5.
Политический союз
|
Проведение
единой внешней политики
|
Пока
примеров нет
Так, начиная с
1988 года в Северной Америке усиливаются процессы международного экономического
сотрудничества, в частности создаётся зона свободной торговли США - Канада.[10]
Создание такой
зоны ставило перед собой следующие цели: отменить тарифы в торговли двух стран
в десятилетний период; снять национальные преференции на все правительственные
контракты стоимостью 25.000 долларов США (вместо 171.000 долл. США); запретить
ограничения в торговле топливом и энергией, за исключением тех, которые связаны
с национальной безопасностью и исчерпыванием энергетических ресурсов; отменить
тарифные и либерализовать нетарифные барьеры в торговле двух стран
сельхозпродукцией; создать национальные режимы для взаимного инвестирования,
которые оценивались в 58 млрд. долл. США; снять ограничения при создании новых
фирм и др.
Будучи логическим
продолжением и развитием зоны свободной торговли между США и Канадой, с 1
января 1994 г. началась реализация соглашения США, Канады и Мексики о
Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), заключенного 17
декабря 1992 г. НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного
пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только чисто
торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции
рабочей силы и других аспектах обеспечения прозрачности границ между тремя
государствами Северной Америки. Уже к концу нынешнего века в значительной мере
сформируется зона свободной торговли с населением свыше 375 млн. человек и
совокупным валовым продуктом порядка 8 трлн. долл. в год (в современных ценах).[11]
Таким образом,
решающая роль в развитии североамериканской интеграции принадлежит,
естественно, США: и в плане тихой интеграции с соседними странами, и с точки зрения
инициирования и эволюции организационно-политических форм межгосударственного
сотрудничества в этих целях. США на протяжении многих лет через свои компании
активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества
американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых
рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем
континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую
задачу.
Важное изменение
вносит договор в режим миграции капиталов. В отношениях между США и Канадой
последний уже достаточно либерализован. С 29 декабря 1993 г. в Мексике введен
закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. В ряде отраслей
промышленности и сельского хозяйства разрешается вкладывать капиталы в любых
пропорциях, финансировать принципиально новые виды экономической деятельности,
производство новых товаров и услуг. Правда, иностранцам запрещается пока
инвестировать в разведку и добычу энергоносителей и радиоактивных руд,
транспортную и коммуникационную инфраструктуру. В дальнейшем долевое участие в
тех сферах, где оно ограничено, намечается расширить: с 1 января 2001 г. -до
51, а с 1 января 2004 г. - до 100%. В предприятиях по сборке автомобилей,
изготовлению узлов и деталей к ним, а также в строительных фирмах 100
процентное участие разрешено уже с 1 января 1999 г.
Кроме того,
Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и
страховых компаниях, что позволит американскому и канадскому финансовому
капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.
Экономика Канады
тесно связана с экономикой США.
Доля США во
внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады -
20%.[12]
Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной
группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет
менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов
канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для
углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что
эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для
американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных
барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для
обрабатывающей и добывающей промышленности.
В настоящее время
в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области
региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в
последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение
стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.
Некоторые из этих
инициатив являются строго двусторонними. Например, Чили подписала в апреле 1992
года соглашение о свободной торговле с Венесуэлой, уже являющейся её третьим
крупнейшим торговым партером в Латинской Америке.
Аргентина и Чили
сокращают препятствия на пути своей двусторонней торговли и объём их
трансграничной торговли в середине 90-х годов составил свыше 1 млрд. долл. США.
Боливия и Мексика договорились провести либерализацию 60% своей взаимной
торговли в 1993 году, а оставшихся 40% - к 1997 году. В свою очередь, Мексика
подписала в 1991 году договор о свободной торговле с Чили, который
предусматривает поэтапное устранение всех барьеров в двусторонней торговле к
1998 году и стал причиной 80% увеличения объёма торговли Чили с Мексикой в 1992
году. Перу заключила с Боливией и Венесуэлой двусторонние соглашения,
отменяющие тарифы и ограничения на импорт из этих стран. [13]
С учетом мирового
опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной
интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое
хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской
Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения
прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках
региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития
латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная
концепция так называемого открытого регионализма, т.е. интеграция, основанная
на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.
Существует
несколько причин, которые привели к ускорению интеграции в Латиноамериканском
регионе.[14]
Первая причина - усиливающаяся конкуренция
в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и
инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков.
Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к
замедлению темпов развития по всем направлениям.
Второй
причиной
ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими
странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ
по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для
подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было
невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных
тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали
товарообмен в регионе.
Третья причина состоит в радикальном
пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был
подписан Договор Монтевидео о создании зоны свободной торговли, включающей
страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), а с 1980
года - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была
создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с
позиции сегодняшнего дня - невыгодная. Страны должны были предоставить режим
наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим
партнерам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны
перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам,
поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало
наносить, в конечном счете, ущерб национальным экономикам со стороны
конкурирующих производителей третьих стран. Договор Монтевидео через двадцать
лет был пересмотрен и согласно новым условиям он допускал заключение торговых
соглашений с несколькими или даже с одной страной. Было констатировано, что
общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая
должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений,
рассматривавшихся как строительные блоки для полного снятия тарифов в будущем.
К четвертой
причине
ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в
политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, дает
основания полагать, что конфликтные ситуации типа футбольных войн исчезнут, и
не будут влиять на экономические преобразования.
В наблюдающейся
активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль
играет МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г.
Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в
один из основных участников реальной региональной Интеграции. В настоящее время
МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где
сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1
трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема
товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании
МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во
взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31
декабря 1994 г.: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого
внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области
промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой
сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон,
единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых
усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд. долл. в 1991 г. до 11,5 млрд.
долл. в 1995 году.[15]
Для руководства
процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет
общего рынка (в составе министров иностранных дел). Группа общего рынка -
исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат
со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся
Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного
регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики,
макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной
технологии, сельского хозяйства и энергетики.
Становление
МЕРКОСУР не обходится без трудностей. Несмотря на поставленные цели,
страны-члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1
января 1995 г.) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле.
Участники МЕРКОСУР условились временно на переходный период сохранить
значительное число изъятий из общего режима, которые варьируются для каждой из
четырех стран. В Частности, Уругвай получил право на наиболее обширный список
временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР -
950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина
- 221 позицию до 1999 г., Бразилия - 28 позиций до 1999 г., Парагвай - 272
позиции до 2000 г. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые
внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не
менее, сторонами согласован график, в соответствии с которым предполагается
ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в
согласованные заново сроки.
Договор МЕРКОСУР
предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования
торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными
материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на
защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния.
Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих
ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации.
Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР
по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по
торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.
Как и было
условлено, с 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие
таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85%
товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются
от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен
особый порядок формирования ОТТ: товары инвестиционного назначения - ставка ОТТ
14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов
Аргентины и Бразилии до 2001 г., Парагвая и Уругвая - до 2006 г.; продукция
информатики и телекоммуникаций - ставка ОТТ 16% до 2006 г. для всех четырех
стран. Кроме того, за каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано
право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации
так называемых уязвимых секторов экономики к новой конкурентной среде
(действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в
соответствие с согласованными ставками ОТТ). [16]
Процесс
интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного
союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Объем
внутризонального экспорта в 1991-1995 годах вырос с 5,1 до 15,8 млрд. долл.,
т.е. более чем втрое, и составил почти половину экспорта стран Латинской
Америки и Карибского бассейна. Доля внутризональной торговли в товарообороте
стран МЕРКОСУР со всем миром в 1994 г. повысилась до 19,3%, а в 1995 г. - до
22%. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные
показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту
промышленного экспорта. В Бразилии 70% предпринимателей ведут деятельность в
рамках этого рынка. В 1991-1995 годах внутризональный экспорт этой страны вырос
более чем втрое, его доля в общем экспорте страны увеличилась с 7 до 15%.
Аргентина реализует в рамках блока 30% своего экспорта (против 17% в 1991 г.),
Уругвай и Парагвай - более 50%. Рост взаимной торговли способствовал
экономическому росту в целом. Так ВВП Аргентины в 1992-1994 годах увеличивался
на 8,7%, 6,1, 7,4% соответственно, а ВВП Бразилии - на 4,2%, 5,8, 4%
соответственно. Несмотря на спад в экономике Аргентины и Уругвая, в 1995 г.
зональная торговля расширялась.[17]
Необходимо
отметить важность МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран
блока. Сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование
тарифной политики способствовало торможению темпов экономического спада,
например, в Аргентине и Бразилии.
Значительные
успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьезных
проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной
инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения,
трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так
называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с разной
мощностью национальных экономик. Появляются противоречия между развитием
интеграционных процессов и собственно деликатными, уязвимыми отраслями, такими
как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу болезненных
отраслей при разделе рынков, относится также автомобильная отрасль. Сложные
задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже
почувствовали позитивизм интеграции, то население стран-членов не вполне.
Перспективы
интеграции в МЕРКОСУР в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри
субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и
развития интеграции - укрепление экономической и финансовой стабильности блока.
По мнению экспертов, взаимная торговля между странами МЕРКОСУР находится на
самом пике. ЗСТ и таможенный союз, видимо, уже не смогут дать новый мощный
импульс развитию связей. Эти формы интеграции в экстенсивном плане уже сыграли
свою роль. Необходимо внедрение новых более
прогрессивных форм сотрудничества на микроуровне. Для этого в рамках
МЕРКОСУР предпринимаются меры организационного порядка, например, создание
специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока.
Пока идет кулуарное обсуждение идеи о создании некоего наднационального органа
по отслеживанию проблем и принятию решений. Однако процесс создания
наднационального органа является вообще весьма сложным делом. Странам предстоит
найти действенные рецепты по сочетанию рыночных механизмов с регулирующей
деятельностью государства, учитывая специфику южноамериканского региона, в
котором еще недавно насчитывалось достаточное количество авторитарных режимов.
Вероятно, будут предприняты также меры по структурной перестройке экономики
самих стран МЕРКОСУР.
Наиболее развитой
интеграционной группировкой на американском континенте является
Североамериканская зона свободной торговли ("North American Free Trade
Area" - НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой.
НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону
свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым
продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской
зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся
помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно
развитые государства и развивающуюся страну.[18]
Создание зоны
свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом
факторов:
во-первых, географической близостью
стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
во-вторых, тесными торговыми связями
между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
в-третьих, растущей сетью
подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК
в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на
мировом рынке.
О масштабах
экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и
движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около
75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых
инвестициях в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около
70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля
США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП
США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз - Мексики.[19]
По численности
населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических
показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с
Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США)
экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и
услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в
мировой торговле составляет почти 20%.
Соглашение о
создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам
предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции;
гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные
закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для
бизнесменов; разрешение споров.
Ключевыми
моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты
экономических отношений между соседними странами, являются:[20]
·
отмена
всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и
Мексика, к 2010 году;
·
поэтапное
упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и
услугами;
·
смягчение
режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
·
либерализация
деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
·
защита
североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний,
пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США
через Мексику;
·
создание
американо-канадской арбитражной комиссии.
Таким образом,
соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохранят
национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, а во взаимной
торговле после переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях - 15 лет) в этой
экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на
товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике.
Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров
в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами,
установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления
государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную
собственность, создание механизма урегулирования споров.
Устраняя тарифы и
другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила
торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно
"чувствительных" к иностранной конкуренции (это относится к сельскому
хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным
изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно
восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом
соответствующей продукции.
В то же время НАФТА
содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений.[21] Так, сохраняются: право
Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на
защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении
(радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку
внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.
В соглашении все
товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров),
сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы
разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было
предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные
товары намечено отменить в течение 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения
пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено
"чувствительностью" соответствующих отраслей промышленности к импорту
конкурирующих изделий.
Дифференцированные
условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран - участниц
соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных
товаров будут устранены в течение 10 лет. При этом примерно половина
мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем
(в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику
беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части
североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется
почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число
изделий, "чувствительных" для американской промышленности, не будут
ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.
Тарифы в торговле
между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течение десяти лет.
Во взаимной
торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения
тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в
1989 году.
Поэтапное
снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок,
действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров
НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью
произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно
преобразован в новый товар и, соответственно, попадать под другую тарифную
позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили,
химические продукты, обувь), кроме того, требуется, чтобы не менее 50-60%
компонентов были произведены в странах - участницах соглашения.
Кроме того, в
НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному
лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.
В НАФТА
фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он
распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать
в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых
услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных
бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с
полным набором функций.
Соглашение о
создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов
и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие
особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся
к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным
им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий
в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих
отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным
правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.[22]
Наконец, в рамках
НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную
собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.
Понятия
"интеграция" и "международная интеграция" стали настолько
расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И
политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую
экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство", даже об
"интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая
интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам
этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.[23]
Понятие
международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ
века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой
экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием
ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).
По своей сути
интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой
одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации
хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна
рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально,
пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).
Международная
экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным,
как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором
экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения
отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых,
организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе
развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного
программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций
управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное
ограничение государственного суверенитета.
Углубление
международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе
управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе
интернационализации хозяйственной жизни.
В этой связи в
экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия
"мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при
определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.
1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х.
Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001
2. Крылатых Э., Строкова О.
Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. – Мировая
экономика и международные отношения. 2003, № 3
3. Международные экономические
отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков,
В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997
4. Пебро М. Международные
экономические, валютные и финансовые отношения. М.,1994
5. Семенов К.А. Международная
экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001
6. Харламова В.Н. Международная
экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002
7. Шишков Ю. НАФТА: истоки,
надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000.
8.
Шишков
Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны
СНГ. М., 2001
[1] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и
деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 95
[2] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и
деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 114
[3] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для
вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи,
ЮНИТИ, 1997 С. 76
[5] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не
интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 265
[6] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не
интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 276-281
[7] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не
интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 241
[8] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное
пособие. М., Анкил, 2002 С. 92
[9] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не
интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 267
[10] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М.,
Юристъ-Гардарика, 2001 С. 132
[11] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М.,
Юристъ-Гардарика, 2001С. 118
[12] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М.,
Юристъ-Гардарика, 2001 С. 165
[13] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.(
на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 85
[14] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.(
на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 91
[15] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М.,
Юристъ-Гардарика, 2001 С. 276
[16] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М.,
Юристъ-Гардарика, 2001 С. 283
[17] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М.,
Юристъ-Гардарика, 2001 С. 291
[18] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.(
на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 176
[19] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.(
на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 189
[20] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.(
на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 211
[21] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное
пособие. М., Анкил, 2002 С. 317
[22] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное
пособие. М., Анкил, 2002 С. 318
[23] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для
вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи,
ЮНИТИ, 1997 С. 216
Похожие работы на - Интеграционные группировки на американском континенте
|