Современный педагог
На
тему
Современный педагог
Выполнил:
Студент
ТГГПУ ФВЯ 102 группы
Принял
Казань-2005
Введение
Возникнув
как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ
воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более
становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей
всех возрастов.
Положение о
важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным
во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое -
это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности,
искусство
В настоящее
время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика
как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека.
2. Возрастная педагогика (изучающая особенности воспитания людей на различных
этапах возрастного развития)
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития,
обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на
ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей
занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых
– олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе –
логопедия;
Современный педагог
Педагог должен: проявляя
активность, взаимодействовать с миром (характер этой активности определяется
субъективно свободным отношением личности). Влияние педагога должно
ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям. Взаимодействие
педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на
уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания. Заключение.
Педагогическое мастерство
в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и
умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на
воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.Новые образовательные
технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Уровень овладения педагогической технологией
может быть элементарным и профессиональным.
Открываются специальные учебные заведения по подготовке
учителей, и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина.
Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Главной целью педагога является обучение учащегося
деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном
процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру,
которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных
отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять её
убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо
относиться к чужому мнению» извлекать из него рациональное, нести личную
ответственность за доверенную ему часть общего дела). Равноправное,
демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание
проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к
другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место
заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.
Современный педагог это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет
природу ребёнка.
В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского
государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку
адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
К сожалению, среди современных
педагогов наблюдается практически полное незнание научной части и, как
следствие, их искусство становится сродни «дачной архитектуре», когда каждый
садовод творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не
задумываясь над тем, что у него при этом получается. Но класс учеников,
доверенный педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и развиваются
все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее
социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация личности.
Нравственный упадок современного общества, как мне кажется, связан с
отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться, и
высококвалифицированных педагогов.
Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог,
опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему
правильными и действенными, но полностью противоречащие психологии. Он может
начать считать, что ученика нужно как можно больше ругать, и как можно меньше
хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а похвала расхолаживает. Или начинать
ответ на любой вопрос ученика с порицания, думая, что ученик от этого начнет
лучше заниматься, стараясь найти ответ на вопрос самостоятельно. Или
провоцировать публичное осмеяние ученика за допущенные ошибки, также стараясь
таким зверским способом улучшить качество его самоподготовки. К сожалению
приведенные мною способы не редкость, а постоянная практика, применявшаяся
некоторыми педагогами в моей собственной школе, кстати, считающейся одной из
образцовых в районе. К
недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести отсутствие
соответствующей научной литературы. В чем же причина актуальности проблем,
поднятых Ушинским, применительно к нынешнему образованию? Мне представляется,
что Константин Дмитриевич ошибся, утверждая, что она кроется только в
отсутствии педагогической литературы, так как таковая появилась, но не принесла
с собой ни каких изменений. Истинная причина педагогической неграмотности, на
мой взгляд, кроется не в невозможности читать педагогическую литературу, а в
нежелании многих педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной
из проблем, также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов,
что их профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие
теоретической подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно
Педагогика – это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание
этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно
подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания
и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика –
это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с
людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько
эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.
Особенно
важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию
психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в
социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и
«педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура
педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и
направленности.
Каждый
педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для
достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в
структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей,
хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые
лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им
самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора,
читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории
различны.
Заключение
Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный
процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать
самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за
многие тысячелетия. “Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и
повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением
воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития
способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека.
Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не
исчерпывает проблему воспитания.
Использованная
литература:
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной
педагогике. — М.: Изд. Дом Амонашвили, 1995 г. 496 с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической
технологии. — М.: Педагогика, 1989 г.
3. Гуманистические воспитательные системы вчера и
сегодня/Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. об-во России, 1998 г.—336 с.
4. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных
технологий в межсубъектной педагогической реальности. — Вл-к, 1999 г.— стр. 83—85.
6. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова
Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М.: Новая школа, 1996 г. — 160 с.
7. Кузьмина Н. В. Методы исследования
педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970 г.
8. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и
реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
9.
Педагогика: учеб. пособие
для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред.
С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. – 352