Научно-педагогическая практика в вузе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет
физический
Кафедра
электроники
ОТЧЕТ
о
научно-педагогической практике в вузе
магистранта 5 курса, физического
факультета
Алексеева Михаила Юрьевича
в ВГУ с 20.10.2010г.
по 30.11.2010г.
Воронеж
2010
1. Анализ
учебной и внеаудиторной работы по предмету
Количество посещаемых и
проанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста и
сокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий –
2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативное
программирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоены
такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие
и лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлся
недостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке к
проведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, как
привлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый для
изучения материал.
2. Анализ собственного
стиля педагогической деятельности практиканта
При проведении занятий
в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали
активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный
стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как
увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к
предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того,
при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к
работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между
собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение
на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот
стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей
деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и
одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой,
рождает совместный увлеченный поиск.
3. Общие выводы о
практике
Мне кажется, что при
прохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, который
в дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы только
желание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщается
к искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.
Благодаря практике я
смог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использовать
различные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно,
грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенное
время, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способности
аудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо бороться
с комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.
Таким образом, обучение
в Воронежском государственном университете дает хорошую основу для
преподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.
4. Анализ и самоанализ
вузовской лекции
4.1 Целенаправленность
В ходе лекции
“Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные
системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами
декларативного программирования и их применению для решения различных задач при
проектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным для
нашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их
профессиональные навыки в области информационных технологий и стать более
высококлассными специалистами.
В информационной лекции
“Декларативное программирование” последовательно излагается применение
различных языков программирования (PROLOG,
LISP, Haskell,
Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различных
моделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.).
Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологии
достаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требования
к концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, что
через несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog'у
и PL/1. Как следствие - специалист, "натасканный" на технологии, актуальные
и востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такое
образование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точно
предсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10
лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделять
равные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущим
специалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которые
включает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограничений
любой конкретно взятой.
4.3 Технология
Техническое оснащение
аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации,
что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и
записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой
информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативного
программирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.
Так данная лекция
носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно
объемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.
Выводы
Сложности, возникшие
при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого
количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое
важное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и не
был изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько раз
возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторым
студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность при
проведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией,
что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалось
некоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущены
некоторые факты из истории развития декларативного программирования), однако
это не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаю
необходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливать
вступительную часть лекции.
Психологический портрет
студента
Общие
сведения о студенте
Данный психологический
портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в
ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и
технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился
в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние
физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.
Характеристика
психологических особенностей студента
В общении - открытый,
доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован на
единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в
учебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.
Обладает хорошей
зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий
вид мышления - логический.
Обладает хорошей
дикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости от
настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная
речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.
Способен длительное
время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости
может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания –
произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое
внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого
напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).
Преобладающее
настроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда
склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В
общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим
собеседником.
Обладает высокими
морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда
старается действовать спокойно и рассудительно.
По типу темперамента
относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно,
приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится
к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко
ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).
Участие студента в
различных видах деятельности
В целом успеваемость –
удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики,
математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и
непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент
написания психологического портрета).
В общественной и
организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности
невысокий.
Позиция студента в
группе
Является неотъемлемой
частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.
Выводы и
психолого-педагогические рекомендации
Преподавателям: при
обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на
излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.
Родителям: любит явное
проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).
Студенту: не стремиться
к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с
мнением большинства.