'Вторая опора' ЕС: проблемы построения и подходы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии
с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности
(ОВПБ), заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского
политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер
сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь
распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов
обороны и военной политики. Она предполагает не только взаимные консультации,
как это было в ЕПС, но и выработку «общих позиций» государств-членов, которые
потом реализуется через «совместные действия», а также Коллективных стратегий
ЕС в отношении третьих стран и регионов. Договор положил начало включению
военно-политической интеграции в рамки нормативных документов, а также
официально объявил о будущей интеграции ЗЕС в ЕС и формировании в перспективе
системы совместной обороны.
После ратификации Амстердамского договора в 1999 г. в Евросоюзе впервые создана
правовая база для построения собственного военного измерения. Так, Европейскому
совету дано право вырабатывать «общую стратегию» в области ОВПБ, а Совету —
принимать решение об учреждении системы совместной обороны, причем решения о «совместных
действиях» и «общих позициях» принимаются квалифицированным большинством.
Введен пост Высокого представителя по ОВПБ/Генерального секретаря Совета,
который представляет внешнеполитические интересы ЕС в мире и уполномочен вести
переговоры с третьими странами. Все это свидетельствует о дальнейшей
коммунитаризации «второй опоры», хотя, как и в случае с ЭВС, оборонные и
внешнеполитические функции государства составляют суть национального
суверенитета, и потому их передача на меж- и наднациональный уровень
представляет собой крупную политическую и психологическую проблему.
Исключительно важно и то, что создание собственного оперативного потенциала
ЗЕС/ЕС переместилось из разряда потенциальных возможностей в плоскость
практических решений. Теперь речь идет о наделении Евросоюза действенным
потенциалом для решения всего спектра «петерсбергских задач»: от выполнения
гуманитарных миссий до операций по принуждению к миру.
Таким образом, в 1990-е гг. Евросоюз приступил к формированию европейской «идентичности
в сфере безопасности и обороны». Его основными слагаемыми явились три
перечисленные выше фактора: расширение сферы внешнеполитического
сотрудничества, создание основ для военного измерения ЕС и существенная
коммунитаризация «второй опоры».
Процесс экономической интеграции будет подталкивать европейскую интеграцию в
сфере внешней политики и обеспечения безопасности. К 2015 г. в основном
сформируется новая структура системы внешнеполитического взаимодействия в виде
многоярусной Европы с твердым ядром. США останутся основным внешнеполитическим
и военным партнером Западной Европы.
В центре общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза на
ближайшие 15 лет будут находиться три приоритета — Россия и страны СНГ (поиск
путей сотрудничества и стратегического партнерства), Юго-Восточная Европа
(укрепление мира на Балканах) и Средиземноморье (расширение ассоциации по типу
соглашений с Марокко, Тунисом и Израилем, а также создание зоны сотрудничества
и безопасности от угрозы с юга). Дестабилизирующие процессы, подобные
балканскому кризису, потребуют от западноевропейских стран жестких и единых
действий в рамках прежде всего проверенных структур НАТО. Одновременно усиление
внешнеполитической составляющей в функционировании Евросоюза и возрастающее
(особенно после косовского кризиса) стремление европейцев улаживать
политические проблемы на континенте без участия США будет стимулировать
создание новой военно-политической организации, призванной стать эффективной
заменой Западноевропейского союза.
Внешнеполитическая составляющая европейской интеграции будет развиваться путем
«мелких шагов» — сближения позиций стран-членов, поиска консенсуса и принятия
совместных действий на приоритетных направлениях. Можно ожидать, что к середине
прогнозного периода в ЕС сложится достаточно эффективный механизм формирования
и принятия внешнеполитических решений, причем основывающийся не только на
широком компромиссе, близком к единогласию (поскольку поиск компромисса снижает
действенность решений); напротив, все чаще решения будут базироваться на
позиции меньшинства наиболее сильных и авторитетных государств.
Направленность оборонной политики Европейского Союза будет непосредственно
зависеть от развития ситуации на всем постсоветском пространстве и, в первую
очередь, в России. Нормализация общественного и экономического развития РФ и
становление в нашей стране эффективного демократического порядка создаст
предпосылки для качественно нового европейско-российского партнерства и будет
способствовать созданию обновленной системы коллективной безопасности.