Основные достижения культуры Древнего Китая
Основные
достижения культуры Древнего Китая
Доклад по
дисциплине: “Культурология” выполнил студент 1 курса группы ЭП-11
Южно-Сахалинский
Институт Экономики Права и Информатики
г. Южно-Сахалинск.
2004 год.
Введение.
Культура Китая восходит к очень
глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и
духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные
войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не
только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская
культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из
культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и
разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел
представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
Каждая из культурных эпох тесно
связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями
данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития
культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура
древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии
Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая
III –IX вв. охватывает два исторических
периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания
танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования
империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань.
Культура Китая XV – XIX
вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая
маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.
Обилие и разнообразие
керамических изделий – от бытовой посуды до жертвенных сосудов – и их
техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла,
несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости,
на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.
Письменность.
Изобретение письменности
является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и
вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность
проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической
письменности.
Развитию письменности
содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке,
а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры,
- с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных
текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.
Для передачи всего богатства
китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы
языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы –
изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные
понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском
письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и
даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости
от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было
пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс.,
знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари.
Так были заложены предпосылки
для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и
афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу,
прежде всего историческую.
Выдающиеся
писатели Древнего Китая
Самым выдающимся
историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145 - 86 гг. до н.э.) Его личные
взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными
конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это
инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к
полководцу, оклеветанному перед императором Уди, Сыма Цянь был приговорён к
позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы
возвратиться на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. В
91 г. до н.э. он закончил своё замечательное произведение “Исторические
записки” (“Ши цзи” ) - сводную историю Китая, включавшую также описание
соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю
последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы
В Китае творило много поэтов и
писателей в разных жанрах. В элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до
н.э. ). Лирика поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей
изысканностью и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом
жанре создан труд “ История династии Хань” и многие другие.
Культы
Сохранившиеся литературные
источники, по большей части произведения так называемой классической литературы
древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской
религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических
систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и
религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим
формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
Специфика религиозной структуры
и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна
во многом.
В Китае тоже есть высшее
божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не
Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и
холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя
слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе
китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда
(представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале
нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма).
Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская,
воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к
индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией
верховной всеобщности в Китае.
Специфике религиозной структуры
Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской
цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль
духовенства, жречество.
Все эти и многие другие
важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой
древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов,
который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том
числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и
духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный
родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди воспринимался как первопредок,
заботившийся о благосостоянии своего народа.
Смещение в культе Шанди акцента
в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации
огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и
к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа
предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая.
У Чжоусцев было такое
религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в
Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При
этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил
с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился
за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной
функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным
всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только
сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что
великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае,
а полное его отправление - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба.
Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми
человеческими жертвами.
Также существует в Китае культ
умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой,
с колдовством и шаманством.
Все отмеченные системы верования
и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной
традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но
строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал
страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от
личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции
верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но
жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были
регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности,
складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие,
предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов
и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.
Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до
н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений,
когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.
Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели,
эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его
представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал
и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность
и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет
обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это
умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций
сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в
Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем,
чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на
свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им
положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и
тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и
второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. ) считали вечным
и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.
Одной из важных основ
социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой
старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, - это беспрекословный
авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле,
слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства в немалой
степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых
древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким
и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем, что
выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к
«доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и
чиновники были справедливее, и правители мудрее...
Легизм
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в Китае
ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему
значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся
конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому
помешали соперники конфуцианцев – легисты.
Учение законников - легистов
резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал
безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться
на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы
разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на
практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный
административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не
апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы,
порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере
деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах чжоуского Китая
в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или отношение к Небу было
основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что
конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как
легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший
абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство
ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов,
предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии.
Грубые методы легизма для
правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли твёрже
держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело
огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой борьбе за
объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма
оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия,
легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили
рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и
чиновники – его основными помощниками в управлении, а народ – невежественной
массой, которой следовало руководить должным образом для её же блага.
Во-вторых, синтез этот был необходим: введённые легизмом методы и инструкции (
централизация администрации и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без
которого нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало
сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было
сделано.
Превращение конфуцианства в
официальную идеологию явилось поворотным пунктом, как в истории этого учения,
так и в истории Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,
предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу
доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и мудрецов, каждого
их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и идеологически обосновать свой крайний
консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы.
Конфуцианское
воспитание и образование
Конфуцианство воспитывало и
образовывало. Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках
управление государством, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и
ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно
китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию
должен был прежде всего быть конфуцианцем, то есть с первых шагов жизни китаец
в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных
обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими
традициями. Даже если он со временем становится даосом или буддистом, или даже
христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере
мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался
конфуцианцем.
Воспитание начиналось с
малолетства, с семьи, с приученных к культу предков, к соблюдению церемониала и
т.д. Система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку
знатоков конфуцианства.
Конфуцианство
– регулятор жизни Китая
Централизованное государство,
существовавшее за счёт ренты – налога с крестьян, не поощряло чрезмерного
развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило
допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и
расстройству всей административной системы. Возникал кризис, и в этот момент
начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их
чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но восстание, которое
его сопровождало, уничтожало всё, что было достигнуто частным сектором. После
кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилась
сильней, а часть частного сектора начинала всё сначала. Конфуцианство выступало
и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом, и - от имени Неба – с
различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и
вознесло созданный ещё в иньско - чжоуское время культ правителя, императора,
«сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба.
Конфуцианство стало не просто
религией, а также и политикой, и административной системой, и верховным
регулятором экономических и социальных процессов – словом, основой всего
китайского образа жизни, принципом организации китайского общества,
квинтэссенцией китайской цивилизации.
В течение двух с лишним тысяч
лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения,
психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В
этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений мира, а кое в
чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю
национальную культуру Китая, национальный характер населения. Оно сумело стать
– во всяком случае для старого Китая – незаменимым.
Даосизм и
буддизм
Большое распространение имела в
древнем Китае и другая философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко
отличавшаяся от конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером.
Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная религия, так
называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше 2000 лет.
Даосизм в Китае занимал скромное
место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство
конфуцианцев никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных
ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная
администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть эффективным,
картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходил на
передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных
утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско - буддийские
идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения
кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение
бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться.
Особенно если, принимать во внимание, что в рамках даосских сект и тайных
обществ, эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из
поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая.
Как известно, они сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.
Немалое влияние оказали на
китайский народ и его культуру буддийская и индо – буддийская философия и
мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики
йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причём
рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в
рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями,
героями и деятелями прошлого. Буддистская метафизическая философия сыграла свою
роль в становлении средневековой китайской натурфилософии.
С буддизмом связано в истории
Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм
был единственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае.
Но специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его
структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму,
приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм,
китайский буддизм занял своё место в гигантской системе религиозного
синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
Неоконфуцианство
В истории и культуре
средневекового Китая огромную роль играла обновлённая и модифицированная форма
древнего конфуцианства, получившая название неоконфуцианство. В новых условиях
централизованной империи Сун, для решения задач усиления административно -
бюрократического начала необходимо было «обновить» конфуцианство в соответствии
с новыми социальными условиями, создать прочное теоретическое обоснование
существующего строя, выработать принципы конфуцианской «ортодоксии», которые
можно было бы противопоставить буддизму и даосизму.
Заслуга создания
неоконфуцианства принадлежит целой когорте крупных китайских мыслителей. В
первую очередь это Чжоу Дунь-и (1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические
разработки которого заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в
основание мира беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как
путь космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое –
космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимодействия этих сил
проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий, пяти родов вещества
(вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них – множества вечноизменяющихся
вещей и явлений. Основные принципы учения Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан
Цзаем и братьями Чэн, но самым ярким представителем философов сунского периода
был Чжу Си (1130 – 1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных
принципов неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер
и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья,
конфуцианского учения.
Как отмечают современные учёные,
неоконфуцианство было более религиозным и склонным к метафизике, чем раннее
конфуцианство, и вообще, средневековая китайская философия характеризовалась
религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов различных
сторон их учений была создана основа для разработки логического метода
неоконфуцианства, который был возведён в ранг одной из важнейших частей
конфуцианского канона, смысл которого заключался в том, что сущность знания – в
постижении вещей.
С приходом к власти китайской
династии Мин императоры не выражали особой готовности принять конфуцианскую
доктрину в качестве единственной опоры в государственном строительстве.
Конфуцианство было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении
Пути Неба.
Развитие общественного сознания
китайцев в минский период привело к возникновению индивидуалистических
тенденций. Первые признаки такого рода персоналистических тенденций появились в
самом начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у Ван
Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала не столько
конфуцианская социализированная личность, сколько личность персонализированная.
Центральным понятием философии Ван Ян-мина является лянчжи (врождённое знание),
наличие которого у каждого человека даёт право на достижение мудрости.
Ярким своеобразным
последователем Ван Ян-мина был философ и писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли
Чжи акцентировал внимание на индивидуальном предназначении человека и поиске им
своего Пути. Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское
сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко расходился с Ван
Ян-мином в оценке конфуцианской концепции человеческих отношений, полагая, что
в их основе лежат насущные человеческие потребности, без удовлетворения которых
никакой морализм не имеет смысла.
Так, в результате сложного
процесса синтеза религий, норм этики в позднесредневековом Китае возникла новая
комплексная система религиозных представлений, был сформирован гигантский и
постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных, патронов –
покровителей и т.п.
Секстанство
Всякое религиозное движение,
представляющее собой проявление человеческих чаяний, социальных перемен и
надежд на благой результат с верой в высшую предопределённость такого развития
событий, всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,
культурными и прочими особенностями региона или страны в целом. Особую роль в
религиозном движении в Китае играли народные секстанские верования,
доктринальные принципы, ритуальные и организационно-практические формы которых
наиболее полно сформировались к XVII веку.
Религиозная активность сект всегда была достаточно широкой и многообразной,
сохраняя при этом подчинённость основным целям и ценностям вероучения.
Период
династии шан (инь)
В течение всей истории китайской
культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по
красоте, самобытности и разнообразию ценности.
Многие черты материальной
культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с
неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III
в. до н.э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и
применения сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших
достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов
и появление письменности.
Шанское общество находилось на
грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае
происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных
ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали
садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.
Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным
ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные
ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь,
предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан (Инь)
получило развитие монументальное строительство и, в частности,
градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв.км) строились по
определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с
ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Эпоха Шан-Инь была сравнительно
недолгой. На место иньской конфедерации городов-общин встало
раннегосударственное объединение в пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ –
Западное Чжоу и культура пополняется новыми отраслями.
Образцы древнейших стихотворных
произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты этого
времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён
исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт,
приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.
Историческая проза этого периода
представляет собой надписи на ритуальных сосудах, которые рассказывают о
передаче земель, военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д.
приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов
ведётся регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из кратких записей о событиях в разных царствах
составляются своды, один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе
конфуцианского канона.
Кроме повествований, описывающих
те или иные события, конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в
области общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали
появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.
Необходимость счёта времени, и
составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот
период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых
входило занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая
росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных
контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и
преданий, относительно их географического месторасположения, быта,
специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.
Период
династии Чжоу
В период династии Чжоу медицина
отделяется от шаманства и знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал
анатомию, физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто
производил операции под наркозом, используя для этого специальный напиток.
В области военной науки
значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему приписывают
авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и
политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются
стратегия и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных
направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах,
посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения,
где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов,
разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и
почвами, выращивания скота и т.д.
Период династии Чжоу ознаменован
появлением многих памятников искусства древнего Китая. Вслед за переходом к
железным орудиям, изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты,
улучшилась техника ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в
хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в
художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего
периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой
планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых
прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами,
разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период
занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые
зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются
нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались
инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные
изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные
инструменты.
К периоду Чжаньго принадлежит
первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески,
изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
Одной из примечательных черт
традиционной цивилизации древнекитайской империи становится культ образования и
грамотности. Было положено начало официальной системе образования.
В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее
специальный этимологический словарь.
Значительными были и научные
достижения в Китае этой эпохи. Составленный во II
в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение основных положений математических
знаний. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и
прогрессии, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы
линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась астрономическая
наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э., указывает движение пяти
планет. В I в. н.э. был создан глобус, воспроизводивший движения
небесных тел, а так же прототип сейсмографа. Важным достижением этого периода
является изобретение прибора, названного «указателем юга», который применялся
как мореходный компас.
Ярким примером соединения теории
и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число
препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и
более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.
Период
династии Цинь и Хань
Ханьский период был своего рода
кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых
астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28
г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен.
Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение
компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее
поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый
Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа,
соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им
была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и
пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории
изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1
в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.)
разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических
заболеваний.
Период южной
и северной династии
В период Южных и Северных
династий ведётся активное строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено более 400
новых городов. Впервые стала применяться симметричная планировка городской
застройки. Создаются грандиозные храмовые ансамбли, скальные монастыри, башни –
пагоды. Используются как дерево, так и кирпич.
К V
веку появились статуи в виде огромных фигур. В грандиозных статуях мы видим
динамику тел и мимику лиц.
В V
– VI вв. среди разнообразных художественных изделий
значительное место занимает керамика, которые по своему составу становятся
очень близки к фарфору. В этот период получает широкое распространение покрытие
керамических сосудов глазурью бледно-зелёного и оливкового цвета.
Картины IV
–VI вв. приобретают форму вертикальных и горизонтальных
свитков. Они писались тушью и минеральными красками на шелковых полотнищах и
сопровождались каллиграфическими надписями.
Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём. Можно
встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную поэтическую,
которая в своей основе почти всегда имела реальные события. К этому периоду
относится развитие нового поэтического жанра «ши» - стихов песенного типа, в
основе которых лежат народные мелодии. Распространение имеют клериканская,
конфуцианская житийная и буддийская литература.
Период объединения Китая и
создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания.
Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие
ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли
кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского
города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов
видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам
и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые
связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухъярусными.
Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают
особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а
также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики.
В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и
одухотворённость образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа
особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко
проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на
шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие
акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.
Период
господства Тан
Танский период, ставший временем
расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных
гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами
своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже
заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого
ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции
предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов.
Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму
писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл
впоследствии легли в основу популярных драм.
Период
династии Сун
В сунский период Китай вновь
становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается
значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом
городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера
возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы
сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений,
становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой
деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.
В X
веке на юге страны появляются пагоды, украшенные скульптурными мотивами в виде
группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится
пейзажным, что выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных
садов, воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно было
увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода
намного бледнее и менее возвышенная. Скульптуры X
– XIII вв. теряют свою монументальность, в них всё чаще
просматриваются черты декоративности, манерности и даже лиризма.
С началом книгопечатания в Китае
(X в.) происходит значительный скачок в развитии литературы и
научных знаний. Публикуется множество работ по различным областям истории,
археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому. Широкое
распространение книгопечатания способствует письменному закреплению
произведений народного творчества.
Особого развития в сунский
период достигает литературный жанр «Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с
лучшими произведениями танского периода. Литераторы этого периода писали
классические стихи «ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую
ритмическую прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы,
патриотические мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие
рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой прозе
Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались огромной популярностью лаконичные
изречения – цзацзуань, отличающиеся оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры
является усиление демократических тенденций, расцвет художественного
творчества, рассчитанного на массовую аудиторию и представляющего собой
городскую повесть, бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и
фарсовые представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический
жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со стихотворными ариями.
Период Сун является яркой
страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные
перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней
воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые
взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию
и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма
чёрной туши.
В тесном соприкосновении с
живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные
шелковые ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших
мастеров живописи.
Расцвет керамики стал
результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых
успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из
пластической глины. Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня
и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра с
рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в
юаньский период отличаются высоким мастерством и качеством исполнения.
Керамические изделия, изделия из ткани, эмали, лака в XIII
– XIV вв. в большом количестве вывозились за пределы Китая в
страны Ближнего Востока и Европу, где их очень высоко ценили.
Период
династии Мин
Победа над иноземными
захватчиками и установление власти династии Мин способствовали общему подъёму
творческих сил народа, что нашло отражение в развёрнутом городском
строительстве, а также в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги
кочевников на севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении
Великой Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.
Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также садово-парковых
комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему основным материалом является
дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном зодчестве всё шире стали применяться
кирпич и камень с активным использованием в красочном оформлении сооружений их
фактуры и цвета.
Китайская монументальная скульптура
в минский период, несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое
начало. Даже в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются
жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных приёмов. В
мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры животных из дерева,
бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким мастерством и глубиной
проникновения в образы.
Литература периода Мин – это,
прежде всего, романы, повести. Одной из наиболее стойких литературных китайских
традиций была афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям
Конфуция.
В период династии Мин, особенно,
начиная с XVI столетия, китайский театр привлекал к себе всё большее
внимание литераторов и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление
новой театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с совершенным
музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода
стремилось прежде всего к сохранению традиций танского и сунского времён.
Именно в этот период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему
значительное место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной
живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в
художественной культуре Китая занимали различные виды декоративно-прикладного
искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора, которые
выдвинуты на первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое
распространение получает техника перегородчатых и расписных эмалей.
Изготовлялись многофигурные рельефные композиции из красного резного лака.
Можно было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
Период
династии Цин
Архитектура цинского периода
приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм,
обилию декоративного убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в
связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки.
Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и
дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты. Значительное внимание
уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII – XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных
резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят
о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не
только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.
Традиции народного творчества с
его оптимизмом и стремлением к передаче реальных образов нашли своё наибольшее
выражение в скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей – пастухов,
охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической
прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной
литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы
сатирического эпоса. В XVIII – XIX
вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских
писателей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский
период претерпевает значительные изменения. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй
придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений
в вокальную технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя координировать
пение, слово и сценическое движение. Около середины XIX
века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального
театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает
копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно,
написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII –начала XVIII века
представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной
перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной
живописи.
Особое место в культуре Китая
цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты
достигают новых успехов в производстве художественного фарфора, который
украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения
дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники
используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.
Китайские народные мастера
создавали самые разнообразные изделия прикладного искусства. Мастера-резчики,
несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита,
розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Заключение
Китайская культура всех времён
развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления
господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в
таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и
литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских
религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем.
Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое
искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные
произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись;
образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А
красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня,
дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют
на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и
естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма,
медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии,
расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое
влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов,
населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и
Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.
Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её
самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о
творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
Список
литературы
Авдиев В. И. «История Древнего
Востока» - Москва, 1953 г.
Васильев Л. С. «История религии
Востока» - Москва, 1983 г.
Гоголев К. Н..,
«Южно-Сахалинский Институт Экономики Права и Информатики
Мировая художественная
литература»- Москва,1997 г. Под ред. Дьяконова и др.
«История древнего мира» - кн. II «Расцвет древнего общества» - статья Степугина Т. В.
«Идеология и культура Китая
периода расцвета рабовладения», Москва, 1982 г.