Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения
В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и
умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся
и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную
деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,
запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного
функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного
действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности
создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания,
устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного
мира.
Условием построения теории обучения в высшей школе является
взаимосвязь трех формирующих начал:
1)
накопление опытного
эмпирического материала исходя из оценки практики учебного процесса, его
типизации, классификации и группировки;
2)
установление эмпирических
связей и элементов, составляющих учебный процесс;
3)
формирование
теоретических, обобщенных, объективных отношений, составляющих учебный процесс,
выявление их причин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную
основу, достаточную научную определенность и объективность.
Обучение,
учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-это понятия
неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию
образования, и к любому конкретному факту обучения.
Весьма существенным является также и то обстоятельство, что
обучение происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам
процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на
основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на
физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория обучения
должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и психологией учения.
Это требует от преподавателей обращения к активной психической деятельности
студентов, влияющей на развитие их творческой мыслительной работы,
обоснованного психологического подхода к каждому занятию и, что особенно важно,
умению моделировать студенческую аудиторию, управлять ее познавательной
деятельностью.
Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с
закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным образом в
обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и творчески
действующей личности специалиста высшей квалификации. Это обоснование требует
предварительного рассмотрения некоторых общих связанных между собой понятий учения
о высшей нервной деятельности и психологии. К таким понятиям, прежде всего,
относятся сознание, мышление, разум и психика.
Сознание в психофизиологии рассматривается как
свойство человека отражать действительность в ощущениях, восприятиях,
представлениях, представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам
оценивать и устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей
средой и совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание
человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно позволяет нам
воображать, изобретать, обобщать явления и события, строить догадки и
предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образ объективного
мира в определенном творческом представлении.
Мышление
- это свойство мозга
человека, особым образом организованной материи, отражать объективную
действительность в понятиях, суждениях, образах обобщенных представлений.
Мышление и его развитие имеют неразрывную связь с трудовой деятельностью и
языком людей. Для мышления свойственны такие процессы, как анализ и синтез,
гипотетический поиск, абстракция, формулирование понятий и законов,
доказательств, умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активно
примыкает понятие «разум» - активный процесс мышления, характеризующий глубокое
понимание явлений окружающего мира, путей и форм их развития.
Психика – специфическая функция мозга человека,
обеспечивающая его многообразное приспособление к изменяющимся условиям
окружающей действительности. Психические функции включают оперирование
ощущениями, восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной
деятельностью. Психика, так же как сознание, выражает субъективный образ
объективного мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как
психика рассматривает не только сознательное, но чувственное и подсознательное.
В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами
психологии являются:
-
психологическое
обоснование путей приобретения знаний и навыков;
-
организация и управление
процессами мыслительной и трудовой деятельности;
-
психологическое
обоснование путей совершенствование методов преподавания;
-
обоснование особенностей
возрастного развития студентов;
-
оценка психических свойств
студента;
-
выявление и развитие
индивидуальных творческих особенностей и склонностей студентов;
Выявление закономерностей психологической теории
обучения в высшей школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей
психологии студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст
расцвета физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не
зрелость.
С
приближением зрелости происходит непрерывное нарастание работоспособности,
динамики активной деятельности, продуктивности. В то же время моменты
повышения динамики одной функции сменяются моментами понижения других функций.
В этом возрасте наблюдается развитие вербального интеллекта, динамичность
возбуждения. Повышается уровень наблюдательности и общая культура наблюдения.
Совершение действий, поступков преобладает над их обоснованием. В этом возрасте
характерны проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в
сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки вероятных
последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается безразличное
отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания старших
воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерно
стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегда
прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своих
возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности, негативизме и
даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы товарищества и
дружеской солидарности.
Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением
интереса к определенной деятельности и области знаний имеет место отрицание и
скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Категоричность мнений в этом
возрасте легко может измениться, особенно под влиянием «авторитетных» друзей.
Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования
знаний, научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней
мыслительной культуры.
Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет
оценка свойств личности по темпераменту.
Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:
-
холерики (темпераментны,
активны, общительны, энергичны);
-
сангвиники (легковозбудимы,
настойчивы, активны, уравновешены, общительны);
-
меланхолики (медлительны,
замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и состояниям, застенчивы, болезненно
чувствительны, не уверены в себе);
-
флегматики (с наиболее
сильным, уравновешенным типом характера, неторопливы, настойчивы, необидчивы).
В отношениях к учебной и научной
работе выявились специфические студенческие типы: эмпирики, аналитики,
рационализаторы, логики, исполнители, организаторы, систематики, эрудиты,
генераторы идей, романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.
Существенным является использование
психологических обоснований для управления познавательной деятельностью
студентов, путем организации интересов, мотивов, установок, активной
мыслительной деятельности и применения методов рефлексивного воздействия.
Мотиву, установка, интересы. Большое значение для учебного процесса имеет
интерес к познанию, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и
мотивировка неразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной
деятельности. С позиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки
характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного
раздражения. То, что вступает во взаимодействие с ним, включается во временные
связи и соответствующим образом закрепляется.
Мотивация познавательной деятельности
характеризует собой отношение человека к тому или иному проявлению
действительности и связана с возникновением потребности к познанию. Интерес
есть выражение направленности сознания человека в силу наличия у него
взаимосвязанных систем отражения действительности. Если такая связь существует,
процесс познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению
ослабевает, а затем может исчезнуть совсем.
Интерес и мотивы являются для учебного
процесса основой, на которой возникают, закрепляются и развиваются знания,
навыки и практический опыт студентов. Мотивация, интерес, потребность познания –
все это необходимые условия учебной деятельности. Учебная информация более
активно воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность в ее
восприятии. Одно и тоже содержание изучаемого предмета одинаковой степени
сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в зависимости
от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов.
Учебный процесс совершается более активно в
тех случаях, когда он связан с решением задач проблемных ситуаций, а проблемы
имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы
стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность. Значительный интерес
представляет мотивация для организации процесса обучения и направления
мыслительной деятельности студентов.
Существенный интерес представляет выяснение
того, какие мотивы направляют познавательную деятельность студентов, что они
имеют в своей основе. Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных
причин, вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.
Современная нейрофизиология и психология
считают весьма существенным, что человек всегда действует по установке, возникающей
в результате внешнего воздействия, которая и настраивает его на получение
ожидаемого результата. Установка в обучении является условием организации и
направления мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения.
Когда существует четкая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то
мыслительная деятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой
деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом
случае оказывается более эффективным.
Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет такому
важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие.
Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании человека
предметов и явлений.
Весьма существенным для процесса
обучения является и то обстоятельство, что в состав восприятия входит речевая
деятельность, определяющая содержание восприятия. Физиология высшей нервной
деятельности рассматривает восприятие как аналитикою - синтетическую
деятельность коры головного мозга, характерную тем, что она вызывается
совокупным воздействием свойств предметов и явлений на органы чувств человека.
Поэтому восприятие представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ
предмета как модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия
Процессы восприятия находятся в тесной связи с
представлениями, которые психология рассматривает как воспроизведенные образы
восприятия. В отличие от восприятия представления возникают на основе памяти,
без непосредственного участия органов чувств. В учебном процессе представления
обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи и
условного языка науки.
Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для
обучения свойства мышления – внимания. Внимание является начальной ступенью
понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и
воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и
наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю
удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что он
добился половины успеха.
Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан
с рациональным использованием психофизиологической теории памяти. Психология
рассматривает память как устройство умственной деятельности сохранять и
воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и забывание
находятся в функциональной связи с прошлым содержанием, опытом, впечатлениями и
активной мыслительной деятельности человека.
********************************************************************
Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения
преемственности своего исторического развития и учебно-познавательной
деятельности, обращения к методам и средствам обучения в определенной их роли,
возможностей и путей их развития.
Существенным показателем развития учебно-воспитательного
процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций
совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на основе
которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и
направление для оптимальных педагогических действий.
ЛИПЕЦКИЙ
ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Педагогические основы проектирования вузовских
технологий обучения
СТУДЕНТ ФАУСТОВ
В.В.
ГРУППА МОД
- 97
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОКОЛЕЛОВ О.П.
ЛИПЕЦК - 1998