Творчество Ф.Листа
ЛИСТ Ференц (1811-1886)
Ференц Лист родился 22 октября
1811г. в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и
танцами венгерских крестьян. Отец преподал ребёнку основы игры на фортепиано.
В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне.
Вскоре он был приглашён в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика
настолько поразила гостей графа, что несколько дворян вызвались оплатить его
дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался
композиции у А. Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К. Черни.
Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822г. Критики остались в восторге, и с
тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Он совершил ряд поездок с
концертами по Англии и Франции. После смерти отца (1827) Лист начал давать
уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г. Берлиозом и Ф.
Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести
на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать
мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов
кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н. Паганини; Лист задался целью
создать столь же блестящий фортепиальный стиль, даже перенял от Паганини
некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист
практически не имел соперников как пианист-виртуоз.
В 1844г. Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в
Веймаре. Этот небольшой немецкий городок был некогда процветающим культурным
центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847г., приняв
решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли.
В роли капельмейстера Лист поддерживал всё новое, радикальное, иногда
отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров
и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время,
когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции.
Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы,
когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.
Лист успевал сражаться с герцогом Веймарским по поводу
перерасходов в своём бюджете, отстаивать при дворе свою артистическую свободу и
одновременно сочинять, дирижировать и преподавать. Именно в Веймаре появилась
единственная фортепианная соната композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с
1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не
жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине
дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по
воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858
г. Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем
Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант-
признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.
В 1871 г. Лист получил звание советника венгерского короля,
и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано
пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 г. папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало
право на ношение сутаны, но не на титул “аббат Лист”, которым композитор иногда
подписывался. После кончины Вагнера в 1883 г. Лист провел в Веймаре
мемориальный концерт. В начале 1886 г. 75-летний Лист отправился в Англию, где
был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из
Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Брайтон на
ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886 г.
Лист
считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор
транскрипций он создал более 1300 произведений. Подробно Ф. Шопену и Р. Шуману,
Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному
фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – Грезы любви
(Liebestraum), а среди
грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19
Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов и три цикла небольших
пьес под названием Годы странствий. Некоторые из Венгерских рапсодий позже были
оркестрованы. Листу принадлежит также более 60 песен и романсов для голоса с
фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.
Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной
симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был
призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами
произведения литературы и изобразительных искусств единство композиции
достигалось введением лейтмотивов, проходящих через всю поэму. Среди
оркестровых произведений Листа наиболее интересны симфонические поэмы,
особенности Прелюды, Орфей и Идеалы.
Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра
Листа сочинил несколько месс, псалмы и ораторию Легенда о святой Елизавете.
Кроме того, можно упомянуть Фауст симфонию с хоровым финалом (1857) и Симфонию
к Божественной комедии Данте с женским хором в конце (1867): оба произведения в
значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До сих пор
исполняются листовские фортепианные концерты. Единственная опера Листа –
одноактная Дон Санчо – написана 14 летним композитором и тогда же поставлена.
Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903г.
Лист как пианист. Лист выступал в концертах буквально до
последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем
жанра сольных концертов пианистов и особенно патетического концертного стиля,
сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой.
Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так,
чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль
музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и
путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор
и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой
по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось
неотъемлемою частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле
звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился
он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме
разных школ.