Конфуцианство в Китае
Татарско-русская школа №85
Реферат по истории мировых цивилизаций
на тему:
«Конфуцианство в Китае».
Реферат выполнен
учащимся 11 А класса
Шафигуллиным Ленаром.
Учитель истории
Зарипова Дания
Шагитовна.
Казань 2000
Статуя Конфуция.
Содержание.
1. Введение.
..................................................................................................................1.
2.
Глава I.
«Зарождение учений Конфуция.
..................................................................3 .
3.
Глава II.
«Культы конфуцианства».
.........................................................................7.
4.
Глава III.
«Роль конфуцианства в истории Китая»
...............................................11.
5.
Заключение.
.............................................................................................................14.
6.
Список использованной
литературы.
...................................................................15.
Введение.
В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно
ознакомился о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа
Конфуция. Но так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран
Востока, его традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их.
У меня был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за
его многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая
является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет
из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т.
д. Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших
консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались
отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между
старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как
повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Тема,
выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением религий, а
особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так
как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о
сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и
дружными.
Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами
трех изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей»
под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и
мировых религиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека
освещается столь полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного
отношения ко всем описываемым религиям.
Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста,
родителей, преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных
народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы управлением
развития общего и среднего образования Министерства образования Российской
Федерации как дополнительное пособие для учащихся».
Второе издание - книга Л. С. Васильева «История религий Востока»
вышедшая в 1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для вузов по
специальности «История».
«В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их
роли в развитии социально-экономической и политической структуры восточных
обществ и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм,
христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм, буддизм,
джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др».
Третье издание - книга Н. Я. Холопова «Мировые религии».
Аннотация даётся краткой:
«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат
многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для широкого
круга читателей.»
Глава I.
Зарождение учений Конфуция.
В
конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных
равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время
представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным
вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который
главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха
династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных
периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех
философских школ и мистических учений.
Издревле китайская социальная система была четко поделена на
уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения,
причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно
известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать.
Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то время
как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало на
всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.
Вся земля принадлежала верховному правителю - вану.
Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда
управляли областями. Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и
жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции
говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные
черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух
правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван,
обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к
себе наследственную знать.
По представлениям, характерным для древнего Китая, император
обладал огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и
которую он мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть
священной силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о
ней сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи
людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ)
вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и
роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой
нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к
чему призывал Конфуций.
Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог
быть не только богатым, но даже зажиточным.
На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и
даже бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных
представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Факт
остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система социального
разделения с её жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе и
достаточно ровные отношения между властями и народом.
В китайской истории период правления Чжоурской династии считается
едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в
достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был
правителем, а подданный - подданным».
Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и
добродетельный человек. Он выгодно отличался от своего неудачливого
предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в разврате.
Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель и оберегать
народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его образцом лучших
нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель ставил Чжоу-гуна выше
всех правителей древности, указывая на то, что он «полностью овладел культурным
началом»,а значит, и «ритуальными» нормами поведения, в которых Конфуций видел
основу вселенской гармонии.
Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго.
Сильнейшие социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического
оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного
типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к
такому кризису.
Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило
гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью,
богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так называемые
«сильные дома». Казалось, золотой век китайской государственности остался
позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже великих мудрецов древности -
Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных возвратить Китай в лоно вселенской
гармонии. Да разве найдется сегодня тот, кто передаст правление не по
наследству, а по заслугам - самому достойному, как великий правитель древности
Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы измельчали, все власть предержащие
заботятся лишь о собственном достатке и страдают неумеренными амбициями. Китай
раскололся на множество мелких царств, непрестанно враждовавших между собой. Не
случайно эта эпоха (V - III вв. до н.э.) получила название Чжаньго
(Борющегося царства или Воюющие государства).
В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь
сильнейших» царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань,
Вэй, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями.
Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.
Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень
взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?
Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась
«великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы
привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных,
философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько
столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм,
даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация
сегодня просто немыслима без них.
И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до
н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только
социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские
духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.
Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести
страну к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не
давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше не
устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды
заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером можно и умереть».
Единственное известное крупное мистическое произведение
архаической традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить
её название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс.
до н. Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась
гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений,
судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии
к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».
Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как
«вечное непостоянство», как переход двух противоположных и взаимодополняющих
начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной
степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более
глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако
существует способ символического выражения этой внутренней реальности - через
рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.
В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие
всей китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое
знание , суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики и
примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного,
изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень
оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала
явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы
заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.[1]
Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ
предков и нормы «сяо».
Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно
изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах
едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии),
конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило
его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму
поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней
почтительности.
Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть
почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный,
гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, -
служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им
жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно
растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о
родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и
блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если
он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать
родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневековом
Китае считалось нормальным и даже поощрялось законом, что сын не смеет
свидетельствовать против отца, что опять таки восходило к Конфуцию, который
как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца,
а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».
Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае
всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в
сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания. Вот
несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы
накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью
«за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров -
пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его родителей;
почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон
для ослабевшего отца; добродетельный ханьский император Вэнди во время
трехлетней болезни матери не отходил от её ложа, лично готовил ей еду и
пробовал все предназначавшиеся ей лекарства. Эти и многие другие аналогичные
рассказы призваны были с детства воспитывать в почтительном сыне готовность к
самопожертвованию во имя культа предков.1
Культ семьи и клана.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась
лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких предков к далеким
потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и
решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным,
что проблема любви при этом вовсе не вставала. Любовь, т. е. нечто личное и
эмоциональное, всегда находилась совсем иной плоскости, на неизмеримо более
низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального
долга, «и». Любовь могла придти после брака, могла и не приходить вовсе
(мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выбором
наложницы по вкусу - этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике
случалось по-разному). Но это никогда не мешало нормальному существованию
семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга,
который выражался опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей,
прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в
веках.
Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная
семья ( та самая, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с
государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати.
Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для её
небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных
экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких
родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над
сепаратическими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя
несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество
внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным
явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо
описан в классическом китайском романе «Сон в красном тереме»). Такие семьи
делились лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал
место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом
предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между
всеми остальными сыновьями. Все новые семьи основанные младшими братьями (а каждый
из них становился главой своего, бокового по отношению к главному культа
предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от
старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от
всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся
друг за друга и населявших порой всю деревню, особенно на юге страны, где кланы
бывали наиболее сильны.1
Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»
Конфуцианцы в жизни Китая.
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно
эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда
Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В
периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность:
мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного
функционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках и
официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно
бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно
в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши
всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти
против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они
руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они
были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и
священных принципов конфуцианского государства.
Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются
в китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим
чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них
присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а
в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт
социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало
способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых,
своими обличиями иеучастием в народных восстаниях они как бы практически
реализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойный
правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и
участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти «честных
чиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороны
правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали
в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских
ученых-чиновников.
Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или
священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник,
грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся
направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные желания
каждого честолюбивого китайца концентрировалось на этом: в многочисленных
новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия всегда так или иначе
была связана с темой бедного студента, который благодаря терпению, труду,
стараниям и способностям преодолел все препятствия, успешно сдал экзамены,
получил должность и оказался на вершине почета, славы и богатства. При этом
речь шла не просто о грамотности, образованности и причастности к власти.
Мудрость шэньши опиралась в конечном счете на священные конфуцианские каноны,
которые в своей сумме считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый
причастный к этим истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался
от простого народа.
Конфуцианство
- регулятор жизни Китая.
Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за
счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного
землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые
границы, это вело к значительному снижению доходов казны и распутству всей
административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал
действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников
за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее его
восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто частным сектором: о какой
гарантии прав частных владельцев могла идти речь в дни, когда страна была в
пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскими вождями или иноплеменными
захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть
в лице нового императора и его окружения становились сильнее, а частный сектор
должен был начинать всё заново.
Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных
процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные
могущественные кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения,
землячества, секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере
нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации. Они
были основаны всё на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма,
железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из
этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были
даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и
восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они
играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты
элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно
легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её неизменной
идеологической и организационной опоры.
Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во
взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и
народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в
иньско-чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего Поднебесной
от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный культ
Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр Вселенной,
вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры,
реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира
на цивилизованный Китай и некультурных варваров, населявших окраины,
прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного
только источника - из центра мира, из Китая. Любое прибытие в Китай иностранцев
всегда рассматривалось как признание сюзеренитета сына Неба, как готовность
принять культурные ценности великого Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба,
монголы, маньчжуры, - спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие
свои династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцев
сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне
варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы -
принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало
концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им
китайской империи, китайской цивилизации.
Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи
конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции государственной
идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно культивируемая социальная
этика с сей ориентацией на моральное усовершенствование индивидов рамках
корпораций и в пределах строго фиксированных, освященных авторитетом древности
норм была , по существу, эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой
даже экстазом веры, которая лежит в основе других религий. Эта замена была
логичной, естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности
оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и
ориентированное на добродетель Небо и где в качестве великого пророка выступал
не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус, Моисей,
Мухаммед или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало
большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и
административная система, и верховный регулятор экономических и социальных
процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации
китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле
можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности
и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало
более двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую
гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век ,
покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавшей
эту доктрину, пока ещё далеко не в праве считать себя победившим все восходящие
к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции.
В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и
чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление,
речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не
уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.
Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая,
национальный характер его населения. Оно сумело
стать - во всяком случае для старого Китая незаменимым.1
Заключение.
Подводя итоги, я
хочу сделать выводы. Я считаю, что решил поставленные в введении реферата
передо мной задачи. Также я смог раскрыть цель своей работы.
Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского
народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он
заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу , а вместо этого
старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он
основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он
утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью
относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого
Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник - сановником, отец - отцом,
сын - сыном».
Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в
развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не родственных
людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению
к старшим. Также по-моему мнению с этим культом связано и то, что Китай в
настоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всех
крупнейших стран.
В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое
количество пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим.
Уважение к старшим мы видим везде: в общественном транспорте, в магазине и
других общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот
быть и не было бы даже такого роста детской преступности, так как многие дети
сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в
Китае, где дети ради своих родителей были готовы на крайность, то они бы
задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных деяний. Я
думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться ещё в раннем
детстве. Это постепенно приведет к воспитанию в детях патриотизма, чего сейчас
так не хватает.
Список использованной литературы.
1.
Энциклопедия для детей.
Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д. Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.
2.
Васильев Л. С. «История
религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
3.
Н. Я. Холопов. «Мировые религии».
Очерки. М: «Адонис». 1998г.
[1] Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 «Религии мира» - главный
редактор М. Д. Аксёнова: М. «Аванта +».1999 г.
1
Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
1 Н.
Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.
1
Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.
Аксёнова: М.: «Аванта +».