Древние города Казахстана
Города и поселения в VI — первой половине IX
века
На обширной территории Казахстана издревле
выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние
века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный
Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на
севере степями Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке —
Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.
Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун,
Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в.
вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье
выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Восточное
Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших
исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города
и степи. В науке существует так называемое евроцентристское направление, в
котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным
земледельцам.
В последние годы появились и другие взгляды на
проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества,
как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.
Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним
оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и развивались
тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на
продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого
хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства
было заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев
были мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,
нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по
своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает
в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против
внешних врагов. В целом же историческая закономерность развития, оседлых
областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась
тесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим
развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной
экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на
всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов
наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежит
буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:
«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на
реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут
торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько
десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не
зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от
города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит
это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
Ряд исследователей считает, что земледельческая
культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колонизации.
Существует и противоположная, автохтонная модель происхождения городской
культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был
объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой
регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических судьбах
народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций
этногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и
функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства.
Показательно сложение городского быта, который в археологических материалах
представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими
наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом
захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье
происходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. С
другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной
интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье,
на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный
комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми
находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими
надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в
Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который
можно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фоне
этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на
юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая
интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный
комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре
города".
Археологическими исследованиями на юге Казахстана
зафиксировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия
некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих
городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад
(пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины),
по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве
своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,
Джамукатом, Мерке.
В отличие от южноказахстанских городищ топография
семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из
цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной.
Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно
для феодального города со свойственным ему замыканием людей в группы,
связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище
здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо
прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа
являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались
суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением
части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в
которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в
ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались
комнаты — «гребенчатая планировка».
В цитаделях городов располагались дворцы правителей,
интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме
международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля
с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали
международную и областную торговлю. В его среде получили распространение
различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена
принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного
Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в
раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского
региона.
Местные особенности развития городской культуры на юге
Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию
городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей
области в целом.
Города и
поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
на городской культуре области. Связанная тесными
экономическими и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное
воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь
в среде городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличении
числа городов в указанное время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим
данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался
округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер,
Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в
низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах —
Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших
поселений и городков, но в IX— начале XIII вв.
они сформировались в городские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов также
увеличилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль,
Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв.
сложился новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье.
Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизнь
распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в
долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в
долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали
кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана).
Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в
долинах Урйла. Они принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в
их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье
открыты остатки кварталов XI — начала XII вв.
В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных
кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье
показали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была
большей, чем на Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной
улочки. Всего домов в квартале 12—14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети.
Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в
городе Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы
археологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана
и Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из них
открыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв.
появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений,
расположенных по длинной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на
пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещениями,
поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к магистральной или
внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную
линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового
типа — круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным
и геометрическим орнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западного
Семиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные
помещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была
характерна для рядовых и богатых домов.
Городское жилище XI—-XII вв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара.
Все дома относятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных
помещений и двора. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве
использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были
загоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах
некоторых талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья с
двором для скота, наличие юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан
северо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.
Намечается прогресса керамическом ремесле. По
сравнению с периодом раннего средневековья, доля лепной посуды резко снижается.
Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана
относится к IX в., а массовое распространение их приходится
на X—XII вв. Наиболее распространенными видами
изделий были графины, кувшины, чаши, кубки, кружки, флаконы. Из стекла
изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в
городе. О его развитии, технических возможностях дают представление массовые
находки железных изделий. Производство изделий из меди было распространено в
городах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находились
неподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском и
Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них.
Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно и
ювелирами.
Высокого уровня достигла в это время торговля.
Международная торговля по Шелковому пути известна по сведениям средневековых
авторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия — художественная
посуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар,
Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточного
Семиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынок
полотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами из
Самарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы
из Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
Развивается торговля города с округой и степью.
Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города из
степи, — козьи шкуры и меха.
Для IX—XII вв. характерен рост
товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные
дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе, Яссах,
Рост городского населения потребовал увеличения
товарности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственного
орошения. Ее развитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство,
огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве
горожан.
В IX—XII вв. наблюдается
заметное изменение в развитии городской культуры. Вовлечение юга Казахстана и
Семиречья в сферу политических, экономических и культурных отношений Халифата,
Саманидского, Караханидского государства сблизили исследуемую область со
Средней Азией. Важную роль в развитии городской культуры стала играть новая
религия — ислам.