Ситуация выбора в здоровье сберегающем учебном процессе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    345,37 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ситуация выбора в здоровье сберегающем учебном процессе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

 КОНЦЕПЦИЯ

 

 

 

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

 

 

 

УЧИТЕЛЯ

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

ЛЮБЕЧАНСКОЙ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

КЛИМОВСКОГО РАЙОНА

Бобок Оксаны Владимировны

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                         3 - 7

1. Теоретические основы  создания ситуации выбора в здоровьесберегающем учебном процессе

1.1. Понятие и сущность ситуации выбора                                                8

1.2. Технологические основы  создания ситуации выбора                      8 - 10

1.3. Этапы создания ситуации выбора                                                       10 - 12

11. Методические рекомендации по созданию и использованию

      ситуации выбора

2.1. Реализация ситуации выбора при организации групповой и  

       индивидуальной работы с учащимися                                                13 - 17

2.2. Ситуация выбора при проведении контрольно – методических

       срезов на выявление уровней    обученности, обучаемости,

       учебно -  интеллектуальных умений и навыков учащихся               17 - 23                                                             

2.3. Роль ситуации выбора в разработке и апробации  новых форм  

       оценивания знаний, умений и навыков учащихся                             23 – 28

 Заключение                                                                                                 29 - 36

Список литературы                                                                                    37     

Приложение




ВВЕДЕНИЕ

(актуальность проблемы и определение задач работы)

 

 

Многие годы  человек проводит в стенах  образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может  формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое и физиологическое состояние учеников, не рассматривая образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности.  В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям  и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной,  оторванной от жизненных потребностей людей педагогики:  судя по статистике,  лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых.

    По данным последней диспансеризации   школьников, обсуждавшимся на конгрессе педиатров, прошедшем в Москве в 2004  году, лишь треть учащихся можно считать практически здоровыми, остальные школьники нуждаются в медицинской помощи. Особенно тревожно обстоит дело с подростками 15-17 лет. Данные диспансеризации показали, что практически все подростки  имеют заболевания и уже нуждаются в медицинской помощи (см. письмо УО № 1040-04-0 от 04.03.2004г). Причин такого неблагополучия множество: это и ухудшающаяся экология, и  неполноценное питание, и гиподинамия, малоподвижный образ жизни, и социальные проблемы. К сожалению, именно при обучении в школе развивается наибольшее количество заболеваний. И это не случайно, ведь в школе ребенок проводит большую часть своего времени на протяжении 11 лет, и тогда же происходит интенсивный рост, сопровождающийся гормональной перестройкой. И от того, как этот период организован, непосредственно зависит уровень здоровья ребенка и его дальнейшее благополучие. К сожалению, приходится констатировать, что наша школа несет большую долю ответственности за состояние здоровья детей.

      Выделяются следующие основные причины неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье учащихся:

-интенсификация обучения;

-использование ТСО;

-увеличение максимальной учебной  нагрузки за счет кружков, посещения  учреждений дополнительного образования  и т.д.

-учебный стресс;

-снижение двигательной активности;

-недостаточная освещенность классов;

-плохой воздух школьных помещений;

-плохая материально-техническая база;

-перегруженность учебных  программ фактологической информацией;

- невозможность (неспособность, нежелание) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно- воспитательной работы с учетом особенностей детей.

      Сегодня каждому работнику системы образования - директору школы, классному руководителю, учителю - предметнику - необходимо принять на себя солидную ответственность за здоровье учащихся, за то  неблагоприятное воздействие, которое оказывает на их здоровье школа. Этот круг задач, стоящих перед педагогами, обозначается в последнее время понятием «здоровьесберегающие образовательные технологии». Каждый  учитель обязан обращать внимание не только на методику преподавания, но и на то, как условия проведения занятий,  формы и методы учебно- воспитательной работы воздействуют на психо-физиологическое состояние учащихся. Любые учебные успехи ученика и учителя, полученные без учета того, какой ценой для здоровья учащегося они достигнуты, не могут быть признаны допустимыми !

                     Рассматривая вопросы здоровьесбережения в учебном процессе, мы определяем   понятие « здоровье» не как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние полного физического, душевного и социального благополучия ученика.  В связи с этим в учебном процессе можно выделить  два направления: физиолого-гигиеническое и психолого-педагогическое.

                  В реальной практике трудно отделить одно направление от другого, да это и не столь важно. Гораздо важнее,  учитывая те и другие факторы, выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но, напротив, укреплял их силы и возможности.

       Физиолого-гигиеническое направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, просветительскую работу. Под гигиеническими условиями имеется в виду соблюдение внешних организационных условий учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований к распределению недельной учебной нагрузки учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации урока, к определению места занятия в расписании, проведение физкультминуток с учетом возраста учащихся и т.д. (1.)          

         Следующее направление  по организации здоровьесбережения учащихся- психолого-педагогическое.

         

             Психолого-педагогическое направление реализуется через диагностическую, прогностическую и коррекционную функции учебно- воспитательного процесса (изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе обучения,  разработку и совместное осуществление с учителем системы корректирующих мероприятий), развитие психолого-педагогической компетентности учащихся. Приоритетными в данном направлении является  комплексное  системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно – воспитательном процессе.

            На разных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны. В дошкольном образовании - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы - определение готовности к обучению и обеспечение адаптации к школе, повышение адаптации к школе, повышение заинтересованности в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации формирования желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

            Работа педагога в основной школе характеризуется сопровождением перехода ребенка на новый этап обучения, адаптацией его к новым условиям обучения, поддержкой  решении личностного и ценностно - смыслового самоопределения и саморазвития.

          В старшей школе педагог призван помогать учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, в развитии  способности к целеполаганию.

       Собственно педагогическое направление работы по здоровьесбережению учащихся осуществляется в процессе непосредственной учебной деятельности ребенка и проявляется, в первую очередь,  в индивидуально - дифференцированном подходе учителя к каждому ученику. В частности, это предполагает наличие в образовательном учреждении различных вариантов учебных программ, учебных и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения. Это предполагает и постоянный систематический анализ и оценку способов проработки  программного материала, а также создание на каждом уроке условий для самостоятельного выбора учеником способов работы, типов задания, вида и форм учебного материала, разнообразных форм занятий.

          Реализация всего этого возможна только при использовании в практике работы новых технологий.

 Мы берем  общие направления 3-х принципиально различающихся, но наиболее важных с точки зрения здоровьесбережения учащихся технологий:

1. Предметно ориентированной (продуктивной).

2. Личностно ориентированной (щадящей).

3. Педагогики сотрудничества (партнерства).

     Эти технологии обладают следующими общими принципами:

1.Ориентация учащихся, цель которой - разъяснить основные принципы и способы обучения, контроля и оценки результатов, мотивировать учебную деятельность.

2. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся. Здесь характерно стремление к отказу от преобладания фронтальных методов обучения, используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

3.Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах:

 вводный- для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня;

промежуточный - целью которого является выявление пробелов в усвоении материала и развития учащихся.

    Как правило, это может быть контроль  в одной из трех форм: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, заканчивающийся коррекцией усвоения;

итоговый – чтобы оценить уровень усвоения.

4.Оценка (определение) уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе и разноуровневого характера) проводится тестирование, целевые  контрольно – методические срезы ( КМС).

         Можно заметить, что все эти технологии рассчитаны на умение учащихся учиться самостоятельно.  Самостоятельная учебная деятельность учащихся основана на рефлексии. Из многочисленных определений   мы остановились на самом широком:  рефлексия - это осознание себя в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

(10, 701).

     Именно организация  рефлексивной деятельности учащихся в наибольшей степени способствует реализации собственно педагогического направления в системе работы по здоровьесбережению детей,  что обусловлено снижением затратности учебного процесса, повышением его комфортности, мотивированности, индивидуально-дифференцированной направленности.

        Важнейшим общим  условием  использования в работе элементов перечисленных выше технологий  является создание в процессе обучения ситуации выбора, о чем и пойдет речь в нашей работе и  мы попытаемся решить следующие задачи:

1) определить понятие «ситуация выбора»;

2) выявить педагогические условия создания  ситуации выбора на уроке;

3) разработать алгоритм деятельности педагога по   моделированию и построению ситуации выбора на учебном занятии и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и  коллективного выбора;

4) описать и систематизировать различные виды учебных задач,  применяемых для создания ситуации выбора на уроке иностранного языка.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫБОРА                                                                    В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ  УЧЕБНОМ    ПРОЦЕССЕ

1.1 Понятие и сущность  ситуации выбора

           Предлагая ребенку в учебном процессе  совершить  осознанный и желанный  выбор ( выбор способа воспроизведения знаний, уровня и характера заданий, уровня и способа действий и пр.), мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Создание педагогически грамотной ситуации выбора  – дело не простое, ведь ситуация выбораэто спроектированный учителем элемент  урока, группового занятия,  когда ученики поставлены перед  необходимостью  отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности,  самостоятельности и индивидуальности  познания.

Ситуации выбора, как видно из нашего определения,  присущи следующие черты:

а)  ограничение во времени , так как она  занимает некоторую часть  урока или группового занятия;

б) наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;

в) предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;

г) проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на  его личность, поэтому задачи урока, реализуемые через ситуацию выбора, мы определяем как развивающие.

1.2. Технологические основы создания  ситуации выбора

При создании ситуации выбора надо соблюдать следующие педагогические условия (требования):

- во - первых,  эти ситуации должны затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;

- во – вторых, ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития у него субъектных способностей,  умений самостоятельно определять  цель и средства ее достижения,  нести ответственность за полученный результат ;

- в – третьих, ситуации выбора нужно включать в систему реальных отношений и деятельности ребенка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за  последствие  своего выбора,  что позволит ему выработать собственную систему ценностей;

- в – четвертых,  основанием для расширения свободы выбора должна быть  успешная деятельность, сопровождающаяся формированиями знаний, умений  и навыков,  необходимых для овладения ею;

- в – пятых,  несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными  в ситуации выбора  в  смысле ответственности за результаты деятельности,  поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика  от собственных ошибок.

При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать следующие обстоятельства:

1. Готовность учащихся к выбору.

Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора,  необходимо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями . Для этого надо постепенно вводить ситуации выбора в учебный процесс и формировать у учащихся умение адекватно действовать при  совершении выбора.  От урока к уроку увеличивается  количество вариантов для выбора,  усложняются решаемые учениками задачи,  возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся.

2. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора.

Данная ситуация создается учителем не ради  обязательного использования ее на уроке как одного из элементов личностно -  ориентированного обучения,  а с определенной целью. Учитель должен сам определить ,  на каком этапе урока и при изучении какого содержания  использование ситуации выбора будет более целесообразным и эффективным.

3. Стимулирование учащихся  к выбору.

     С этой целью учитель четко поясняет  каждое из предложенных на выбор заданий,  показывает значимость его выполнения,  раскрывает критерии оценки.

4. Аргументация своего выбора.

Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор.  Для этого учитель должен научить школьников аргументированно объяснять,  почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.

5. Определение степени свободы выбора.

Учитель должен хорошо предоставлять степень свободы выбора  в создаваемой ситуации:  будет ли она жестко ограниченной (или нет)  при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.

6. Успешность деятельности.

Предлагая варианты учебных заданий,  учитель должен быть уверен в том, что  школьники обладают  достаточным объемом знаний,  умений и навыков,  необходимыми источниками информации для их успешного решения.

7. Защищенность школьников от собственных ошибок.

Учащиеся должны быть уверены,  что имеют право и на неудачу.  Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и  обязательно отметить то, что делалось учащимся правильно.

8. Оценка результатов решения выбранного варианта.

Учитель по возможности должен оценить результаты выполнения   избранного учащимся варианта учебного задания.  Очень важно не просто оценить конечный результат, а  проанализировать всю совокупность действий ученика.

1.3. Этапы создания ситуации выбора

Ситуация выбора  на уроке не возникает  случайно. Она моделируется и строится учителем.  Выделим этапы по созданию  ситуации выбора.  На наш взгляд,  алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно  ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия.

1. Формулировка цели (задач)  применения ситуации выбора на учебном занятии.

2. Определение этапов урока, на котором целесообразно создавать ту или иную  ситуацию выбора.

3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора.

4. Разработка определенного множества вариантов  заданий,  необходимого для осуществления ситуации выбора.

5. Предварительный анализ каждой учебной задачи для выявления соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.  Нам нужно  при этом учитывать:

- познавательные интересы и потребности учащихся;

- наличие у них опорных знаний и умений;

- развитость творческих способностей учеников;

- сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной (групповой) учебной деятельности;

- готовность детей осознанно и умело совершать выбор.

6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.

7. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.

8. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:

- подбор методов и приемов стимулирования учащихся к совершению выбора;

- определение конкретных форм выполнения учебных заданий;

- расчет времени,  требующегося для осуществления ситуации выбора;

- определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;

- разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.

9. Включение разработанной ситуации выбора в план – конспект урока.

10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.

11. Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.

12. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.

Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно.  Поэтому одной из важнейших задач учителя,  использующего ситуацию выбора в учебном процессе,  является формирование у учащихся умений делать выбор,  принимать самостоятельное решение.  Приведем пример памятки для учащихся,  помогающие детям осваивать алгоритм действий в ситуации выбора.  В памятке для осуществляющих индивидуальный выбор предлагаются такие ответы:

1. Внимательно прочти все варианты учебных заданий.

2. Постарайся осмыслить каждое задание.

3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями  успешного решения того или иного варианта учебной задачи.

4. Выбери то задание, которое в большей степени  соответствует твоим возможностям.

5. Постарайся объяснить  (обосновать) выбор,  который ты хочешь делать.

6. Теперь выбирай и направляй свои умения  на выполнение избранного варианта задания.

7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Для субъектов коллективного выбора    в   памятке рекомендуется использовать в совместной деятельности следующий алгоритм действий:

1.Внимательно прочтите предложенные  на ваш выбор варианты учебных заданий.

2.Вместе проанализируйте содержание и  варианты выполнения каждого их них.

3.Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности  членов своей группы  к уровням  сложности предлагаемых  заданий.

4.Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдается   коллективное предпочтение.

5.Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.

6. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнение задания.

7.  Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.

8. Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.

Чтобы учащиеся смогли освоить алгоритмы индивидуальной и совместной деятельности и, следовательно, научились правильно действовать в ситуации выбора, надо создавать такие ситуации не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий.

Таким образом, в зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий ее решения можно моделировать и строить различные ситуации выбора.

Их вариативность обусловливается следующими обстоятельствами:

- степенью свободы выбора ученика;

- формой организации учебной деятельности;

- сложностью предлагаемых для выбора заданий;

- формой выполнения  учебного задания;

- степенью самостоятельности действий учащихся;

- возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.


























      11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИТУАЦИИ ВЫБОРА

      2.1. Реализация ситуации выбора при организации групповой и индивидуальной  работы с учащимися

    Сегодня в российском обществе формируется социально – культурная потребность в образовании личности творческой, умеющей делать свободный  персональный выбор  и отстаивать свое право на него. Закономерно возникает интерес к методическим вопросам педагогического обеспечения  индивидуализации личности растущего человека.  Этот интерес отражен в Национальной доктрине образования,  где формирование навыков самообразования и самореализации личности заявлено в числе основных целей образования,  а обеспечение свободного выбора форм образования -  задачей государства.

Индивидуализация обучения должна реализовываться в свободе выбора учеников с ее  вариациями на разных уровнях:

·   на уровне района  ( города ) – это выбор учебного заведения;

·   на уровне учебного заведения -  выбор профиля класса, факультативов, элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий  и т.д.

·   на уровне занятия – это выбор:

- индивидуального образовательного маршрута;

 - форм,  способов, типа учения, его режима;

 - заданий ( в т.ч. и домашних) по степени сложности;

-  заданий и форм отчетности: творческих и аналитических, устных и   

   письменных,  соответствующих индивидуальному стилю ученика;

 -  «коллеги» - соученика или учителя для  партнерской работы над заданием;

 -  дидактических материалов,  дополнительных источников информации и т.д.

 Ситуация свободного индивидуального выбора ведет к тому,  что задание перестает исходить от педагога, а становится процессом и результатом самостоятельного выбора ученика.

Однообразное домашнее задание уступает место вариативному домашнему творчеству, а это влечет за собой необходимость изменения методического плана урока. (3, 68),  ( 16,  104).

При постановке домашнего задания на уроке необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и предлагать задания на выбор.

Например,  в 5 классе по теме «Что мы можем уже сообщить о себе ?» предлагаем учащимся 2 задания на выбор:

1 задание: упр. 2 из учебника ( заполнить пропуски)

Ich …    Evelin      Ich komme aus ….

… heisse Frank und …  aus Frankfurt

Ich heisse Julсhen  und komme… Munchen.

Данное упражнение выполняет дома  учащийся с низким уровнем обученности,  (коммуникативно  пассивные). Учащимся с высоким уровнем обученности предлагается  по образцу упр. 2, составить аналогичный рассказ с использованием других имен и названий городов.  Но для учащихся нет границ: учащиеся с низким уровнем обученности могут выполнить и др.  вариант, тем самым повышая свою оценку. Важно для каждого ученика найти задания,  выполнение которых в классе или дома будет вызывать у него чувство удовольствия.

Кроме того, что учащимся предлагаются 2 разных задания на выбор, они могут выполнить дополнительное задание из рабочей тетради по теме, задание предложенное учителем для выполнения по желанию:  составление кроссвордов, подбор   иллюстраций к диалогам, рассказам,  сообщение о сказочном  герое,  написание письма ( по образцу), перевод текста, стихотворения и др.

Учащиеся  привыкают к тому, что есть дополнительные домашние задания и стремятся выполнить их, чтобы получить добровольную оценку,  похвалу учителя,  доказать одноклассникам и себе свои  возможности. Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания,  связанные с творческой деятельностью: рисунки, поделки,  оформления проектов «Книга о себе»,  «Мой город», «Времена года» и др.

На уроках иностранного языка огромную роль играют формы коллективного взаимодействия:  работа в парах с постоянным или сменяющимся собеседником,  малые группы ( два, три, четыре учащихся), команды,  когда вся группа делится на две части.  Популярной формой является работа одного учащегося с группой, при этом нужно целесообразно  организовать пространство для общения  и четко управлять взаимодействием групп.  Объединяясь в малые группы,  учащиеся садятся рядом со своими собеседниками,  много работают стоя, в движении.  Лидера группы учащиеся выбирают сами;  они осознают свой выбор,  поясняют,  почему выбран именно этот ученик.  Учащиеся в группах осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль,  самооценку и взаимооценку.

На уроке в 5 классе « Мы готовимся к телемосту» учащиеся знакомятся с немецкими глаголами.  Предлагается рифмовка : «Wir lernen Deutsch».

Учитель читает рифмовку вслух,  учащиеся повторяют хором.

При этом используется сопутствующий перевод.

Затем организуется работа в парах.

При выполнении упр. 3б (стр. 62)  учащиеся выбирают форму работы :  в парах, в группах, фронтально.

Если учащиеся выбирают работу в парах,  то они читают друг другу  выразительно рифмовку ,  оценивают друг друга; если учащиеся выбирают работу в группах, то  определяют ученика,  осуществляющего контроль чтения других и  оценивающего выполнение заданий;

Если же учащиеся выбирают фронтальную форму работы,  тогда учитель дает установку внимательно прослушать чтение всех учащихся ( при малой накопляемости класса или  наличии времени)  или желающих и осуществить взаимооценку по критериям:  выразительность, правильность,  беглость чтения.

На уроках знакомства с лексикой по теме «Чей город готов ?» (« Wessen Stadt ist fertig ?»)  на этапе введения и правильного закрепления речевых образцов со слабыми глаголами в Perfekt   учащиеся при  выполнении упр. 2 выбирают форму работы: в парах либо в группах.

Если учащиеся выбрали работу в парах, то поочередно зачитывают предложения, подтверждают либо выражают;  в группе один учащийся читает предложения, другие отвечают. Затем учитель осуществляет контроль выполнения задания.

L – Bestatigt oder  widerspricht ! (  Учитель называет  предложения,  а учащийся

 ( один из пары или из группы) отвечает.

Наряду с выбором форм учения, заданий по степени сложности, «коллеги» -  соученика или учитель  для партнерской работы над заданием учащиеся выбирают источники информации, дидактический материал.

На уроке в 7 классе по теме «Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde !»

 (  «Мы вместе заботимся о нашей планете Земля») предлагаем учащимся ответить на вопросы: Какие существуют экологические проблемы? Что нужно делать, чтобы их избегать ?

В поиске ответа ученики могут воспользоваться таблицей из упр. 6 стр 156;  текстами из упр. 2; схемой из упр. 4.

При осуществлении перевода текста на русский язык учащиеся могут воспользоваться: словарем; эквивалентами на русском языке, данными после текста,  комментариями к тексту.

В 6 классе на этапе проверки знаний предлагаем учащимся ответить на вопрос: Чем отличается спряжение слабых глаголов в претерите от спряжения в презенсе ? ( Блок 1У. Урок 5 « Prateritum»).

Учащиеся при поиске ответа могут воспользоваться:

а) помощью опорных схем  «Временные формы глагола»,

б) помощью таблицы «Спряжение слабых и сильных глаголов»;

в) памяткой из учебника;

г) осуществить ответ самостоятельно.

При работе с текстом на уроке домашнего чтения  предлагаем  учащимся вопросы двух вариантов. Урок домашнего чтения в 7 классе по сказке «Великан и его сад».

«Der Riese und sein Garten”

L – Beantwortet die Fragen :





1

11

1 Was hatte ein Riese ?

2 Wo arbeitete der Riese ?

    Was machte er  ?

3 Was geschah im Fruhling ?

Im Sommer ?  Im Winter ?

1 Wo   baute der Riese im Garten eine hohe Mauer ?

2/ Warum kam der Fruhling in den Garten des Riesen nicht ?

3   Warum zerstorte der Riese die Mauer im Garten ?

Wie ist der  Hauptgedanke des Marchens ?


   Предложенные  варианты  отличаются по степени сложности задания.  Если ответы на вопросы первого варианта ученики могут найти в тексте, то второй вариант , составленный из вопросов повышенного уровня сложности требует от учащихся более полного понимания содержания текста,  умения логически мыслить . При проверке результатов выполнения заданий  учитель сначала предоставляет слово ученикам, выбравшим первый вариант, а потом отвечают учащиеся избравшие второй вариант.

При работе по закреплению лексики в 7 классе по теме «Das  Gesicht einer Stadt – Visitenkarte  des Landes»  (  «Лицо города – визитная  карточка страны»)  учащимся предлагается задание :

 1)  Seht auf die  Wortgruppen links und findet ihre deutschen Aguivalente

     rechts ( 1 вариант),

2) Seht auf die Wortgruppen und schreibt ihre deutschen Aguivalente 

    ( 2  вариант)

3)  Seht auf die Wortgruppen und schreibt ihre russischen  Aguivalente

     ( 3 вариант)

Учащиеся , слабо усвоившие лексику, выбирают 3 вариант,  где записывают перевод немецких словосочетаний:

weltbekannte Denkmaler  - всемирно известные памятники

alte Kloster –   старые монастыри

historische Gebaude  - ………   usw

или 1 вариант, где даны словосочетания на немецком  языке и надо найти эквиваленты или на русском языке:

исторические здания                             beruhmte Kathedralen

церкви с золотыми куполами               alte Kloster

знаменитые соборы                               Kirchen mit goldenen  Kuppeln

старые монастыри                                  historische Gebaude

…..                                                                ……..

Учащиеся,  хорошо усвоившие лексический материал, выбирают второй вариант,  где даны словосочетания на русском языке,  которые надо перевести на немецкий язык. Учащиеся , осуществляющие выбор

( индивидуальный или коллективный) пользуются памятками.

Памятка

(индивидуальный выбор).

1. Внимательно прочти все варианты заданий.

2. Осмысли каждое задание.

3. Соотнеси свои желания с возможностями; определи уровень и характер воспроизведения знаний.

4. Выбери те задания, которые сможешь выполнить.

5. Обоснуй выбор и выполни задание.

6. Оцени полученный результат.

Памятка

(коллективный выбор).

1. Прочтите задание.

2. Вместе проанализируйте содержание и выполнение каждого задания.

3. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности с уровнем сложности предлагаемых заданий.

4. Выберите тот вариант, которому отдаете предпочтение ( учитывая мнение каждого члена группы).

5. Разработайте план совместных действий, включив каждого в выполнение заданий.

6. Выберите лидера, который представит результат совместной работы.

7. Оцените результат выполнения заданий и результативность деятельности каждого.

2.2. Ситуация выбора при проведении контрольно – методических срезов на выявление  уровней обученности, обучаемости, учебно – интеллектуальных умений и навыков учащихся

Дети усваивают материал по – разному, а тематические и итоговые контрольные работы не дают возможности выявить уровень усвоения каждой темы каждым учеником, не позволяют скорректировать процесс обучения. В связи с этим возникла необходимость использования контрольно – методических срезов (КМС) на выявление уровня обученности и обучаемости.

Вводный, промежуточный и итоговый контроль предполагает выявление уровня обученности учащихся - уровня предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности. Для  ученика обученность – это оценка результата его учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы и одновременно определение границы сложности заданий для успешной самостоятельной деятельности ученика, а также дозы педагогической помощи для выхода учащихся в его зону ближайшего развития. При выполнении КМС на выявление уровня обученности ученики, претендующие на оценку «4» и «5» выполняют задание самостоятельно, претендующие на «3» могут пользоваться алгоритмами, схемами, рассчитывать на помощь учителя одноклассников. Уровень обученности определяется в баллах от 0 до 4 и переводится в обязательную динамическую оценку развития базового уровня.

Специфическая характеристика уровней  обученности.

 

«0» уровень- ученик может констатировать, что знания были получены раньше, он их узнает, но не может воспроизвести ни при каких условиях.

«1» уровень- запоминание. Ученик знает специфическую информацию, может найти ответ в источнике информации под руководством учителя, одноклассника.

«2» уровень – понимание. Ученик умеет объяснять, находить существенные признаки и связи предметов, явлений, устанавливать признаки сходства и различия, делать выводы самостоятельно, но с использованием опоры (схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.).

«3» уровень – применение. Ученик владеет элементарными умениями и навыками, которые проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. Он использует полученные знания, законы, правила, методы в новых ситуациях, вскрывает причинно-следственные связи.

«4» уровень- перенос. Ученик умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в измененной ситуации, самостоятельно конструировать, исследовать.

 КМС на обученность могут одинаковыми для всего класса ( особенно при первичной диагностике)- тогда ученик выбирает только характер воспроизведения. А могут быть разные (при вторичной диагностике) – тогда выбирается сразу и уровень заданий.

Примерные задания для проверки ( 5 класс).

1) на 0 , 1, 2 уровнях:

·    установить алфавитный порядок  (даны имена немецких детей)

·   дать определение :  Perfekt – это …..

·   что общего и чем отличаются слова : lehren,  der Lehrer , die Lehrer.

·    прослушать рассказ, сделать вывод, о ком говорится в рассказе, где происходит событие

·   выписать из каждой строки одно лишнее слово, которое выпадает из данного логического ряда 

а) Winter,  September,  Fruhling, Sommer, Herbst

в)  Januar,  August, Jahreszeit, November, Dezember

с) Schneeflocken,  Monat,  Jahr,  Tag,  Woche.

2) на 4 , 5  уровнях:

·   заполнить таблицу

      

Sg

Pl

das Dorf

die  Baume

die Oper

 die Obusse

das  Museum

            

·   вставить пропущенные слова  

Hier ___ein Foto.   Was ___ hier : ein Dorf oder eine _____     ?

Die Strassen ___ hier schmal, aber grun.  Einige Menschen ______ Rad.

·   заполнить пропуски в диалоге своими репликами 

Du : -----

Dame: Bitte ?

Du: -------

Dame: Nein, das ist kein Zirkus. Das ist ein Theater.

Du: --------

Dame: Bitte.

·   подобрать антоним из второй строки к слову из первой строки

1 – hier    2 – neu    3 – hinter     4 – hoch      5  -  links

a – vorn    b – dort  c – rechts       d – alt        e  - niedrig

·   восстановить последовательность реплик в диалоге  и  др.

В 5 классе  при проведении промежуточного контроля  ( обученность) предлагаем учащимся также задания  для выявления уровня сформированности  учебно – интеллектуальных умений и навыков : анализ, синтез, сравнение, логика, вывод. Учащиеся выбирают из двух предложенных заданий (например, на сравнение ) одно или выполняют два задания  для получения повышенной оценки.

Анализ

1) Вставь глагол нужной формы:

 Er … traurig

a) sein

b) ist

 c) bin

2) Вставь нужное местоимение

Turnst ….gern ?

a) ihr

b) du

c) wir

1)Найди пару словам:

gross -

gut -

dick –

lustig –

alt -

2) Вставь нужную форму глагола

Jch … viel deutsch

a) lesen

b) jese

c) liest

Синтез

1) Найди слово, объединяющее остальные слова:

Vater, Mutter, Tochter, Tante, Familie

2) Реши и напиши ответ:

zwei + sechs =

1)Напиши слово, объединяющие другие

Apotheker, Lehrer, Agronom, Architekt

2) Реши и напиши ответ:

sechzehn – acht =

Сравнение

Чем отличаются предложения:

Das ist Otto.

Jst das Otto?

Найти сходство и различие между словами :

a) malen  - malst

b) schreiben - schreibe

Логика.

a) Berlin, Munchen, Moskau , Paul

 Что здесь лишнее ?

a) du – wie – Sie - heisst

b) alt – bist – du – sind - wie

Вывод.

Сделай вывод о личных окончаниях глаголов.

1. ich arbeite                  wir arbeiten

2. du arbeitest                ihr arbeitet

3. er  /sie / es arbeitet    sie arbeiten  

Сделай вывод: из каких слов образовались следующие сложные слова:

Deitschlehrerin

Hausarbeit

  Диагностика обученности предполагает коррекционную работу, что отражается в изменении календарно – тематического планирования.

Учащиеся при выполнении КМС на втором уровне могут пользоваться алгоритмами, например, при составлении предложения ( синтез)

gut

Deutsch

lerne

Jch

1. Прочитай все слова.

2. Найди знакомые слова. Значения незнакомых слов найди в словаре.

3. Найди подлежащее и сказуемое.

4. Если предложение повествовательное,  то порядок слов – прямой

 (  ▄   ▲…),

если предложение вопросительное, то порядок слов – обратный

 (▲  ▄… ?  ).

5. Второстепенные члены предложения расположить после подлежащего и сказуемого (если порядок слов прямой)

6. Проверь, все ли слова записаны.

   Диагностирование обучаемости неотделимо от диагностирования обученности, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только связи с возможностями их достижения.

Обучаемость- это способность (пригодность) ученика овладевать заданным содержанием обучения: характер усвоения знаний. Распространенными синонимами понятия обучаемость являются «податливость», «учебная способность», «восприимчивость» и пр. (16,  )

              Учитель проводит диагностику уровня обучаемости не реже 1 раз в четверть.

        Результаты диагностики учитываются в учебном процессе в соответствии с выявленными ситуациями  и уровнями. За КМС на обучаемость выставляется добровольная оценка состояния или развития ( по общему согласию), базового или повышенного уровня.

Специфическая характеристика уровней обучаемости.

 

«0» уровень – ученик не может усвоить минимальный объем знаний в режиме привычной классно- урочной системы.

«1» уровень - учащиеся воспроизводят после соблюдения всех этапов урока изучения нового материала минимальный объем знаний с использованием источников информации и при помощи учителя. Для таких учащихся требуются длительные тренировки, после которых они все же не всегда могут усвоить материал в полном объеме, затрудняются выделить существенное.

«2» уровень - после общей тренировки учащиеся воспроизводят материал обязательной части ( возможно, отдельные задания дополнительно) самостоятельно с использованием источников информации. Для таких учащихся требуется в ходе тренировочных упражнений выделять неоднократно существенное, закономерности, составлять в обязательном порядке ориентировочные основы действий.

«3» уровень – после обязательных подготовительных этапов учащиеся выполняют самостоятельно обязательную часть и (возможно, не все) задания дополнительной части. Для таких учащихся необходимо разрабатывать задания дополнительной части, предполагающие перенос знаний в новые ситуации, творческий подход, развитие мыслительных навыков, обобщение знаний.

«4» уровень - учащиеся свободно усваивают изучаемый материал, выделяют все задания, закономерное, выполняют все задания КМС. Для таких учащихся рекомендуется на этапе закрепления давать индивидуальные задания.

Приведем пример  КМС на обучаемость ( 5 класс). Тема урока : « А какими нам запомнились герои других детских книжек ? Глагол -  связка  sein).

На этапе закрепления грамматического материала предлагаем учащимся КМС , где в обязательной и дополнительной частях предложено по 5 заданий. Учащимся предлагаем выбрать по 3 задания из каждой части, а по желанию возможно выполнить все 5.

 

Обязательная часть.

1. Jch …gross.

a) bin

b)   ist

c) sein

2. Wir …klein

a) seid

b)   sein

c) sind

3. Das …Dieter und Hans

a) ist

b)   sind

c) seid

4. Malvina … schon.

5. Karlson   und Buratino …nett.

Дополнительная часть

1. Jch … Jna.

    Wir ….Olaf  und aus Weimar.

     Weimar …schon.

2.

Du                 seid            lustig.

Dieter            sind           10 Jahre alt.

Wir                ist             gut.

Die Kinder                     bose.

Jhr                                 nett

3. Составь предложение; употреби глагол – связку  sein.

bose

sein

Karabas

4 . Выбери лишнее  ( почему? ).

        bin,  seid,  sind,  sie,  bist.

5. Сравни предложения: Du bist klug.

                                          Wir sind klug.

 

Все учащиеся выполняют обязательную часть, т.е. справляются с низким уровнем знаний, они,  по своему желанию, могут приступить к выполнению второго уровня -  дополнительному заданию для получения более высокой оценки.

Коррекция обучения после выполнения КМС на выявление уровня обучаемости может проводиться в двух направлениях (в соответствии с ситуациями):

Низкий уровень усвоения у отдельных воспитанников

          

Выявление причин  (пропуск занятий, несформированность необходимых навыков учебной работы,  пробелы в знаниях, хроническое отставание по большинству предметов и т.д.

 


Коррекционная работа с отдельными детьми

Низкий уровень усвоения у большинства детей, затруднения при выполнении одних и тех же заданий

Выявление причин  (малая эффективность методов и приемов обучения, отсутствие необходимого повторения,  нерациональное распределение учебного времени и т.д.

 


Коррекционная работа с группой (классом).


В зависимости от объема и характера допускаемых ошибок  планируем следующие уроки, проводим дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися. Данная работа помогает ученику чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению  здоровья учащихся;  получить возможность самоутверждения; максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;  раскрыть свои ресурсы и возможности.

2.3. Роль ситуации выбора в разработке и апробации новых форм  оценивания знаний , умений и навыков учащихся

Учет индивидуальных показателей учащихся обязательно должен сопровождаться расширением представлений учителя и ученика о привычной системе оценок.

Мы знакомим учащихся с видами оценок и  условиями их получения.

Оценка состояния- оценка, позволяющая сравнивать знания, умения и навыки ученика с нормативами и со знаниями, умениями и  навыками других учеников .Данная оценка, как правило, не стимулирует стремление к росту, но она является необходимым условием учебного процесса.

     Оценка развития- оценка, выставляемая за позитивное изменение состояния ЗУН ученика в сравнении с их прежним состоянием. Данная оценка стимулирует стремление к росту, может быть выставлена ( в исключительных случаях) без соответствия нормативам.

       Вычислительная оценка – это оценка ЗУН, предполагающая полное их усвоение и не представляющая ученику права выбора выполняемого задания, при этом не учитывается индивидуальность ученика. При выставлении вычислительной оценки 100% правильно выполненных заданий соответствует «пятерке».

 

Накопительная оценка- это оценка ЗУН ученика, предполагающая возможность выбора учеником определенного количества заданий из большого количества предлагаемых.         ( можно решить много простых заданий, а можно- несколько сложных, оценочный результат же при этом будет одинаков.

 При выполнении КМС на обучаемость «5» может быть выставлено за все задания обязательной части и 1 ( из 3-5) дополнительной.

Например, при выполнении КМС на выявление уровня обучаемости в 6 классе по теме « Partizip 11 сильных и слабых глаголов» предлагаем учащимся обязательную  часть ( 3 задания) и дополнительную ( 3 задания), но задания имеют варианты, которые учащиеся могут выбрать для себя по степени сложности.

               

                             Вариант 1.

1 часть

1. Продолжи:            

malen -  gemalt

turnen – ge ….

moichen - …..

lernen - …..  

                                                              

2. Дополни:

reshaen – gerechnet    

 sch….   -  geschenkt

 sa …n   -  gesagt 

3. Wie ist es richtig ?

kommen – ge …..en

gehen – geg…gen

schreiben – geschr…en                                           

.                                                              Вариант 2.

11 часть

1. Продолжи:

arbeiten –

erzahlen -                                                              bauen –

musiziren –

2. Дополни:

…..geschmucbt

……gelebt

…..gespielt

3. Wie ist es richtig

…   - geflegen

… - gelaufen

… - gelesen.

11  часть ( дополн.).

1. Что общего и чем отличаются формы глагола:

geturnt

gemalt

gelesen

2. Wahle die richtige Form.

1) Thomas     die Hausaufgabe

a)   haben bekommen

b)   hast bekommen

c)   hat bekommen

2) Die Kinder  …Fusball …

a)   haben gespielt

b)   habt gespielt

c)   haben gespielen

3 . Указать, где сильные и слабые глаголы.

schreiben

machen

lachen

kommen

gehen

11   часть ( дополн.).

1. Сравните формы глагола:

geturnt

gemalt

gelesen

2. Vollende die Satze.

1) Jch habe die Hausaufgabe gut … (machen)

2) Erika hat Ball …. ( spielen)







3. Привести примеры сильных и слабых глаголов.

     ( 5 глаголов)


 

Учащиеся знакомятся с заданиями двух вариантов, определяют, что задание 11 варианта сложнее,  выбирают варианты для себя,  могут заменить задание из одного варианта на  задание из другого, тем  самым повышая или понижая оценку.

                       

Динамическая оценка- это оценка ЗУН, предполагающая возможность пересдачи и повышения оценки.

Текущая оценка- это оценка, выставляемая ученику за освоение единичного (фрагментарного, элементарного, эпизодического) ЗУН.

Обязательная оценка – это оценка, выставляемая ученику обязательно.

Добровольная оценка- это оценка, выставляемая ученику по совместному решению                 (выставлять, или нет), по его просьбе или желанию.

Оценка базового уровня – это оценка ЗУН, входящих в государственный образовательный стандарт.

Оценка повышенного уровня – это оценка ЗУН, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта.

Основные положения  и правила оценивания ЗУН учащихся.

1. Учитель  перед началом изучения курса (раздела курса) знакомить учащихся

с обязательным образовательным минимумом, количеством текущих оценок, соответствующих этому минимуму, формами контроля и критериями оценивания.

2.Учитель  перед началом изучения курса (раздела курса) знакомить учащихся с возможностями и условиями получения добровольных текущих оценок и оценок повышенного уровня.

В 5 классе предлагаем учащимся при знакомстве с разделом «Wir bauen unsere Stadt»  («Мы строим наш город») перечень заданий  для получения добровольных текущих оценок:

1) план – рисунок будущего города

2) сообщение о денежной единице Германии ( на русск. яз.)

3) сообщение «Город будущего» ( на нем. яз.).

4) конструирование модели города ( с рассказом о нем).

5) выполнение рисунков к диалогу «Роби в магазине канцтоваров»

6) изготовление предметных рисунков «Письменные принадлежности»

7) сообщение «Достопримечательности   Кельна»

8) изготовление рекламного проспекта города   N.

9) инсценировка диалога

10)составление  кроссворда, ребусов по теме.

В 6 классе при знакомстве с разделом «Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen»

( «Что наши немецкие друзья делают в школе)

предлагаем перечень занятий:

1)  составление  расписания уроков школы , в которой ты хотел бы учиться;

2) изготовление наглядных пособий: макет циферблата

3) рисунки : «Jorgs Zimmer»,  «Elkes Zimmer»

4) стихотворение «Die poetischen Verben»

- фрагмент выучить наизусть;

- составить аналогичное с использованием слабых глаголов

5) кроссворд « Школьные предметы», «Сильные глаголы»

6) план – рисунок «Распорядок дня» ( на нем. яз.).

При изучении раздела «Klassenfahrten durch Deutschland»

(«Поездка по Германии»)  предлагаем задания:

1) сообщение о Германии ( границы, население, федеральные земли …)

2) изготовление карты Германии для индивидуальной работы,  работы в парах.

3) составление кроссвордов «Города Германии», «Средства передвижения», «Достопримечательности», «Еда и напитки»

4) предметные рисунки  «На чем можно путешествовать», «Еда и напитки»

5) сообщение «Бремен».

На протяжении изучения раздела учащиеся выполняют по желанию выбранное задание,  представляют его на уроке, внеклассном мероприятии, получают добровольную текущую оценку. Учащимся предлагаем необходимый материал для подготовки сообщений и др.

3.Учитель  перед началом изучения курса (раздела курса) знакомит учащихся с количеством итоговых оценок и устанавливает  крайний срок их выставления.

4. До установленного срока выставления итоговой оценки в классный журнал учитель самостоятельно выставляет только статические  обязательные оценки состояния. Динамические оценки- оценки развития, добровольные , повышенного уровня-выставляются, в случае их непересдачи, в установленный срок выставления  итоговой оценки (добровольные и повышенного уровня-  только по согласованию с учащимися, развития- без согласования учащихся).

5.Текущую обязательную оценку ниже отличной ученик может передавать один раз в срок, согласованный  с учителем. Повторная пересдача возможна только с разрешения учителя.

6. Оценка базового уровня -  обязательная, а оценка повышенного уровня- добровольная .

   

 7. Текущие оценки  делятся на текущие обязательные базового уровня и

текущие добровольные как повышенного, так и базового уровня. Характер оценки за конкретный вид учебной деятельности  определяется учителем вместе с учениками.

 8.  В число добровольных, статических текущих оценок входят:

а) результаты участия ученика в конкурсах,  олимпиадах  и т.п.

б) результаты участия ученика во взаимообучении других (групповые занятия, консультации  и пр.)

в) отзывы  на творческие работы  одноклассников и пр.

9. В число обязательных динамических оценок развития базового уровня  входят:

 а) результаты вводного, промежуточного, итогового контролей (в том числе за скорость чтения, письма)- оценки уровня обученности;

          б) результаты КМС на выявление уровня сформированности учебно- интеллектуальных умений и навыков (данные оценки являются обязательными для отчетности учителя, администрации и добровольными - при выставлении в классный журнал).

10. Оценка за КМС на обучаемость является текущей добровольной оценкой состояния и развития одновременно, частично накопительной (за дополнительную часть) и в связи с этим - базового или повышенного уровня.

11.Оценки, выставляемые в ходе урока, могут носить различный характер в зависимости от содержания и целеполагания ученика и учителя:

-текущие обязательные статические или добровольные;

-оценки базового и повышенного уровня;

-оценки состояния или развития;

-оценки накопительные и вычитательные.

 12. Оценки за индивидуальные и групповые занятия  - это оценки развития, накопительные, динамические, добровольные, могут быть как базового, так и повышенного уровня. Согласно районному и школьному Положению о дифференцированном обучении данные оценок фиксируется в специальных журналах для индивидуальных и групповых занятий, в классный журнал не переносятся, но учитываются при выставлении итоговых (четвертных,  годовых) оценок.




                                                             

 

                                                                                                                            











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

( определение эффективности и результативности работы по использованию ситуации выбора в учебном процессе)

Чтобы определить  эффективность и результативность любого направления педагогической деятельности ,  необходимо разработать целостную систему мониторинга, диагностический инструментарий, которые помогут выявить  как объективные, так и субъективные показатели ,  позволят их  сравнить , установить   закономерности и взаимообусловленность. Мы не можем сказать, что такая система нами уже создана, однако определенный диагностический инструментарий для определения эффективности и результативности использования  ситуации выбора в учебном процессе нами разработан и апробирован.

На сегодняшний день он представлен:

1.   Результатами изучения  по методике Филлипса уровня  и характера тревожности ,  связанной со школой.

2.   Результатами ранжирования учащимися изучаемых предметов .

3.   Результатами анкетирования  по выявлению субъектной оценки учащимися составляющих рефлексивной деятельности ( уровней  обученности, обучаемости , развития учебно – организационных и учебно – интеллектуальных УН).

4.   Результативностью  обученности  и  внеклассной работы  по немецкому языку.

Рассмотрим  результаты  мониторинга   определения эффективности и результативности использования  ситуации выбора в учебном процессе .

1. Результаты  изучения  по методике Филлипса уровня  и характера тревожности,  связанной со школой

Психическое состояние ребенка во многом определяет успешность его деятельности, оказывает  влияние на его психическое и физическое здоровье. В полной мере это относится  и к учебной деятельности, так как учебный процесс в школе  насыщен эмоциями, переживаниями , чувствами, способными  вызывать учебный стресс или создавать комфортные условия обучения. Превращению эмоций , переживаний , чувств  из тревожных , негативных в радостные , положительные  способствует во многом создание ситуации выбора в учебном процессе, ведь  с ситуацией  выбора связано  повышение эффективности учебной деятельности, минимизация множества стрессогенных  ситуаций или смягчение их  воздействия  на учащихся. Это подтверждается результатами  изучения  по методике Филлипса уровня  и характера тревожности ,  связанной со школой. В данных исследованиях, проведённых психологами ЦПМСС, в 2002 – 2003 учебном году приняло участие 34 учащихся Любечанской ООШ, в 1 полугодии 2004 – 2005 учебного года – 36 учащихся. Приведём результаты ранжирования факторов тревожности самими исследуемыми  (приводим данные по школе в целом, так как работа по созданию ситуации выбора в учебном процессе проводится на всех учебных предметах  педколлективом школы)


          2002-2003 учебный год

2004-2005 учебный год (первое полугодие)

Факторы:

1 -  общая тревожность в школе;

 2 – переживание социального стресса;

3 – фрустрация потребности в достижении  успеха;

4 – страх самовыражения ; 

         5 – страх ситуации проверки знаний;

6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Анализ результатов свидетельствует о снижении уровня тревожности по всем факторам, что следующим образом  связано с основными изложенными в концепции положениями:

- снижается страх ситуации проверки знаний из – за возможности выбрать характер и объем  воспроизведения знаний при  диагностике уровней обученности, обучаемости, а также в связи с  возможностью получить  желаемую оценку (  динамические оценки);

- снижается страх самовыражения и страх не соответствовать  ожиданиям окружающих, так как учащимся предоставляется возможность выбора формы работы для подготовки ответа ( групповая – в парах;  с использованием источников информации ( алгоритмы, схемы, памятки) – или без них ) ,  а также формы   воспроизведения  знаний  ( письменно или устно),  уровня знаний ( базового или повышенного) . Учащиеся становятся более раскованными  при  высказывании своего мнения ; привычными становятся обращения за помощью к учителю, однокласснику;

- со снижением страха ситуации проверки знаний , самовыражения и страха  не соответствовать  ожиданиям окружающих связано и снижение проблем и страха  в отношении с учителями , так как ребенок превращается в субъект , то есть  не только учитель, но и он сам оценивает свою собственную учебную деятельность, методы познания, определяет проблемы учебной деятельности, намечает учебные задачи и т.д.

2. Результаты ранжирования учащимися изучаемых предметов

Результаты ранжирования учащимися изучаемых предметов  свидетельствуют о стабильности высокого рейтинга немецкого языка

в Любечанской ООШ на протяжении последних лет.

Учебный год

предмет

место (из 14 возможных)

2001 – 2002

немецкий язык

11 место

2002 - 2003

немецкий язык

111 место

2003 – 2004

немецкий язык

1 место

1 полугодие 2004 -2005

немецкий язык

1 место



3. Результаты  анкетирования  по выявлению субъектной оценки учащимися составляющих рефлексивной деятельности ( уровней  обученности, обучаемости , развития учебно – организационных и учебно – интеллектуальных УН)

В связи с тем, что , по нашему мнению , именно   организация  рефлексивной деятельности учащихся  в наибольшей степени способствует реализации собственно педагогического  направления  в системе работы  по здоровьесбережению детей , так как это обусловлено снижением затратности учебного процесса, повышением его комфортности, мотивированности, индивидуально – дифференцированной направленности, мы предлагаем  учащимся  в соответствии с существующими уровнями ( от 0 до 4  см. стр. 18        концепции )  сделать самооценку  уровней обученности, обучаемости, развития  учебно – организационных и учебно – интеллектуальных умений и навыков. Результаты  анкетирования по данным вопросам  учащихся 5 –х классов  ( таблица № 1)  и  9- х классов ( таблица № 2)  позволяют сделать следующие выводы:

- оценка  учащимися   собственных уровней развития обученности, обучаемости, развития  учебно – организационных и учебно – интеллектуальных умений и навыков  соответствует , в целом,  оценке учителями  и членами администрации данных индивидуальных показателей, в том числе и в отношении немецкого языка;

- уровень сформированности данных умений на уроках немецкого языка возрастает в 9 – ом классе по сравнению с 5 . В 5 классе уровень сформированности индивидуальных показателей  в отношении немецкого языка учащиеся оценивают  немного ниже, чем по  таким  предметам, как  литература, история, ОБЖ, природоведение,  музыка, ИЗО, физкультура, что объясняется  новизной предмета . В 9  классе индивидуальные показатели на уроках немецкого языка  занимают более высокие места ( выше  русского языка , алгебры, геометрии, химии и др. предметы),  уступают лишь литературе, физкультуре и труду. Это является результатом использования при обучении немецкому языку  представленных в концепции положений.

Таким образом, диагностика индивидуальных показателей учащихся на основе создания ситуации выбора, привлечение учащихся к оцениванию собственных индивидуальных показателей, дальнейшее построение учебного процесса с учётом данных показателей и с применением ситуации выбора способствует  снижению затратности учебного процесса, повышению его комфортности, мотивированности, индивидуально – дифференцированной направленности и  является одним из условий здоровьесбережения учащихся.


4.Результативность обученности и внеклассной работы по немецкому языку

         Формирование коммуникативных умений школьников, обеспечение готовности к общению на иностранном языке, знакомство детей  с миром зарубежных сверстников, культурой страны изучаемого языка, активное использование при этом школьного Положения об оценивании знаний, умений, навыков в условиях дифференцированного обучения и, в частности, разработка системы заданий для получения детьми добровольных оценок повышенного и базового уровня, позволяют проводить большую внеклассную работу по немецкому языку. Развитие рефлексивной деятельности учащихся (навыков антиципации, определения задач для индивидуальной и коллективной учебной деятельности, само-взаимоконтроля и т.д.), а также формирование общеучебных и специальных умений и навыков ( умения работать с книгой, учебником, справочниками, словарями, применять перевод, цитировать и т.д.), использование приемов активизации познавательной деятельности школьников, рациональное сочетание фронтальной,  групповой, индивидуальной форм работы способствуют повышению эффективности процесса обучения и обеспечивают достаточно стабильный уровень обученности по немецкому языку и результативное участие учащихся в районных мероприятиях: в предметных олимпиадах и смотрах художественной самодеятельности на немецком языке.

Результаты обученности   учеников по немецкому  языку.

 

Учебный год

Средний % успеваемости

Средний  %  качества знаний

по предмету  в школе

по предмету в районе в целом

по предмету  в школе

по предмету в районе в целом

2001 – 2002

100

100

53

50

2002 - 2003

100

100

54

52

2003 – 2004

100

100

59

57

1 полугодие 2004 - 2005 г.

100

100

60

 

Участие учащихся в районных мероприятиях по немецкому языку

 

№№

Дата проведения

Тип мероприятия

Кол-во участников

Клас-

сы

Занятые места, фамилии победителей

1.

Ноябрь 2002 г.

Смотр художественной самодеятельности

10

8 - 9

 11  место

2.

Декабрь 2003 г.

Олимпиада

2

9

111 – Батраков С.

У  - Иванова И.

3.

Декабрь 2004г.

Олимпиада

2

9

111 –Бобок Ю.

У1 – Бабич А.

    Участие учащихся в школьных мероприятиях по немецкому языку

 

№ п/п

Дата проведения

Тип мероприятия

Кол-во участ-ников

Классы

Занятые места, фамилии победителей

1.

Январь 2002г.

КВН

15

7-9

9 класс

2.

Викторина «Что мы знаем о Германии»

17

8-9

1- Ламыго В.

11-Мошкарева

111-Гуща А.

3.

Декабрь 2002г.

Брейн-ринг «Кто лучше знает немецкий язык?»

14

7-9

1-Бобок Ю.

11-Батраков С.

111- Гуща А.

4.

Январь 2003г.

Инсценировка «Театральный бомонд»

20

6-8

5.

Февраль 2003г.

Конкурс страноведческих газет «Расскажу о Германии»

18

6-9

1-Давыдкова Т.

11-Пацукова А.

111-Смирнова С.

6. 

Октябрь 2003г.

Праздник « Наш хлеб»

17

6-7

7.

Декабрь 2003г.

Рождественский вечер

16

8-9

8.

Январь 2004 г.

Конкурс страноведческих листков « Страны говорящие на немецком языке»

22

6 -  9

1 – Мошкарева В..

11 – Пацукова А.

111 – Шипкова И..

9.

Март

 2004 г.

Музыкальный вечер

 « Мой день в школе и дома»

14

5 - 6


10.

Ноябрь 2004 г.

Конкурс чтецов «Немецкая поэзия»

12

6 – 9

1- Дюмина Т.

11-Боронко О.

11.

Декабрь 2004 г.

Инсценировка сказки братьев Гримм

8

 6 - 9

Таким образом, определив эффективность и результативность использования ситуации выбора в учебном процессе, мы доказали роль данного элемента многих современных образовательных технологий в построении дифференцированного обучения как основы здоровьесбережения

учащихся.

Р Е Ф Л Е К С И В Н А Я  Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

 

Диагностика инди-
видуальных показа-
телей учащихся.

 

Дифференциация как основа сбережения

 

Процесс обучения на основе индивидуальных показателей

 
                                 ситуация                            ситуация


                                            выбора                                           выбора


                                        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

         СанПиН  2.4.2.1178-02.

2.   Новая шкала трудностей учебных предметов в современной 

         школе. // Вестник образования России, 2004 г., № 9.

3.   Абасова З. Системный подход при проектировании целей урока.

         // Завуч, 2003 г., № 2.

4.   Алиев Н. Выбор особенностей учащихся при дифференцированном

         обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе,    

         1992 г., № 5-6.

5.   Брызгалова Т. Система, сберегающая здоровье школьников.  

// Директор школы, 2003 г., № 4.

6.   Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания 

              при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе,    

              1999 г., № 5.

7.   Епишева О. Основные параметры технологии обучения. // Школьные 

         технологии, 2004 г., № 4.

8.   Епишева О. Что такое педагогическая технология. // Школьные

         технологии, 2004 г., № 1.

9.   Зотова Ф. Исследование влияния инноваций в обучении на здоровье  

         школьников. //   Школьные технологии, 2004 г., № 1.

10.   Кузнецов С. Современный толковый словарь русского языка. С-П,  

         «Норинт», 2003 г.

11.   Нагорных С. Возможности формирования здоровья субъектов   

         образовательного процесса в рамках обучения. // Методист, 2003 г.,   

         № 1.

12.   Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье   

         школьников. // Директор школы, 2004 г., № 5.

13.   Остапенко А. Моделируем систему школьной оценки. // Школьные     

         технологии, 2004 г., № 1.

14.   Подласый И. Продуктивная педагогика. // Книга для учителя. М.:

         Народное образование, 2003 г.

15.   Полат Е. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе,

2000 г., № 6; 2001 г., № 1.

16.   Скороходова Н. Постановка цели урока. // Сельская школа, 2003 г.,

№ 2.

17.   Черноусова Ф. Организация самостоятельной работы учащихся. 

// Завуч, 2004 г., № 4.

18.   Яковлева З. Создание ситуации  выбора на уроке. // Школьные 

         технологии, 2004 г., № 1.

Похожие работы на - Ситуация выбора в здоровье сберегающем учебном процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!