Краткая классификация двигателей внутреннего сгорания (ДВС) строительных и дорожных машин
На строительных и
дорожных машинах в качестве источника механической энергии применяют поршневые
двигатели внутреннего сгорания. Общими признаками для двигателей внутреннего
сгорания строительных и дорожных машин являются:
-- конструкция
кривошипно-шатунного механизма – тронковая (боковое усилие от шатуна
воспринимается поршнем);
-- род применяемого
топлива – жидкое (бензин, дизельное);
-- направление
вращения коленчатого вала – правое (положение наблюдателя со стороны,
противоположной валу основного отбора мощности).
Двигатели
внутреннего сгорания строительных дорожных машин обеспечивают диапазон мощности
1,5…400кВт. Применяют карбюраторные двигатели, в основном особо малой мощности
и на базовых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, и дизельные двигатели мощностью от 20 кВт и
выше. Наибольшее распространение получили дизельные двигатели. Стандартом на
промышленные дизели, к которым относятся двигатели строительных и дорожных
машин, введено условное обозначение дизелей, состоящее из букв и цифр: Ч –
четырёхтактный, Д – двухтактный, Н – с надувом, цифры перед
буквами – число цилиндров, цифры после букв над чертой – диаметр цилиндра в
сантиметрах, цифры под чертой – ход поршня в сантиметрах.
Требуемая
мощность двигателя должна обеспечивать перемещение машины с заданными
скоростями, выполнение работы рабочим оборудованием и функционирование систем и
механизмов. На строительных и дорожных машинах применяются в основном двигатели
тракторного, автомобильного и промышленного назначения, мощности которых определяются
стандартами.
Все применяемые на
строительных и дорожных машинах поршневые двигатели внутреннего сгорания
классифицируют по следующим основным признакам:
·
По способу осуществления газообмена:
·
двухтактные;
·
четырёхтактные;
В двухтактных
двигателях рабочий цикл осуществляется за два такта,
что
соответствует двум ходам поршня от одного крайнего положения
до другого,
или одному обороту коленчатого вала;
В
четырёхтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за четы-
ре хода
поршня, соответствующее двум оборотам коленчатого вала.
·
По способу наполнения рабочего цилиндра:
с
естественным наполнением (наполнение обеспечивается пере-
мещением поршня);
с
надувом (наполнение происходит при повышенном давлении
от
надувочного агрегата);
·
с внешним;
·
с внутренним;
В двигателях с внешним смесеобразованием основная часть про-
цесса образования горючей смеси происходит в дополнительном
устройстройстве, называемом карбюратором, путём испарения
жидкого топлива (бензин) в струе воздуха;
В двигателях с внутренним смесеобразованием горючая смесь обра-
зуется внутри рабочего цилиндра путём раздельной подачи топлива
(дизельного) и воздуха. Различают двигатели с непосредственным
впрыском и с вихрекамерным смесеобразованием;
·
По способу воспламенения горючей смеси:
С принудительным зажиганием (от электрической искры);
· С воспламенением от сжатия (дизели);
·
По числу и расположению цилиндров:
·
Одноцилиндровые;
·
Многоцилиндровые;
·
Рядные (с вертикальным расположением цилиндров в
один
ряд);
·
V – образные (двухрядные с расположением цилиндров
в
рядом
под углом 60, 75 или 90°);
·
Короткоходные (S/D<1);
·
Квадратные (S/D=1);
·
Длинноходные (S/D>1);
·
По степени быстроходности:
·
Тихоходные (средняя скорость поршня 6,5…10 м/с);
·
Быстроходные (средняя скорость поршня 10…15 м/с);
·
По типоразмерам:
·
С конкретными типоразмерами диаметра цилиндра и
хода
поршня
D´S;
·
По способу охлаждения:
·
С жидкостным;
·
С воздушным;
·
По способу пуска:
·
С электростартером;
·
С электростартером и пусковым двигателем;
·
С пусковым двигателем.
Литература
1
Кузин Э.Н. Строительные машины, том 1, 5-е издание,
переработанное
Москва
“Машиностроение” 1991г.
1978 г. 280 с.
3 Дьяченко Н.Х.
Теория двигателей внутреннего сгорания, Москва 1974 г.