Ференц Лист
Ференц Лист
Подготовил
Тимохин Александр
Брянск 2000
Ференц
Лист
Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян
(область Шопрон). Это было одно из поместий известных венгерских князей
Эстергази, имя которых связанно с историей жизни и других великих музыкантов,
таких как Гайдн, Шуберт. Выдающееся дарование композитора обнаружилось довольно
рано. Первые шаги в музыке Лист делал под руководством отца, а приехав в Вену
брал уроки у ученика Бетховена Карла Черни, а также у известного итальянского
композитора Антонио Сальери. Приехав в Париж композитор попадает в бурный
круговорот музыкальной жизни. Огромную роль для Листа сыграли его встречи и
общение в музыкальной столице с выдающимися музыкантами — Никколо Паганини,
Гектором Берлиозом и Фредериком Шопеном. Потрясенный гениальной игрой
итальянского скрипача Паганини, ее необычайным блеском, яркостью, романтической
красочностью, и необузданным темпераментом, Лист, уже успевший к тому времени
завоевать славу маэстро фортепиано, с новым жаром занялся фортепианной игрой и
поставил перед собой цель достигнуть в этой области мастерства, равного
мастерству Паганини.
Лист добился
поставленной цели. Многие нити связывают этих двух наиболее выдающихся в
исполнителей своего времени: поразительный виртуозный блеск, как правило, не
являющийся самоцелью, а служащий средством раскрытия содержания исполняемого
произведения; декоративность и красочность, вызывающая ассоциации с звучностью
симфонического оркестра или отдельных его инструментов. Годы 1839 — 1847
отмечены беспримерной по своему размаху концертной деятельностью Листа почти во
всех странах Европы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся
сплошным триумфом, доставили Листу огромную славу, любовь и популярность. С
1848 — 1861 композитор живет в Веймаре. В эти годы Лист больше, чем прежде,
сосредоточился на композиторском творчестве. Лучшие и значительные произведения
Листа, произведения вполне созревшего художника, в которых наиболее полно и
законченно выражено его миросозерцание, созданы именно в этот веймарский
период. В области симфонии Лист вводит новый жанр одночастной симфонической
поэмы, ставшей излюбленной в творчестве композиторов разных стран и получивший
большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом
симфонизме второй половины 19 в. (симфонические картины, поэмы, фантазии
Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова. Исполнительству Листа
был свойственен грандиозный размах и пафос, приподнятость и вместе с тем необычайная
поэтическая картинность. Этими же качествами отличается фортепьянная музыка
Листа. Именно раскрытию поэтического образа в лучших произведениях Листа
подчинены все разнообразные приемы фактуры и музыкального языка — мощные
аккорды во всех регистрах, каскады виртуозных пассажей, певучая кантилена.
Специфической особенностью фортепьянной звучности во многих произведениях Листа
является оркестральность, что также находится в тесной связи с его
исполнительским творчеством. Как известно, игра Листа поражала богатством
красок, тембровых оттенков. Песни Листа не принадлежат к основной линии его
творчества. Однако в вокальной лирике 19 в. они занимают значительное место, и
лучшие песни Листа составляют украшение репертуара камерных певцов. В жанре
вокальной лирики композитора решается одна из ведущих проблем его творчества
вообще: задача органичной связи между образами поэтическими и музыкальными.
В последние годы жизни
творчество Листа стало менее интенсивным в количественном соотношении. В музыке
этого периода преобладают впечатления о поездке в Рим и связанные с ней
сочинения в области духовной музыки. До конца своих дней Лист сохранял
творческую силу и душевную
молодость. Несмотря на плохое самочувствие , Лист поехал в Байрейт, чтобы
послушать оперы Вагнера “Парсифаль“ и “Тристан и Изольда“. Заболев воспалением
легких, Ференц Лист умер в Байрейте 31 июля 1886 года.