев. Красочностью и в то же время глубоким
внутренним содержанием отличалась, например, обрядовость, связанная с началом и
окончанием жатвы, свадебной церемонией, рождением ребенка, празднованием нового
года и другие.
Культура
украинского народа развивалась в тесной связи с культурой братского русского и
других славянских народов, ее успехи во всех областях были достигнуты под
благотворным влиянием лучших достижений всей европейской культуры.
Список литературы
1. Сергиенко Г.Я.,
Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989
2. Сергиенко Г.Я.
«Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987
3. Власов В.Ф.
«История 8 класса» - К., 2002
4. Телихов Б.В.
«Развитие Украины» – М., 1987
5. Сарбей В.Г.
«СССР в истории Украины» – Х., 1999