Государственная служба (шпаргалка)
1. Гос. и муниц. упр. как специальность высшего
профессионального образования
Специальность "Гос. и муницип. управление"
дает квалификацию менеджер государствен-ного и муниципального управления.
Задачи подготовки специалистов:
· формирование специалиста-менеджера, удо-влетворяющего
условиям реформирования гос. службы в РФ;
· преобладание
управленческо-экономи-ческих дисциплин над политико-правовыми;
· преобладание аналитических
методов обоснования управленческих решений над полити-ческими;
· подготовку специалистов, способных рабо-тать
как в органах государственной власти, так и в некоммерческих и коммерческих орг-циях.
После освоения специальности выпускник
сможет:
1. Иметь четкое представление о системе и
структуре государственной власти и госуд-го устройства.
2. Свободно
ориентироваться в тенденциях развития экономики РФ, отдельных регионов.
3. Применять различные
методы управления в рамках полученной квалификации на предприятиях и
организациях различных форм собственности.
4. Проводить
аналитическую и исследова-тельскую работу, в т.ч. анализ экономического
потенциала отдельного предприятия.
Процесс обучения на факультете
построен на основе модульной системы (по 8 недель). Оценка знаний студентов
осуществляется по пятибалльной системе за выполненные в период обучения
письменные работы (контрольные работы, рефераты, курсовые работы), что влияет
на итоговую оценку по изучаемым дис-циплинам.
Выпускники факультета проходят учебную,
производственную и преддипломную практику. Выпускники имеют возможность
продолжить свое обучение в аспирантуре.
2. Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №
12-ФЗ)
Под образованием в настоящем Законе
понимается целенаправленный процесс воспита-ния и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения
гражданином (обучающимся) установленных гос-вом образовательных уро-вней
(образовательных цензов).
Право на образование является одним из основных и
неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Образование в РФ осу-ществляется
в соответствии с законо-дательством РФ и нормами международного права.
Из ст.5 - 3. Государство гарантирует гражда-нам РФ
общедоступность и бесплатность начального общего, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной
основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования в госуд. и муниципальных
образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Из ст.9 - 7. Нормативные сроки
освоения основных образовательных программ в гос. и муниципальных образоват.
учреждениях опре-деляются настоящим Законом и (или) положе-ниями о
соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
Из ст.15 - 4. Освоение образовательных программ основного общего,
среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования
завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
3. Положение о ПФ СКАГС
Филиал Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования "Северо-Кавказская академия
государственной службы" в г.Пятигорске (ПФ СКАГС) является государственным
учреждением высшего профессионального образования, осуществляю-щим подготовку,
переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципаль-ных
служащих, а также специалистов в области менеджмента, экономики и маркетинга.
Филиал ФГОУ ВПО" Северо-Кавказская академия
государственной службы" в г.Пяти-горске (ПФ СКАГС) входит в региональную
сеть Российской академии государственной службы при Президенте Российской
Федерации является структурным подразделением Северо-Кавказской академии
государственной службы, учебным центром Правительства Ставро-польского края.
Профессиональная деятельность осуществля-ется на
основании лицензии Министерства общего и профессионального образования A 001592
№ 1557 от 01.12.2003 г. и свидетельства о государственной аккредитации № 1365
от 09.03.2004 г.
За 10-летний период своего существования Филиал
ФГОУ ВПО "Северо-Кавказская акаде-мия государственной службы" в
г.Пятигорске (ПФ СКАГС) стал одним из ведущих вузов Ставропольского края.
4. Положение об орг-ции учебного процесса
Настоящим Положением вводится балльно-рейтинговая система оценки
знаний студентов, преследующая следующие цели:
- стимулирование систематической самост. работы студентов;
- стимулирование творческой работы студен-тов, активизация их
исследовательской деят-ти, выходящей за обязательный минимум учебного плана;
- активизация самостоятельной работы сту-дента, повышение эффективности
внеауди-торных контактов преподавателя и студента;
- насыщение учебного процесса различными новыми подходами в
изложении и оценке усвоения пройденного материала, достижение объективной и
непрерывной оценки учебной ситуации в группе.
По каждой дисциплине устанавливается своя шкала оценок за указанные
виды работ (За успешное и своевременное выполнение всех видов тестовых,
домашних заданий, контроль-ных и курсовых работ, активное участие в
практических, семинарских занятиях, предусмо-тренных учебным планом), система
вычетов баллов за невыполнение работ в требуемые сроки. Также начисляются баллы
за оценки по текущему и промежуточному контролю.
5. Государственный образовательный стандарт
специальности. Основные положения
1. Направление утверждено приказом Министерства образования РФ от 13.01.96 №
12-ФЗ. 2. Степень (квалификация) выпускника – при окончании обучения
присваивается квалификация: "Mенеджер". 3. Формы и сроки
обучения: На базе среднего общего образования: дневная, 5 лет, заочная, 6 лет; На
базе высшего образования (второе высшее): заочная, 3 года;
Описание специальности:
- Область
профессиональной деятельности
специалиста - обеспечение эффективного упра-вления организацией, организация
систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями
социально-экономического развития.
- Объектами
профессиональной деятельности
специалиста являются различные организации экономической, производственной и
социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий,
акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на
научно-производственные объедине-ния, научные, конструкторские и проектные
организации, органы государственного управле-ния и социальной инфраструктуры
народного хозяйства.
- Специалист должен быть готов к следующим видам деятельности,
которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе
управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая,
маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская,
диагностическая, инновационная, методическая, консультационная,
образовательная.
- Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования по данной специальности, может продолжить
образование в аспирантуре по специальности 08.00.05 - "Экономика и
управление народным хозяйством", а также освоить различные
образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и
маркетингу в послевузовской образовательной системе.
6. Курсовые работы.
Содержание и основные требования
Курсовая работа является отчетной формой обучения студентов с
элементами само-стоятельного научного исследования. В курсовой работе студент
должен показать наличие научных знаний по избранной им теме в объеме,
установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных
навыков и умений научного исследования.
Содержание каждой курсовой работы определяется самой темой, ее
спецификой.
Курсовая работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей
бумаги в формате А4. Поля должны оставаться по всем четырём сторонам печатного
листа: левое поле – 3,5 см, правое - не менее 1 см, верхнее и нижнее - не менее 2 см, количество знаков на странице - примерно 2000. Текст должен
быть отформатирован. Рекомендуется использовать 14 размер шрифта, полуторный
интервал.
Все ошибки и опечатки должны быть исправлены. Титульный лист
оформляется по установленному образцу. После титульного листа помещается
оглавление с указанием номеров страниц. Введение содержит обоснование
актуальности темы работы и основные ее характеристики (проблема, объект,
предмет цель, задачи и методы исследования). Изложение материала в курсовой
работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть
связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от
одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса
к вопросу. Последняя страница работы подписывается студентом и ставится дата
написания.
Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа или внутри
текстовых строк. Таблицы и рисунки должны иметь названия и
порядковую нумерацию. Список использованной лит-ры должен быть выполнен
в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 "Система стандартов по информации,
библио-течному и издательскому делу».
7. Обязательный минимум
содержания образовательных программ по спец. «Гос. и муниц. управление»
Изучение основ государственного
управле-ния направлено на достижение следующих целей: 1. формирование
специалиста-менедже-ра, удовлетворяющего условиям реформирова-ния гос. службы в
РФ; 2. подготовку спе-циалистов, способных работать как в органах
государственной власти, так и в некоммер-ческих и коммерческих организациях.
Главная задача факультета – подготовка
специалистов для органов государственного и муниципального управления,
обладающих знаниями и умениями в таких областях деятельности, как экономика,
менеджмент, право, информационные технологии, этика и психология управления,
умеющих мыслить и действовать по-новому, в соответствии с новыми реалиями
окружающей жизни.
Одновременно с этим студенты факультета должны хорошо разбираться в кадровой
политике, управлении государственной и муниципальной собственностью, владеть
политическими технологиями и технологией связей с общественностью.
8. Общеобразовательные и специальные дисциплины
по специальности «Гос. и муниц. упр.»
К общепрофессиональным и специальным дисциплинам относятся:
Экономическая теория; Финансы и
кредит;
Бухгалтерский учет; Основы аудита;
Менеджмент; Экономика предприятия;
Маркетинг; Мировая экономика;
страхование
Анализ и диагностика
финансово-хозяйствен-ной деятельности предприятия;
Документирование управленческой деят-ти;
Информационные технологии в экономике;
Антикризисное управление;
Экономич. психология; Деловое общение;
Управление персоналом;
Финансовый менеджмент; Логистика;
Цены и ценообразование; Экология;
Налоги и налогообложение;
Предпринимательское право;
Налоговое право; Трудовое право;
Специальные дисциплины:
Бизнес-план предприятия;
Экономика отрасли;
Организация, нормирование и оплата
труда на предприятиях отрасли;
Управление качеством;
Экономика недвижимости;
Организация предпринимательской
деятель-ности; Банковское дело;
Налоговое планирование;
Практический аудит (внутренний и
внешний)
9. Квалификационная характеристика
специалиста по гос. управлению
Местное самоуправление, как новый институт власти, нуждается в
специалистах, владеющих новыми знаниями, умениями и навыками управления,
способных осуществлять те функции, которые присущи власти.
Областью проф. деятельности выпускника является обеспечение
эффективного управления различными структурами системы гос. и муниц.
управления, организация и управление негосу-дарственными хозяйствующими
субъектами в соответствии действующим российским и международным правом в
соответствии с принципами и тенденциями современного социально-экономического
развития.
управленческая, организационная,
работа с персоналом, экономическая,
планово-финансовая, маркетинговая,
информационно-аналитическая,
проектно-исследовательская, образовательн.;
диагностическая, инновационная,
методическая, консультационная,
Специалист должен обладать следующими знаниями и навыками:
- должен знать Конституцию РФ, федераль-ные законы
применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и
ответствен-ности, Указы президента и постановления РФ, иные нормативные
правовые акты, регули-рующие развитие научной деятельности, научно-технической
политики, основы экономики (в т.ч. макро и микроэкономики), организации
производства и управления в условиях рыночных отношений, законода-тельство о
государственной гражданской службе, правила делового этикета.
- должен иметь профессиональные знания, умения,
навыки, а так же навыки: лидера, умения работать с людьми, умения вести деловые
переговоры, уметь контролировать и анализировать, владеть способностями
подго-товки делового письма, умения разрабатывать план конкретных действий,
умения управлять проектами, умения оперативно принимать и реализовать решения.
10. Предмет гос. и муниц. управления
как комплекса учебных дисциплин
Объектом изучения курса является государство как
субъект управления в условиях формирования и функционирования смешанной
экономики. Предметом изучения являются теоретические и методологические основы
организации и осуществления государственного управления: теории возникновения и
развития государства, формы государственного устройства, процесс, цели,
функции, принципы, методы, органы государственного управления, государственное
управление и бюрократия, государственная служба, функционирование налоговых
служб. Особое внимание уделяется процессу выбора социально-экономических целей,
принципам и механизму использования основных инструментов реализации
государственной экономической политики.
11. Правовые основы новой российской
государственности
Фактически свершившийся
в декабре 1991 г. распад СССР остро поставили перед РФ проблему обеспечения
самостоятельного госу-дарственного существования, задачи стано-вления новой
российской государственности. В связи с этим перед руководством страны остро
встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в
условиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной
рыночной экономи-ке и демократическим методам руководства, создания правовой
основы российской госу-дарственности.
Законодательное оформление новой
россий-ской государственности вначале шло постепен-но, путем принятия отдельных
поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов
Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы
над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить
в прошлое государственная идеология.
Перед руководством России стояла стратегическая задача - воссоздание
российской государственности.
Российское демократическое государство сложилось
после принятия Конституции 1993 года. Об этом можно говорить с уверенностью,
хотя процесс государственного строительства никогда не может быть полностью
завершен.
http://minyust.promo-lenik.com/admin/editor/editor/fz_ggs_rf/ !!! nb
17. Дайте определение понятиям
Муниципальная должность – это профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными, осуществляемая на оплачиваемой основе за счет средств местного бюджета. Муниципальная должность - это должность с установленными объемами полномочий и ответственностью в представительных и исполнительно-распоряди-тельных органах местного самоуправления.
Муниципальная служба – профессиональ-ная деятельность по обеспечению реализации прав, функций и полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления в интересах населения города в соответствии с Конститу-цией РФ, законодательными и нормативно - правовыми актами органов исполнительной вла-сти, положениями, решениями органов местного самоуправления.
Федеральный закон “Об основах муниципа-льной службы в РФ” от 8 января 1998 года. N 8-ФЗ устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ.
К муницип. служащим относятся след. группы должностей:
- высшие муниципальные должности,
- главные муниципальные должности,
- ведущие муниципальные должности,
- старшие муниципальные должности,
- младшие муниципальные должности.
Муниципальным служащим является гра-жданин РФ,
оплачиваемую должность в органах местного самоуправления.
Муниципальным служащим, занимающим муниципальные
должности, присваиваются классные чины, которые приравниваются к
соответствующим классным чинам госу-дарственных служащих.
18. Принципы организации и функции
системы гос. службы
Муниципальная служба организуется и действу-ет исходя из следующих
принципов:
1. Верховенства Конституции РФ и федераль-ных законов над
иными нормативно- правовы-ми
актами, должностными инструкциями по ис-полнению
муниципальными служащими долж-ностных обязанностей и обеспечению их прав;
2. Обязанности служащего признавать, соблю-дать
и защищать свободы чел-а и гражданина;
3. Равного доступа граждан к муниципальной службе в
соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
4. В органах местного самоуправления не обра-зуются
структуры политических партий.
При исполнении должностных обязанностей
муниципальный служащий руководствуется действующим законодательством и не
связан с решениями партий, политических движений и иных общественных
объединений.
5. Ответственности муниц-ных служащих за подготавливаемые и
принимаемые решения, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих
должностных обязанностей;
6. Гласности в осуществлении муниц. службы;
7. Профессионализма и компетентности муни-ципальных служащих;
8. Правовой и социальной защищенности муни-ципальных служащих;
9. Стабильности муниципальной службы; фор-мирования персонала органов
местного самоуправления с учетом национального соста-ва муниципального
образования.
Вообще, если говорить о функциях,
то исполнительная и распорядительная. Дея-тельность
направлена на все сферы муни-ципального образования. Прежде всего, это
финансовая сфера (разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении,
непосред-ственное обеспечение местного бюджета). Далее, разработка и
организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение
их реализации; разработка норма-тивно-правовых актов по вопросам местного
значения; управление и распоряжение муници-пальной собственностью. Не менее
важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением,
эксплуатация муниц-го жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного
хозяйства и другими муниц. предприятиями, организациями, учреждениями. И,
наконец, важнейшая функция – осуществле-ние полномочий органов гос.
власти, переданные федеральными законами или законами субъекта РФ с
одновременной пере-дачей необходимых материальных и финансо-вых средств.
Следовательно, под функциями муници-пальной службы
следует понимать основные направления практической реализации право-вых
норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих
целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной
службой своей социальной роли и государ-ственно-правового назначения.