Профессиональная личность. Становление и совершенствование педагога
КФ НГПУ
Реферат
Тема: Профессиональная личность. Становление и
развитие педагога
2010
План
1. Профессиональная личность педагога
2. Становление и развитие
3. Источники
Ведение
Можно
с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная
общественность, можно судить о её культурном уровне и
жизнеспособности.(М.М.Рубинштейн)
Современный
учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и
требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными
способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся,
быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных
свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и
самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность,
дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность,
искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти
способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную,
своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя
достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств,
а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создают
преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и
деятельности педагога.
Реализация
современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего
высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие
интеллектуальные позиции в обществе.
Современный
педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования,
высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь
ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии
школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только
формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но
и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности,
помочь педагогу оценить свое «Я».
Учитель
- профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как
хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного
общества.
Педагогический
профессионализм определяется через понятие
"педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как
идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к
самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности
педагогического труда.
Педагогическое
мастерство зачастую воспринимается как важнейшее
профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним
из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается
результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости
школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог -
мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога
наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято
считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Личность
педагога в традиционной системе обучения:
Более всего при подготовке к урокам
учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового
материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом
преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически
всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в
учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий
уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его
собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым
знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему
режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика,
установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное,
прохождение программ.
Еще Д.И. Менделеев предлагал
преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный
объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не
горит, а дымит.
2. Становление и развитие педагога
Первый
уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в
течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые
два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан
на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из
предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое
образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для
получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического
образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить
профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную
работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум
педагогическим специальностям.
Полное
высшее педагогическое образование основывается на базовом
и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и
образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной
ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую
научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое
образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки,
предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах
образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).
В
государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего
педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого-
педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный,
составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие
мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого-
педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование
учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой
индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение
содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой
культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.
Существует
различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя
конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника
молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование
в широком
смысле слова - это совершенствование своих знаний и умений в различных
областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и
умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно
соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.
Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль.
Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить
себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом
этапе деятельности.
Профессионализм
учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные,
нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в
воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно,
учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им
следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои
личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов
(методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность,
культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный
контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи;
эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные
качества.
После
этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает
профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный,
вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные
помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и
слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования,
наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические
семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая
из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога
творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.
Самовоспитание
начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В
процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы
различные приемы, среди них выделяются три группы:
·
Самоинформирование
·
Самопобуждение
·
Самоорганизация
Самоинформирование
основывается
на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не
может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на
умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег,
школьного психолога, учеников и их родителей.
Самопобуждение
к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами
являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению
в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально
значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания,
но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы
самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Выявляя
способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко
установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес
к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени,
состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе
профессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешние
и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о
том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов
(знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов
самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие
знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской
деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и
слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные
возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на
накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной
педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию
профессионального саморазвития.
Важным
профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как
правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не
обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия
профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как
хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у
студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно
такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании
состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее -
определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.
Сейчас
много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном
подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей,
"имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на
50% - посредственный, ниже 50% - плохой" [5, с. 214]. Но ведь всякий
учитель - личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать:
в чем сила и слабость каждого из них.
Важным
показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих
качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а
субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов,
проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет
интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности,
им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к
педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях
детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой
индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки
умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей,
нести ответственность за результаты обучения и воспитания.
Итак,
индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности
педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить
и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если
профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при
подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой
индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания
школ и педагогических вузов.
Виды
деятельности педагога;
-
условия труда педагога;
-
основные требования к профессии учителя;
-
перспективы профессионального роста.
Все
указанные личностные и профессиональные качества составляют модель
"идеального" или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по
себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и
профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную
самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.
Литература
1. Курдюмова И. М.,
Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы //
Педагогика. 1998. N 3.
2. Шиян О. М.
Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.
3. Макаренко А. С. О
воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.