Лексическое значение слов. Фразеологизмы
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики
Санкт – Петербургский филиал
Факультет сокращенных программ подготовки
специалистов
Контрольная работа №1
Ответы на некоторые вопросы по русскому языку и культуре
речи
Выполнила:
студентка
3 курса, группа 271
Лиджанова
Г.А.
(Дорджиева)
г. Санкт-Петербург, 2010 г
1.
Объясните значение фразеологизмов со словом «язык»
Боек
на язык – красноречив, разговорчив;
Находить
общий язык – находить взаимное понимание между кем-либо;
Просится
на язык – о словах, фразах, готовых быть произнесенными;
Не
сходит с языка (у кого) – постоянно упоминается в разговорах;
Дать
волю языку – начать много, безудержно говорить;
Говорить
на разных языках - понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как
другой собеседник;
Сорвалось
с языка – невольно, неожиданно для говорящего быть произнесенным.
2.
Объясните значения приведенных пословиц и поговорок со словом «язык»?
На
языке мед, а под языком лед – пословица о лицемерии, несоответствие слов,
поступков человека истинным, чувствам, убеждениям, намерениям.
Шила
и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком - пословица
рассматривает понятие праздность как антипод понятию работа.
Языком
мели, а рукам воли не давай – лучше объясниться словом, чем дракой;
Мал
язык, да всем телом владеет – хоть язык и небольшой орган, но много от него
зависит (возможность говорить, возможность осязать).
Не
спеши языком, торопись делом – лучше поменьше говорить и больше делом
заниматься.
3.
Укажите ударный слог
1)ПРИ́-НЯЛ;
2)ТАН-ЦО́В-ЩИК; 3)А-СТРО-НО́М; 4)ЦЫ-ГА́Н
4.
Найдите предложения с ошибками, назовите причину ошибки и исправьте ее
1)
Меня
спросили, что не знаю ли я, где живет врач. – Меня спросили, не знаю ли я, где
живет врач.
2)
Его
первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. – Его первая
попытка достичь Северного полюса потерпела поражение.
3)
В
Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество
людей.
4)
Обоз
стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.
5)
Проснувшись,
ему сказали, что завтрак уже подан. – Когда он проснулся, ему сказали, что
завтрак уже подан.
6)
Прочитанная
лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. -
Лекция о новых достижениях в медицине, прочитанная для студентов, вызвала
большой интерес.
7)
Думаю,
что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине. – Думаю,
что мой любимый писатель в некоторых произведениях близок к истине.
5.
Найдите предложения, в котором неверно указано лексическое значение слова,
укажите правильное значение
1)
Аннулировать
— составить краткое изложение содержания книги.
Неправильное
значение слова, аннулировать - признать - признавать недействительным; отменить
- отменять действие чего-либо. Аннотировать - составить краткое изложение
содержания книги.
2)
Елей
— масло, употребляемое в церковном обиходе.
3)
Послушник
— ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.
Неправильное
значение, послушник - прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом.
4)
Легитимный
— непризнанный, не допускаемый законом.
Неправильное
значение, правильное - легитимный – законный.
5)
Закоснелый — консервативный.
6.
Определите значения выделенных слов. Отметьте слова, употребленные в
несвойственном значении
1)
Он
был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
Инфантильный
- Сходный с поведением, чертами характера или мировосприятием ребёнка. Слово
«инфантильный» употреблено в несвойственном значении.
2)
В канун праздника
в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
Гала-концерт
- большой праздничный концерт.
3)
Вся псарня мчалась
впереди охотников.
Псарня
- помещение для охотничьих собак. Слово «псарня» употреблено в несвойственном
значении.
4)
В музейной
экспозиций представлена амуниция русских солдат.
Амуниция -
Снаряжение военнослужащего (кроме оружия и одежды).
7.Проанализируйте
употребление выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте
предложения
1)
Лихачей неизменно встречает авария.
Исправленное:
Лихачей непременно ждет авария.
Логическая
ошибка: слово «неизменно» указывает на то, что действие повторяется каждый раз;
слово «встречает» не сочетается со словом «авария»: встречать может человек.
2)
Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают
в России и за рубежом.
Исправленное:
Наш район известен своей промышленностью, его продукция ценится в России и за
рубежом.
3)
Наша область
славится возделыванием хороших оренбургских платков.
Исправленное:
Наша область славится производством хороших оренбургских платков. Слово
«возделывание» означает обработку сельско-хозяйственных растений, земли и не
сочетается со словом «платок».
4)
В транспортировке
кормов участвует семь подвод.
8.Объедините
в словосочетания слова из первой и второй колонок, учитывая особенности их
лексической сочетаемости. Запишите эти словосочетания в третью колонку. Укажите
возможные варианты.
Античный, классический
|
Мифология, языки
|
Античный язык, античная
мифология, классический язык, классическая мифология
|
Врожденный,
прирожденный
|
Талант, ум
|
Врожденный талант,
прирожденный талант, врожденный ум
|
Гостеприимный, радушный
|
Прием, хозяин, человек
|
Губительный, пагубный
|
Влияние, действие
|
Губительное влияние,
губительное действие, пагубное влияние, пагубное действие
|
Единый, один
|
Миг, момент
|
Единый миг, единый
момент, один миг, один момент
|
9.Замените
синонимами (3-4) выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение,
придать высказыванию большую эмоциональность
1)
Эта картина удивила меня. – Эта картина поразила меня.
2)
Пейзаж был очень красивый. – Пейзаж был очень захватывающим.
3)
Незнакомец
показался ему человеком недобрым. - Незнакомец показался
ему человеком недоброжелательным.
4)
Николай
Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. - Николай
Лукьянович хотел успеть, он шел торопливо.
5)
Ирина радовалась. – Ирина ликовала.
10.Отметьте
один из синонимов, приведенных в скобках, который необходимо употребить в
предложении. Объясните свой выбор
1) По приглашению друзей мне... (довестись, посчастливиться, прийтись,
удаться)... (побывать в, посетить)
Баньске-Бистрице.
2) Коллективом цеха немало ... (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы
... (закрепить, удержать, упрочить) людей на
производстве, однако слесарей-ремонтников все еще ... (недоставать,
не хватать).
3) В нашем крае много (далекие,
дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них ... (жить, обитать, проживать) до трети населения.
4) Дочь Шапошникова Ольга и жена Матрена
Васильевна ... (работать, трудиться) на ферме,
молодняк ... (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать,
пестовать, растить), а еще трое детей ... (заниматься,
обучаться, получать образование, учиться) в школе.
11. Объясните
смысл фразеологизмов. Приведите пример употребления их в речи
Собираться
с мыслями - сосредоточиться, привести в порядок мысли.
Не
за страх, а за совесть - очень добросовестно, с сознанием
ответственности (делать что-либо).
Скрепя
сердце - против воли.
12. В приведенных ниже
предложениях устраните нарушение границ лексической сочетаемости отдельных
слов, исправьте предложения
1)
Некоторые
вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности. - Некоторые вопросы не выполнены
по причине нашей неорганизованности.
2)
Подвиги
люди делают не только во время войны, но и в мирное время. - Подвиги люди
совершают не только во время войны, но и в мирное время.
3)
На
спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. - На
спартакиаде было установлено несколько новых рекордов в легкой атлетике.
4)
И
у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. - И у каждого в
сердце тлела мечта о том, чтобы жизнь стала песней.
5)
Единогласно
все воскликнули: "Давно пора!". - Все воскликнули: "Давно пора!"
6)
Достоевский
был великим гуманистом. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками
буржуазного общества. - Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он
посвятил борьбе с пороками буржуазного общества.
7)
Перечень
прочтенных книг был очень большим. - Список прочтенных книг был очень большим.
8)
Благодаря
изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили кругозор. -
Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса расширили кругозор.
9)
Во
время отпуска большинство времени они проводили в походах. - Во время отпуска
большую часть времени они проводили в походах.
10)
Есть
много других факторов, которые нужно решить. - Есть много других задач, которые
нужно решить.
13.
Отредактируйте предложения
1)
Теннисист
понял о том, что тактику поединка нужно менять. - Теннисист понял, что тактику
поединка нужно менять
2)
Мы
просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. - Мы
просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ
3)
Педагогами
гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию
материала. - Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие
лучшему восприятию материала
4)
Подготовить
проект к сроку — это для них самая наисложнейшая проблема. - Подготовить к
сроку проект— это для них наисложнейшая проблема
5)
Все
это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. - Все это доказывает,
что эти обвинения необоснованны
6)
В
результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. - В
результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ноги.
7)
Запретить
курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. - Запрещено
курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института
14.
Укажите ошибку в управлении
1)
вопреки распоряжения –
вопреки распоряжению
2)
преимущество
перед ними - преимущество над ними
3)
согласно
договору - согласно условиям договора
4)
свойственный для них –
свойственный им
5)
доказательство
о моей правоте – доказательство моей правоты
15.Обратите
внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания,
искажения его смысла. Запишите предложения в исправленном виде
Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому,
что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих
учениках.
|
Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому,
что педагог Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в
своих учениках.
|
Студент Белов занял первое место по английскому языку
|
Студент Белов занял первое место на олимпиаде по английскому языку
|
Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо
работать, нужен непосредственный опыт у станка.
|
Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо
работать, им нужен непосредственный опыт работы у станка.
|
Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных
языках.
|
Творчество Маяковского волнует читателей, говорящих на самых
различных языках.
|
16.
Какие из слов и словосочетаний:
А.
Принадлежат исключительно официально-деловому стилю.
Б.
Могут употребляться в произведениях разных функциональных стилей.
В.
Могут употребляться в текстах любой стилистической окраски.
Г.
Не могут использоваться в официально-деловом стиле?
Укажите
в скобках соответствующую букву:
Благодаря (Б), валиться
(Г), властные полномочия (А), во имя(Г), вот уже полгода (Б), в пушистых
глазах(Г), все было дозволено(Г), в соответствии с (А), гарантировать(В), гибко(В),
глуховатый гул (Г), город федерального значения (А), десяток, десять (Б), для
(В), дом (В), единство экономического пространства (А), жгучий (Г), защита прав
и свобод человека и гражданина (А), иметь верховенство(А), левый (В), ледяной
душ (Б), лиловая тень (Б), мимо (В), минимальный размер оплаты труда (А).
17.
Укажите и исправьте грамматические ошибки
1)
Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось
много влаги. - Благодаря осадкам, выпавшим зимой в виде снега и дождя, в почве
сохранилось много влаги.
2)
Читая романы Дюма, пробуждается интерес к истории. - Чтение романов Дюма
пробуждает интерес к истории.
3)
Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. -
Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшей в чемпионате.
4)
Переводя текст, вам понадобится словарь. – Для перевода текста вам понадобится
словарь
5)
Антон относится к тем людям, не сознавая этого, которые всегда хнычут. - Антон
относится к тем людям, которые всегда хнычут, не осознавая этого.
6)
Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. - Есть
люди, которые всегда считают то, что не они виноваты, а другие.
18. Составьте
письменное объяснение по поводу пропуска занятий
экономического
факультета
ФИО
декана
От
студентки 5 курса
Ивановой
Марии Ивановны
Объяснительная
записка
Я,
Иванова Мария Ивановна, прошу считать пропуск занятий 01.02.2010 по
уважительной причине в связи с плохой работой транспорта.
02.02.2010 Иванова
8. Как вы
понимаете данное высказывание?
Укажите тему
(1), авторскую позицию (2), выскажите свое отношение к идее автора (3).
«Когда
чувство нормы воспитано у человека, тогда - то он начинает чувствовать всю
прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей» (Л.В. Щерба).
Тема: Норма
Авторская
позиция: лучшие писатели – те, что не боятся отступать от нормы.
Свое
отношение к идее автора: Я согласна с автором в том, что не все то, что
является нормой, прекрасно.