Геральдика
Составил
Артемьев Павел
Геральдика.
Одной из вспомогательных исторических
дисциплин является геральдика – наука о гербах.
Хотя слова «герб»,
«герольд» (составитель и истолкователь гербов) и законы исторической символики
появились только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена.
Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов –
животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя.
Например,в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки
черепахи, нырка или дельфина; у племён степей – фигурки змеи; лесных племён –
медведя, оленя или волка, считавшихся « предками» или божествами. Такой же
характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы в
Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях
символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный
камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны
( воды).
Подобные символы
существовали и в древнейших государствах, образовавшихся в районе расселения
того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых
монетах ( с VII в. до н.э.). Так, на печатях Древнего Египта
появились изображения богов и священных животных; корова – на известной печати
из индийского города Мохенджо - Даро. На монетах Афин изображали сову – птицу
богини Афины; Эгины – черепаху; Пантикапея – мифического грифона, ставшего
гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изображения
богов: на афинских монетах – Афина, дельфийских – Аполлон. Знаки царской власти
становятся символами больших монархий. Например, двойная секира была изображена
на стенах дворцов критских царей («лабиринт» - в буквальном переводе «дворец двойной
секиры» ). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.
В более поздние
времена в символах городов и государств появляются изображения знаменитых
достопримечательностей: у Родоса – Колосса, Александрии – Фаросского маяка и
плывущего корабля. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о
чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии « Семеро против Фив» : вожди,
осаждающие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с
изображениями звёзд и месяца, героя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.
Символом Римской
империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной
птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император
Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне – символ
власти императора над Западом и Востоком имерии.Двуглавый орёл сохранился и как
герб Византийской империи.В начале её существования императоры пытались
восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные
стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии
на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов
произошли гербы многих империй: Священной Римской ( одноглавый чёрный),
Арабского халифата, России (двуглавый чёрный).
В средневековой
Европе геральдика как система гербов появляется в XII в.
До этого времени отдельные элементы гербов встречаются на печатях. К XIV- XV вв.
оформились гербы городов, гильдий, цехов и университетов. В XII в.
уже имелись люди, специально составлявшие и толковавшие гербы, - герольды. Они
разрабатывали принципы составления прежде всего государственных и личных
феодальных гербов. Само слово «герб» означает по-немецки «наследство».
Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем различную форму:
итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную
с остроконечным выступом вниз, немецкий – вырезную. Чёткую символику стали
иметь цвета: алый подчёркивал страсть (цвет огня), голубой или синий – честь,
возвышенность (цвет воздуха), пурпурный – власть, зелёный означал свободу
(вода), чёрный – постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность,
серебряный (белый) – благородство. Таким образом, первоначальное толкование
цветовой символики было узкофеодальным, но в последствии значительно
расширилось, и алый цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца).
В Средние века
целые гербовые щиты или части их стали заполнять сплошной или полосной окраской
с изображениями и без них. К геральдическим элементам отнесли полосы, кресты и
условные фигуры разных видов, к негеральдическим – естественные (люди,
животные, растения, светила и стихии, например туча), искусственные (оружие,
богиня, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.) изображения. Лишь
лев, леопард и орёл имеют специфически геральдическую форму. Все фигуры имели
чёткое значение: лев – отвага, гнев, великодушие; роза – чистота, святость
(однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная
война), лилия – расцвет (королевский и государственный французский герб), гриф
– свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость. Важно и то, как
изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры
на гербах Пуатье, Праги, Риги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч
означает оборону, опущенный – мир. На гербе девиз стали помещать обычно на
ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз феодала
красноречиво говорил о его жизненных принципах: «Я не король и не принц, а
сеньор де Куси!», « Герцог Савойи, иду своей дорогой!». Девиз английских
королей: «Бог и моё право!». Чем дальше, тем чаще практиковались гербы,
разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дворянским званием
росло и надо было разнообразить их символику.
В период бурного
роста самоуправляющихся городов в Европе появилось много городских гербов.
Некоторые гербы являются « говорящими»- объясняют название города: на гербе
Гранады- гранат, Берлина – медведь ( от западнославянского «берл» - «медведь»).
В ряде случаев отражена легенда о возникновении города ( ладья в гербе Парижа).
Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.
Просты для
понимания гербы ремесленных цехов, отразившие рост самосознания горожан.
Булочники изображали на гербе крендель, кузнецы – молот, цирюльники – ножницы.
В Азии и частично
в Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба – круглый. Его
символика значительно отличается от европейской. Так, роза в мусульманских
странах означала любовь, змея – мудрость (а в Европе – коварство). Место
христианского креста в Азии занимают полумесяц и звезда, древневосточный знак
Инь и Ян – единство противоположностей (две рыбы, соединённые в круге) –
встречается в Китае, Монголии, Корее. В Японии роль гербов играют круглые моны
– знаки личной собственности. Государственным гербом стал императорский мон –
жёлтая хризантема. А индийцы употребляли многие века лишь один гербовый символ
– знак Солнца, занявший место и в современной эмблематике страны.
За последние 200
лет мировая геральдика претерпела значительные изменения. В обиход ряда стран
широко вошли такие эмблемы, как разноконечные звезды (звезда – символ
стремления к высокой цели), факел (символ революции), оливковая и пальмовая
ветви (символы славы и мира), венки – дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и
т.д., заменившие в республиканских государствах короны. В латиноамериканских
странах, завоевавших независимость, были восстановлены древние индейские
символы – орёл, побеждающий змею (Мексика), радуга.
Большое влияние на
мировую геральдику оказали распространение социалистических идей и появление
советской символики – серпа и молота, венка из колосьев, изображение страны на
фоне земного шара.
десятилетия с
образованием новых независимых государств появились и другие, совершенно новые
геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран – форма
ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение
символы чёрной звезды – стремления Чёрного континента к независимости;
антилопы, страуса. В странах Карибского бассейна популярен корабль, означающий
путь к новым горизонтам...