Международные организации, влияющие на совершенствование бухгалтерского дела. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа
по дисциплине
БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
«Международные организации, влияющие на развитие бухгалтерского
дела. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов»
1.
Международные
организации, влияющие на развитие бухгалтерского дела
В связи с созданием
транснациональных корпораций и развитием систем корпоративного управления
возникает необходимость в унификации систем бухгалтерского учета и финансовой
отчетности в разных странах. Бухгалтерское дело становится международным, и его
результаты должны быть понятны широкому кругу пользователей. Работой по
унификации бухгалтерского учета и финансовой отчетности занимаются следующие
организации:
Управление (ранее – Комитет, КМСФО) по международным учетным
стандартам (International accounting Standards Committee – IASC) был создан в 1973 г. В
его основании принимали участие ведущие профессиональные организации Австралии,
Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии
и США. Сейчас в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций
из более 75 стран, в т.ч. из России.
Изначально Комитет создавался для разработки стандартов, которые
можно распространить на все страны мира. Согласно первому Уставу, целью
деятельности Комитета являлась разработка в интересах общественности единой
системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных
стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой
отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная,
прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и
другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения. Вначале
стандарты были несложными правилами, рекомендациями по содержанию, составлению
и оценке статей баланса и других форм финансовой отчетности, но со временем они
стали развернутыми, содержащими сложные профессиональные требования к ведению
учета, составлению финансовой отчетности, классификации, методологии
формирования показателей и оценки ее статей. К настоящему моменту издано более
41 международных учетных стандартов, причем планируется переработка и
обновление ранее опубликованных стандартов. С 2000 г., с принятием нового
Устава, к первоначальной цели (разработка и публикация стандартов) добавились также
распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов, а также
обеспечение максимального сближения национальных стандартов финансовой
отчетности с Международными стандартами, исходя из наиболее оптимального
решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.
Нынешний подход IASC к интернационализации систем бухгалтерского
учета разных стран сводится к конвергенции, в то время как раньше он был
ориентирован на гармонизацию. Гармонизация представляет собой приемлемое
сочетание правил национальных систем учета и МСФО при сохранении
самостоятельности и тех, и других. Конвергенция же означает максимальное
проникновение, встраивание МСФО в национальные системы учета. При этом
международные стандарты становятся основой национальных систем и стандартов
бухгалтерского учета и отчетности. Однако конвергенция не предполагает прямого
перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения
международных и национальных стандартов. К процессу разработки и
совершенствования МСФО привлекаются специалисты из различных стран с целью
достижения ими единых подходов к решению актуальных задач финансового учета и
отчетности. Проекты нормативных документов обсуждаются с организациями и
ведомствами, устанавливающими национальные стандарты учета и отчетности в своих
государствах. Т.о., IASC и национальные органы, регулирующие учет в соответствующих
странах, совместно вырабатывают согласованные решения учетных задач,
обеспечивающие наиболее эффективное и качественное формирование и представление
информации в финансовой отчетности.
Большое внимание уделяется странам с развивающимся рынком и потому
нуждающимся в привлечении инвестиций. Именно для них международные стандарты
представляют особый интерес, так как обеспечивают необходимую для инвесторов
понятность и прозрачность данных отчетности. В первую очередь для таких стран
был разработан проект по первому применению МСФО, а в настоящее время
обсуждаются вопросы финансовой отчетности в организациях малого и среднего
бизнеса.
Структура IASC достаточно сложная и многофункциональная. В
настоящее время Управление представляет собой независимую организацию,
управляемую доверенными лицами. Они осуществляют общий контроль за соблюдением
общественных интересов, утверждают бюджет, обеспечивают привлечение необходимого
финансирования и назначают членов Правления, которое разрабатывает МСФО. Высшим
органом являет попечительский совет, который назначает подотчетное ему
правление. В состав IASC входит Комитет по разъяснениям, который в основном составляет
комментарии о порядке применения МСФО. Важную роль в IASC играет Консультативный
совет по стандартам. Он обеспечивает участие в работе Управления широкого круга
специалистов и профессиональных организаций, определяет основные направления и
приоритеты деятельности Управления, разрабатывает предложения по программе его
работы, информирует правление о существующих мнениях по содержанию проектов
международных стандартов, о результатах их обсуждения. Совет анализирует
эффективность применения тех или иных стандартов, изучает предложения по их
совершенствованию, рекомендации специалистов по разработке новых документов,
регламентирующих содержание и методику составления отчетности.
В целом IASC выполняет весь комплекс работ, связанных с
созданием международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и
обеспечением их высокого качества. IASC имеет хорошо организованную информационную
службу, выпускает большое количество печатных изданий, в частности, «IASB Update», «IFRIC News», «IASB Insight».
Представители и руководство IASC участвуют в заседаниях
мировых и европейских конгрессов по бухгалтерскому учету и аудиту, выступают на
них с докладами и информационными сообщениями.
IASC контролирует соблюдение принципов стандартов при
их применении. Для этого проводятся специальные исследования по выявлению
различий между национальными стандартами и МСФО.
Согласно плану
мероприятий по развитию бухгалтерского учета в России на среднесрочную
перспективу (2004-2010 гг.) основным направлением данных мероприятий является
разработка и утверждение новых и уточнение действующих положений по
бухгалтерскому учету, которые бы обеспечивали возможность ведения
бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО. Российские специалисты
принимают участие в работе Управления по международным стандартам,
пропагандируют идеи международных стандартов, перестраивают обучение и
повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов в соответствии с этими
стандартами.
Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) была создана в 1977 г.
для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Ее членами являются
представители профессиональных организаций из более чем 75 стран. Членом IFAC может быть любая
профессиональная организация, союз или объединение бухгалтеров и аудиторов, чья
общенациональная значимость признана законодательством или общественным мнением
соответствующих стран. Россия представлена в IFAC Институтом
Профессиональных Бухгалтеров России.
Федерация издает специальные руководства, в которых обобщается и
анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему
моменту издано несколько выпусков: № 1 – цели и задачи аудирования, № 6 -
анализ и оценка применяемой системы учета, № 8 – информационно-технологические
аспекты аудирования, № 13 – подготовка аудиторского отчета, № 25 – риск и
оценка надежности результатов аудирования. Также IFAC унифицирует
квалификационные и образовательные критерии при подготовке профессиональных
бухгалтеров, занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики
и выработкой единого стандарта. Для решения актуальных вопросов Международная
федерация бухгалтеров создает рабочие группы, например по учету и отчетности в
малом и среднем бизнесе, по борьбе с отмыванием денег и др.
В состав совета Международной федерации бухгалтеров входит по
одному представителю от каждой организации-члена IFAC. Правление Управления
состоит из представителей 15 стран, избираемых на трехлетний срок. Оперативное
руководство деятельностью осуществляет секретариат со штаб-квартирой в
Нью-Йорке. IFAC активно сотрудничает с международными и национальными бухгалтерскими
организациями, организует международные съезды бухгалтеров и аудиторов.
Международная Ассоциация
бухгалтеров (International Association of Book-keepers – IAB) является
профессиональной организацией бухгалтеров, устанавливающей стандарты
бухгалтерских знаний, соответствующих требованиям законодательства и бизнеса.
Программа сертификации знаний, проводимая IAB, - одна из самых
популярных. С 1995 г. IAB принимает экзамены и в России.
Федерация европейских бухгалтеров (Federation des Expert Comptables Europeens - FEE) является ведущей
профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате
объединения двух профессиональных ассоциаций, одна их которых представляла
интересы стран Общего рынка, а вторая – интересы других европейских стран. В
Федерацию входит 38 профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций 26
стран Европы, представляющих более 400 тысяч специалистов. В настоящее время
Федерация получила статус консультативного органа Европейского Сообщества (ЕС).
Большое внимание Федерация уделяет юридическим аспектам
бухгалтерского учета, принципам, лежащим в основе национального счетоводства,
взаимосвязи показателей учета на макро- и микроуровнях экономики,
совершенствованию МСФО и их повсеместному распространению в странах ЕС.
Готовятся к обсуждению проекты унификации бухгалтерского учета не только
коммерческих, но и бюджетных, профсоюзных, церковных и других общественных
организаций. Федерация проводит научно-исследовательские работы, организует
семинары и конференции, выпускает печатную продукцию по проблемам учета.
ООН проявляет интерес к проблемам учета и отчетности. В 1982 г.
группа экспертов ООН (Межправительственная рабочая группа экспертов по
международным стандартам учета и отчетности) выпустила руководства, в которых
обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК. В
частности, в годовой отчет предлагается включать следующие документы: отчет о
финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки,
сведения об инвестициях в основные фонды и др. Одна из задач ООН в области
бухгалтерского учета – выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК такой
информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать
более полное представление о деятельности этих корпораций на их территории.
Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) объединяет
правительства 24 стран, в т.ч. большинства индустриально развитых. Ее цель –
способствовать экономическому развитию стран – членов OECD путем оказания
консультационной помощи по широкому спектру проблем.
Европейское экономическое сообщество (European Economic Committee – EC) было создано в 1957 г.
Его главные задачи – обеспечение свободного обращения материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, единых таможенных правил, гармонизация права. Эксперты ЕС
занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что
является частью более широкой программы унификации общих принципов
экономической деятельности.
Африканский совет по бухгалтерскому учету (African Accounting Council) был основан в 1979 г. с
целью унификации методик учета, совершенствования профессионального
образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Члены Совета –
правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.
Ассоциация бухгалтеров стран Америки (Association Interamericana de Contabilidad - AIC) была основана в 1949 г.
Она объединяет 27 бухгалтерских организаций из 21 страны американского
континента. Ассоциация занимается теоретическими исследованиями проблем
финансового и управленческого учета, контроля, внешнего и внутреннего аудита.
Большое внимание уделяется стандартизации методов ревизии финансовой
деятельности компаний, разработке стандартов учета в государственном секторе,
программам обучения бухгалтеров и аудиторов, обобщению опыта профессиональной
практики в области учета и аудита. Ассоциация активно занимается издательской
деятельностью. Она придерживается приоритетов GAAP
Ассоциация рекомендует систему бухгалтерского учета и отчетности,
в основе которой лежат две концепции:
q
потребности
управления компанией, ориентированные на эффективный менеджмент для достижения
ее целей;
q
необходимость
определения величины и динамики активов, обязательств, капитала и результатов
деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. ориентация на собственников бизнеса.
Интересы Ассоциации в основном ограничиваются проблемами учета в
южноамериканских странах. Каждые 2-3 года по результатам конференций участников
публикуются научно-методические материалы.
Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ACEAH Federation of Accountants) объединяет
бухгалтерские организации 5 стран Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и
Таиланда. Основная задача Федерации – повышение статуса бухгалтерской
профессии, а также согласование национальных методик учета.
Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов (Confederation of Asian and Pacific Accountants) объединяет
представителей более 20 стран. Ее цель – координация развития учетной профессии
в регионе. В будущем Конфедерация планирует заняться проблемой гармонизации
учета.
2. Профессиональные организации
бухгалтеров и аудиторов
Для защиты своих профессиональных интересов, координации и
общественного регулирования бухгалтерского учета, расширения и углубления
знаний, обмена опытом и осуществления других совместных видов деятельности
бухгалтеры и аудиторы объединяются в добровольные общественные организации и
ассоциации. Существуют национальные, индивидуальные для каждой страны, и
международные союзы бухгалтеров и аудиторов. Важной составной частью работы
профессиональных бухгалтерских организаций является информационное обеспечение
бухгалтеров-практиков необходимыми нормативными положениями и документами и их
правильная трактовка.
Институт профессиональных бухгалтеров и
аудиторов России
В 1997 г. при содействии Минфина РФ, высших учебных заведений,
научных и общественных организаций и ведущих ученых страны была создана
некоммерческая организация - Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ)
России. Это самая крупная саморегулируемая некоммерческая организация в России.
С 2001 г. ИПБ России – Действительный член Международной федерации бухгалтеров
(IFAC), а с 2002 г.
аккредитован как профессиональное аудиторское объединение при Минфине РФ. В
2005 г. ИПБ России был преобразован в Институт профессиональных бухгалтеров и
аудиторов России, сохранивший наименование ИПБ России.
Основные цели и задачи ИПБ:
q
объединение
в единую профессиональную организацию и координация деятельности
квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита,
финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области
распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в
области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, и повышения
квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
q
ведение
образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального
образования и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского
учета, аудита, финансового менеджмента;
q
организация
и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, аудита,
финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и
значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
q
разработка
методологии и методики бухгалтерского учета, аудита
q
создание
системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в
области регулирования бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;
q
совершенствование
профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским
учетом, аудитом, финансовым менеджментом и т.п., формирование положительного
общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области
бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента и т.п., защита их
интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная
защита;
q
внедрение
в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, аудита и
финансового менеджмента;
q
формирование
у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям;
соблюдение ими норм профессиональной этики;
q
представление
и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в
защите их профессиональных интересов.
ИПБ России осуществляет следующие основные виды деятельности:
q
изучает,
обобщает и распространяет передовой отечественный и зарубежный опыт организации
бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;
q
проводит
научно-исследовательские работы в области бухгалтерского учета, аудита,
финансового менеджмента;
q
участвует
в разработке учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации
бухгалтеров и аудиторов;
q
организует
проведение обучения, переподготовку и повышение квалификации профессиональных
бухгалтеров, аудиторов и других специалистов в области бухгалтерского учета;
q
организует
курсы, лекции, семинары, практические занятия с членами ИПБ и иными слушателями
ИПБ;
q
проводит
конференции и семинары как в России, так и за рубежом;
q
участвует
в подготовке нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету аудиту и другим
связанным областям, оказывает помощь в их внедрении;
q
распространяет
информацию, разъясняет и комментирует нормативные документы в области
бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента;
q
оказывает
экспертные и информационно-консультативные услуги по конкретным хозяйственным
операциям в области бухгалтерского учета, налогообложения, управления финансами
и контроля;
q
ведет
реестр аттестованных профессиональных бухгалтеров – членов ИБ России;
q
координирует
взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами хозяйственной
деятельности по выработке требований к методологии бухгалтерского учета,
составу и содержанию раскрываемой бухгалтерской информации;
q
осуществляет
контакты с международными и национальным организациями, действующими в сфере
бухгалтерского учета и аудита, участвует в подготовке проектов международных
договоров и соглашений по бухгалтерскому учету и аудиту, представляет интересы
российских специалистов в области бухгалтерского учета в указанных
организациях, устанавливает и развивает связи с аналогичными организациями,
участвует в работе международных организаций;
q
принимает
участие в разработке и утверждении норм профессиональной этики, контролирует их
выполнение членами ИПБ;
q
проводит
мероприятия по повышению профессионального престижа и принятию кодекса этики
профессионального бухгалтера и аудитора;
q
контролирует
профессиональное соответствие и качество работы членов ИПБ, рассматривает
претензии к ним, разрабатывает процедуры подтверждения профессионального
соответствия и аттестации профессионального бухгалтера, а также процедуру
аннулирования квалификационного аттестата;
q
осуществляет
информационную и издательскую деятельность, финансирование, организацию
производства и распространения продукции, соответствующей целям и задачам ИПБ.
Для регулирования
бухгалтерского учета по отраслевому признаку в ИПБ организуются экспертные
советы по бухгалтерскому учету, в частности, по методологии бухгалтерского
учета некоммерческих организаций, по методологии бухгалтерского учета на
предприятиях строительного комплекса, по оценке и др. Также в ИПБ образованы
комитеты: по бухгалтерскому учету, по налогообложению, по аудиту, по
финансовому менеджменту.
Региональная система ИПБ построена в соответствии с
административно-территориальным деление России. На сегодняшний день создано 75
территориальных ИПБ (ТИПБ), позволяющих проводить большинство мероприятий в
местах проживания членов ИПБ. ТИПБ ближе к практикующим бухгалтерам, имеют
лучшие возможности оказания им конкретной помощи, а при необходимости и защиты.
Именно к ним в первую очередь обращаются специалисты для обучения и аттестации,
для получения консультаций по сложным вопросам.
За время своей деятельности ИПБ:
q
организовал
систему очного и заочного обучения и повышения квалификации профессиональных
бухгалтеров;
q
разработал
и внедрил многоуровневую систему аттестации повышения квалификации
профессиональных бухгалтеров;
q
организовал
систему контроля качества работы аудиторских организаций-членов ИПБ.
В ИПБ могут состоять как физические, так и юридические лица. ИПБ
объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Аудиторы,
имеющие квалификационный аттестат аудитора, могут быть приняты в ИПБ, однако
членство аудитора в ИПБ не дает ему право получить квалификационный аттестат
профессионального бухгалтера без дополнительного обучения. В ИПБ предусмотрены
следующие виды членства:
o
Ассоциированный
Член: претендент
- физическое лицо, желающее получить квалификационый аттестат профессионального
бухгалтер, преподаватель – преподаватель, осуществляющий подготовку и повышение
квалификации ассоциированных и действительных членов ИПБ России, бухгалтер-экономист
коммерческой организации – ассоциированный член ИПБ Росси, не набравший при
сдаче экзаменов на квалификационный аттестат профессионального бухгалтера
минимальное количество баллов и не получивший ни одной неудовлетворительной
оценки;
o
Действительный
Член:
преподаватель, имеющий аттестат преподавателя ИПБ России или диплом доктора
экономических или юридических наук, ведущий занятия по программе подготовке и
аттестации профессиональных бухгалтеров или по программам повышения
квалификации профессиональных бухгалтеров;
o
Корпоративный
Член: организация,
ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского
учета, анализа или аудита; ТИПБ; учебное заведение, готовящее специалистов в
области финансов, бухгалтерского учета, анализа или аудита; учебно-методический
центр по подготовке профессиональных бухгалтеров (УМЦ); учредители ИПБ России;
o
Ассоциативный
Член:
юридическое лицо, основная деятельность которого не связана с экономикой или
финансами, но которое выражает поддержку целям данной организации или ее
конкретным акциям;
o
Молодой
бухгалтер: ассоциированный
член ИПБ не старше 35 лет, имеющий квалификационный аттестат резерва
профессионального бухгалтера ИПБ России;
o
Почетный
Член: член
ИПБ России, внесший значительный вклад в достижение целей содружества
профессиональных бухгалтеров.
Некоммерческое
партнерство Аудиторская палата России (НП АПР) начало свою деятельность в 1995
г. (первоначально в форме ассоциации). На данный момент в составе Палаты – 19
региональных профессиональных аудиторских объединений, 14 крупных вузов,
аудиторские фирмы и аудиторы, консультационные и оценочные фирмы.
НП АПР работает с
законодательными и исполнительными органами государственной власти. Для
Государственной Думы Федерального Собрания провела юридический анализ поправок
к проекту ФЗ «Об аудиторской деятельности», принимала активное участие в работе
Экспертного совета. С Минимуществом России Палата взаимодействует по двум
направлениям: первое связано с проведением среди аудиторских фирм открытых
конкурсов, второе – с тем, что Правительство РФ возложило на Минимущество
обязанности по лицензированию оценочной деятельности. Палата также оказывает
помощь Федеральной службе РФ по финансовому оздоровлению и банкротству при
изучении ею финансового состояния и устойчивости предприятий, а также в
подготовке предложений по их финансовому оздоровлению и реструктуризации.
Исполнительные органы
Палаты (Информационно-консультативный центр и профильные комитеты) оказывают
своим членами организационную, консультативную и методическую помощь.
В настоящее время
действует семь комитетов:
1.
Комитет
по законодательству вырабатывает совместно с членами Палаты поправки и
предложения к проекту ФЗ «Об аудиторской деятельности» и участвует в их
обсуждении на заседании Экспертного Совета.
2.
Комитет
по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов
сформировал и возглавил рабочую группу контроля за качеством аудиторских
отчетов и аудиторских заключений по результатам аудита бухгалтерской отчетности
ФГУП.
3.
Комитет
по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности содействует
своевременному обеспечению текстами свежих нормативных документов членов
Палаты.
4.
Комитет
по стандартизации и методологии рыночной деятельности в аудите разработал
соответствующую программу по повышению квалификации.
5.
Комитет
по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию проводит
работу по организации Института повышения квалификации Аудиторской палаты
России.
6.
Комитет
по профессиональной этике представил на рассмотрение Палаты Кодекс
профессиональной этики аудиторов.
7.
Комитет
по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах поддерживает с ними
контакты, своевременно обеспечивает актуальной информацией, проводит
консультации.
Региональные
представительства НП АПР могут выполнять следующие функции:
q
планирование
и организация выполнения мероприятий, направленных на развитие в регионе
независимого аудита, повышение его качества, на рост престижа аудиторской
профессии;
q
представление
интересов Палаты в региональных государственных, общественных и иных органах;
q
привлечение
в ряды Палаты новых членов;
q
изучение,
анализ, обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов и
аудиторских организаций;
q
оказание
организационной консультативной помощи членам Палаты в получении ими
квалификационных аттестатов и лицензий, в повышении квалификации, расширении
рынка выполняемых аудиторских услуг;
q
проведение
в регионе семинаров и консультаций с привлечением руководителей и специалистов
министерств, ведомств по актуальным вопросам аудиторской деятельности;
q
организация
письменных разъяснений специалистов министерств, ведомств и соответствующих
учреждений по запросам членов Палаты;
q
информирование
аудиторов и аудиторских организаций о работе Палаты;
q
оказание
аудиторам помощи в трудоустройстве.
В настоящее время создается консультационный центр Аудиторской
палаты России. Его деятельность будет направлена н повышение качества
аудиторских проверок. Он будет функционировать на основе широкой
информационно-правовой, организационно-методической базы в контакте с
работниками Минфина РФ, МНС РФ, Минимущества РФ, Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Российская Коллегия аудиторов (РКА) – это общественная,
профессиональная, добровольная организация граждан, занимающихся аудитом и/или
иной, связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию
и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов.[1]
РКА была создана в 1992 г. как некоммерческая организация, она призвана
содействовать развитию и совершенствованию аудита в России, укреплению
международных связей российских аудиторов, повышению престижа и социального
статуса аудиторской профессии.
Высший руководящий орган Коллегии – Съезд, который созывается не
реже одного раза в три года. Исполнительным и распорядительным органом является
исполнительная дирекция, которая осуществляет всю оперативную деятельность.
Контролирующий орган – ревизионная комиссия. Членами Коллеги могут быть
физические лица – аттестованные аудиторы или общественные объединения финансовых
лиц.
РКА принимает участие в органах государственного регулирования
аудиторской деятельности – ЦАЛАК Центробанка РФ, Консультативный Совет при
Комиссии аудиторской деятельности при Президенте РФ и т.д. Также РКА участвует
в Международной Региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (СНГ).
С 1999 г. РКА является членом Европейской Федерации бухгалтеров и аудиторов и с
2000 г. – Ассоциированным членом в Международной Федерации бухгалтеров.
Основные цели и задачи РКА:
q
защита
и представление законных интересов членов Коллегии в государственных и
общественных организациях, содействие в профессиональной подготовке и оказание
всесторонней поддержки членами Коллегии;
q
содействие
разработке основных принципов организации аудита на территории РФ, рекомендаций
по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности;
q
координация
деятельности членов Коллегии.
Коллегия осуществляет
следующие виды деятельности:
q
изучает,
обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности;
q
содействует
организации научно-исследовательских работ в области аудита;
q
осуществляет
информационно-издательскую и методическую деятельность, принимает участие в
создании учебно-методических пособий по вопросам аудита;
q
участвует
в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки аудиторов в РФ;
q
консультирует
членов Коллеги по вопросам повышения профессионального уровня;
q
консультирует
по вопросам страхования профессиональных рисков аудиторов – членов Коллегии;
q
участвует
в создании системы правового регулирования аудиторской деятельности в РФ;
q
организует
стажировки в отечественных и зарубежных фирмах;
q
создает
и ведет банк деловой информации по предмету деятельности Коллегии;
q
разрабатывает
аудиторские стандарты на базе международных аудиторских стандартов, организует
работу по их применению;
q
организует
проведение конференций и семинаров по вопросам аудита;
q
устанавливает
и развивает связи с зарубежными аудиторскими фирмами, участвует в работе
международных организаций;
q
содействует
внедрению новой информационной техники в аудиторскую практику;
q
разрабатывает
и утверждает нормы профессиональной этики аудиторов – членов Коллегии и
контролирует соблюдение этого кодекса аудиторами;
РКА имеет собственные
стандарты аудиторской деятельности, разработанные в соответствии с
международными стандартами и прошедшими экспертную оценку в Институте аудиторов
Германии.
Национальная Федерация Консультантов и Аудиторов (НФКА) была
создана в 2000 г. в форме некоммерческого партнерства. Членами Федерации могут
быть юридические лица, осуществляющие аудиторскую или консультационную
деятельность. Высший орган управления – Общее собрание членов Федерации.
Цели Федерации:
q
консолидация
усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования аудиторской
деятельности путем ведения конструктивного диалога с государственными органами;
q
внедрение
международных стандартов аудита в профессиональную деятельность;
q
создание
методологических основ систем внутреннего контроля качества;
q
представление
и защита интересов членов Федерации при осуществлении ими профессиональной
деятельности;
q
организация
взаимодействия и поддержки деятельности профессиональных объединений
консультантов и аудиторов.
Предмет деятельности
Федерации:
q
проведение
конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий для обмена мнениями по
актуальным вопросам развития аудиторско-консультационной деятельности;
q
участие
в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую и консультационную
деятельность;
q
взаимодействие
с государственными органами законодательной и исполнительной власти по
вопросам, касающимся профессиональной деятельности Федерации;
q
содействие
внедрению в организации - члены Федерации профессиональных стандартов;
q
взаимодействие
с организациями, представляющими нацеленное на развитие рыночных отношений
деловое сообщество;
q
содействие
развитию международного сотрудничества, установлению деловых связей в области
аудита и консультирования.
Институт утвержден для
содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Института, а
также достижения его целей.
Основные цели Института:
q
регулирование
и контроль профессиональной деятельности членов Института;
q
представление
и защита прав и законных интересов членов Института;
q
оказание
членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной
помощи.
Предмет деятельности
Института:
q
разработка
и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной
этики членов Института, контрольных процедур и контроль за их соблюдением;
q
применение
мер воздействия к членам Института – нарушителям правил;
q
консолидация
мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации
профессиональной деятельности;
q
представление
позиции и защита интересов членов Института в законодательных и исполнительных
органах власти;
q
развитие
рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных услуг в РФ;
q
повышение
престижа бухгалтерской и аудиторской деятельности;
q
предоставление
информации о членах Института всем заинтересованным лицам;
q
установление
контактов между членами Института и руководителями и специалистами входящих в
Институт организаций;
q
развитие
международного сотрудничества, установление деловых связей с зарубежными
аудиторами и бухгалтерами и их объединениями;
q
участие
в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов,
касающихся аудиторской и бухгалтерской деятельности.
Все описанные выше организации являются саморегулируемыми
организациями бухгалтеров и аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов
наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых
организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой
организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов,
разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности,
участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и
бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами
обучения по программам повышения квалификации.[2]
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными
Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право
устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов,
которые являются ее членами, дополнительные требования, обеспечивающие их
ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и
устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за
нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской
деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса
профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц,
желающих заниматься аудиторской деятельностью.[3]
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением
обязанностей, установленных Федеральным законом "О саморегулируемых
организациях"[4]:
1)
участвует
в установленном порядке в создании и деятельности единой аттестационной
комиссии;
2)
сообщает
в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой
организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой
организации аудиторов требованиям, установленным ФЗ № 307;
3)
сообщает
в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям,
установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях,
предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах, а
также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею
кодекс профессиональной этики аудиторов;
4)
представляет
в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой
организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих
аудиторскую деятельность;
5)
подтверждает
соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации
аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;
6)
представляет
в уполномоченный федеральный орган и совет по аудиторской деятельности по их
запросам копии решений органов управления и специализированных органов
саморегулируемой организации аудиторов;
7)
оказывает
содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с
деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.
Саморегулируемые организации аудиторов имеют право:
q
участвовать
в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
q
разрабатывать
учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
q
проводить
проверку качества работы своих членов и по итогам проверки применять меры
воздействия к виновным;
q
ходатайствовать
перед федеральным органом о выдаче, приостановлении и аннулировании лицензии
своих членов;
q
содействовать
развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности
в РФ;
q
защищать
профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти, судах;
q
разрабатывать
и издавать литературу по аудиту и сопутствующим ему услугам;
q
представлять
интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов.
Международные профессиональные организации
бухгалтеров и аудиторов представлены такими организациями, как Международная
Ассоциация бухгалтеров, Федерация европейских бухгалтеров и др. Данные
организации описаны при раскрытии вопроса № 4 настоящей контрольной работы.
1)
Бухгалтерское
дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 08109
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
2)
Бухгалтерское
дело: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. Н.Н. Хахоновой, к.э.н. И.В.
Алексеевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д:
Академцентр, 2008 г.
3)
Ивашкевич
В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие.- М: экономистъ, 2005 г.
4)
Климова
М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006 г.
[1] Бухгалтерское дело:
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 08109 «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит»/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., перераб. и доп. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г., стр. 151.
[2] Федеральный закон от 30
декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности», ст. 17
п. 5.
[3] Федеральный закон от 30
декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности», ст. 17
п. 6.
[4] Федеральный закон от 30
декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности», ст. 17
п. 7.