Тема любви в лирике Маяковского
Тема
любви в лирике Маяковского.
Маяковский
был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью
лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом
свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной
силой выраженного в них чувства:
«Кроме любви твоей
мне нету солнца»
(«Лилечке»),
«Стою
огнем обвит
на несгорающем костре
немыслимой любви»
(«Человек»)
Лирический
герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и очень одинок. Его
никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают («Скрипка и
немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что
готов отдать все на свете за №единственное слово, ласковое, человечье». Чем же
вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении
«Лиличка (вместо письма)» и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви
является ведущим («Завтра ты забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней
нежностью выстлать твой уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой
предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:
Меня сейчас узнать не могли бы
жилистая громадина
стонет,
корчится…
Но
возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:
Знаете –
Я выхожу замуж.
Такой
огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он превращается в
проснувшийся вулкан:
Мама!
Мама
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
Ему уже некуда деться.
В
поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть
ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство
Долой вашу религию!
Страдания
от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и тому строю, где
все покупается и продается.
В
письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но
только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи,
и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все
остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не
может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на
все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви
для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе.
Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения
этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался
требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь
не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным
соревнованием со всем миром».
Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для Маяковского
чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее
человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком мирке»),
неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце вмещает в себя
весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим лишь в светлом
будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в грядущее, преодолев
«будничную чушь».
Интересно
сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне
Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо
Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору
«Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда
как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой
женщине.
В
первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее сущности.
Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе,
по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство,
перестраивающее человека, созидающее его заново. Поэт избегает в своем
разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…», в текст введена та,
которая вызвала эту бурю в сердце, к которой обращен этот поэтический монолог.
И в самом стихотворении рассыпано множество подробностей, деталей, не
позволяющих стиху унестись в туманные выси. Его любовь - «человеческая,
простая», да и поэтическое вдохновение проявляется в самой что ни на есть
будничной обстановке:
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.
Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что
названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о стихии,
огонь
вода
подступают в ропоте
обладающей целительной силой. И
опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально
материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает
представление о масштабах чувства, о котором идет речь.
Привычное
в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление земного и небесного,
будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он начинал (в поэме «Облако в
штанах») с решительного протеста против возникавших в таких случаях
сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе откровенных:
Мария!
поэт сонеты поет Тиане,
а я
весь из мяса, человек весь –
тело твое просто прошу,
как просят христиане –
«Хлеб наш насущный –
даждь нам днесь».
Необходимость
в резко выраженном противопоставлении своих представлений о любви, которая
равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды противопоставлять обычное, земное
прекрасному, высокому. Любовь дает возможность ощутить их единство, поэзия –
обнаружить его, выразить и закрепить словом.
В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с
замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная для
того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово,
вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и влечь,//
которые глазом ослабли».
В
«Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной, драматической,
стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести
счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт
обещает усмирить.
И
здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в
неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во
всемирном масштабе:
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму –
или вдвоем с Парижем.
А в
настоящем – так и не преодоленное одиночество.
Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог,
обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает
сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося в
адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится и к
пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции и
Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом
революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам
предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей
страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо
наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в социальный
план. Поэтому, когда герой восклицает:
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
-
слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением
стихотворения.
«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить
чувство, лежащее в основе стихотворения.
Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому
самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои представления о
мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его ориентация на разговорную
(часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего, поэт стремится в светлое будущее.
Это определяет пафос его стихотворений.
Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя правда,
сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам было бы
неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания, и
трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными
словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.