Переход к информационному обществу: дорога в будущее
Московский государственный институт
электроники и математики
( технический университет )
Реферат по культурологии
Тема:
Переход к информационному обществу: дорога
в будущее
студент: Малышев Николай Михайлович
группа:
М - 46
преподаватель:
Скок Борис Викторович
Москва 1998
Предисловие
Вначале было
слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы
передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же,
когда и примитивные орудия труда.
Потом слово
стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить
легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку
твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть,
появилась бюрократия и документооборот.
Величайшими
прозрениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые
сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь
возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать
свежие новости в газетах.
Войти в XXI век
образованным человеком можно, только хорошо владея информационными
технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их
информированности, способности эффективно использовать информацию. Для
свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого
профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью
компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают
говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем
уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от
индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок
предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их
производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной
индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих
пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности
того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.
Представление об информационном обществе.
Роль и значение информационных революций.
В истории развития цивилизации произошло несколько
информационных революций - преобразований общественных отношений из-за
кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований
являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
- 1 -
Первая революция
связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и
количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к
поколениям.
Вторая (
середина XVI в. ) вызвана изобретением книгопечатания, которое
радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию
деятельности.
Третья (
конец XIX в. ) обусловлена изобретением электричества,
благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно
передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (
70-е гг. XX в. ) связана с изобретением микропроцессорной
технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и
интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи
данных ( информационные коммуникации ). Этот период характеризуют три
фундаментальные инновации:
· переход от механических и электрических средств
преобразования информации к электронным;
· миниатюризация всех узлов, устройств, приборов,
машин;
· создание программно - управляемых устройств и
процессов.
Последняя
информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль -
информационную индустрию, связанную с производством технических средств,
методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими
информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно
телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения
в области компьютерной техники и средств связи. ( Информационная
технология - процесс, использующий совокупность средств и методов
сбора, обработки и передачи данных ( первичной информации ) для получения
информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. )
Усложнение
индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни,
изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с
одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых
средств и способов удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие
компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию
общества, построенном на использовании различной информации и получившего
название информационного общества.
- 2 -
Как понимают ученые информационное общество
Японские ученые
считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям
доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной
и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство
информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет
более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и
маркетинга в его стоимости.
В информационном
обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система
ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным
ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на
производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и
потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного
труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на
знания.
Материальной и
технологической базой информационного общества станут различного рода системы
на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии,
телекоммуникационной связи.
В реальной
практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно
приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного
общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое
компьютеризированное и информационное общество людей, проживающих в электронных
квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными
приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным
образом на обработке информации, а материальное производство и производство
энергии будет возложено на машины.
( Пример:
По данным
социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих
могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех
недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании
самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно нанятых были
отнесены: в 1980 г. - 5,7 млн. человек, в 1989 г. - 14.6 млн., а в 1995 г. -
20.7 млн. человек. )
При переходе к
информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на
базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
- 3 -
Ряд ученых
выделяют характерные черты информационного общества:
· решена проблема информационного кризиса, т.е.
разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
· обеспечен приоритет информации по сравнению с другими
ресурсами;
· главной формой развития станет информационная
экономика;
· информационная технология приобретает глобальный
характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
· формируется информационное единство всей человеческой
цивилизации;
· реализованы гуманистические принципы управления
обществом и воздействия на окружающую среду;
Кроме
положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
· все большее влияние на общество средств массовой
информации;
· информационные технологии могут разрушить частную
жизнь людей и организаций;
· многим людям будет трудно адаптироваться к среде
нового общества. Существует опасность разрыва между « информационной элитой » (
людьми, занимающимися разработкой информационных технологий ) и потребителями.
( Пример:
Мне лично
приходилась встречаться с людьми, практически ничего не понимающими в технике,
но утверждающими, например, что ЭВМ и компьютер - две разные вещи. Хотя
вышедший сейчас из употребления термин ЭВМ - это ранне-советский аналог
английского слова computer ( вычислитель ). По-видимому, это является
пережитком того времени, когда каждое предприятие, так или иначе связанное с
электроникой, выпускало свой собственный компьютер, носивший гордое название,
что-то вроде АРМ, УКНЦ, ДВК, РМУ. Но именно из тех первых программистов
работающих на этих ископаемых, абсолютно ни с чем не совместимых мамонтах,
родились сегодняшние специалисты экстра - класса, ценимые за рубежом ( т.е.
не в России ) на вес золота . )
Роль
информатизации в развитии общества
Что такое процесс информатизации общества
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и
организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их
информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.
Прежде чем предпринять
- 4-
какие-то действия,
необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее
осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует
обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения
специальных технических средств.
Возрастание
объема информации особенно стало заметно в середине XX в.
Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности
воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке
информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало
создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск
аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации
обуславливается:
· быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций
и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно -
конструкторских работ;
· постоянно увеличивающимся числом периодических
изданий по разным областям человеческой деятельности;
· появлением данных ( геофизических, медицинских и др.
), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу
действия системы коммуникации.
Как результат -
наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:
· появляются противоречия между ограниченными
возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими
мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма
знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые
50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5
лет, с 1990 г. - ежегодно;
· существует большое количество избыточной информации,
которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· возникают определенные экономические, политические и
другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не
могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины
породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный
информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в
силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество
перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение
компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные
сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого
информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося
на этапе индустриального
- 5 -
Информатизация
общества является одной из закономерностей современного социального прогресса.
Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени
« компьютеризация общества ». При внешней схожести этих понятий они имеют существенное
различие.
При компьютеризации
общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической
базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки
информации и ее накопление.
При информатизации
общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на
обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного
знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, «
информатизация общества » является более широким понятием, чем « компьютеризации
общества », и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения
своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и
телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в
существенном увеличении производительности труда в информационном секторе
общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного
населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного
населения, в СНГ - около 40%.
Опыт информатизации и
перспективные идеи
В настоящее
время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации.
Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и
мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во
всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала
информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв
перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро
сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств
телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна
бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и
микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (
Японией, Германией и др.).
- 6 -
В большинстве
развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области
информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их
развития в целом. Руководители некоторых стран « третьего мира » с
нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно
развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что
страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и
промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.
В любой стране, независимо от уровня ее развития
понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь
идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы
информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и
внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их
успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции
информатизации.
Результатом
процесса информатизации является создание информационного общества, где
манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами,
интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в
настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.
Для каждой
страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному
определяется степенью информатизации общества.
Роль средств массовой информации
Одной из
отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское
развитие средств массовой информации. Поставленные современными
научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные
средствами связи в мировые информационно-коммуникационные
сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы
людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее
развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью
средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением,
создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических
решений в различных сферах деятельности.
Развитию средств
массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества.
Появление новых технических средств, информационных технологий и др.
обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу
информации в любую точку
- 7 -
мирового
пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений
и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие
которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять
большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с
позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации
существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что
технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях
социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые
социальные коммуникационные связи.
В свою очередь,
и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс
информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги,
формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с
другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его
интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного
общества.
Об информационной культуре
В период
перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем
необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших
объемов информации, овладению им современными средствами, методами и
технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость
информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать
информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда
подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это
говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по
обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная
культура.
Информационная
культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать
для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию,
современные технические средства и методы.
Для свободной
ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной
культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура
связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных
творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
· в конкретных навыках по использованию технических
устройств;
· в способности использовать в своей деятельности
компьютерную информационную технологию;
- 8 -
· в умении извлекать информацию из различных
источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций,
представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
· во владении основами аналитической переработки
информации;
· в умении работать с различной информацией;
· в знании особенностей информационных потоков в своей
области деятельности.
Информационная
культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и
приспособлению к конкретному виду деятельности ( кибернетика, теория
информации и др. ). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание
новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации
рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного
творческого подхода.
В информационном
обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства,
сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный
компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует
считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для
работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических
дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить
компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими
будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью
закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий
при решении типовых задач сферы деятельности.
В информационном
обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно
повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в
программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации
образования как направления, связанного с приобретением и развитием
информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в
положение « объекта » информации, где требуется так изменить содержание
подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные
и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень
информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все
сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной
» программной среды, ориентированной на пользователя, использование
телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов,
применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности,
постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять,
ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на
современных технологических принципах. В нашей
- 9 -
стране решение этой
проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт
наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.
- 10 -
Список используемой
литературы:
1) Блюменау
Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.
2) Информационные
ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996
3) Ракитов
А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политическая литература,1990.
4) Урсул
А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.
5) Голицын
Г.А., Петров В.М. Информация.Поведение.Творчество. - М.:Наука,1991.
6) Фигурнов
В.Э. IBM PC для пользователя. - М.:Инфра-М,1995.
7) Кушниренко
А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. - М.:
Просвещение,1990.
8) Бауэр
Ф.Л. Информатика. - М.:Мир,1990
9) Подшивки
журналов:
Компьютер
пресс,
Компьютерра,
Мир ПК за
1996-1998.
10) Словарь
современных компьютерных терминов.
- 11 -