Информационно-правовые системы

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,71 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-правовые системы

Содержание

  1. Основные понятия информационно - правовой системы
  2. Принципы проектирования информационного обеспечения
  3. Проектирование связи «пользователь – ЭВМ»
  4. Процесс создания информационно - правовой системы
  5. Управление информационно - правовой системой
  6. Внедрение, сопровождение и модернизация информационно - правовых систем
  7. Список использованной литературы

1. Основные понятия информационно-правовой системы

Экономический объект - люди, различные предметы, явления или факт про которые могут быть собраны данные.

Предметная область - определенная какими-то признаками совокупность экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему, организацию.

Личность принимающее решение- специалист, руководитель, который выполняет функцию управления экономическим объектом.

Пользователь- личность, которая принимает участие в функционировании предметной области, или использует результаты ее функционирования.

Экономические информационные системы - человеко-машинные системы, которые собирают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний, необходимых для управления экономическим объектом.

Цель дисциплины - дать основные теоретическое положения создания информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и содержанием основных операций создания информационных систем, методами управления процессом создания и. с. и построения и. с.

2. Принципы проектирования информационного обеспечения

Информационное обеспечение - совокупность форм документов нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, которая используется в информационный системе при ее функционировании.

Структура ИО: методические инструктивные материалы (совокупность государственных стандартов), система классификации и кодирования информации, информационная база (внешняя- нормативно-справочные документы, информационные сообщения, внутренние- информационные массивы).

Основные принципы создания ИО: целостность, вероятность, контроль, защита от несанкционированного доступа, единство и гибкость, стандартизация и унификация, адаптивность, минимизация ввода и вывода информации.

Подходы к созданию информационный базы: анализ сущностей (для больших и. с. ), синтез атрибутов.

Требования к информационному обеспечению: 1) оно д. б. достаточным для выполнения всех функций, которые автоматизируются, 2) для кодирования информации должны использоваться классификаторы которые есть у заказчика, 3) для кодирования входной информации, которая используется на высшем уровне д. б. использованы классификаторы этого уровня, 4) д. б. совмещена с ИО, которое взаимодействует с ним, 5) формы документам должны отвечать требованиям стандартов унифицированной системы документации, или нормативным документам заказчика, 6) форма документов и видео кадров д. б. согласованы с соответствующими характеристиками терминалов, 7) формы представления выходной информации д. б. согласованы с разработчиком, 8) сроки и сокращение информационных сообщений д. б. общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком, 9) в информационной системе д. б. предусмотрены необходимые средства по контролю и обновлению данных в информационных массивах, контроля идентичности информации в БД.

Информационное средство- комплекс упорядоченной относительно постоянной информации на носителях данных.

Информационное изделие - информационное средство, которое прошло испытания и передается заказчику вместе с программным обеспечением его ведения.

Информационная база- совокупность упорядоченной информации, которая используется для функционирования системы и делится на внешнюю и внутреннюю машинную базу.

Внешняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов, которые предназначены для непосредственного восприятия человека.

Внутренняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая есть совокупностью информации, которая используется в информационной системе на машинных носителях данных.

Этапы внешней машинной информационной базы: разделенный фонд данных, централизованный фонд данных, организация БД.

Основные подходы к построению внутри машинной ИБ: 1) проектирование массива как отображение содержания, 2) проектирование массивов для отдельных процессов управления, 3) п. м. для комплексов процессов управления, 4) проектирование БД, 5) проектирование нескольких БД.

Виды массивов: входные (первичные), основные (базовые), рабочие (промежуточные), выходные (результатные).

Массив данных - конструкция данных, компоненты которой идентичны по своим характеристикам.

Файл - идентифицированная совокупность экземпляров полностью описанного в конкретной программе.

Этапы проектирования информационного обеспечения: разработка решений по информационной базе (изучение состава и объема нормативно-справочной информации, разработка предложений по усовершенствованию действующего документооборота, разработка структуры БД, разработка системы сбора и передачи информации, разработка решений по организации и ведению БД, определение состава и характеристик входной и выходной информации), выбор номенклатуры и привязка системы классификации кодирования информации (определение перечня типов информационных объектов, о. п. необходимых классификаторов, выбор и разработка классификаторов информационных объектов и систем кодирования, определение систем внесения изменений и дополнений классификаторов, разработка принципов и алгоритмов автоматизированного ведения классификаторов), разработка решений по обеспечению учета информации в системе.

3. Проектирование связи «пользователь – ЭВМ»

 

Связь (интерфейс) - совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой.

Этапы связи: общение пользователя с компьютером (физическая согласованность, синтаксическая согласованность, семантическая согласованность), общение компьютера с пользователем, подача пользовательской связи.

Преимущества согласованной связи: меньшее время на освоение системы и дальнейшей работы с ней, уменьшение количества ошибок пользователя, позволяет выделить общие модульные связи унифицировать и стандартизировать их.

Факторы удобства работы: социальные (эмоциональный комфорт, психологический климата), физическая эргономика (физический комфорт), психологическая эргономика ( умственный комфорт, качество разработки программного обеспечения).

Основные эргонометрические характеристики: конструктивные особенности оборудования, качество разработки диалога, доступность и надежность системы, чувствительность системы.

Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когда человек и ЭВМ обмениваются данными в темпе, который отвечает темпы обработки данных человеком.

Диалог между человеком и ЭВМ- это обмен информацией, который проводиться с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам.

При разработке диалога необходимо: тщательно проанализировать входные и выходные данные, определить возможности аппаратных и программных средств, быть последовательными, пользоваться принятыми принципами разработки диалога, понимать задачу и пользователя.

Оценка диалога: простота освоения и запоминания операций системы, скорость достижения целей диалога, объективная удовлетворенность при эксплуатации системы.

Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненным одержанным рабочим навыкам.

Компоненты связи пользователя с ЭВМ: 1) процесс диалога, который связывает между собой процессы обработки в одну систему- механизм обмена информацией, который включает все процессы, которые входят в систему по выполнению назначенных заданий и можем рассматривать как оболочку информационной системы (задача процесса диалога: определение заданий которые пользователь закладывает в систему, прием логически связанных входных данных от пользователя и размещение в соответствующем процессе в соответствующем формате, вызов процесса выполнения необходимых заданий, вывод результатов обработки в соответствующем для пользователя формате; типы сообщений диалога: данные для пользователя, подсказки, состояние системы, ошибки, сообщения; типы диалога: который управляется системой- процесс жестко задает какие задания можно выбрать и какие данные вводить, который управляется пользователем- инициатива у пользователя); 2) набор процессов ввода-вывода.

Классификация основных процессов ввода-вывода: 1) ввод текстового сообщения (с использованием стандартных процедур ввода, в режиме посылочного ввода, в режиме использования специальных символов), 2) ввод сообщения типа указать или выбрать (пересмотр списка операций, ввод данных в каком-либо месте, ввод графического сообщения), 3) вывод текстового сообщения (в текущую позицию, в заданную позицию, с указанием конкретного формата сообщения), 4) вывод графического сообщения.

Формат с помощью которого пользователь вводит сообщения называется- графикой диалога (состав: коды, цепочка ключевых символов; ограниченная украинская, русская, английская и другие языки; натуральная у. р. а. и др. языки.

Способы вывода объекта на экране: абсолютный, относительный.

1) вопрос-ответ (правила: а) длинна сообщений не больше 40 символов, и занимать не больше 2/3; б) вопросы должны отличаться то ответов цветом, шрифтом; шаги структуры вопрос-ответ: а) вывод вопроса; б) ввод сообщения, в) контроль вероятности ответа; подходит: там где диапазон входных величин слишком велик для структур типа меню или сложный для структуры на основе языка команд, там где следующий вопрос зависит от ответа на текущий); 2) типа меню (отображает точный список вариантов и дает возможность выбрать один из них; состав выбора: ввод идентификатора с клавиатуры, ввод мнемонических кодов, просмотр списка на экране, прямое указание на экране; типы меню: в виде блока данных, в виде пиктограмм, в виде всплывающего меню; состав меню: необязательный заголовок, основной текст меню, пояснения к тексту, необязательный конечный текст; используется: где диапазон ответов не большой и все они могут быть явно отображены, там где пользователю необходимо видеть все возможные варианты ответов); 3) экранные формы ( ставятся несколько вопросов и ответы на предыдущие не влияют на последующие; этапы построения: форма отображается полностью, вопросы повторяются до тех пор пока окончиться заполнение формы; используется: там где можно предвидеть стандартную последовательность ввода данных); 4) на основе языка команд ( строиться на основе языка программирования или операционной системы; используется там где: количество значений для ввода не велико и их можно запомнить, где количество ответов достаточно чтобы идентифицировать необходимую задачу и данные).

Критерии структуры диалога: 1) натуральность- те которые не требуют пользователя существенно изменять свои приемы работы (правила: ведение диалога на государственном языке; стиль диалога разговорный, а не письменный; следует избегать чрезмерной пышности и фамильярности; фразы не должны требовать дополнительных пояснений; жаргон допустим, но только понятный; порядок вопроса такой, в котором пользователь привычно обрабатывает информацию), 2) последовательность - гарантирует, что пользователь который освоил одну часть системы легко разберется с особенностями другой ( последовательность в построении фраз, последовательность в использовании форматов данных, последовательность в размещении данных на экране), 3) сжатость диалога- требует ввод только минимума информации, которая необходима для работы системы (чем меньше количество нажатий на клавиши тем быстрее диалог с меньшим количеством ошибок, в диалоге не следует требовать информацию которую можно получить автоматически, выходные сообщения должны содержать только ту информацию которая необходима пользователю в виде понятному для восприятия), 4) поддержка пользователя- степень помощи, которую диалог делает пользователю при его работе в системе ( количество и качество инструкций которые есть, характер сообщений про ошибки, подтверждение действий системы), 5) гибкость- мера того насколько хорошо диалог отвечает уровню подготовки и продуктивности труда пользователя.

Этапы процесса размещения данных на экране: решить какая информация должна появиться, определить главный формат информации, определить где она должна появиться, определить средства для выделения полей, разработать проект размещения данных на экране, оценить эффективность размещения.

Принципы: 1) информация должна размещаться так, чтобы пользователь мог просматривать информацию в логической последовательности; 2) идентифицировать связанные группы информации; 3) отличать исключительные ситуации; 4) определять необходимые действия.

Основные этапы: 1) на основе исследования определить какая информация нужна пользователю и какая должна сейчас находиться на экране; 2) разработчик должен определить размер областей вывода и атрибуты каждого поля; 3) определяется место рационального распределения информации на экране ( информация размещается в иерархической последовательности: экран, видео кадр, окно, панель, поле; сформированное изображение для одновременного показа информации на экране; типы окон: первичное, вторичное, всплывающее; размещение информации на видео кадре: заголовок, инструкция по способу работы с информацией, предметная область, инструкция по тому что делать дальше, область сообщений, область ввода команд, область функциональных клавиш; общие принципы размещения информации на экране: оставить свободной половину экрана, оставить пустым строку после каждой пятой строки, оставить 4-5 пропусков между столбцами, текст размещается так чтобы просмотр перемещался в нужном направлении, содержание полей должно размещаться и выравниваться около горизонтальный и вертикальных осей, размещение данных слева направо и сверху вниз); 4) определение атрибутов которые привлекают внимание к некоторой части экрана или действию ( атрибуты: цвет символов, мерцание, звук, уровень яркости, цвет фона; правила пользования цветом: использовать минимальное количество цветов, для больших панелей использовать цвет фона, для данных использовать более яркий цвет, для выделения двух областей использовать черный и белый, цвет нужно использовать в соответствии с представлениями пользователя, экспериментировать с разными оттенками); 5) разработка проекта экранной формы; 6) методы оценки размещения информации ( прямоугольников- информация разбивается на логические группы и выделяется прямоугольниками, экран разделяется вертикальными и горизонтальными осями и число и размер прямоугольников оцениваются относительно выделенных осей, выделенных точек- позволяет выделить область экрана к которой обращается внимание пользователя).

Введение пользователя в курс работы, обеспечение инструкциями, помощь пользователю в работе.

Документации на информационную систему: общий обзор или постановка задачи, руководство пользователя.

Ошибки: поломка системы, системы выявляет невозможность дальнейшей обработки информации и просит ее откорректировать, система выполняет работу и результат отличается от ожидаемого.

4. Процесс создания информационно - правовой системы

 

Жизненный цикл и. с. - совокупность стадий и этапов, которые проходит и. с. в своем развитии от момента принятия решения усовершенствования до момента, когда и. с. приостанавливает свое существование.

Процесс создания и. с. - совокупность работ от формирования выходных требований к системе до ввода в действие.

Части создания и. с. : предпроектная, проектная, ввод в действие (формирование требований к и. с. , разработка концепции и. с. , техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в действие, сопровождение и. с. ).

Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который автоматизируется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме, 3) степень автоматизации проектных работ, 4) квалификации исполнителей, 5) готовность объекта к внедрению системы, 6) выбранный метод проектирования.

Структура проектной документации (документы): по стадиям создания, по составным частям системы, по видам обеспечения (программные, техническое, организационное, информационное, математическое, функциональное, правовое, эргонометрическое, лингвистическое, методическое).

Участники работ по созданию и. с. : заказчик (представить достоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утверждение технического задания и других проектных документаций, разработка проектно-сметной документации по объектам информационной системы; выполнение строительно-монтажных работ; организация монтажа, эксплуатации и ремонта технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы в действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает документацию на и. с. ; выполняет работы по организации; возможность функционирования и. с. в соответствии с принятыми проектными решениями).

Методы создания и. с. : ориентированы на данные, ориентированы на процедуру. Средства - типовые проектные решения, ППП, типовые проекты, инструментальные средства проектирования и. с.

Классификация методов создания и. с. : по степени автоматизации проектных работ: а) оригинальное- создаются индивидуальные проектные решения специфические для каждого объекта, б) типовое- деление системы на множество составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного решения, которые при наименьшей модификации м. б. использованы для других информационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и поддержки в системе некоторой глобальной информации модели системы управления.

Средства создания и. с. : инструментальные- ориентированы на процесс проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников, объектные- используются в процессе создания проектных решений (средства д. б: комплексно охватывать процесс создания и. с. , быть совместимыми, быть легкими в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными).

Технологический процесс создания и. с. - деятельность коллектива специалистов, направленная на разработку проекта и. с. , которая удовлетворяет необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые для выполнения этих действий). Деление ТП: а) по стадиям и этапам создания и. с. , которые заканчиваются разработкой конкретной проектный документации; б) на технологические процессы проектирования отдельных составных частей системы.

Технологическая операция проектирования- самостоятельная часть техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, параметры, данные, значения), преобразователь, ресурсы, средства.

Преобразователь- методика, формализованный алгоритм преобразования входа технологических операций в выход (они м. б. : ручные, машинно-ручные, автоматические).

5. Управление информационно-правовой системой

Уровни управления: руководитель организации и его заместитель, планово-производственный отдел, руководители функциональных подразделений, руководители проектов - главные конструкторы, ответственные исполнители- руководители групп.

Функции процесса управления: прогнозирование, планирование и т.д.

Вопросы разработчика: в какой последовательности нужно создавать проект, какие специалисты и на каком этапе необходимы для разработки проекта, как обеспечить качественное документирование проекта, каким требованиям должен отвечать проект чтобы обеспечить легкое сопровождение системы, как обеспечить комплексную настройку программного обеспечения, какие методы контроля процесса проектирования необходимы, как и когда проводить контроль проектирования, как организовать коллектив разработчика, каким образом информировать участников про состояние проекта, как обеспечить выполнение программных и информационных связей.

Состав малых предприятий по созданию и. с.: руководитель (менеджер) - который занимается портфелем заказов, системный аналитик, поставщики, главный программист, системный программист, прикладные программисты, текстовик, дизайнер, тот кто внедряет.

Этапы управления: создание и. с. - на основе отчета и ТЗ создается множество альтернативных технологических путей проектирования и. с. , на основе критериев или целевых функций определяется оптимальная технологическая сеть, разрабатывается сбалансированный план трудоемкости выполнения операций технологической сети, составляется календарный план разработки и. с. , определяется научно-технический контроль проектирования, учет и контроль на основе фактических данных, анализ состояния выполнения проекта, регулирование.

Состав плана разработки проекта: последовательность операций, срок выполнения, трудоемкость (плановая, фактическая), исполнители, метод контроля.

Плана занятости специалистов: информация по каждому специалисту, в каких проектах он занят и на какой срок.

Методы контроля: формальный- при наличии информации про завершение операций, содержательный- на соответствие требованиям, социальный, по определенным точкам.

 АРМ организатора проектирования и. с. : выделение из библиотеки операций проектирования подмножества операций для формирования локальной сети, определение вектора выходного состояния и вектора целей проектирования, формирование технологической сети, оптимизация технологической сети.

6. Внедрение, сопровождение и модернизация информационно-правовых систем

 

Внедрение усложняет: подготовку объекта к переходу в другую систему, подготовка и перестройка работы подразделений по обработке информации, качество апробации всех материалов.

Способы внедрения в нескольких подразделениях: последовательный, параллельный, последовательно-параллельный.

Элементы для ввода и. с. в действие: оформление документации по выполнению плана мероприятий, рабочая документация, обучающий персонал, принятые к эксплуатации технические средства.

Этапы создания информационной системы: 1) подготовка объекта к вводу и. с. в действие ( организационная подготовка объекта в действие, реализация проектных решений по организационной структуре и. с. , обеспечение подразделений объекта инструктивно-методическими материалами, внедрение классификаторов), 2) подготовка персонала ( обучение персонала- семинары, курсу, консультации; проверка способности персонала обеспечивать функционирование и. с. ), 3) комплектация и. с. изделиями которые поставляются, 4) строительно-монтажные работы ( строительство отдельных помещений, переоснащение помещений, монтаж технических средств и линий связи, испытание этих средств, сдача технических средств для проведения пуско-наладочных работ), 5) пуско-наладочные работы ( автономная наладка технических и программных средств, загрузка информации в БД и проверка в эксплуатации, комплексное испытание всех средств системы), 6) проведение первичных испытаний ( на работоспособность, соответствие техническому заданию, устранение недостатков и внесение изменений в документацию, оформление акта про прием и. с. в исследовательскую эксплуатацию), 7) исследовательская эксплуатация ( проведение и. э. , анализ результатов и. э. , доработка при необходимости, оформление акта про завершение), 8) проведение приемочного испытания ( проведение испытания на соответствие техническому заданию и методики проведения испытаний, анализ результатов испытаний и устранение недостатков, формирование акта про передачу и. с. в постоянную эксплуатацию).

Обязанности заказчика: провести все организационно-технические мероприятия по подготовке объекта для ввода системы в действие, закончить исследовательскую эксплуатацию, провести анализ результатов исследовательской эксплуатации, провести приемные испытания по сдаче в постоянную эксплуатацию.

Виды документов: план-график работ, приказ про состав приемной комиссии, программа работ, приказ про проведение работ, протокол испытаний, протокол согласования, акт передачи в исследовательскую эксплуатацию, акт передачи в постоянную эксплуатацию, акт проведения работ. На объекте заказчиком определяется срок проведения работ и состав приемной комиссии.

Этапы исследовательской эксплуатации: составление акта передачи и. с. в исследовательскую эксплуатацию, ведение журнала исследовательской эксплуатации, по результатам исследовательской эксплуатации составляется протокол в котором указывается позитивные или негативные решения и все недостатки с сроками их устранения, проведение приемных испытаний.

В приемную комиссию предоставляют: ТЗ, документацию, протокол и журнал исследовательской эксплуатации, штатное расписание, программа и методика приемных испытаний.

Состав испытаний: испытания каждой задачи, испытания всех задач в комплексе с уже функционирующей, испытание задач при наличии ошибок информации, проверка процедур внесения изменений в БД или нормативно-справочной информации, составление протокола исследования где дается оценка показателей надежности работы и. с.

Этапы приемных испытаний: гарантийное обслуживание ( устранение недостатков, внесение изменений в документацию, внесение изменений во все виды обеспечения), послегарантийное обслуживание ( анализ функционирования и. с. , выявление отклонений фактических эксплуатационных характеристик от проектных значений, установление причин отклонений, устранение недостатков, обеспечение стабильных эксплуатационных характеристик системы, внесение изменений в документацию).







 

 

Список использованной литературы

  1. Давид Р. "Основные правовые системы современности" ., Москва 2000 г.
  2. Лазарев В.В. "Информационные системы"., Москва 1999 г.
  3. http://www.parny.by.ru/

 

Похожие работы на - Информационно-правовые системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!