Принципы, задачи и морально-этнические основы оперативно-розыскной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «правовые
основы оперативно-розыскной деятельности»
на тему: «Принципы, задачи и морально-этнические основы ОРД»
2008
Содержание
Введение
Глава I. «Задачи и принципы
оперативно-розыскной деятельности»
Глава II. «Правовая основа
оперативно-розыскной деятельности»
Глава III. «Соблюдение прав и свобод человека
и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно
оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то
Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях
зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств
(ст. 1 Закона).
ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, и
наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является
защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ОРД — своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением
тому является схожий характер мероприятий, например: опрос
(оперативно-розыскное мероприятие) — допрос (следственное действие), обследование
помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств —
обыск и выемка, отождествление личности — опознание, исследование предметов и
документов — экспертиза и т.д.
Вместе с тем ОРД отличается
от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до
возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения
формальностей, обязательных для следственных действий, ОРД, как видно из ее
названия, носит оперативный
Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для
возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как
свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые
организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.)
невозможно раскрыть посредством только следственных действий.
Глава I. Задачи и принципы оперативно-розыскной
деятельности
Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она
осуществляется.
Сферы
осуществления ОРД
|
Задачи
ОРД
|
Борьба
с преступностью
|
•
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также
выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или
совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; • розыск без вести
пропавших
|
Обеспечение
безопасности Российской Федерации
|
•
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации
|
Выявление
несчастных случаев
|
•
розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом
|
Принципы оперативно-розыскной деятельности
ОРД основывается на принципах:
• законности;
• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• конспирации;
• сочетания гласных и негласных методов и средств.
Законность
Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться
на законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то,
что не запрещено»).
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то что данный принцип определен законом как
самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности —
при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина,
Предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.
Более подробно о данном принципе см. вопрос 5.
Конспирация
С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью,
конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД — один из факторов,
позволяющих Добиться успеха.
В целях конспирации Закон
об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы,
зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность
предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных
средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им
содействие на конфиденциальной основе.
Сочетание гласных и негласных методов и средств
Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности
— возможность ее осуществления негласно (т.е. в тайне от третьих, лиц).
Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно
сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.
Глава II. Правовая основа оперативно-розыскной
деятельности
Правовую основу ОРД составляют международные акты и
национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от
положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы.
К международным актам относятся:
1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные,
принятые РФ или к которым РФ присоединилась:
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966
г.;
• Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988г.;
2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ:
а) на уровне правительств соответствующих государств:
• Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1995 г.;
• Соглашение между главами правительств государств — членов
СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г.
б) на уровне компетентных
органов соответствующих государств:
• Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних
дел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной
деятельности 1993г.;
3) акты рекомендательного характера:
• Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка 1979 г.;
• Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1997
г. (принят на заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников
СНГ). Национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ)
составляют:
а) Конституция РФ (ст. 23—25 предусматривают
неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и
доброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений; недопустимость сбора, хранения, использования и
распространения информации о частной жизни лица без его согласия,
неприкосновенность жилища);
б) Закон от 12 августа
1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» — правовой акт,
регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и
принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия,
информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их
использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об
ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе
раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности,
защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов,
осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту
гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД,
а также содержит положения о контроле и надзоре за
оперативно-розыскной деятельностью;
в) иные федеральные законы, а также кодексы:
• УК;
• УПК;
• законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об
обжалован и в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»;
• федеральные законы, устанавливающие основы деятельности
органов, осуществляющих ОРД («О милиции», «О федеральной службе безопасности»,
«О государственной охране», «О внешней разведке», «О Государственной границе
Российской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах»,
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений» и др.);
г) нормативные правовые акты Президента РФ:
• «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с
использованием технических средств» (Указ Президента РФ от I сентября 1995 г. № 891);
• Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.№ 1203);
д) нормативные правовые акты Правительства РФ:
• Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв.
постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996г. № 1190);
• Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан
Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства
РФ от 28октября 1995 г. № 1050);
• Перечень видов специальных технических средств,
предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для
негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв.
постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770);
е) межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты
органов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов
(«открытые»):
• «О порядке предоставления органами внутренних дел
материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Указание Генпрокуратуры России
от 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. № 1/12812);
• Инструкция о порядке представления результатов
оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю,
прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России,
ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от
17104.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147;
• «Об организаций надзора за исполнением Федерального закона
«Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России от 25
апреля 2000 г. № 56);
• «О повышении
эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства,
направленного на розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений службы»
(Указание Генпрокуратуры России от 19 ноября 1997 г. № СУ-143);
• Общие технические требования к системе технических средств
по обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи (утв.
приказом Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. № 47);
• «О технических требованиях к системе технических средств
для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетях
электросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999
г. №70);
• Положение о порядке финансирования за счет средств
федерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России от 30 ноября 2001
г. № 103н.
Большинство актов последней группы носит закрытый характер
(предназначены исключительно для служебного использования) и касаются
организации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др.
Глава III. Соблюдение прав и свобод человека и
гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении
ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность
жилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление ОРД для достижения целей и
решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.
Лицо, полагающее, что
действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод,
вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД,
прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в
возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с
отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава
преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и
полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа,
осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах,
допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения
государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении
запрошенных сведении или если указанное лицо полагает, что сведения получены не
в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения
дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому
лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий
орган, осуществляющий ОРД.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения
дела орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию
оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в
предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о
лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие
на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа,
осуществляющего ОРД, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю
судья может обязать указанный орган предоставить заявителю запрашиваемые им
сведения.
Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении
лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном
законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные
интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы,
полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в
отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение
шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется
соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов,
отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется
соответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:
• проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах
какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
• принимать негласное участие в работе федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в
установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и
религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
• разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые
стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
• подстрекать, склонять,
побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий
(провокация);
• фальсифицировать результаты оперативно-розыскной
деятельности.
При нарушении органом
(должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и
юридических лиц вышестоящий орган, прокурор л ибо судья в соответствии с
законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и
законных интересов, возмещению причиненного вреда. Нарушения Закона об ОРД при
осуществлении ОРД влекут дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную
ответственность. В УК (гл. 19 «Преступления против конституционных прав и
свобод человека и гражданина») предусмотрена ответственность за нарушение
неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138),
нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139) и отказ в предоставлении гражданину
информации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина (ст. 140).
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что оперативно-розыскная
деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и
негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их
полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность является непроцессуальной,
т. е. осуществляется вне правовых рамок уголовного процесса. Основным
нормативным актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, служит
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной
деятельности".
К основным задачам оперативно-розыскной деятельности органов
внутренних дел относятся:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также
розыска без вести пропавших;
- добывание в пределах предоставленных полномочий информации о
событиях или действиях, создающих угрозу государственной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации.
При осуществлении
оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел проводятся следующие
оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор
образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование
предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование
помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание
телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи;
оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент и др.
Список
используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
3. Бакотин. А.С. Оперативно-розыскная
деятельность. М., 2008.
4. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная
деятельность – необходимость и законность. М., 2006.
5. Черников В.В. Судебная система,
правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2007.