Экономико-географическая характеристика страны (Финляндия)
Школа №41
Тема: Экономико-географическая характеристика страны
(Финляндия)
Выполнила: Гилева Мария
класс 10 "В"
Проверила:???
Зоя
Владимировна
2000/2001 учебный год
Содержание:
1)
Состав
территории и внутренние различия
2)
Экономико-географическое
положение страны:
² Оценка пограничных государств.
² Возможности использования различных видов
транспорта.
² Природные условия.
² История страны.
3)
Особенности
населения и демографическая политика
4)
Природные
ресурсы
5)
Общая характеристика
хозяйства
6)
Промышленность
7)
Специализация
сельскохозяйственного производства
8)
Транспортный
комплекс
9)
Социально-экономические
районы
10)
Внешние
экономические связи
Список использованной литературы
1)
Состав
территории и внутренние различия
Финляндия - государство на севере Европы. Граничит с
Россией на востоке, со Швецией на северо-западе и с Норвегией на севере. На юге
и западе берега омывают воды Балтийского моря и его заливов - Финского и
Ботнического.
Площадь 337 тыс.
км2, причем около трети - за полярным кругом.
В административном отношении Финляндия
разделена на 12 губерний, которые, в свою очередь, подразделяются на уезды.
Столица - г. Хельсинки, крупнейшие города - Турку, Тампере и Котка.
2)
Экономико-географическое
положение страны
² Оценка пограничных государств.
Финляндия
граничит с Россией, Швецией и Норвегией. Отношения с последними двумя остаются
стабильными, особенно активно Финляндия торгует со Швецией.
С Россией же
после распада СССР торговые отношения значительно изменились. Доля экспорта значительно
сократилась также после августа 1998 года. Но, тем не менее, доля экспорта в
Россию до сих пор остается значительной. В последние годы активно развиваются
экономические отношения между Финляндией и граничащими с ней областями России
(Ленинградской, Калининградской). Создаются совместные предприятия, реализуются
совместные экономические проекты.
² Возможности использования различных видов
транспорта.
Так как Финляндия
- страна сравнительно небольшая, то автомобильные дороги здесь играют более
важную роль, чем железнодорожный транспорт. Финляндия обладает высокими
возможностями морских транспортных и грузоперевозок, она имеет доступ к
Балтийскому морю и его заливам. Но так как на севере его воды замерзают зимой,
то необходимо использование ледоколов.
² Природные условия.
Климат в
Финляндии умеренный, переходный от морского к континентальному и
континентальный на севере. Смягчающее воздействие на климат страны оказывают
Балтийское море и близость теплого течения Гольфстрим в Атлантическом океане.
Имеется около 60
тыс. озер, которые вместе занимают около 8% площади страны. Свыше 1/3
территории заболочено. Большая часть территории занята лесами, преимущественно
таежного типа (сосна, ель, береза), на юге и юго-западе - с примесью
широколиственных пород (дуб, липа, ясень, клен).
В зависимости от
природных и климатических условий различают 4 природных района: южный
приморский, западный приморский, центральный и северный.
Южный приморский
район отличается значительным распространением плоских глинистых низин и малой
озерностью. Климат мягкий, благоприятный для земледелия. Лесистость
относительно невысокая, большие площади под сельскохозяйственными угодьями.
Западный
приморский район - с заболоченными песчано-глинистыми низменностями. Леса
преимущественно сосновые и смешанные.
Центральный район
- с обилием скал, холмисто-моренных гряд, с многочисленными озерами. Среди
лесов преобладают хвойные.
Северный район
обладает самым суровым климатом. Здесь преобладают возвышенности. Этот район
охватывает северную часть тайги, а также высотные пояса березового редколесья и
горной тундры.
² История страны.
До 1809 г.
территория нынешней Финляндии входила в состав Шведского королевства. Затем, в
результате русско-шведской войны (1808-1809 гг.), Финляндия была присоединена к
России (Великое княжество Финляндское). В 1917 г., после Октябрьской революции,
Финляндия объявила себя независимым государством.
3)
Особенности
населения и демографическая политика
Население страны
составляет около 4,7 млн. чел.
Средняя плотность
населения 14 чел. на 1 км2, причем 9/10 населения живет в южной
половине страны. Процент сельского населения Финляндии - самый большой в Европе
(37%). 55% населения занято в непроизводственной сфере, 30% - в промышленности
и строительстве, 10% - в сельском и лесном хозяйстве.
Тип
воспроизводства - "демографическая зима". Население страны
увеличивается медленно из-за небольшого естественного прироста (3,3 чел. на
1000) и эмиграции.
Правительство
обеспокоено проблемой снижения рождаемости. Чтобы повысить ее, принимается ряд
мер, в частности, предоставление детям бесплатного образования и медицинской
помощи. Принят закон о предоставлении молодым людям бесплатного жилья по
достижении совершеннолетия. Этот закон должен облегчить жизнь молодым семьям и,
как следствие, повысить рождаемость.
4)
Природные
ресурсы
Главные природные
ресурсы Финляндии - это ее леса и полезные ископаемые.
Леса занимают
более половины страны, поэтому деревообрабатывающая промышленность является
одной из самых развитых отраслей.
Важное
экономическое значение имеют месторождения полезных ископаемых. Среди них
следует отметить месторождения медно- никелевых руд - Оутокумпу, Луйконлахти,
Пюхясалми и Хаммаслахти, полиметаллических руд - Виханти, хромитов - Кеми и
ильменит- магнетитовых руд - Отанмяки.
Среди стран
Западной Европы по запасам хромитов, ванадия и кобальта Финляндия занимает 1-е
место, титана и никеля - 2-е, меди и пирита - 3-е. Имеются также месторождения
апатита, графита, асбеста, торфа.
5)
Общая
характеристика хозяйства
Финляндия -
индустриально-аграрная страна. В промышленности и строительстве создается около
45% валового национального продукта, в сельском и лесном хозяйстве - около 11%.
Экономика
Финляндии в значительной степени ориентирована на внешние рынки. Финляндия производит
и экспортирует пиломатериалы, бумагу, целлюлозу, оборудование для лесной и
деревообрабатывающей промышленности, морские суда, трактора, молочные продукты
и электротехнику.
Доля экспорта
товаров и услуг составляет около 30%. Крупнейшие промышленные объединения:
"Несте" (нефтепереработка и нефтехимия), "Энсо-Гутцайт"
(лесопереработка и машиностроение), "Кемира" (химия),
"Вяртсиля" (судостроение), "Нокиа" (электроника и
электротехника), "Раума-Репола" (судостроение и машиностроение),
"Тампелла" (оборудование для производства бумаги), "Кюмин"
и "Юхтюнет паперитехитат" (производство бумаги).
Минеральным
топливом Финляндия не обладает, поэтому энергетическая проблема - одна из
острейших в стране. Свыше 1/2 потребности в горючем покрывает импорт. Ввозится
главным образом сырая нефть, а также нефтепродукты.
Сельское
хозяйство в Финляндии высоко развито, преобладают лесоводство и животноводство.
Сельское хозяйство высокотехнологично и интенсивно, тесно связано с
перерабатывающей промышленностью. Развитая транспортная сеть позволяет быстро
доставлять продукцию на перерабатывающие предприятия, в результате потери
продукции сводятся к минимуму, а ее качество ценится во всем мире.
6)
Промышленность
В Финляндии
добываются железная руда, медь, цинк, никель, хромиты, кобальт, ванадий,
свинец, графит, асбест. Финляндия занимает видное место в мире по производству
и экспорту машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности.
Основные центры производства: Лахти, Васа, Кархула, Раума, Тампере. Развито
также судостроение, имеется 9 верфей, наиболее крупные - в Турку, Хельсинки,
Рауме. В Финляндии производятся крупнейшие в мире дизельные ледоколы, платформы
с буровыми установками для добычи нефти, паромы, пассажирские и грузовые суда.
Лесоперерабатывающая
промышленность Финляндии включает в себя деревообработку (лесопиление,
производство мебели, стандартных домов) и целлюлозно-бумажную промышленность
(производство целлюлозы, бумаги, картона). Финляндия обладает менее чем 1%
мировых запасов леса, но стоит на одном из первых мест среди стран,
производящих продукцию лесопереработки. Продукция этих отраслей составляет
около половины стоимости экспорта. Крупные лесопильные заводы расположены
главным образом в низовьях сплавных рек.
Быстрыми темпами
развивается химическая промышленность (нефтепереработка, производства
пластмасс, удобрений, красок, синтетических волокон, бытовой химии) и другие
наукоемкие производства. Основные центры химической промышленности: Хельсинки,
Турку, Тампере, Оулу.
7)
Специализация
сельскохозяйственного производства
Финляндия - одна
из самых северных стран с развитым сельским хозяйством. Главная его особенность
- это тесная связь с лесным хозяйством.
Основное
направление сельского хозяйства в Финляндии - это животноводство,
преимущественно молочное. В сельском хозяйстве используется около 9% территории
(пашни и луга), и почти все земли обрабатываются. Подавляющая часть
крестьянских хозяйств - мелкие. В северных районах развито также оленеводство.
Лесное хозяйство
- старейшая отрасль экономики Финляндии. Под лесом занято 57% территории
страны, что составляет около 19 млн. га. Около 2/3 лесов находится в частном
владении.
8)
Транспортный
комплекс
Протяженность
железных дорог Финляндии - около 6 тыс. км. Более важную роль играет
автотранспорт: длина шоссейных дорог составляет более 40 тыс. км.
Автотранспортом перевозится более половины всех грузов. Большая часть
пассажирского и грузового сообщения с другими странами осуществляется морским
путем. Главные морские порты - Хельсинки, Турку, Котка. Благодаря ледоколам
морская навигация осуществляется круглый год.
9)
Социально-экономические
районы
В
социально-экономическом отношении на территории Финляндии условно выделяют три
части.
Юго-западная
часть страны (примерно 25% площади) обладает наиболее благоприятными природными
условиями. Здесь проживают свыше 60% населения. Юго-западная часть - главный
экономический район страны, на нее приходится более 2/3 промышленного
производства и основная доля сельскохозяйственной продукции. Это также самая
урбанизированная часть Финляндии, где сосредоточены практически все крупнейшие
города страны.
В состав
Приозерья (25% территории, 26% населения) входят основная часть Озерного Плато
и долина реки Кеми-Йоки. Приозерье - ярко выраженный лесопромышленный район.
Основные отрасли здесь - лесная промышленность, гидроэнергетика, металлургия и
химия. Сельское хозяйство невысокой интенсивности.
Третья часть -
Северная - около 50% территории и всего лишь 13% населения. Большая ее часть
находится за полярным кругом. Это район потенциальных ресурсов, лесного
хозяйства и новых отраслей промышленности - металлургической, химической и
других. Развитие производства здесь сдерживается нехваткой рабочей силы,
которая обуславливается неблагоприятными климатическими условиями, а также
удаленностью от крупных промышленных центров. В г. Оулу построен крупный
университет (более 15 тыс. студентов), планируется создание международного
центра высоких технологий.
10)
Внешние
экономические связи
Доля Финляндии во
внешнеторговом обороте развитых стран составляет около 1%. Она занимает 3-е
место в экспорте продукции деревообработки и целлюлозно-бумажной
промышленности. В состав экспорта также входят продукция металлообработки,
текстильной и швейной промышленности, химической промышленности. В импорте
более 60% приходится на долю сырья. Импорт превышает экспорт.
Финляндия
поддерживает тесные связи со Швецией, ФРГ, Великобританией, США. В 1973 г. было
заключено соглашение с Европейским экономическим сообществом о свободной
торговле.
² Отношения с Россией.
После распада
СССР объем торговли значительно снизился, что негативно отразилось на некоторых
отраслях экономики, так как ряд предприятий был ориентирован на производство
товаров для СССР на основе долгосрочных торговых соглашений. Изменилась
структура экспорта. Ранее существенную долю составлял экспорт судов и
промышленного оборудования. Сейчас Финляндия экспортирует в Россию продукцию
бумажной, деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности и
радиоэлектронику. Из России Финляндия импортирует в основном сырье: нефть, газ,
нефтепродукты, уголь.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
·
Большая Советская
энциклопедия. Т. 27.
·
Энциклопедия для детей.
География. - М.: Аванта+. - 1995.
·
В. П. Максаковский.
География. 10 кл.
·
Ю.Н. Гладкий, С. Б.
Лавров. Экономическая и социальная география
мира: Учебник для 10 кл. средней школы. -
М.: Просвещение, 1993.