Особенности композиции рассказа Чехова 'Ионыч'
Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч».
Мастерство
Чехова - рассказчика особенно проявляется в композиции «Ионыча»
Композиция рассказа подчиняется одной общей
цели — показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но
как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц?
Чехов добивается этого следующими художественными средствами.
Прежде всего
постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная линия рассказа. Такие
компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета
исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией образа героя. Пока
Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вёл споры и
разговаривал с окружающими. Для характеристики его настроений нужен был и
пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование любви, переживаемой героем, и
диалоги, обрисовывающие гамму его переживаний. По мере того как круг интересов
Старцева суживается, яркие краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в
угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в
произведении.
Так как, по
словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в секунду», автор,
изображая многолетний процесс морального падения героя, расставляет на жизненном
пути героя только основные вехи. Мы узнаём, что первое путешествие в город
Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей и, наконец, на тройке
с бубенчиками, с раскормленным кучером на козлах, который кричит: «Пррава
держи!» Промежуток между этими вехами автор не заполняет ничем, да это и не
нужно: рост материального благополучия и огрубения героя обрисован уже
предельно выразительно несколькими характерными штрихами.
Следует обратить
внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа.
Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает.
Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города. Достигается
это следующим художественным приёмом: автор знакомит нас с «самой образованной
и талантливой семьёй» в городе — семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание
жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Внешне красивая,
жизнь Туркиных оказывается до ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные
романы, незадачливая дочь её играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево
оригинальничать и плоско острить. Но «если самые талантливые люди во всём
городе так бездарны, то каков же должен быть город!» — восклицает читатель
вместе со Старцевым.