Шпаргалки к госам. специальность 'Педагогика и методика начального образования'

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    490,71 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Шпаргалки к госам. специальность 'Педагогика и методика начального образования'

Вопросы комплексного государственного экзамена

1. Пропедевтика понятия функции при обучении решению задач с пропорциональными величинами. Реализация деятельностного подхода в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода в обучении школьников умению решать задачи. Условнорефлекторная деятельность младшего школьника при обучении решению задач в курсе математики.

Аннотация.

Понятие функции. Способы задания числовой функции. Основные свойства числовых функций. Прямая и обратная пропорциональность их свойства и графики.

Ознакомление учащихся с примерами пропорциональной'зависимо­сти. Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами на нахождение четвертого пропорционального, пропорциональное деление и нахождение неизвестного по двум разностям (по выбору).

Общее определение подхода к обучению. Учение как деятельность. Субъектно-ориентированная организация и управление учителем учебной деятельностью ее субъекта - ученика, в решении им специально организо­ванных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, разви­вающих предметную и коммуникативную компетентность обучающегося.

Деятельность как средство становления и развития субъектности ре­бёнка. Цель деятельностного подхода в образовании - человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического пре­образования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты.

Сущность деятельностного подхода в образовании. Структура ситуа­ции воспитывающей деятельности. Основные понятия деятельностного подхода: деятельность, духовная деятельность, взаимодеятельность, целе-полагание, смыслосозидающая деятельность, личностная ориентирован­ность, организация, управление и др.

Реализация деятельностного подхода в начальном образовании: ис­пользование методов самоанализа, самооценки, самокритики, самообуче­ния, самовоспитания, самоограничения, самоконтроля и т.п.; организация совместной деятельности и общения учащихся через коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное самообслужива­ние, коллективное соревнование и т.п.; организация доверительного взаи­модействия посредством уважения детской личности, педагогического тре­бования, убеждения, доверия, побуждения, сочувствия, поддержки инициа­тивы, самоорганизации, взаимодействия и т.п.

Понятие условного рефлекса. Время рефлекса. Изменение времени рефлекса с возрастом. Особенности условнорефлекторной деятельности младшего школьника при различных функциональных состояниях (утомле­нии, переутомлении).

2. Теоретико-множественное- обоснование выбора действий при реше­нии простых задач на сложение и вычитание. Системогенез деятельности школьника. Общие направления модернизации начального образования, ко­торые нашли своё отражение в УМК «Школа 2100».

Аннотация.

Понятие множества. Объединение множеств, дополнение к подмно­жеству, свойства этих операций. Теоретико-множественное определение на­турального числа и нуля. Сложение и вычитание целых неотрицательных чисел. Свойства этой операции.

Функции тестовых задач в начальном курсе математики. Понятие «за­дача» в начальном курсе математики. Различные методические подходы к формированию умений решать простые задачи на нахождение суммы, одно­го из компонентов операции сложения, увеличения на ..., задачи на нахож­дение остатка, одного из компонентов операции вычитания, уменьшения на .... Конкретизация методики изучения простых задач на сложение и вычита­ние на примере программ «Школа России» и «Школа 2100».

Понятие деятельности. Единицы анализа деятельности: действие (мо­тив, цель, способ выполнения), операция. Психологическая система дея­тельности как целостное единство психических структур субъекта и их все­сторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реа­лизуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функций конкретной деятельности. Процесс формирования психологической систе­мы деятельности.

Образовательная реформа - основа и контекст эксперимента по мо­дернизации содержания и структуры общего образования. Общая направ­ленность и конкретизация направлений обновления начального образования на компетентностной основе. Примерные направления опытно-экспериментальной работы по модернизации начальной школы.

Конкретизация общих целей, задач и направлений модернизации на­чальной школы в образовательной системе «Школа 2100»: функциональная грамотность как основной результат начального образования; формирова­ние способности самостоятельного выхода за пределы собственной компе­тентности для поиска способов действия в новых ситуациях; развитие спо­собности активно пользоваться получаемой информацией для решения тех или иных жизненно-практических проблем; принцип минимакса - основа построения учебников для начальной школы; проблемно-диалогический ме­тод преподавания, позволяющий усваивать алгоритмы действия в жизнен­ных ситуациях; система знаний как ориентировочная основа поиска инфор­мации и решения проблем. 64

3. Теоретико-множественное обоснование выбора действий при ре­шении простых задач на умножение и деление. Индивидуальные особенно­сти младших школьников. Достижение воспитательных целей при обучении младших школьников решению задач.

Аннотация.

Понятие множества. Декартово произведение множеств, свойства. Понятие разбиения множества на классы. Теоретико-множественное опре­деление натурального числа и нуля. Умножение и деление целых неотрица­тельных чисел, свойства операций. :

Методические приемы обучения младших школьников решению про­стых задач на умножение (нахождение произведения, одного из компонен­тов операции умножения, увеличение в...) и деление (нахождение частного, одного из компонентов операции деления, уменьшение в... ). Конкретиза­ция методики изучения простых задач на умножение и деление на примере программы «Школа России».

Категории индивида, индивидуальности, субъекта и личности. Чело-, век как индивидуальность. Младший школьник как индивид и индивиду­альность. Учет индивидуальных особенностей младших школьников.

Сущность и значение цели и целеполагания в воспитательном процес­се- Требования к осуществлению целеполагания в процессе воспитания: ди-агностичность, реальность, преемственность, направленность на результат. Многообразие воспитательных целей.                 -

4. Методика ознакомления младших школьников с алгебраическими понятиями выражения с переменной, уравнения и неравенства с одной пе­ременней. Реализация личностного подхода в обучении младших школьни­ков. Методы и приёмы развития творЧейких способностей и личностных ка­честв учащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Аннотация.

Выражение с переменной. Уравнение с одной переменной. Равно­сильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений (доказать одну из них). Неравенства с одной переменной. Равносильность неравенств. Тео­ремы о равносильности неравенств (доказать одну из теорем).

Общие подходы к ознакомлению младших школьников с понятиями «числовые выражения», «числовые равенства» и «числовые неравенства». Формирование у учащихся представлений о переменных, об использовании букв для построения общих суждений о выражениях как о способе записи этих общих суждений. Решение уравнений методом подбора как средство понимания учащимися смысла понятий «уравнения», «решение уравнений».

Решение уравнений на основе зависимости между компонентами и резуль­татами арифметических действий. Конкретизация методики ознакомле­ния младших школьников с понятиями «выражение с переменной» и «урав­нение с одной переменной» в программе «Школа России» или СРО Л.В.Занкова.

Общее определение подхода к обучению. Личность младшего школь­ника. Формирование личности младшего школьника. Личностный подход как субъектно-ориентированная организация и управление учителем учеб­ной деятельностью ее субъекта - ученика в решении им специально органи­зованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, раз­вивающих ученика как личность.

Общая характеристика образовательной системы Л.В. Занкова: целе­вые ориентиры системы обучения; дидактические принципы системы обу­чения; характеристики технологии обучения: многогранность, процессуаль-ность познания, направленность на разрешение коллизий, вариантность, ди­намичность и гибкость организационных форм; изменение соотношения ре­чи учителя и учащегося на уроке.

Характеристика методов развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: творческое задание; поста­новка проблемы и создание проблемной ситуации; дискуссия; создание креативного поля; перевод игры на более сложный уровень

5. Особенности формирования математических понятий у младших школьников. Формирование научных понятий в младшем школьном возрас­те. Методы формирования сознания личности в целостном педагогическом процессе.

Аннотация.

Определяемые и неопределяемые понятия. Виды определений поня­тий. Требования к определению понятий.

Проблемы, возникающие в начальном курсе математики в связи с оп­ределением понятий. Правила, которые нужно соблюдать при организации работы по формированию умения давать и составлять определения у млад­ших школьников. Способы раскрытия содержания понятий в начальном курсе математики.

Виды понятий. Сущность понятий. Пути усвоения начальных научных понятий. Виды действий, используемых при формировании понятий. Роль определения понятия в процессе его усвоения. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий. Требования к содержанию и фор­ме заданий. Качество сформированных понятий при управлении процессом их усвоения.

Целостный педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направлен- 66

ное на решение развивающих и образовательных задач. Понятие о методах осуществления целостного педагогического процесса. Классификация мето­дов воспитания Г.И. Щукиной.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процес­се. Рассказ, требования к рассказу как методу педагогической деятельности. Объяснение. Разъяснения, условия применения разъяснений. Беседа, струк­тура и техника проведения беседы в начальной школе. Лекция, условия применения лекции в начальной школе. Дискуссии и диспуты как методы формирования сознания личности учащегося. Убеждение. Метод примера. Работа с книгой.

6. Различные подходы к формированию понятия натурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10. Виды, процессы, формы мышления младших школьников. Педагогический смысл понятия «подход»; основные компоненты подхода.

Аннотация.

Теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля. Аксио­матическое определение натурального числа. Натуральное число как ре­зультат измерения величины. Отношения «равно», «больше», «меньше».

Обзор различных подходов и формирование понятия натурального числа у учащихся начальных классов. Методика формирования у детей тео­ретико-множественного представления о числе (программа «Школа Рос­сии»). Формирование у школьников представлений о числе как результате измерения (как способа фиксации результатов кратного сравнения объектов по одному и тому же свойству: по длине, площади, массе и т.д.) (СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Методика комплексного формирования по­нятия числа, при котором число выступает в единстве всех его смыслов (программа «Гармония»). Концепция методики изучения нумерации чисел в пределах 10 на примере УМК по выбору аттестуемого.

Понятие мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое мышление. Виды внимания в зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое и теоретическое. Виды мышления в зависимо­сти от стандартности: алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, твор­ческое. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Составляю­щие мыслительного процесса: цель, условие, решение.

Понятие «подход» в педагогике. Многообразие подходов к организа­ции образовательного процесса. Подход как комплексное педагогическое средство. Основные составляющие подхода: основные понятия, используе­мые 6 процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики; принципы как исходные положения осуществления образова­тельной деятельности; приемы и методы построения образовательного про­цесса.

7. Системы счисления в начальном курсе математики. Теория поэтап­ного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении систем счисления в начальной школе.

Аннотация.

Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления (примеры). Десятичная система счисления. Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления.

Формирование у младших школьников представлений об общих про­блемах обозначения чисел (алфавит и основание позиционной системы счисления, зависимость количества цифр в алфавите от основания позици­онной системы счисления). Изучение римской системы счисления. Методи­ка обучения умению читать и записывать числа в десятичной системе счис­ления.

Основные типы учения (по Ж. Пиаже и Л.С. Выготскому). Организа­ция (управление) в образовательном процессе. Преобразование матери­ального (предметного) в идеальное (психическое), схема этого преобразо­вания. Части осваиваемого предметного действия: понимание (ориентиро­вочная) и умение его выполнить (исполнительская). Действие в уме как ос­нова усвоения и мышления. Основные характеристики умственного действия (степень овладения умственным действием; степень его обобщенности; пол­нота выполняемых операций или степень сокращенности действия; мера ос­военности). Уровни овладения умственным действием (уровень предметно­го действия; уровень громкой речи без опоры на предметы; действие в уме). Этапы формирования умственного действия. Типы учения в теории П.Я. Гальперина. Ориентировочные основы действий.

Понятие «форма воспитательной работы». Типология форм воспита­тельной работы (по Е.В. Титовой): мероприятия, дела, игры.

Классификация форм воспитательной работы: по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные); по времени подго­товки (экспромтные и предусматривающие предварительную подготовку); по видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.); по способу влияния педагога (непосредственные, опосредованные); по субъекту организации (педагоги, родители, дети, на основе сотрудничества); по результату (информационный обмен, выработка общего решения, обще­ственно значимый продукт); по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые).

Характеристика отдельных форм воспитательной работы (по желанию студента). 68

8.Теоретико-множественный смысл суммы и разности целых неот­рицательных чисел и методика изучения операций сложения и вычитания в концентре «Десяток» (таблица сложения и вычитания). Внимание младшего школьника. Реализация продуктивных технологии'при изучении младшими школьниками операций сложения и вычитания в концентре «Десяток».

Аннотация.

Теоретико-множественный смысл суммы и разности целых не­отрицательных чисел. Теорема о существовании и единственности разности свойства сложения и вычитания.

Методика формирования теоретико-множественного представления о действиях сложения и вычитания у младших школьников. Обучение уча­щихся переводу словесного задания отношений на язык арифметических действий. Методика обучения табличному сложению и вычитанию. Конкре­тизация этой методики на примере программы «Гармония».

Понятие внимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послеироизвольное). Свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, широта, концентрация, распределение, переключение, активность, направленность,). Факторы, определяющие внимание.

Целевые ориентации продуктивных педагогических технологий. Осо­бенности содержания продуктивных педагогических технологий. Особенно­сти методики реализации продуктивных педагогических технологий. Виды продуктивных педагогических технологий: технология проблемного обуче­ния, технологии развивающегося обучения, игровые технологии, техноло­гии разноуровневого обучения. Характеристика одной из продуктивных технологий (по выбору студента).

9. Использование свойства арифметических действий над целыми не­отрицательными числами в начальном курсе математики. Готовность к обу­чению. Характеристика взаимодействия участников педагогического про­цесса: виды педагогического взаимодействия.

Аннотация.

Различные подходы к определению арифметических действий над це­лыми неотрицательными числами, свойства этих операций.

Устные вычисления в пределах 100. Свойства сложения и вычитания (прибавление числа к сумме, суммы к числу, вычитание числа из суммы, суммы из числа и др.), умножения и деления (умножение числа на сумму, деление суммы на число). Их изучение учащимися (два на выбор). Основ­ные составляющие вычислительного приема: теоретические основы, операциональный состав, способы обоснования и оформления вычислений в речи и на письме младших школьников. Конкретизация методики изучения устных вычислений в пределах 100 на примере программы «Школа России».

 

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Мотивационно-потребностная готовность. Интеллектуальный аспект го­товности. Развитие основных психических функций: восприятия, памяти, внимания и др. Личностная и социальная готовность.

Сущность и основные характеристики педагогического взаимодейст­вия. Функционально-ролевая и личностная стороны педагогического взаи­модействия.

Классификация типов педагогического взаимодействия: по субъекту и объект-субъекту (личность-личность; коллектив-коллектив); по опосредо-ванности воздействий (прямое и косвенное); по содержанию деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности); по наличию цели или её отсутствию (преднамеренное, непреднамеренное); по степени управляемости (управляемое, полууправляемое, неуправляемое); по типу взаимосвязи («на равных», «руководство»). Типы взаимодействия по характеру его протекания: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация. Сотрудничество как наибо­лее эффективный тип взаимодействия участников педагогического процес­са.                                                                 ..,.-.-

Общение как форма взаимодействия педагогов и участников. Соци­ально-ориентированное и личностно-

ориентированное общение.

10. Алгоритмы сложения и вычитания натуральных чисел в. начальном курсе математики. Мотивация учения школьника. Организация различных форм учебной деятельности учащихся при изучении алгоритмов сложения.

Понятие алгоритма. Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел.

Роль и место алгоритмов в школьном математическом образовании. Способы задания алгоритмов письменного сложения и вычитания, основан­ных на свойствах десятичной системы счисления. Предупреждение возмож­ных ошибок.

Мотивация как психологическая категория. Учебная мотивация. Группы мотивов учения (по Л.И. Божович, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконину). Пути формирования учебной мотивации.

Понятие «форма обучения». Развитие форм обучения.

Понятие «форма учебной деятельности учащегося». Типология и ха­рактеристика форм учебной деятельности учащихся: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная (самостоятельная работа).

Урок - основная форма организации текущей учебной работы.

Внеурочные формы организации текущей учебной работы: экскурсия, домашняя работа, факультативные и дополнительные занятия, предметные кружки и научные общества, олимпиады, конкурсы, выставки и др. 70

Выбор формы учебной деятельности учащихся.

11. Алгоритмы умножения и деления натуральных чисел в начальном курсе математики. Психолого-педагогический эксперимент: цели, особенно­сти, этапы. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.

Аннотация.

Понятие алгоритма. Алгоритмы умножения и деления многозначных

чисел.

Роль и место алгоритмов в школьном математическом образовании. Способы задания алгоритмов письменного умножения и деления, а также обоснование и оформление вычислений в речи и на письме младшими школьниками.

Психолого-педагогический эксперимент как отработка приемов и ме­тодов воздействия на ребенка. Требования к организации и проведению эксперимента. Схемы организации и проведения формирующего экспери­мента (две группы испытуемых, одна группа испытуемых). Понятие экспе­риментальной и контрольной групп испытуемых. Требования к тестам и другим психодиагностическим методикам.

Сущность метода обучения. Соотношение метода и приема обучения. Организационная классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский).

Общая направленность методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Характеристика методов: а) метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в обучении, поощрение и порицание в обучении, использование игр, игровых форм ор­ганизации учебной деятельности, постановка системы перспектив; б)метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска; в) формирование ответственности и обязательности: формирование личной значимости учения, предъявление учебных требова­ний, оперативный контроль.

12. Особенности изучения рациональных чисел в начальном курсе ма­тематики. Возрастные особенности усвоения младшими школьниками. Ис­пользование наглядных методов при изучении дробей в начальной школе.

Аннотация.

Понятие дроби. Понятие рационального числа. Арифметические дей­ствия во множестве рациональных чисел, их свойства. Свойства множества Q.

Конструирование учащимися обозначения дроби в речи и на письме как средство понимания ими смысла дробей. Ознакомление школьников с отношением равенства и неравенства дробей, способами сравнения дробей. Обучение решению задач на нахождение доли числа, числа по его доли и на нахождение дроби числа.

Природа процесса усвоения. Усвоение и его психологические компо­ненты. Этапы усвоения. Знания, умения и навыки как результат усвоения. Учебные умения и их виды. Этапы формирования учебных умений. Струк­турный и функциональный анализ действий. Свойства действий. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ориен­тировочная основа действий. Формирование научных понятий.

Понятие «метод обучения». Соотношение метода и приемов обучения. Классификация методов обучения по источнику получения знаний. Понятие о наглядных методах обучения. Иллюстрация и демонстрация как основные в группе наглядных методов обучения. Требования к использованию демон­страции и иллюстрации в начальной школе.

13. Методика изучения длины и формирование навыков ее измерения. Ознакомление с единицами измерения длины и с их соотношениями. Субъ­ектные особенности младших школьников. Использование словесных мето­дов обучения при изучении длины в начальной школе.

Аннотация.

Длина отрезка, ее свойства. Измерение длины отрезка. Формирование общих представлений о величинах у младших школьников при изучении ими длины. Развитие представлений о длине у детей младшего школьного возраста. Обучение учащихся измерению длин отрезков, длин произволь­ных предметов, формирование при этом общих представлений об измере­нии любых величин. Ознакомление учащихся с единицами измерения дли­ны и с их соотношениями. Конкретизация методики изучения длины на примере программы «Начальная школа XXI века».

Понятия субъектности и субъективности. Младший школьник как субъект учения. Учет субъектных и субъективных особенностей младших школьников..

Понятие «метод обучения». Соотношение метода и приемов обуче­ния. Классификация методов обучения по источнику получения знаний. По­нятие о словесных методах обучения. Характеристика основных словесных методов: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой. Требования к ис­пользованию данных методов в начальной школе.

14.  Методика изучения площади геометрических фигур и формиро­вание навыков её измерения. Ознакомление с единицами измерения площа­ди и их соотношением. Особенности восприятия младшего школьника. Учет закономерностей и принципов воспитания при изучении площади геометри­ческих фигур.                                                                      

Аннотация.

Площадь фигуры, ее свойства. Измерение площади фигуры. Равносос-тавленные и равновеликие фигуры, ,

Ознакомление учащихся с понятием площади через организацию практического выявления свойстр поверхностей физических тел. Кон­струирование младшими школьниками способов сравнения поверхности фигур или сущности понятия площади, средство выявления проблем изме­рения и определения площади поверхности у различных по форме фигур. Методика изучения вопроса о нахождении площади прямоугольника в на­чальной школе. Конкретизация методики изучения данной темы на примере программы «Школа России».

Понятие восприятия. Виды восприятий (обнаружение, различение, идентификация, опознание) и их особенности. Свойства восприятия. Фор­мирование перцептивного образа. Восприятие пространства и времени, ве­личины и формы. Перцептивные эталоны.

Сущность понятий «закономерности воспитания», «принципы воспи­тания», Характеристика основных закономерностей воспитательного про­цесса (активность ребенка и взаимодействие его со средой; единство обра­зования и воспитания; целостность воспитательных влияний и др.)

Характеристика основных принципов воспитания (гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации и др.)

15. Методика ознакомления младших школьников с геометрическими фигурами, их простейшими свойствами, обозначением фигур. Внешняя структура учебной деятельности. Типы уроков, используемые в обучении младших школьников решению задач. Роль зрительного анализатора в по­знавательной деятельности младшего школьника на уроках математики.

Аннотация.

Геометрические фигуры, лежащие в основе построения начального курса математики, их определения, свойства.

Развитие геометрических представлений у младших школьников. Роль и место геометрических знаний, представлений и умений в математическом образовании учащихся начальной школы.

Понятия деятельности и учебной деятельности. Иерархия единиц ана­лиза деятельности: потребности, мотивы, цели. Характеристика и стороны учебной деятельности. Основные характеристики учебных задач. Виды учебных действий. Виды контроля. Самоконтроль. Оценка и самооценка. Виды самооценок в учебной деятельности.

73

Понятие о формах организации обучения. Характерные черты класс­но-урочной системы.

Понятие «урок». Специфика урока. Типология и структура уроков. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изуче­ния) новых знаний. Урок закрепления знаний. Уроки выработки практиче­ских умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Уроки проверки знаний, умений и навыков.

Зрительный анализатор как система анализа и синтеза информации внешнего мира. Особенности функционирования зрительного анализатора в младшем школьном возрасте. Аккомодационные возможности, пространст­венное зрение и острота зрения в период младшего школьного возраста. Возрастные особенности световой чувствительности и цветового зрения. Зрительное утомление. Профилактика зрительных утомлений.

16. Лексикология. Лексическое значение слова. Лексическая система русского языка. Лексический уровень развития речи младших школьников. Воспитание в младшем школьном возрасте. Организация воспитывающей деятельности при обучении учащихся лексикологии. Роль слухового анали­затора в познавательной деятельности младших школьников на уроках рус­ского языка.

Аннотация.

Понятие о слове. Лексическое значение. Омонимы. Типы омонимов. Синонимы. Типы синонимов. Антонимы. Типы антонимов. Паронимы. Роль синонимов и антонимов в тексте.

Охарактеризуйте лексический уровень развития речи младших школь­ников: работу с синонимами, антонимами, работу над лексическим значени­ем слова.

Понятие характера. Младший школьный возраст как время укрепле­ния характера ребенка. Сферы проявления характера: предметная деятель­ность и межличностные отношения. Основные виды деятельности детей младшего школьного возраста, в которых происходит становление характе­ра. Воспитание в учении.

Воспитание как организация деятельности. Понятие и сущность дея­тельности. Педагогические характеристики деятельности детей: осмысление производимой активности, восходящей на уровень личностного смысла; со-зидательность; двоякий педагогический результат - предметный и отношен-ческий; оснащенность инструкцией; направленность на формирование обоб­щенного образа жизни.

Специфика воспитывающей деятельности: трехканальвое (сознание, эмоции, поведение) воздействие на развивающуюся личность; богатство и многообразие интересов детей, определяющее воспитательный потенциал организуемой педагогом деятельности; постепенное, последовательное и целенаправленное формирование ценностного отношения воспитанника ко всему, что он делает; специально выбранная инструментовка, методика и техника организации деятельности.

•"''"''     Виды        воспитывающей        деятельности:         интеллектуально-л Познавательная; ценностно-ориентировочная; трудовая; общественная; ху-д'йжественно-творческая; физкультурно-спортивная; общение.

Технологические особенности воспитывающей деятельности: знание, умение, навык, привычка.

Слуховой анализатор как основа членораздельной речи. Особенности функционирования слуховой системы в младшем школьном возрасте. Ме­ханизм восприятия звука. Острота слуха и факторы, способствующие разви­тию слуха. Влияние шума на работоспособность младшего школьника. Зна­чение речи учителя для слухового восприятия.

17. Система частей речи в русском языке. Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной школе. Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место мето­дов, используемых для изучения частей речи в общей классификации мето­дов обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.

Аннотация.

Система частей речи: знаменательные части речи, служебные, междо­метия, модальные слова. Служебные части речи (предлоги, союзы, части­цы), их признаки.

Перечислите признаки каждой служебной части речи, рассматривае­мой в начальных классах, методы и приёмы их изучения.

Понятие «метод обучения». Бинарный (двойственный) подход к оп­ределению метода обучения. Понятие «приём обучения».

Выбор методов обучения на основе их классификации. Многообра­зие классификаций методов обучения: по источнику знаний (словесные, на­глядные, практические) ; по этапам обучения (методы подготовки к изуче­нию нового материала; методы изучения нового материала; методы закреп­ления и упражнений; методы контроля и оценки); по способу педагогиче­ского руководства (объяснения учителя; методы самостоятельной работы учащихся), в зависимости от логики обучения (индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические методы), по дидактическим целям (методы организации учебной деятельности; методы .стимулирования, методы кон­троля и оценки учебной деятельности), по характеру познавательной дея­тельности учащихся (объяснительно-иллюстративные методы; репродук­тивные методы; методы проблемного изложения; частично-поисковые ме­тоды; исследовательские методы).

Характеристика категории субъекта. Субъект и личность. Человек как субъект деятельности. Возрастная периодизация как основа дифференциа-

ции субъектов учебной деятельности. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

18. Текст как синтаксическая единица. Уровень текста в развитии ре­чи младших школьников. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта в подготовке младших школьников к напи­санию сочинения. Способности младших школьников. Анатомо-физиологическое обоснование продолжительности письма для учащихся младшего школьного возраста при организации учебной деятельности.

Аннотация.

Определение текста, признаки текста. Средства связи единиц в тексте. Цепной и параллельный типы связанности частей текста. Типы речи. Стили речи.

Охарактеризуйте уровень текста в развитии речи младших школьни­ков. Работа с текстами-описаниями, рассуждениями, повествованиями.

Понятие метода обучения. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта в общей классификации методов обучения.

Диалогическое общение как важнейшая составляющая современного обучения.

Характеристика методов организации взаимодействия учащихся, на­копления социального опыта: освоение элементарных норм ведения разго­вора; метод взаимной проверки; метод взаимных заданий; метод совместно­го нахождения лучшего решения; временная работа в группах; создание си­туаций совместных переживаний; организация работы учащихся-консультантов, дискуссия и др.

Понятие способности. Способности как проявление индивидуально­сти в деятельности. Многообразие человеческой деятельности и многообра­зие способностей. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей. Общие и специальные способности.

Анатомо-физиологическое формирование кисти руки в период младшего школьного возраста: окостенение костей кисти, развитие мышц кисти, миелинизация нервных волокон как необходимые условия развития навыка письма.

.Аннотация.

Понятие словосочетания. Словосочетание и другие сочетания слов: сочинительные, предикативные и полупредикативные сочетания. Класси­фикация словосочетаний по структуре и лексико-морфологической харак­теристике. Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Синтак­сические отношения между компонентами словосочетания.

Опишите, методику работы над словосочетанием в начальных классах (на примере-учебника «Русский язык»).                                  ;

Понятие метода обучения. Методы контроля и диагностики эффек­тивности познавательной деятельности в классификации методов обучения. Контроль Как необходимый структурный компонент процесса обучения.

Характеристика методов контроля эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся: повседневное наблюдение за учеб­ной работой учащихся; устный опрос; фронтальный опрос; письменный оп­рос; выставление поурочного балла; проведение контрольной работы; про­ведение самостоятельной работы; проверка домашних работ учащихся; тес­тирование.

«Понятие о методе исследования. Требования, предъявляемые к мето­дам исследования и исследованию в целом. Группы методов исследования в области педагогической психологии. Психодиагностика познавательного развития и способностей детей. Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений.

Понятие об утомлении, его биологическое значение. Работоспособ­ность. Фазы работоспособности, ее дневная периодичность. Недельная ди­намика работоспособности. Функциональное состояние центральной нерв­ной системы как показатель работоспособности младшего школьника.

20, Местоимение. Числительное. Особенности изучения местоиме­ний и числительных: в начальной школе. Психологические причины неус­певаемости школьников. Технологический подход в изучении местоиме­ний: понятие и признаки педагогической технологии.

Аннотация.

Местоимение.как часть речи. Разряды местоимений по значению, по соотношению с другими частями речи. Особенности склонения местоиме­ний разных разрядов. Числительное как часть речи. Разряды числительных. Особенности склонения. Сочетание числительных разных разрядов с суще­ствительными.

Особенности изучения местоимений и числительных в начальной школе. Методы и приёмы изучения местоимений.

Понятия обучаемости, успеваемости, неуспеваемости. Типы различий в обучаемости. Классификация причин неуспеваемости: педагогические (по­ведение педагогов, родителей и самих детей), нейрофизиологические (функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая

дисфункция, нарушение слуха, речи, зрения) и психологические причины неуспеваемости ученика (недостатки развития эмоционально-волевой сфе­ры, слабая мотивация учения, пробелы в знаниях и др.). Группы неуспе­вающих школьников.

Сущность технологического подхода в педагогике. Понятие «педа­гогическая технология». Сотношение технологии и других педагогиче­ских понятий (методики, техники, содержания и др.)

Структура педагогической технологии: научный, формально-описательный, процессуально-действенный компоненты педагогической технологии; метатехнологии, макротехнологии (отраслевые), мезотехно-логии (локальные), микротехнологии.

Признаки-критерии педагогической технологии: системность; науч­ность; структурированность; управляемость.

21. Имя прилагательное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени прилагательного в начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические особенности ис­пользования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к обуче­нию в школе.

Аннотация.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки име­ни прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Полные и краткие фор­мы качественных прилагательных. Склонение прилагательных.

Охарактеризуйте приёмы работы при изучении темы «Имя прилага­тельное». Трудности изучения темы.

Педагогическая поддержка как основа воспитательной позиции пе­дагога. О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская о педагогической поддержке ребенка.

Педагогический смысл понятий «трудность», «препятствие», «затруднение».

Виды педагогической поддержки: личностная и индивидуальная пе­дагогическая поддержка ребенка в обучении.

Средства реализации педагогической поддержки. Условия успешно­сти педагогической поддержки. Нормы педагогической поддержки, состав­ляющие профессиональную позицию педагога (по Н.Б. Крыловой).

Проблема стимулирования учебной деятельности и просоциального поведения детей. Средства стимулирования учебной деятельности. Отметка как стимул. Поощрение и наказание как методы стимулирования и их место в педагогической оценке. Комплексный характер стимулирования учебной и воспитательной деятельности детей. Педагогическая оценка как средство

, стимулирования. Социально-психологические формы педагогического оце­нивания. Условия эффективности педагогической оценки. Возрастные осо­бенности педагогической оценки. Соотношение педагогической оценки и самооценки учащегося.

Функциональная готовность детей к школе. Значение определения функциональной готовности к школе, особенно у детей с ослабленным здо­ровьем. Методы определения функциональной готовности детей. Группы здоровья. -Характеристика групп здоровья.

22. Фонетика. Звуковая система русского языка. Слог и слогоделе­ние. Произносительный уровень в развитии речи младших школьников. Структура педагогической деятельности учителя. Педагогическая диагно­стика: сущность, основные принципы, требования к проведению.

Аннотация.

Фонетика как наука. ^Образование и классификация звуков речи. По­зиционные чередования звуков. Слог. Правила русского слогоделения.

Охарактеризуйте современный метод обучения грамоте. Приведите примеры различных приёмов аналитической и синтетической работы над звуковым и буквенным составом слова, приёмы артикулирования звуков, работы над дикцией, используя буквари разных авторов.

Определение педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Этапы осуществления педагогической деятельности. Дейст­вия и умения на различных этапах педагогической деятельности. Различные подходы к выделению структуры педагогической деятельности.

^Сущность педагогической диагностики. Функции педагогической ди­агностики: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспивдвакащая и развивающая, контрольная. Типы педагогической диагно­стики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Объекты педагогической диагностики: уровень развития социальных ка­честв школьника, уровень общефизического развития школьника, профори-ентационная направленность школьника, характеристика общего состояния учебного процесса в классе, воспитательная возможность классного коллек­тива и воспитательный потенциал семьи школьника.

Основные принципы педагогической диагностики: принцип целостно­го изучения, принцип комплексного использования методов исследования, принцип объективности, принцип единства изучения и воспитания школь­ников, принцип одновременного изучения коллектива и личности, принцип изучения явления в изменении, развитии.

Организационно-педагогические требования к проведению диагно­стических процедур.

23. Сложное предложение. Работа над предложением в начальной школе. Организация исследовательской деятельности младших школьников в обучении. Память и ее виды .

Аннотация.

Структурные типы сложносочинённых предложений,  средства связи частей, семантика союзов и лексико-семантические отношения между пре­дикативными единицами. Структурно-семантические типы сложных    бес­союзных  предложений. Соотношение сложных бессоюзных  предложений со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Назовите уровни развития речи младших школьников. Понятие о сложном предложении. Средства связи частей в сложном предложении. Классификация сложных предложений. Характеристика ме­тодов и приемов работы над предложением в 1- 4 классах.

Становление исследовательского обучения: Дж. Дьюи, Е. Пархерст, У. Киллпатрик, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, И.Ф. Свадковский, С.Т. Шац­кий и др.

Понятие «исследовательская деятельность младших школьников». Организация исследовательской деятельности младших школьников: задачи, содержание, пути и средства развития у младших школьников ос­новных умений и навыков исследовательской деятельности. Задания и уп­ражнения-для развития умения видеть проблемы. Обучение выдвижению гипотез. Развитие умения задавать вопросы. Развитие умения давать опре­деление ПОНЯТИЯМ.

Понятие памяти в психологии. Представления памяти: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Основные процессы па­мяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание. Критерии видовой классификации памяти: объект запоминания, степень во­левой регуляции памяти, длительность сохранения в памяти. Виды памяти в зависимости от объекта запоминания: образная память, словесно-логическая, двигательная (моторная), эмоциональная. Влияние смысловой организации на запоминание. Зависимость запоминания от структуры дея­тельности. Индивидуальные различия в развитии памяти. Память и ор­ганизация знаний.

24. Графика русского языка. Позиционный принцип обучения чте­нию в начальной школе. Методическая составляющая в структуре педагоги­ческой культуры учителя начальных классов. Ее место и взаимосвязь с дру­гими компонентами педагогической культуры учителя. Развитие личности школьника. 80

Аннотация.

Графика. Звук и буква. Фонемный и слоговой принципы русской гра­фики.

Охарактеризу йте сущность позиционного принципа обучения чте­нию "в начальной школе.

Понятие «педагогическая культура». Педагогическая культура как ценность.

Общая культура педагога: эрудиция, высокий уровень духовности, культура мышления-.

Составляющие профессионально-педагогической культуры педагога: методологическая культура учителя; культура педагогического общения; аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры; технологическая (методическая) культура; личностно-творческий компо­нент педагогической культуры; культура профессионально-личностного са­моопределения.

Предпосылки и условия психического развития. Источники психического развития. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Понятие личности ребенка. Возможные пути развития личности в современном обществе. Роль социальных факторов в развитии личности. Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависи­мость социальных влияний от возраста ребенка. Общение с людьми и его влияние на развитие личности. Школьный возраст как наиболее значимый для развития личности. Взаимосвязь развития и обучения.

25. Орфография. Принципы русской орфографии. Условия развития орфографического навыка в начальной школе. Возможности нетрадицион­ных уроков в формировании орфографического навыка учащихся. Возрас­тные возможности младших школьников в освоении учебного материала. Динамический стереотип как физиологическая основа привычек и навыков.

Аннотация.

Орфография. Орфограмма, типы орфограмм. Разделы русской орфо­графии. Принципы русской орфографии.

Перечислите условия формирования орфографического навыка, поль­зуясь учебником «Русский язык».

Урок как основная форма организации педагогического процесса. Ос­новные противоречия урока.

Типовая структура урока в начальной школе. Нетрадиционные уроки в начальной школе: сущность, функции. Основные   характеристики   нестандартных   уроков:   многообразие форм представления материала; дополнительный (к типовому уроку) харак­тер; использование учителем оригинальных, самобытных приемов работы; повышенная активность учащихся в ходе подготовки и проведения урока и

др.

Этапы организации и проведения нестандартных уроков в начальной

школе: замысел; разработка; проведение; анализ.

Виды нестандартных уроков в начальной школе: урок свободного чтения, урок-утренник, урок-встреча; урок вопросов учителю; урок-конференция; урок- спор с педагогом; урок-разговор с самим собой; урок-пресс-конференция; урок-соревнование; урок-путешествие и др.

Динамический стереотип как аналитико-синтетическая и системная деятельность мозга. Формирование динамических стереотипов у детей младшего школьного возраста.

Физические возможности младшего школьника. Психологическая го­товность к школе. Характеристики познавательных процессов младшего школьника. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности .

• Аннотация.

Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Инфинитив. Катего­рия вида глагола. Залог глаголов. Категории наклонения, времени, лица гла­гола. Спряжение глаголов.

Назовите этапы, условия и методические приёмы усвоения темы

«Глагол».

Сущность внеклассной воспитательной работы. Возможности воспи­тательного влияния на младшего школьника. Задачи, функции, содержание внеклассной воспитательной работы. Требования к внеклассной работе.

Организация внеклассной воспитательной работы: изучение и поста­новка воспитательных задач; выбор формы воспитательной работы; созда­ние психологического настроя; предварительная подготовка; проведение воспитательного мероприятия; педагогический анализ.

Картотека форм внеклассной воспитательной работы.

Характеристика категории субъекта. Человек как субъект деятельно­сти. Субъектные свойства педагога. Индивидуально-типологические осо­бенности учителей. Стили педагогической деятельности и типы сотрудни­чества с учениками. Стили педагогического общения. Симптомокомплексы свойств учителей во взаимодействии с учащимися. Направленность лично­сти учителя.

Аннотация.

Предложения с однородными членами: формальные средства выраже­ния однородности, структура однородных рядов, обобщающие слова. Одно­родные и неоднородные определения. Предложения с обособленными чле­нами, средства, причины и условия обособления. Вводные и вставные кон­струкции, обращения.

Назовите методы и приёмы работы над темой «Однородные члены предложения», используя материалы учебника «Русский язык».

Основные социальные институты и их воспитательные возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства массовой информации. Воспитание искусством. Референтная социальная группа как источник вос­питательных воздействий.

Личность ребенка с точки зрения педагогики: отношения к миру и с миром, отношения к себе и с самим собой.

Позиция ребенка в современной парадигме воспитания: ребенок как наивысшая педагогическая ценность.

28. Состав слова. Словообразование. Приемы изучения морфемного состава в начальной школе. Формирование психологической структуры учебной деятельности и ее компонентов. Обучение как процесс: сущность, движущие силы, функции.

Аннотация.

Понятие морфемы. Виды морфем. Нулевые и материально выражен­ные морфемы. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Основа слова. Особенности морфемного анализа. Словообразовательная система русского языка. Морфологические способы русского словообразования.

Перечислите и охарактеризуйте приёмы изучения морфемного состава слова в начальной школе.

Структура учебной деятельности. Мотивация учения. Формирование учебных действий. Формирование видов контроля. Показатели сформиро­ванное™ действий контроля. Стадии проявления самоконтроля.

Современное понимание сущности и структуры обучения. Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и уче­ников; руководство со стороны учителя; планомерная организация и управ­ление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учеников.

Движущие силы обучения - внешние и внутренние противоречия. Функции обучения: социальная, образовательная, развивающая, вос­питывающая.

29.Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени существительного в начальной школе. Психологиче­ский анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.

Аннотация.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разря­ды существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Категории числа, падежа. Склонение существитель­ных.

Охарактеризуйте приёмы работы, используемые для ознакомления с именем существительным и категориями, используя учебник «Русский язык».

Психологический анализ урока в деятельности педагога. Форма и пла­ны психологического анализа урока. Объекты психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока.

Понятие «принцип обучения». Принцип как нормативная категория для практики. Характеристика основных принципов обучения: культуросо-образности, природосообразности, систематичности, сознательности и ак­тивности, доступности, прочности и др.

30. Простое предложение как синтаксическая единица. Работа над главными и второстепенными предложениями в 1-4 классах. Руководство детскими группами и коллективами. Контроль в обучении: понятие, виды контроля, соотношение отметки и оценки.

Аннотация.

Грамматические признаки простого предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский язык».

Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе: диагностиче­ская, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.

Виды контроля в обучении: предварительный, текущий, тематиче­ский, итоговый.

Методы и формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84

Похожие работы на - Шпаргалки к госам. специальность 'Педагогика и методика начального образования'

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!