Оноре Де Бальзак
Сообщение по литературе
Оноре де Бальзак
Подготовил
Ученик 9 класса
«В»
Тверской гимназии
№44
Балён Роман
г. Тверь
2003 г.
Оноре де Бальзак
(1799-1850)
Оноре де Бальзак (1799-1850), французский
писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим
замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая
кожа» (1830-31), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь
Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея
Бальзака — грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского
общества.
* * *
Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799, умер 18 августа 1850, французский писатель.
Происхождение
Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса
(впоследствии изменивший фамилию на Бальзак), выходец из богатой крестьянской
семьи, — служил по ведомству военного снабжения. Воспользовавшись сходством
фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х гг. стал возводить свое происхождение к
дворянскому роду Бальзак д'Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии
дворянскую частичку «де». Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла
ему; младший брат писателя Анри, «любимчик» матери, был побочным сыном
владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста
к проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой, царившей
в его семье.
Биография
В 1807-13 Бальзак — пансионер коллежа
в городе Вандом; впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение
одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском
романе «Луи Ламбер» (1832-35). В 1816-19 он учится в Школе права и служит
клерком в конторе парижского стряпчего, но затем отказывается от продолжения
юридической карьеры. 1820-29 — годы поисков себя в литературе. Бальзак
выпускает под разными псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет
нравоописательные «кодексы» светского поведения. Период анонимного творчества
кончается в 1829, когда выходит в свет роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году».
В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни,
которые, начиная с 1830, издаются выпусками под общим названием «Сцены частной
жизни». Эти сборники, а также философский роман «Шагреневая кожа» (1831)
приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин, благодарных
ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла его первая
возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де Берни). Бальзак
получает от читательниц восторженные письма; одной из таких корреспонденток,
написавшей ему в 1832 письмо за подписью «Иностранка», была польская графиня,
российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская), через 18 лет
ставшая его женой Несмотря на огромный успех, которым пользовались романы
Бальзака 1830-40-х гг., жизнь его не была спокойной. Необходимость расплатиться
с долгами требовала интенсивной работы; то и дело Бальзак затевал авантюры
коммерческого толка: отправлялся на Сардинию, надеясь купить там по дешевке
серебряный рудник, покупал загородный дом, на содержание которого у него не
хватало денег, дважды основывал периодические издания, не имевшие коммерческого
успеха. Умер Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта, и
он наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.
«Человеческая комедия». Эстетика
В обширное наследие Бальзака входит
сборник фривольных новелл в «старо французском» духе «Озорные рассказы»
(1832-37), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако
главное его создание — «Человеческая комедия». Объединять свои романы и повести
в циклы Бальзак начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием
«Человеческая комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет
разделы: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».
Объединяют все произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная
концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э.
Жоффруа Сент-Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от
друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью
описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями
и различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть.
Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные флюиды, не
менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить
человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно.
История всех главных бальзаковских героев — это история столкновения владеющей
ими страсти с социальной действительностью. Бальзак — апологет воли; только
если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой
стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом,
Бальзак уповает на семью и монархию — социальные установления, цементирующие
общество.
«Человеческая комедия». Темы, сюжеты, герои
Борьба индивидуальной воли с
обстоятельствами или другой, столь же сильной страстью, составляют сюжетную
основу всех наиболее значительных произведений Бальзака. «Шагреневая кожа»
(1831) — роман о том, как эгоистическая воля человека (материализованная в
куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь.
«Поиски Абсолюта» (1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым
естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. «Отец Горио»
(1835) — роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) — о любви к золоту,
«Кузина Бетта» (1846) — о силе мести, уничтожающей все вокруг. Роман
«Тридцатилетняя женщина» (1831-34) — о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с
этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании
понятие «женщина бальзаковского возраста»).
В обществе, каким его видит и
изображает Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты
(таков Растиньяк, сквозной персонаж, впервые появляющийся в романе «Отец
Горио»), либо люди, одушевленные любовью к ближнему (главные герои романов
«Сельский врач», 1833, «Сельский священник», 1839); люди слабые, безвольные,
такие, как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837-43) и «Блеск и нищета
куртизанок» (1838-47) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.
Французская
эпопея 19 в.
Бальзак нарисовал в «Человеческой
комедии» обширную панораму всех сторон французской жизни, всех слоев общества
(так, в «Этюды о нравах» вошли «сцены» частной, провинциальной, парижской,
политической, военной и сельской жизни), на основании чего позднейшие
исследователи начали причислять его творчество к реализму. Однако для самого
Бальзака важнее была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество
с романтизмом.