Принципы оперативно-розыскной деятельности
Введение
В статье 1 Федерального
закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что
оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и
негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных
на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их
полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной
человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть
опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных
государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и
функций.
Безусловно, что основным
здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность
деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов
законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции)
может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо
субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за
реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной
деятельности.
1. Понятие принципов
ОРД, их система и значение
Под принципами данной
деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала выработанные
оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и
иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области
оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические,
экономические и социальные закономерности развития современного российского
общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно
сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной
деятельности.
По своей сути принципы
ОРД носят императивный, властно - повелительный характер и содержат
обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом
оперативно - розыскных средств.
Каждый принцип отражает
определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс
однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь однородным характером,
приобретает очертания того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь,
каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему её руководящих начал, а
система в своей целостности в общем виде выражать сущность, социальную и
юридическую природу. Под системой, понимается объединение некоторого
разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно
быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует
исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый
принцип системы по содержанию должен быть относительно независим.
Принципы создают
предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей системы в
целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной
работы.
В зависимости от
характера и содержания выделяются правовые, организационные и
морально-этические принципы.
Правовые принципы
классифицируются на две группы:
- конституционные
(общеправовые), находящие применение в ОРД;
- отраслевые, относящиеся
только к ОРД;
Общеправовые принципы –
это руководящие начала для всей правоохранительной системы, такие как законность,
равенство граждан перед законом, уважение и соблюдение прав и свобод человека и
гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Среди специальных (отраслевых)
принципов назову такие как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и
средств сотрудничества с населением и опора на его помощь.
Для оперативно-розыскного
процесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядке
результатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных
подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или
выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного,
Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных
правонарушениях. Принципы, закрепленные в законах и подзаконных нормативных
актах, принято обозначать как нормы-принципы.
Подчеркну, что все
принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных.
Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного
принципа другому.
Вместе с тем ОРД как вид
практической деятельности оперативных подразделений представляет собой
специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы,
которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим
выделяются организационные принципы.
Организационные принципы
– это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно–розыскной
практикой. Среди организационных выделяют следующие принципы: оперативности,
привлечения конфидентов, научности, плановости, связи с общественностью,
внепартийности, подконтрольности, единоначалия и др.
В социальной области, к
которой относится борьба с преступностью, особое значение имеет организация
упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
Морально – этические
принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД,
для её успешного осуществления в границах нравственности. Применительно к ОРД
основными морально – этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм,
справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду. Морально –
этические принципы легли в основу принятого в 2008 году Кодекса
профессиональной этики сотрудников ОВД РФ.
Подводя итог сказанному
можно сказать, что принципы ОРД должны в своей совокупности:
- отражать социальный и
правовой характер ОРД;
- способствовать познанию
ее сущности;
- способствовать совершенствованию
ее правового регулирования;
- находить закрепление и
отражение в действующих нормативных актах;
- подчеркивать
самостоятельный и специфический характер ОРД;
- отражать ее место и
соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
- гарантировать
соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
- служить базой при
выявлении основных направлений совершенствования ОРД;
Кроме того, при
отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно -
тактических задач принципы могут быть регулятором выбора путей и пределов их
правильного выполнения, принятия законных и обоснованных решений.
2. Принципы, указанные
в ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”
2.1 Конституционные
принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Задачи
оперативно-розыскной деятельности закрепляют то, что необходимо сделать для
реализации ее цели, а вот принципы определяют, чем необходимо руководствоваться
при осуществлении ОРД. Законодательно им придан официальный статус, закреплено
их руководящее значение. Основополагающие идеи, исходное начало, основные
правила поведения - понятия, представляющие собой обобщение и распространение
какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов
реальной действительности, принято считать принципами. Принципы
оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а
основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также
создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов,
регулирующих ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику
данной деятельности, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей
законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др. В Федеральном
законе «Об ОРД» закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной
деятельности. Они относятся к двум видам: конституционным и отраслевым.
Конституционный принцип
законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при
осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст.15),
оперативно–розыскным законодательством и различными ведомственными
нормативно-правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Все
действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на установке:
«разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»).
Вот поэтому принцип законности является ключевым.
Его содержание состоит в
том, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами
и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ФЗ об ОРД, иных законов и
нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности
личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью,
ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих
вопросы организации и тактики проведения ОРМ.
Законность предполагает
существование системы государственных гарантий, исключающих возможность
злоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе Федерального
закона.
Закон сформулировал
основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые
конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях,
инструкциях, приказах). В частности там сказано, что запрещено осуществлять ОРД
для решения задач, не предусмотренных Законом, изменения или дополнения
приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только в
законодательном порядке, как определяются условия проведения ОРМ ограничивающих
конституционные права граждан, и т.д.
Обеспечение законности
при проведении ОРД предполагает:
- осуществление ОРД
исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным
законодательством;
- недопущение нарушений
требований законодательства и ведомственных актов в деятельности оперативных
подразделений и конкретных оперативных сотрудников;
- привлечение к
ответственности должностных лиц органов, виновных в нарушениях законности;
- разработку комплексных
мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;
- оформление ОРД
соответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль, и
прокурорский надзор за её осуществлением.
Обеспечение законности
зависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличие
юридической ответственности оперативного работника, укрепления престижа
оперативной работы в целом.
Как и во всех других
сферах юридической деятельности, принцип законности является основополагающим
для всех организаций, как государственных, так и общественных.
Принцип уважения и
соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом,
закрепленным в ст. 2 Конституции РФ и взаимосвязан с принципом законности и
приоритетен по отношению к другим социальным ценностям.
Одной из целей ОРД
является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом
должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в
связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано,
что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность
государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы
человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и
свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и
соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный Федеральным
законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Для проведения
оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и
свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В законе
подробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и основания и порядок
судебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон допускает
распространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан (также из числа
родственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в отношении
которого они осуществляются. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод на них
распространяется в первую очередь. В ст. 5 закона предусмотрены меры по
восстановления нарушенных прав. Отдельные физические и юридические лица в
соответствии с этим принципом имеют право получать от органов осуществляющих
ОРД письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать
эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд. Вместе с тем,
оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения,
составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их
разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам
человека и безопасности государства.
Органам (должностным
лицам) осуществляющим ОРД, запрещается:
- проводить ОРМ в
интересах политических партий, общественных и религиозных объединений,
принимать участие в их работе, работе органов власти, органов местного
самоуправления в целях оказания влияния на характер их деятельности;
- разглашать сведения,
затрагивающие частную жизнь, личную и семейную тайну, честь и доброе имя
гражданина, ставшие известными в процессе проведения ОРМ;
- подстрекать, склонять,
побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий
(провокация);
- фальсифицировать
результаты оперативно-розыскной деятельности;
Соблюдение прав и свобод
имеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД.
Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их
социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности
конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.
На лиц, замышляющих,
подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами
ОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На
основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Закон определяет границы пользования правами и
свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На
основании судебного решения при соблюдении определенных условий закон допускает
возможность ограничения у таких лиц права, например на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на
неприкосновенность жилища.
Ни при каких условиях
принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного
закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство
личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его
умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое
охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закреплена
норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных
действий органов государственной власти и их должностных лиц, а так же
возмещение вреда, причиненного незаконными действиями этих лиц. Одновременно
эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению
законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные
гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРД путем
применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ,
осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.
Таким образом, принцип
законности заключается прежде всего в том, что все участники ОРД обязаны
безусловно и точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные
нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом.
Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД, ограничение
отдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временный
характер.
2.2 Специальные
принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Принципы конспирации и
сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других
отраслях права и отличают оперативно-розыскную деятельность от других правовых
средств борьбы с преступностью, поэтому их относят к отраслевым (специальным)
принципам.
В качестве важнейшего
отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации, который
отражает специфический разведывательный характер данной деятельности.
Конспирация – непременное
условие деятельности любой спецслужбы, стремящейся сохранить втайне от
противоборствующей стороны свои действия в целях нанесения ей наибольшего
урона.
По своему значению
принцип конспирации является основополагающим и системообразующим в практике
ОРД. Он взаимосвязан с принципами законности, сочетания гласных и негласных
методов и средств и обеспечивает реализацию конституционного принципа уважения
и соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение конспирации
позволяет избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц,
подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии
непроверенной или противоречивой первичной информации
Конспирация (скрытность,
маскировка) - один из факторов ОРД, позволяющих добиться успеха. Она позволяет
сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты
осуществления ОРМ по разоблачению преступников втайне от них и окружающих.
Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные
способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих
средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов
поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих,
быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированных
предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил
делопроизводства и др.
В ходе ОРД закон
позволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД,
право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц,
ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и
транспортных средств органов осуществляющих ОРД, а также личность граждан,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).
Порядок и правила
конспирации закреплены в ряде статей закона. Так, например, ст. 5 ограничивает
предоставление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами,
допускаемыми требованиями конспирации.
На руководителей органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанность
предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные
оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел
оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их
учета. Также необходимо учитывать, что сведения об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет
прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные
преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто
оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются
только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к
уголовной ответственности.
Даже введено ограничение
для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие
правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по
созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных
документах.
Законодатель возлагает на
уполномоченные органы обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ (ст.
14) и определил перечень сведений об оперативно-служебной деятельности,
составляющих государственную тайну. Сведения, отнесенные к государственной
тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности,
совершенно секретные и секретные. К сведениям особой важности следует относить
сведения в области военной, внешнеполитической, экономической,
научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных
областей.
К совершенно секретным
сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб
интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в
одной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным сведениям
следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих
государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае
считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в
военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,
разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области
деятельности.
Организация и тактика ОРД,
способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных
нормативных правовых актах, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица,
имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Игнорирование принципа
конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою
результативность, а с другой - уравнивает ее с точки зрения возможностей с
иными видами правоохранительной деятельности.
Большое значение в ОРД
имеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя противоположны
по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающих
тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по
выявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировке
анализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».
Под методом ОРД
понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических
задач в процессе практической реализации ОРМ.
Средствами ОРД являются
объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается
(обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств
могут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, служебно-розыскные
собаки и т.д.
Выбор органом,
осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся
ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут
использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а
также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в
уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять
с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут
выступать в качестве источников доказательств. Сочетанием гласных и негласных
средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка
негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной
информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий
и др.
Негласные меры наиболее
эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению
преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно
используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с
оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при
изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при
проведении профилактики.
Принцип сочетания гласных
и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в
определение оперативно-розыскной деятельности. Данный принцип означает тесную
взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и
раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов
и оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в процессе
доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном
процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью
гласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формы
документов, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Таким
образом, принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых
строится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона, как
нормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и
взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на
сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с
преступностью.
оперативный
розыскной принцип конспирация
2.3 Организационные
принципы ОРД
Принцип наступательности
(оперативности)
Кроме перечисленных в
ст.3 Закона об ОРД, выделяются и другие группы организационных принципов,
выработанных оперативно-розыскной практикой. Оперативно-розыскной деятельности
присущ принцип наступательности (оперативности), который означает
непосредственное и быстрое принятие мер по борьбе с преступностью. В
соответствии с ним оперативные работники должны проявлять наступательность и
инициативу в своевременном обнаружении преступлений и принятии законных мер к
лицам, их подготавливающим и совершающим, проводить целенаправленную профилактическую
работу. Принцип наступательности оперативно - розыскной деятельности состоит в
направленности оперативно - розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках
преступной деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихся
совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно - розыскные
меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, быть
направленными на предупреждение и пресечение преступлений.
Принцип оперативности
(наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой и вытекает из
содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, а
именно из ст.1, 2, п.1 ст.14 Закона об ОРД, и реализуется в процессе
планирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях общей и
индивидуальной профилактики преступлений, предупреждения и пресечения
противоправной деятельности на ранних этапах ее развития, а также благодаря
проведению воспитательной работы с лицами, от которых можно ожидать совершения
правонарушений, выявлению и устранению условий, способствующих совершению
преступлений и сокрытию их следов. Под оперативностью понимается система
характеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскную
деятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывность
уголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и
массированность привлекаемых сил и средств.
Оперативность состоит в
том, что оперативники и иные должностные лица обязаны (в пределах своих
полномочий):
- проводить действительную
работу по предупреждению совершения преступлений;
- проявлять инициативу в
их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета;
- предпринимать все
предусмотренные законодательством в области оперативно-розыскной деятельности действия
для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с
целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер,
предусмотренных уголовно процессуальным законодательством, а также выяснять
причины совершения преступлений и условий, способствующих их совершению.
Этот принцип проявляется
в направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение:
- умышленного совершения
лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждение
совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории права
“голым умыслом”);
- действий лиц,
совершивших неоконченное преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития
протекающей преступной деятельности).
Активная профилактика не
только обеспечивает наступательность, но и предполагает наиболее гуманный путь
борьбы с преступностью, так как практически исключает наступление вредных
последствий. В тех случаях, когда противоправное деяние уже совершено, активное
применение оперативно-розыскных мер обеспечивается на стадии обнаружения и
раскрытия преступления путем использования системы действий по горячим следам.
Речь идет об опережении действий преступников, пытающихся скрыть или уничтожить
следы содеянного, орудия преступлений, реализовать похищенное имущество,
уклониться от ответственности и наказания.
В принципе оперативности
отражена защитная функция оперативно - розыскной деятельности, раскрывается
поисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.
Принцип оперативности
включает:
- знание складывающейся
оперативной обстановки на обслуживаемой территории, в отрасли хозяйства,
обеспечение своевременного получения органами внутренних дел информации,
представляющей оперативный интерес;
- своевременное
реагирование на поступающую информацию на основе оптимального варианта
расстановки кадров и распределения функциональных обязанностей;
- быстрые и слаженные
действия оперативных аппаратов по предупреждению и раскрытию преступлений,
розыску и задержанию преступников;
- оперативно-розыскное
обеспечение расследования совершенных преступлений.
Оперативно- розыскное
обеспечение представляет собой систему мер, осуществляемых субъектами ОРД в
целях:
- создания оптимальных
условий для осуществления полного и объективного процесса доказывания;
- пресечения и
нейтрализации противодействия криминальной среды исполнению правоохранительной
функции государства;
- обеспечения защиты
участников уголовного процесса;
- реализации принципа
неотвратимости ответственности виновных за содеянное.
Принцип всесторонности,
полноты и объективности исследования обстоятельств оперативно-розыскного производства
по делу (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно:
- всесторонность
подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их
равноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность
отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников оперативно-розыскной
деятельности;
- полнота означает такую
степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет
однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически
значимое решение;
- под объективностью
подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств
сыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и
оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того,
оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения
общественно опасного деяния (если таковое будет установлено). Запрещается также
домогаться сообщений агентов и получения сведений от других участвующих в деле
оперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
Соблюдение этого принципа
важно при получении и использовании первичной информации, которая поступает в
оперативные аппараты в значительном объеме и характеризуется разнообразием
содержания. На практике нередко встречаются случаи, когда в оперативные
аппараты пособниками преступников, другими лицами, поставляется ложная
информация, которая может быть неправильно воспринята либо искажена
информатором в связи с некомпетентностью в тех или иных вопросах.
Данные обстоятельства
обусловливают необходимость проверки первичной информации с использованием всех
возможностей имеющихся в распоряжении оперативного работника. Соблюдение
принципа объективности способствует более эффективному решению задач правосудия
и установлении объективной истины по делу.
Принцип привлечения
конфидентов к оперативно - розыскной деятельности отражает один из ее
сущностных аспектов. Конфидент – обобщенное название категории физических лиц,
участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласных
сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях
и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной
деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с
оперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника,
выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении
конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Правовая основа ОРД во
многом специфична за счет того, что её носителями являются секретные
осведомители и различные информаторы.
Оперативно-розыскные
органы и оперативники в достижении целей оперативно-розыскной деятельности
опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц на безвозмездной либо
возмездной основе.
Без использования в
оперативно-розыскной деятельности конфидентов она как таковая перестанет
существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической
деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную).
Принцип научности
является основополагающим и ведущим в организации деятельности оперативных
аппаратов и предполагает использование в практической деятельности достижений различных
наук (теории ОРД, криминологии, психологии), которые вскрывают тенденции,
закономерности борьбы с преступностью, что позволяет практическим работникам
проникнуть в суть криминальных явлений, и способствует эффективной борьбе с
ними. Принцип научности проявляется во внедрении в ОРД современных технических
средств, компьютерных технологий, в разработке тактических приемов и методов
предотвращения и раскрытия преступлений, организации системы поступления
оперативной информации от конфиденциальных источников.
Принцип плановости
проявляется во всех сферах деятельности, в том числе и ОРД. Планирование
позволяет сосредоточить оперативный аппарат на решение основных задач борьбы с
преступностью, на наиболее эффективное использование сил и средств для достижения
результата. Плановость обеспечивает равномерное распределение обязанностей
сотрудников, создает основу для взаимодействия и координации действий оперативных
аппаратов между собой, различными госорганами и общественными организациями
участвующими в борьбе с преступностью.
Принцип связи с
общественностью выражается в поддержании связи оперативно-розыскных органов с
населением, проведением воспитательной работы с гражданами для повышения их
активности, нетерпимости к правонарушениям. Этот принцип позволяет
ориентировать население на оказание содействия как гласно, так и
конфиденциально, использовать помощь общественности при осуществлении
оперативно-розыскной профилактики, привлекать общественность при проведении
ОРМ. Помощь граждан может быть использована оперативниками для наблюдения за
преступниками, в целях обнаружения и документирования фактов противоправной
деятельности и задержания, а так же для выявления и устранения условий,
способствующих совершению различных правонарушений. Обязательным условием привлечения
общественности и населения к ОРМ является их добровольное согласие и
неразглашение перед ними негласных форм и методов оперативно-розыскной
деятельности, и лишь в тех случаях, когда это не создает опасности для их жизни
и здоровья.
Принцип внепартийности не
находит закрепления в Законе об ОРД но вытекает из его отдельных положений (ст.
5) из которых следует, что должностным лицам, осуществляемым ОРД запрещается:
- проводить ОРМ в
отношении какой либо партии, общественного и религиозного объединения;
- принимать участие в
работе федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а так же в
деятельности политических партий, объединений в целях оказания влияния на
характер их деятельности;
Принцип подконтрольности
и поднадзорности оперативно - розыскной деятельности заключается в установлении
законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и
ведомственного контроля и отражает объективную необходимость постоянного
надзора и контроля за органами, осуществляющими ОРД. Судебный контроль включает
в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно - розыскных
мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность
жилища, а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав
должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Парламентский контроль за
ОРД предусмотрен ст.20 Закона, и осуществляется постоянными комитетами и
комиссиями в составе палат Федерального Собрания.
Прокурорский надзор за
ОРД осуществляется на основании Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" и в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД.
Ведомственный контроль
осуществляется на основании ст. 22 ФЗ об ОРД.
Данный принцип имеет
весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной
степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность
частной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции гласит, что "права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только
в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны и безопасности государства". Оперативно - розыскные мероприятия,
ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только в
целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательно
производство предварительного расследования.
Принцип единоначалия и
коллегиальности находит отражение в подготовке и принятии управленческих
решений, организации их исполнения. Проявляется данный принцип в том, что во
главе оперативного подразделения стоит одно лицо (руководитель), компетентный
принимать юридически правомочные решения. С одной стороны это обеспечивает
единство приказа, а с другой - создает возможность более оперативного принятия
решений. При этом обеспечивается необходимость персональной ответственности
руководителя за результативность осуществляемой его подразделением оперативной
работы. Единоначалие сочетается с функционированием коллегиальных совещательных
органов, призванных определить пути выполнения возложенных на соответствующий
департамент и его подразделения задач. Сочетание единоначалия и коллегиальности
состоит в том, что решения совещательного органа принимаются большинством
голосов, однако объявляются приказами компетентного руководителя и решениями
коллегий министерства, ведомства, главного управления и т.п.
Итак, рассмотренные
принципы занимают главенствующее положение в системе оперативно-розыскного
законодательства, являясь олицетворением единства законодательных положений и
их реализации в процессе осуществления практической деятельности.
3. Иные принципы ОРД
3.1 Морально –
этические принципы оперативно – розыскной деятельности
Мораль как социальный
институт и одна из форм общественного сознания играет важную охранительную
роль, так как способствует формированию общественного мнения, осуждающего
противоправные действия, создающего обстановку нетерпимости к совершенному
преступлению. Кроме того, она определяет нравственные требования, предъявляемые
к личности самого оперативного работника. Впервые, необходимость соблюдения
морально-этических требований в сфере ОРД была высказана в 60-70-е гг. прошлого
столетия. Интерес к данной проблеме был не случаен, так как неукоснительное
соблюдение законности, защита прав человека и гражданина, вопросы
профессиональной деформации оперативных работников в значительной мере зависят
от теоретической разработки морально-этических проблем профессиональной
деятельности сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, наряду с
правовыми и организационными принципами ОРД присущи и морально-этические, под
которыми понимается совокупность норм и правил регулирующих поведение ее
субъектов в нравственном плане. Предоставление сотрудникам органов,
осуществляющих ОРД не только правовой, но и моральной санкции на проведение
ОРМ, налагает на них, помимо соблюдения законности, обязанность соотносить свои
действия с нравственными требованиями, предъявляемые к поведению сотрудников
правоохранительных органов.
Следование
морально-этическим принципам характерно для общества в целом.
Морально-этические принципы ОРД хотя и основываются на общих этических нормах,
вырабатывают и свою систему моральных требований применительно к реализации
профессиональных функций оперативными работниками. Использование негласных
методов и средств в оперативно-розыскной деятельности вызвано объективной
потребностью предупреждать криминальные процессы на ранних стадиях и раскрывать
преступления. Без проведения ОРМ крайне трудно раскрыть наиболее тяжкие
преступления и изобличить организованные преступные группы, поэтому, в данном
аспекте, ОРД не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует
их претворению в жизнь посредством борьбы с преступностью, которая является
наиболее яркой формой аморального поведения.
Применительно к ОРД
основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм,
справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.
Принцип гуманизма
Гуманизм как нравственный
принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства. В
оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма – один из присущих данной
деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной
практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной
деятельности.
Гуманизм в
оперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, которые
принимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направленных
на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять
оперативно-розыскные действия или выносить решения, унижающие достоинства лица,
приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной
жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие
ему физические или нравственные страдания. Принцип гуманизма органически присущ
оперативно-розыскной деятельности. Его конкретизация во многих статьях
Федерального Закона об ОРД свидетельствует, о том, что он отражает сущность
оперативно-розыскной деятельности.
Невыполнение этого
принципа осуждается законом и общественным мнением.
Принцип справедливости –
важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения.
Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значение
приобретает в правовой сфере. Справедливость предполагает равные права граждан
перед законом.
Этот принцип означает,
что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от
гражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования,
социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, их
политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным
общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые
факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное
не предусмотрено законом.
Справедливость
предусматривает соотношение между практической деятельностью оперативного
работника и его служебным положением, между его личными заслугами и
общественным признанием, между его правами и обязанностями. Несоответствие в
этих отношениях расценивается как несправедливость.
Принцип коллективизма -
является обязательным условием оперативно-служебной деятельности и успешного
противостояния криминальной среде.
Результативность работы
оперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников,
целеустремленности и единства действий коллектива.
Поступок каждого члена
коллектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениям
и влияет на общественное мнение об органах осуществляющих ОРД. Данный принцип
включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и
взаимопомощь, демократизм, дисциплина.
Принцип сознательности -
означает выбор оперативным работником поступков на основе понимания
нравственных требований общества, интересов граждан вовлеченных в сферу ОРД.
Итак, обозначенные
морально – этические принципы являются преломлением общих моральных принципов
применительно к такой специфической сфере деятельности как ОРД. Их перечень не
является исчерпывающим и может изменяться под воздействием права, которое
связано с моралью и воздействует на ее развитие, а в свою очередь
совершенствование нравственных основ общества оказывает влияние на применение и
реализацию правовых норм, регламентирующих деятельность органов осуществляющих
ОРД.
Заключение
Оперативно-розыскная
деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации,
преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных
мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования
содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается
предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов,
политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все
тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит
предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и
нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически
была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью,
обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Упорядочение общественных
отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом,
динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки,
вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие
законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права,
судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих
ОРД, предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД
во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм
международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных
законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Список используемой
литературы
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской
Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.
3. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
4. Комментарий к Федеральному закону "Об
оперативно-розыскной деятельности" постатейный Вагин О.А., Исиченко А.П.,
Чечетин А.Е. "Деловой двор", 2009 с.84-93
5. Е.С. Дубоносов «Основы оперативно – розыскной
деятельности» - Учебное пособие /под ред. Проф. Г.К. Синилова: – М. 2010
6. «Основы оперативно – розыскной деятельности ОВД» -
Учебник/ под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши: - М. 2009
7. «Оперативно – розыскная деятельность» - Учебное пособие в
схемах и определениях / под ред. Проф. Е.С. Дубоносова: - М. 2009