Статистика социально-экономических доходов и расходов населения
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАДРОВ
|
Контрольная работа
По дисциплине: Инфраструктура муниципального
образования
Тема:
Статистика социально-экономических доходов и расходов населения.
ВЫПОЛНИЛ:
Студент 3 курса
Иванов Ф.М.
ПРОВЕРИЛ:
Тюмень 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1
1.ИСТОЧНИКИ
ДАННЫХ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.
2
2.БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ НА ЕГО
ОСНОВЕ
4
3.ФОРМИРОВАНИЕ
ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 7
4. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. 10
5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
УРОВНЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕДНОСТИ.
12
6. ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
ВВЕДЕНИЕ
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений
статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры
общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и
правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей,
в распределении благ между ними.
Общество неоднородно, поэтому важным направлением
социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп:
на что тратят время и деньги интеллектуалы или люди с низким культурным
уровнем, каковы политическая ориентация разных социальных групп,
взаимоотношения между поколениями и т.д.
К числу наиболее значимых направлений
исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая
структура населения и её динамика, уровень жизни населения, уровень
благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная
статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой
области исследования разрабатывается и система показателей, определяются
источники информации и существуют специфические подходы к использованию
статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране
и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счёте единую
последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о
тенденциях и закономерностях развития общества.
1. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.
Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются
данные государственной и ведомственной статистики.
Государственная статистика собирает
информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении
выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм,
представляющих отчётность по труду и выплате заработной платы. Кроме того,
проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по
некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы
по выборке фирм.
Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах,
произведённых населению, о платежах, от него полученных, на основе
ведомственной отчётности. К таким данным относятся:
·
Баланс денежных доходов и
расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и
строится Центральным банком РФ;
·
Данные о размере
выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые государственным пенсионным
фондом;
·
Суммы декларируемых
населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной
налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создаётся реестр налогоплательщиков, в
котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая
выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие
декларированию в соответствии с законодательством.
К основным задачам статистики при изучении
доходов и расходов населения относятся:
·
Характеристика размера и состава
доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
·
Анализ дифференциации
денежных доходов и потребления;
·
Изучение динамики денежных
доходов;
·
Моделирование доходов ,
расходов и потребления населения;
·
Изучение влияния доходов
(расходов) населения на потребление и другие социально-экономические
показатели.
В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении
платёжеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.
Однако информация о доходах менее
достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов
от ''теневой'' экономической деятельности, разрыва во времени между
осуществлённой деятельностью и её оплатой, а также наличие не только денежной
формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых
льгот населению. Поэтому статистика всё в большей степени сосредотачивает
внимание на изучении расходов, т.е. изучает доходы через расходы населения.
Совершенствование статистической
методологии по изучению доходов и расходов населения способствует расширению
международных сопоставлений в этой области.
2. БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ НА ЕГО ОСНОВЕ
Баланс денежных доходов и расходов содержит
доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются
поступления из различных источников на базе статистической и финансовой
отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает
расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли
и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным
финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные
населением.
Схема баланса денежных
доходов и расходов населения
Доходы Расходы
и сбережения
1.
Оплата
труда. 1. Покупка товаров и оплата
услуг.
2.
Доходы наёмных работников
от 2. Обязательные платежи и добровольные взносы:
предприятий и
организаций, а) налоги и сборы;
кроме оплаты
труда. б)платежи по
страхованию;
3.
Дивиденды в)взносы в
обществ.и кооп. организации;
4. Поступления от продажи
проду- г) возврат ссуд;
ктов сельского
хозяйства. д) приобретение лотерейных билетов;
5.
Пенсии и
пособия. е) проценты за товарный
кредит;
6.
Стипендии.
ж) обязательные страховые взносы в
7.
Поступления от финансовой
си- Пенсионный фонд;
стемы (страховые возмещения, 3.
Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах
проценты по вкладам и др.)
4. Покупка жилых помещений;
8.
Доходы населения от
продажи 5. Расходы населения на приобретение
валюты;
иностранной
валюты. 6. Деньги, отосланные по
переводам.
9.
Прочие поступления.
10.
Деньги, полученные по
переводам
Всего денежных
доходов Всего денежных расходов и
сбережений
Превышение расходов
над Превышение доходов над
расходами
доходами
Баланс
Баланс
Балансирующая статья ''Превышение доходов над
расходами'' или ''Превышение расходов над доходами'' в целом по России
характеризует соответственно увеличение или уменьшение остатка наличных денег
на руках у населения.
Современный баланс денежных
доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной
балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного
хозяйства. В этой связи используемая методология расчёта не соответствует
требованиям , предъявляемым при изучении доходов в СМС. В частности, в балансе
смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка
жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные
по переводам.[1]
Данные баланса являются
инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут
рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя
доходов на основе баланса зависят тарифы на услуги жилищно-коммунального
обслуживания и цены на билеты в городском муниципальном транспорте.
На основе баланса денежных
доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие
статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
· Денежные доходы населения, включающие оплату труда,
пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского
хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам,
дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые
возмещения и пр.
· Денежные расходы и сбережения населения, охватывающие
расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы,
покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
· Располагаемые доходы населения, определяемые исходя из
денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
· Реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые их
делением на индекс потребительских цен.
Кроме перечисленных
показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных
статистической отчетности:
· Среднемесячную номинальную начисленную заработную
плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные
пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных
внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную
плату;
· Средний размер назначенной месячной пенсии одного
пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР ''О государственных
пенсиях в РСФСР'' (1993г.);
· Реальную начисленную заработную плату, определяемую
делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);
· Реальный размер назначенных месячных пенсий,
получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.
Динамика рассмотренных показателей,
характеризующих доходы населения, представлена в таблице 1.
Сопоставление показателей между собой
позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику реальных денежных с
реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост ( ослабление)
налоговой нагрузки на доходы населения при опережении ( отставании) индекса по
первому показателю над вторым.
Динамика реальных денежных доходов населения
РФ за 1995-1998 гг. (в % к предыдущему году) таблица 1.
Показатель
|
1995г.
|
1996г.
|
1997г.
|
1998г.
|
Реальные денежные доходы
|
84
|
99,6
|
106,4
|
81,5
|
Реальные располагаемые денеж
ные доходы
|
84,9
|
99,3
|
105,8
|
105
|
Реальная начисленная заработ
ная плата
|
72
|
106
|
105
|
87
|
Реальные размер назначенной
месячной пенсии
|
87
|
109
|
103
|
60
предыдущего года
|
В 2,3 раза
|
121,8
|
110
|
184,4
|
Источник.
Социальное положение и уровень жизни населения России, 1999. Статистический
сборник.-М.: Госкомстат России, 1999.-С.101,104,107,242.
3.ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ
ХОЗЯЙСТВ
С переходом к
рыночной экономике изменяется модель государственного регулирования качества
жизни населения и домашних хозяйств. Постепенно формируется новая модель
социальной защиты и поддержки населения и домашних хозяйств. Это находит
выражение в государственной политике поддержки бедных слоев населения,
кооперации домашних хозяйств, развития малого и среднего с, семейного бизнеса.
В таких условиях возрастают требования к достоверности информации,
характеризующей доходы и потребление населения и домашних хозяйств не только в
целом по России, но и на уровне отдельных субъектов РФ.
К важнейшим
методологическим проблемам социальной статистики относятся: проблема
обоснования принципов отбора для получения репрезентативной выборки домашних
хозяйств; проблемы обработки и анализа полученных данных о доходах и
потреблении и распространении полученной информации на всё население,
проживающее на данной территории. Основная цель выборки домашних хозяйств
заключается в сборе и анализе данных, характеризующих уровень жизни и
дифференциацию доходов и потребления населения.
Возможны два
подхода к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход
заключается в отборе индивидов из различных социально-экономических групп;
второй-в отборе домашних хозяйств. Основная сложность реализации данных
подходов заключается в отсутствии информации о доходах и имущественном
положении всего населения или домохозяйств, проживающих на данной территории.
Поэтому применяется многоступенчатый отбор, учитывающий косвенные признаки,
связанные с доходами. Текущее обследование бюджетов семей рабочих, служащих и
колхозников проводится государственной статистикой начиная с 1952 года. Выборка
была расширена и дополнена в 1989 году. Начиная с 1996 года выборка
пересмотрена и начато осуществление её постоянной ротации, т.е. замены домашних
хозяйств, включаемых в выборку.
Основными признаками формирования выборки в начале
50-х годов был поличностный и отраслевой подходы. Выборка была
многоступенчатой. На первой ступени отбирались территории, на второй (на основе
среднесписочной численности работников)- ведущие отрасли; на третьей-
предприятия в отобранных отраслях и на четвёртой (по данным о заработной
плате)- работники, семьи которых включались в выборку. В результате такого
многоступенчатого отбора выборка по России и СССР была представлена работниками
ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по уровню
заработной платы. Вместе с тем такая выборка не была репрезентативна на уровне
каждой территории (республики, области). Кроме того, её недостатком было то,
что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики, она
не включала семьи, полностью состоящие из неработающих ( пенсионеров,
инвалидов, студентов). В 1989 году выборка была расширена, в неё были включены
семьи работников внебюджетных отраслей ( учителей, врачей и т.д.), а также
семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг., выборка домашних
хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения,
насчитывала 49175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне
отдельных субъектов РФ: она включала незначительную часть неработающего
населения и не включала ''новых русских'', предпринимателей.
К началу 2000 года выборка охватывала домашние
хозяйства, проживающие на территории России, за исключением коллективных ( лиц,
проживающих в домах-интернатах, монастырях и других институциональных
заведениях). Информационной базой для пересмотра и корректировки выборки в
1996-1998 гг. послужили материалы микропереписи 1994г. Использовалась
двухступенчатая выборка. На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ,
единицей отбора выступал счётный участок. На второй ступени случайным образом
отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания
следующих признаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения,
наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образования членов семьи,
источников средств существования.
Однако необходимо учесть то обстоятельство, что
распределение жилья и земельных участков, зафиксированное микропереписью,
сложилось в условиях, сложилось в условиях уравнительно-распределительной
системы и поэтому во многом индифферентно по отношениям к доходом населения.
Наряду с этим при формировании выборки типических групп домохозяйств упущены
такие признаки, которые взаимосвязаны с доходами. К ним относятся: наличие и
число детей в семье; коэффициент семейной нагрузки ( соотношение неработающих
лиц к числу человек в домашнем хозяйстве).
По данным переписи населения, все домашние
хозяйства подразделяются по коэффициенту семейной нагрузки на следующие типы: с
полной нагрузкой ( все лица в домашнем хозяйстве не заняты), с высокой (лиц
неработающих в семье больше, чем работающих), со средней, с низкой и без
нагрузки (все лица работают). В результате пропорционального отбора из каждого
типа домашних хозяйств может формироваться территориальная выборка, которая
позволит проводить анализ не только в целом, но и дифференцированно по
выделенным категориям домашних хозяйств. Выборка может корректироваться после
проведения переписи населения.
Сопоставление состава действующей в настоящее время
выборки бюджетов домашних хозяйств с данными микропереписи на февраль 1994 г. показало наличие существенного смещения распределения домашних хозяйств на уровне отдельного
субъекта РФ (см. табл. 2), которое сохранилось при корректировке и ротации
выборки в последующие годы.
Очевидно наличие существенных отклонений в выборке
по составу домашних хозяйств. Происходит недоучёт характеристик домохозяйств с
полной и высокой нагрузкой, в которых велика доля неработающих, а денежные
доходы формируются в значительной степени за счёт пенсий. Именно среди этих
типов домохозяйств велика доля населения, проживающего ниже уровня бедности.
Отмеченные смещения в выборке домашних хозяйств
завышают уровень доходов населения, проживающих на территории отдельных
субъектов РФ, и занижают показатель уровня бедности. Применение данной
типологии позволяет откорректировать выборку бюджетов домашних хозяйств на
основе данных переписи и микропереписи населения. Ротация выборки должна быть
направлена на повышение доли домашних хозяйств. С полной и высокой семейной
нагрузкой. Это вызовет уменьшение среднедушевых доходов за счёт изменения
состава выборки.
Актуальной проблемой при проведении обследования
бюджетов домашних хозяйств является не только отбор семей, но и получение
согласия членов семьи на подробный учёт доходов и потребления. Эта проблема
обостряется в связи с включением в выборку новых домашних хозяйств (ротацией
выборки). Решение этой проблемы зависит от законодательства на федеральном и
муниципальном уровнях и от уровня самосознания граждан. Рекомендуется избегать
длительного (на протяжении многих лет) наблюдения одних и тех же домашних
хозяйств, что приводит к относительной устойчивости статистических показателей.
Таким образом, возможны два подхода к формированию
выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в постепенном
преодолении отмеченных недостатков и формировании единой выборки, адекватной
составу домохозяйств на данной территории, а также проведении обследования по
единой программе. При этом ротация домохозяйств должна быть направлена на
повышение доли семей с полной и высокой нагрузкой неработающими лицами, что
вызовет уменьшение среднедушевых доходов в динамике за счёт изменений в составе
выборки.
Второй подход можно назвать комбинированным.
В этом случае формируются три выборки с различными программами обследования:
для изучения бедного населения- из семей с полной и высокой нагрузкой; для
изучения работающего населения- из семей со средней , низкой нагрузкой и без
неё; для состоятельной части населения- по данным Государственной налоговой
службы.
Табл. 2. Сопоставление состава домашних хозяйств
Санкт- Петербурга по коэффициенту семейной нагрузки в феврале 1994
года.
Тип домохозяйств по
Коэффициенту семейной
Нагрузки.
|
Выборка домохозяйств
Число Число лиц
Домохозяйств в них
|
Микроперепись
Число Число лиц
Домохозяйств в них
|
С полной и высокой
|
8 10
|
40 38
|
Со средней и низкой
|
53 66
|
42 50
|
Без нагрузки
|
39
24
|
|
Итого
|
100
100
|
100
100
|
4. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ.
Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств
представляет собой систему балансового учёта поступлений и расходования средств
(денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:
·
Адресную часть,
характеризующую административно-территориальный статус населённого пункта,
период и время проведения наблюдения.
·
Расходы домашнего
хозяйства, не связанные с потреблением;
·
Расходы домохозяйства на
ведение личного подсобного хозяйства;
·
Реестр домохозяйства:
основная и дополнительная занятость, дотации и льготы;
·
Затраты домохозяйств на
ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;
·
Общие сведения о домашнем
хозяйстве (число лиц, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей,
работающих и неработающих пенсионеров);
·
Денежные доходы: оплата
труда, доход от предпринимательской деятельности и др.;
·
Поступление и
использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов
питания в запасах у населения);
·
Расходы на покупку
непродовольственных товаров по видам;
·
Денежные расходы на оплату
услуг.
На основе обследования бюджетов домашних хозяйств
рассчитывается и публикуется система показателей, включающая:
·
Денежный доход
домохозяйства, представляющий собой объём денежных средств, которыми
располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов и создание сбережений
без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов;
·
Стоимость натуральных
поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций
и льгот;
·
Валовой доход домашних
хозяйств, состоящий из суммы денежных доходов и стоимости натуральных
поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций
и льгот;
·
Денежные расходы
домохозяйств, обобщающие потребительские расходы, и расходы не связанные с
потреблением;
·
Расходы на конечное
потребление, состоящие из потребительских расходов, стоимости натуральных
поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном
выражении дотаций и льгот;
·
Располагаемые ресурсы
домашних хозяйств.
По каждому домохозяйству вычисляется уровень
среднедушевого денежного дохода на душу населения, равный делению денежного
дохода домохозяйства на число наличных членов семьи.
С целью изучения дифференциации стоится
распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, валового
доходов и располагаемых ресурсов. В российской статистике по показателю
среднедушевого дохода выделяются интервалы, кратные 200 и 400 рублей. В
статистике зарубежных стран шкала доходов строится на интервалах, кратных
среднедушевому показателю (у):0,5у; у;2у; 3у
и т.д. Моделирование распределения населения по среднедушевому денежному доходу
позволяет распространить результаты выборочного обследование на всё население
России или отдельных субъектов РФ.
5. МЕТОДЫ
ИЗМЕРЕНИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕДНОСТИ.
Для измерения уровня бедности устанавливается
порог денежных доходов , ниже которого лица или домохозяйства считаются
имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой
минимальными потребностями.
Различают следующие методы измерения бедности населения:
·
абсолютный, исходя из
совокупной стоимости оценки прожиточного минимума, который определяется
нормативным методом с помощью научно обоснованных нормативов потребления;
·
относительный, исходя из
сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения
и определения минимального потребительского бюджета (МПБ) статистическим
методом.
·
субъективный, основанный
на обследовании общественного мнения об уровне низких или недостаточных
доходов;
·
качественный, при котором
учитывается не только величина дохода, но и фактическое положение людей в общей
системе производства и распределения;
Наиболее актуальная задача социальной
статистики- изучение бедности. Бедность- ''обратная сторона'' богатства.
Объективный факт- дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого
свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой
задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и
регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других
особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и
средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в
бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства,
размеров социальной помощи и др.
Среди методологических проблем при измерении
бедности следует выделить следующие:
·
на основе какого
показателя домохозяйства- доходов или расходов- определять относится ли
домохозяйство к бедному или нет. В России при отсутствии эффективно
функционирующих рынков кредита разделение между доходами и расходами ограничено
·
различия в размере и
составе домохозяйств влияют на доходы и расходы, что осложняет сопоставимость
показателей по разным домохозяйствам. С целью улучшения сопоставимости
проводится корректировка доходов (расходов) домашнего хозяйства у учётом
различий в их размере и составе. Для этого используют эффект масштаба и
шкáлы эквивалентности и определяется эквивалентный доход домохозяйства:
yε=Y/nθ
где Υ - общий (реализуемый) доход
домохозяйства;
- n -размер домохозяйства;
- θ - эластичность
потребностей домашнего хозяйства по отношению к его размеру и составу.
Наиболее распространённый метод нахождения
эластичности эквивалентности (θ) состоит в построении модели, в которой
доля расходов на продукты питания зависит от среднедушевого расхода и числа
лиц, принадлежащим к разным демографическим группам, но проживающих в одном
хозяйстве. Например, шкала эквивалентности Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) придаёт значения: 1- первому взрослому в
домохозяйстве; 0,7- другим взрослым в домохозяйстве; 0,5- каждому ребёнку, что
соответствует величине θ, примерно равной 0,7. Это означает следующее:
удвоение размера домохозяйства приводит к увеличению его потребностей на 70%.
Система показателей бедности населения,
разработанная Фостером, Грир и Торбеком в 1984 г., включает:
·
индекс уровня бедности- Н,
характеризующий распространённость бедности и представляющий собой процентную
долю домашних хозяйств (населения), у которых доходы (расходы) ниже черты
бедности. Данный показатель отражает количество домохозяйств, относящихся к
бедным, но не определяет, насколько бедными они являются.
·
Индекс разрыва между
уровнями бедности- PG, или показатель глубины бедности, зависящий
от того, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы
(расходы) бедных,
q
PG=(1⁄n) ∑ [(zyiε
) /z]α
i=1
где z- черта(порог бедности);
yiε - эквивалентный доход i-го домохозяйства (i=1,…,q).
Этот показатель полезен для определения
размеров минимальных финансовых средств, направляемых на ликвидацию бедности с
использованием конкретно целевых выплат;
·
Индекс Фостера-
Грир-Торбека- Р2 , являющийся показателем остроты бедности:
q
P2=(1/n) ∑ [(z−yiε)/z]α
i−1
где α=2
Индекс остроты бедности придаёт относительно более
высокий удельный вес дефицитам бедности тем домохозяйствам, которые находятся
значительно ниже черты бедности.
Один из вариантов учёта черты бедности, а
также дифференциации доходов малообеспеченных слоёв населения при изучении её относительных
размеров предложил Амартия Сен. Индекс бедности Сена
m m
∑ (zp-yi) ∑ (zp-yi)
i=1 i=1
m
P= mzp + 1- mzp *Gp * N
Где ZP - черта бедности;
-
Yi -
доход i -го индивида;
-
m-число индивидов, доходы которых ниже черты бедности;
-
GP- коэффициент Джини, рассчитанный по группе населения
с доходом ниже черты бедности;
-
N-общая численность населения.
m
∑ (zp-yi)
i=1
Величина mzp в этой формуле- дефицит дохода. Чем
она меньше, тем ближе
m
индекс бедности к величине Gp* N.Таким образом, чем ниже дифференциация доходов среди
бедного населения и меньше доля бедных в общей численности населения, тем ближе
индекс Сена к 0. Усугубление проблемы бедности- увеличение любого из трёх
перечисленных факторов приводит к росту индекса Сена.
Российская государственная статистика
рассчитывает и публикует следующие показатели уровня и распространения низких
доходов, получаемые на основе выборки бюджетов домашних хозяйств, и
среднедушевого денежного дохода по балансу денежных доходов и расходов населения,
а также величины прожиточного минимума:
·
долю (численность)
населения с доходами ниже прожиточного минимума
t2
1 Umin -2
F(Umin)=2π
∫ e dt,
−∞
In(Cmin)−Inμ0
где Umin=
σin x
Здесь Cmin- величина прожиточного минимума (ПМ);
In- натуральный логариф;
μο-среднедушевой денежный доход по балансу
денежных доходов и расходов населения.;
1
In
μ0=In μ−2 (σIn x)2
N N
∑ [In(xi)]2−N*(In x0)2
∑ In(xi)
i=1 i−1
σ2In
x= N ;In x0= N
Величины σin x, In x0, In xi определяются по выборке бюджетов домашних хозяйств
(параметры ЛНМ).
Например при прожиточном минимуме . равном
493,3 рубля, среднедушевом доходе по балансу, равном 969,9 руб.,и σIn x =0,5967 (вычислено по табл. 3) получим:
In(Cmin)−In μ0
In493.3−6.699
Umin= σin
x = 0.5967 = − 0.834,
1 1
In μ0= In(μ)− 2σ2In
x= In 969.9-2 0.59672= - 0.834;
t
1 Umin −2
F(Umin)= 2π ∫ e
dt=(1−0.834)=0.203
−∞
По сгруппированным данным (см. табл. 3) доля
населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, вычисляется следующим
образом:
ПМ−x0
493.3−400.1
F<ПМ= iПМ *FПМ+cumFSПМ−1= 200 *19+15.1=23.9%
·
дефицит
дохода,определяемого как суммарное значение доходов населения, не достигающих
величины прожиточного минимума:
∆=Cmin*F(Umin)*Np−Smin*μ*Np
где Np - общая численность населения;
-
Smin- доля суммарного дохода, которая приходится
на население с доходами ниже прожиточного минимума,
493.3−400.1
Smin= 200 *10.2+4.9=9.6
Покажем расчёт на примере данных табл. 3:
∆=493.3*0.238*146.7−9.6*969.9*146.7=−1349млд.руб
·
индексы глубины и остроты
бедности вычисляются по индивидуальным данным выборки бюджетов домашних
хозяйств.
6. ИНДЕКСАЦИЯ
ДОХОДОВ.
Одной из составляющих доходов населения
являются компенсационные и дотационные выплаты с повышением потребительских
цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными
способами. Среди них: адаптация,т.е. повышение пенсий и доходов старых
назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация-прямой
пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что
применяется при повышении цен на определённые группы товаров широкого
потребления; индексация доходов населения- основная форма защиты
населения.
Индексация- это установленный государством
механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или
полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной
способности, особенно социально- уязвимых групп с фиксированными доходами-
пенсионеров, инвалидов,неполных и многодетных семей и др. Индексация доходов
должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация
невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не
применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учётом прогнозируемого
повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за
прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения
индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит
своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан,
не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия,
стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причинённого
увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением прямых
обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от
собственности, т.к. они формируются в условиях свободного ценообразования и
поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
Что касается возмещения населению потерь от
обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном
осуществляются путём изменения процентных ставок в установленном порядке с
учётом индекса цен, т.е. способом компенсации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная статистика отличается от других
отраслей статистики не только своими особыми предметом и объектом исследования.
Её своеобразие состоит и в особых каналах получения исходноц информации, и в
пименении специальных приёмов обработки и обобщении этой информации, и в особых
путях практического использования результатов анализа. Всё это подтверждает
необходимость выделения социальной статистики в отдельное направление учётно-
статистических работ, а также как особого направления научных разработок, в
рамках которого решаются теоретико-медодологические вопросы социальной
статистики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория
статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.
2. Организационно- методологические основы
обследования бюджетов домашних хозяйств с системе государственной статистики //
Вопросы статистики.-1999.-№8.
3. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных
групп населения в динамическом и региональном разрезах// Вопросы
статистики.-1995.-№5.
4. Социальная статистика: Учебник/ Под ред.
чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 480 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1. Распределение доходов по
модели Парето
Число лиц,имеющих
доход х
или больший доход, у
Среднедушевой доход, х
Рис. 2. Кривая Лоренца.
CumFД (Уi) %
100-
Линия равномерного распределения-
80- абсолютного
равенства
60- Кривая
Лоренца
40-
Отклонение от равномерного
распределения
20-
Линии абсолютного
0- неравенства
20 40 60
80 100
Накопленная частость населения cum Fs (xi)
[1] См.: Методологические положения по статистике. Вып. 1.- М.: Госкомстат
России, 1996.-С.68,70.