Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    435,01 kb
  • Опубликовано:
    2006-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

Федеральное агентство по образованию

Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

 
 




Кафедра общей экономической теории

 

 

К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему:

 

 

Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития.

 

 

 

Выполнил – студент I курса заочной формы обучения учетно-финансового факультета, группы ЭПи - 12

Пепеляев Михаил Юрьевич

Руководитель – Пфлюг Вера Павловна

Оценка……………………………………………………….

Дата………………………………………………………….

Подпись……………………………………………………..

 
 
 
 
 
 
 

 



Пермь, 2008

Содержание:

Содержание

Введение

1. Рынок информационных технологий в России

1.1 Краткий анализ рынка ИТ

1.2 ИТ в России сегодня и завтра

2. Интернет (Рунет)

2.1  Интернет общая характеристика развития

2.2. Интернет, online – игры

3. Великая «черная дыра» российской экономики. ИТ в сельскохозяйственном комплексе

3.1. Иностранный опыт применения ИТ в сельскохозяйственном комплексе

3.2. Российские проекты ИТ в сельскохозяйственном комплексе

3.3. Национальный проект «Образование» в сельской местности

4. ИТ в торговле и общественном питании

4.1. Оптовая торговля

4.2. Розничная торговля

4.3. Предприятия общественного питания

Заключение

Список используемых источников

Введение

По оценкам IDC, объем мирового ИТ-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей  на  ИТ)   в   2006   году   составили порядка 1,16 трлн долларов. В период до 2010 года эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым   показателем    роста   6,3%,   и   в   конце декады объем      ИТ-рынка достигнет 1,48 трлн долларов [#"1.files/image001.jpg">

Рис.1 Структура российского рынка ИТ по видам затрат предприятий и организаций в 2005 году.

По оценкам CNА, российский ИТ-рынок в 2005 году вплотную приблизился к отметке в 300 млрд.руб. Примерно 250 млрд. руб. было потрачено на закупку нового программного обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. руб. израсходовано на оплату услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга и, наконец, немногим менее 3 млрд.руб. предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение), что отчетливо видно на рисунке 1.

Существующий объем и структура рынка обеспечивается спросом на ИТ со стороны трех основных групп предприятий. В первую очередь, традиционно стоит отметить спрос со стороны ограниченного числа гигантов экономики, заказывающих масштабные дорогостоящие ИТ-проекты. Типичный пример в этом случае — внедрение ERP стоимостью от $1-2 млн. и до нескольких десятков млн. долларов. 70-80 % этой суммы, как правило, составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО [#"1.files/image002.jpg">

Рис. 2 Отраслевая структура рынка ИТ в 2005 году (по отдельным видам экономической деятельности).

Традиционно присутствующий в тройке лидеров сектор добычи полезных ископаемых, ядро которого составляет топливная промышленность, в 2005 году занимает 2-е место после машиностроения по объемам затрат на ИТ. Добывающие отрасли относятся к первому эшелону предприятий-заказчиков ИТ, насыщение которого современными информационными технологиями уже полностью произошло и в настоящее время объемы потребления в этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее внедренных информационных систем. Примечательно, что по индексу ИТ-емкости, отражающем затраты предприятий отрасли на ИТ к объему произведенной в отрасли продукции, добывающая промышленность отстает не только от машиностроения, но и от экономики в целом.

Сходная ситуация в металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно, потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после нефтегазовой промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия отрасли удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду которого российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки отраслей-лидеров информатизации [#"1.files/image003.jpg">

Рис.3 Число зарегистрированных доменов в зоне .RU, 2001-2005

В тройку самых посещаемых ресурсов Рунета вошли поисковые сервера Yandex (в апреле 2006 года его посетили около 23,4 млн человек, с учетом международного трафика) и Rambler (20,8 млн посетителей), а также почтовый портал mail.ru (18 млн).

Рис.4 Индекс Rambler, 2006 год.

Ожидается, что к 2011 г. общее число фиксированных Интернет-соединений в России достигнет 16,6 млн., что почти вдвое превосходит уровень, достигнутый к концу 2006 г. – 7,3 млн. Согласно недавно опубликованным прогнозам IDC, в 2007 г. в результате дальнейшего распространения широкополосного доступа и роста числа поставщиков услуг широкополосного доступа, предлагающих наряду с доступом в Интернет услуги передачи голоса и видео, широкополосные фиксированные соединения станут преобладать над соединениями по коммутируемой телефонной линии.

В России поставщики предлагают новейшие услуги, инвестируя в развитие предоставления тройных услуг (голос, видео, данные) по широкополосному доступу и используя различные технологии доступа в Интернет от FTTx до WiMAX.

Наибольший среди крупнейших российских городов и регионов уровень распространения доступа в Интернет отмечен в Москве, где в 2006 г., им были обеспечены 42% домохозяйств. Исторически наибольшее количество Интернет-соединений в России сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мере роста спроса на доступ в Интернет в регионах, особенно в жилом секторе, доля городов-лидеров несколько сокращается [#"1.files/image005.jpg">

Рис. 5 Широкополосный доступ в России.

Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 % «домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе [#"1.files/image006.jpg">

Рис.6 Технологии широкополосного доступа в Интернет «домашних» пользователей 2005 год

Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в Интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к Интернету по широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51 %) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в Интернет выделенную линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный доступ [#"1.files/image007.jpg">

Рис.7 Российский рынок услуг доступа в Интернет, млрд. руб.

Тем временем в столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2 %. К 2010 г. быстрым Интернетом, по прогнозам, будут пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги широкополосного Интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств. При этом коммутируемый доступ в Интернет к 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд. руб., в то время как объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше — 26,5 млрд. руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в Интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа [#"1.files/image008.jpg">

Рис. 8. Телекоммуникационная инфраструктура отделений Почты России.

И это несмотря на то, что преимущества WiMAX общеизвестны — это хорошее покрытие, доступные цены на оборудование, короткие сроки ввода сети в эксплуатацию (при условии наличия у оператора разрешений на использование частот) и пр. Построены и адекватные модели взаимодействия операторов беспроводного широкополосного доступа и интеграторов. Одну из них предлагает ГК «Синтерра», которая предлагает развивать региональные мини-сети WiMAX. В рамках такого взаимодействия магистральный оператор инвестирует в транспортную инфраструктуру и оказывает услуги связи партнеру, который, в свою очередь, инвестирует в сети широкополосного беспроводного доступа и оказывает телекоммуникационные услуги конечным пользователям. Третий участник — интегратор — обеспечивает логистику и сопровождение проекта. При оптимальном сценарии окупаемость проекта составляет не более трех лет [#"1.files/image009.jpg">

Рис.9. Динамика экономических показателей по проекту строительства региональных мини-сетей WiMax.

В технологическом плане для использования беспроводных технологий в сельской местности нет ничего сложного. Один из вариантов создания «беспроводного IP-села», предложенный компанией IskraTel, подразумевает использовать WiMAX-канал «точка-точка», а на отрезке непосредственной подачи трафика в дома — технологию Wi-Fi рис. 10.


Рис. 10. Схема организации беспроводного доступа в сельской местности.

Развитие беспроводного доступа на селе тормозит как по-прежнему громоздкая процедура получения операторами разрешений на частоты, так и сам механизм универсальной услуги. Последний построен таким образом, что в результате операторами универсальных услуг становятся, как правило, традиционные операторы — компании «Связьинвеста», а альтернативные операторы, включая провайдеров беспроводной связи, часто остаются в стороне. Последние и сами не особенно заинтересованы в предоставлении услуг на селе, ведь операторам будут компенсировать текущие убытки (включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет. С другой стороны, во многих российских селах проводная связь обходится конечным абонентам существенно дороже, чем сотовая. Большинство сельских жителей, которые проживают в районах, охваченных мобильной GSM-связью, просто отказываются от услуг проводной телефонии, поскольку установка телефона и абонентская плата за него заметно выше, чем не очень интенсивное использование мобильного телефона. В качестве технологии доступа в Интернет используется GPRS/EDGE.

Первый в России оператор сотовых сетей 3G компания «Скай Линк», предоставляющий услуги на базе стандартов семейства CDMA 1X, указывает на высокий потенциал этой технологии для предоставления услуг связи в сельских районах. К преимуществам стандарта, в частности, относятся возможность подключения до 1000 домохозяйств на 1 сектор (127 одновременных пользователей в секторе), обеспечение прямого канала с пиковой скоростью 3,1 Мб/c (обратного — с 1,8 Мб/c), поддержка качества сервиса (QoS), большой радиус действия базовой станции — до 50 км на открытой местности (до 7-10 км при сложных рельефах) и пр. Решение на базе CDMA 1X обеспечивает пользователей комплексом услуг: телефония, доступ в Интернет и передача данных, организация видеонаблюдения и пр. Оно характеризуется быстротой развертывания сети и относительно низкими эксплуатационными и капитальными затратами.

[#"1.files/image011.jpg">

Рис.11. Соотношение подключенных к Интернет городских и сельских образовательных учреждений, 2006-2007 гг.

Наиболее распространена при подключении школ к Интернету технология xDSL (с ее использованием подключено 80% сельских образовательных учреждений), далее следуют спутниковый доступ VSAT (19%) и наземные радиолинии (1%). При этом в тех селах, где используется технология VSAT, другая телекоммуникационная инфраструктура, как правило, полностью отсутствует.

Рис. 12 Технология подключения сельских школ к Интернет.

Потребность подключения путем использования спутникового канала связи неравномерна в различных регионах страны. Лидирующие позиции по установке VSAT занимают Чечня и Дагестан, Иркутская и Читинская области, а также Красноярский край. Меньше всего в спутниковой связи нуждаются Ярославская, Липецкая и Тульская область, Чувашия и Кабардино-Балкария [#"1.files/image013.jpg">

Рис. 13 Информатизация сектора оптовой торговли*.

ИТ-расходы оптовиков — самые крупные в сравнении с другими отраслями торговли, более 9,6 млрд.руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в 3-3,5%% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли, которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании все большую часть прибыли отчисляют на ИТ. Так, в 2004 году доля расходов на ИТ в секторе была ниже 0,4%.

С точки зрения динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Исключение составлял лишь 2004 год, когда спрос на ИТ упал на 7,8%. Однако это было следствием перегрева рынка годом ранее (рост ИТ-затрат в 2003 году составил 46,5%, что в 20 раз превышало темпы роста по рынку ИТ в целом) и не нарушало общей картины уверенного наращивания объемов ИТ-расходов. Опережающие темпы роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году — 35% роста против 22,55 по экономике в целом [#"1.files/image014.jpg">

Рис. 14 Темпы информатизации сектора оптовой торговли*.

Потребности предприятий оптовой торговли являются более узкопрофильными, чем в остальных секторах торговли. Эффективность функционирования, с одной стороны, определяется состоянием и динамикой товарных запасов, с другой — отношениями с поставщиками (производителями продукции). Поэтому основную роль в информатизации оптовых предприятий играют информационные системы, управляющие цепочками поставок, а также системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы).

Предприятия оптовой торговли крайне заинтересованы в грамотной организации работы складов и магазинов, оптимизации запасов и поддержании ассортимента. Специфика оптовых компаний также заключается в применении информационных технологий для организации быстрой логистики и сбыта скоропортящихся товаров. Склад — явление довольно тонкое, в условиях интенсивного товарообмена, ускорения и роста числа сношений с хозяйствующими субъектами разных типов, роста номенклатуры хранящейся продукции, роста интенсивности отгрузок и прочих внешних факторов, склад, оставленный на откуп «человеческому фактору», по меткому выражению одного из экспертов, неотвратимо превращается «черную дыру». Автоматизация работы складов — единственный способ обуздать эти процессы.

Среди основных задач, которые решаются в оптовой торговле посредством автоматизации процессов — это оптимизация использования площади склада, сокращение затрат на хранение товара на складе, времени проведения всех складских операций, количества ошибочных складских операций, повышение точности учета товара, снижение потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара, уменьшение зависимости от «человеческого фактора».

Оптимизация взаимоотношений с поставщиками и предприятиями розницы позволяет создавать цепочки поставок, состоящие из большого числа участников — производителей, дилеров, дистрибьюторов и потребителей товаров. В данном случае важен акцент на сокращении общего времени поставки, возможности контроля движения товаров в цепочке, отслеживании образования добавочной стоимости.

Автоматизация оптовых предприятий включает и традиционный для современной компании набор ИТ: кабельные сети, системы безопасности электропитания, кондиционирования, видеонаблюдения, телекоммуникационную инфраструктуру и проч. Однако, оптовые компании не столь критичны, как например, розничные предприятия, к фронт-офисным решениям — к установке программируемых контрольно-кассовых аппаратов с терминалами, поддержке высокотехнологичных систем оплаты, применению в работе мобильной связи, спутникового ТВ и т.п. При этом наличие в сall-центров, корпоративного портала, доступа в Интернет, услуг или поддержки услуг электронной торговли для оптовых компаний столь же важны, как и для предприятий других секторов торговли и сферы услуг.

Итак, крупные российские оптовые компании набирают обороты. Несомненно, влияние информатизации на торгово-административный процесс растет. Затраты на ИТ технологии растут с каждым годом. ИТ могут максимально уменьшить «человеческий фактор». Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг, маркетинговая политика оптовых сетей все теснее взаимодействуют с рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская оптовая сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.

4.2. Розничная торговля.

Предприятия торговли вообще и розничной торговли, в частности, не относятся к числу отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям. Тем не менее, предприятии розницы одни из самых активных ИТ-заказчиков в торговле. По итогам 2006 года затраты на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты и расходы на телекоммуникационные услуги) составили около 4,7 млрд.руб., что соответствует  доле 1,6% в общих затратах на ИТ в экономике и доле в 1,5% в валовой прибыли отрасли. Предприятия остальных секторов торговли инвестируют в ИТ гораздо меньшую часть прибыли: предприятия общественного питания — 1,3% от валовой прибыли, автодиолеры — около 1%, оптовики — чуть более 0,6% [#"1.files/image015.jpg">

Рис. 15. Информатизация сектора розничной торговли*.

При этом, надо отдать должное российским предприятиям розницы и в том, что на фоне экономики в целом, они сохраняют достаточно стабильные позиции по ИТ-развитию — не опережая, но и не отставая от большинства отраслей. В данном случае можно даже и не скромничать. Динамика темпов роста ИТ-расходов весьма впечатляет, особенно для классической капитало- и ресурсоёмкой отрасли. Достаточно рассмотреть временной отрезок 2003-2006 гг., чтобы убедиться в этом. По данным Росстата, в 2003 году прирост ИТ-затрат в рознице составил 14%, на фоне более чем скромного роста ИТ-затрат по экономике в целом — 2,7% (розничные операторы нарастили объем ИТ-затрат почти в 5 раз больше чем вся экономика). 2004 год удивил ещё больше: прирост ИТ-затрат составил 109% при всё тех же 2,3% прироста в целом по экономике. В 2005 году ИТ-затраты в рознице сократились на 2,6%, однако в действительности это означает, что сектор розничной торговли почти не сдал взятых в предшествующем году позиций, перейдя (с незначительными потерями) на этот новый уровень инвестиционной политики [#"1.files/image016.jpg">

Рис. 16. Темпы информатизации сектора розничной торговли*

Относительно высокий объем и устойчивый рост ИТ-расходов в секторе розничной торговле является заслугой продолжающих расти торговых сетей, которые аккумулируют в своих штаб-квартирах огромные финансовые ресурсы. Крупным сетям нужны и стандартные ИТ (минимально необходимые для торгового павильона современного уровня), и более «продвинутые» технологии — нормальные для Запада, но экзотические пока для России.

Потребность в большинстве стандартных ИТ диктуется расширением сетей, через взаимопоглощения и экспансию в регионы. В этой связи необходимо внедрение систем, обеспечивающих оперативный доступ к единой, обновляемой on-line, информационной базе, что позволяло бы повысить эффективность и эффективность взаимодействия внутри сети, а также в связях с поставщиками. Для розницы особенно важны технологии хранения данных и системы аналитической обработки информации, так как данные о состоянии в различных точках сети и на рынке быть доступны «час-в-час». Отдельный упор в последнее время делается на внедрении единой (для торговой сети) корпоративной мультисервисной телекоммуникационной сети, обслуживаемой одним оператором и обеспечивающей передачу разнородного трафика (звук, видео, Интернет, количественные данные и т.д.).

Есть и экзотические технологии, пока не нашедшие ещё применения в отечественных магазинах — это автоматизированное обслуживание покупателя, когда ИТ, считывая штрих-код, выбранного покупателем товара, показывает месторасположение в торговом павильоне аналогичного (близкого по стилю, стоимости, размеру или иным параметрам) товара. В результате покупателю может быть без особых временных и трудо- затрат предложен целый набор близких по характеристикам товаров на выбор. Другой вариант, столь же экзотической пока для российских магазинов и российского покупателя ИТ, — приложения на базе беспроводного Интернета, позволяющие покупателям, не покидая места рядом с полкой, на которой лежит понравившийся товар, выйдя в сеть, сравнить цены на него со средними ценами по другим торговым сетям, в других магазинах, районах и т.п.

Как бы ни были экзотичны многие из перечисленных технологий для российской культуры обслуживания и потребления, динамика ИТ-затрат свидетельствует о том, что предприятия розницы, похоже, входят во вкус. Затраты на ИТ технологии растут с каждым годом. Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг, маркетинговая политика розничных сетей все теснее взаимодействуют с рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская розничная сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.

4.3. Предприятия общественного питания.

В секторе общественного питания, как и в торговой отрасли в целом, определяющими факторами конкурентоспособности являются не высокие технологии, а совершенно другие, никак не связанные с ними вещи. Так, принципиальное значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов. Во многом конкурентное преимущество ресторана определяет именно месторасположение. Это в равной степени относится к заведениям общественного питания всех уровней и типов (ресторанов, кафе, баров, кофеен, фаст-фудов и т.д.). Для предприятий фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле метро или на пересечении больших улиц и проспектов. Для элитных ресторанов важно расположение в центральных, элитарных районах города, местах с развитым комплексом искусств и развлечений и т.п.

Тем не менее, технологии автоматизации ресторанного бизнеса всё больше начинают рассматриваться как важный и необходимый компонент успешного бизнеса. Пока о четких трендах в информатизации сектора общепита говорить нельзя, однако существуют факты, указывающие на то, что и этот вид бизнеса начинает приобщаться к высоким технологиям.

Объем ИТ-затрат в секторе общественного питания (чуть более 500 млн. руб. за 2006-й год и 0,18% в общих ИТ-расходах по экономике) — самый низкий не только в секторе торговле, но и в сравнении с подавляющим большинством производящих и обслуживающих отраслей экономики. При этом в  объеме прибыли уровень расходов достаточно высок — 1,27%, что не намного ниже , чем в рознице (1,6%), зато больше, чем у автодилеров (1%), и в 2 раза больше, чем у оптовиков (0,6%) [#"1.files/image017.jpg">

Рис. 17. Информатизация сектора услуг общественного питания*.

В 2005 г. госстатистикой был зафиксирован рост ИТ-расходов в секторе в 566%. На рубеже 2004-2005 гг. ИТ-затраты предприятий общепита выросли с 140 до 950 млн руб. До этого темпы были ещё более неопределенные — в 2003 году скромные 3% роста, в 2004-м — падение почти на 19%. Таким образом, до 2005 года доля средств, расходуемых в секторе общественного питания на ИТ составляла 0,6-1% от валовой прибыли предприятий, что, как уже говорилось, один из самых низких показателей по экономике. В 2006 году расходы снова резко упали (по предварительным оценкам — на 45%), и хотя это выглядит закономерным (как правило, за резким «взлетом» следует «провал»). Следует констатировать, что сегодняшний уровень ИТ-расходов сопоставим с уровнем 2002 года. Таким образом, на протяжении периода 2002-206 гг. можно говорить скорее о стагнации спроса на ИТ в секторе общественного питания, нежели о каких-либо тенденциях развития. Скорее всего, внедрения происходят локальные и большей частью «разовые», без особых усилий по дальнейшему развитию ИТ-инфраструктуры предприятий

[#"1.files/image018.jpg">

Рис. 18. Темпы информатизации сектора общественного питания*.

При этом предложение ИТ для предприятий общественного питания существует, а опыт имевших место внедрений показывает, что ИТ в ресторанном бизнеса далеко не «пятое колесо в телеге». Современный ресторан — это не просто место, где продают еду и выделяют место для её поглощения, это красивый способ времяпрепровождения, один из основных элементов досуга в современных городах. Организация подобного процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению,  требует соблюдения санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения обслуживающего персонала, за учетным процессом, а также анализа транзакций, учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов, процедур списания продуктов «под ноль» и т.д. Требование автоматизации всех этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого количества деталей.

Удобство автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так как ИС позволяют более оперативно работать с расчетами с посетителями, очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми необходимыми ингредиентами, без опасения, что их либо не хватит и всю вторую половину вечера меню сократится вполовину, либо, наоборот, их окажется в избытке и они сгниют, так и не попав на стол в составе блюда [http://www.rarus.ru/company/press/rsc074full.asp].

Современные ИТ, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных повседневных, специфических для этого бизнеса операций.

Во-первых, ИТ берут на себя процедуру формирования блюда на основе набора ингредиентов ]произвольно и часто меняющегося во времени) и схемы закупки продуктов (не только от организаций, но и с рынка по закупочным актам) и т.д. Автоматизируется ведение списка блюд с учетом нормативов расхода продуктов, сезонных норм закладок продуктов в блюда, «вложенности блюд» на основе использования справочников продуктов и блюд (список ингредиентов может включать в себя как продукты, так и другие блюда — с любой степенью вложенности).

Во-вторых, современные приложения автоматически определяют расход ингредиентов по каждому блюду, списывают нужное количество продуктов и рассчитывают себестоимость блюд, рассчитывают себестоимость блюд, формируют калькуляционные карточки на блюда в условиях динамического изменения закупочных, учетных и продажных цен. В большинстве ИС заложены возможности ведение количественно-суммового учета продуктов и блюд с контролируемым процентом наценки при назначении розничных цен на блюдо, а также ведение «истории» отпускных цен на блюда и продукты.

В-третьих, ИТ значительно облегчают и делают более строгим ведение учета продуктов и блюд на нескольких кухнях и точках реализации. В данном случае ИС позволят автоматически устанавливать разные цены на блюда и услуги, в зависимости от места реализации и единиц измерения. За счет автоматизации упрощается процесс движения товаров, например, организация поступления товаров непосредственно на кухню или место реализации, минуя кладовую или перемещение продуктов на кухни для производства блюда, либо в розничную продажу на точки реализации.

Наконец, ИТ позволяют формировать меню для зала и прейскуранта барной продукции, а также всего комплекса документов и отчетов по общественному питанию (меню, наряд, марочный отчет, товарный отчет, заборный лист и проч.).

Подводя итог можно сказать, что предприятия общественного питания начинают рассматривать использование ИТ как неотъемлемую часть бизнес-процесса. Расходы на ИТ растут вместе с развитием инфраструктуры предприятий. Информатизация предприятий общественного питания — ещё не до конца и не всеми осознанная, но жесткая необходимость для современного ресторатора. Правда, пока говорить о четких трендах в информатизации отечественного общепита несколько преждевременно, в связи с относительной молодостью отрасли для экономики России.

Заключение.

Подводя итоги отметим, что новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка.

Развитие ИТ в России в двадцать первом веке – это первый и основной (если не единственный) шанс России создать массовую производящую отрасль критической важности на базе частной инициативы и отработать партнерские отношения бизнеса и государства. Учитывая положение России в мире, она должна иметь высокий уровень использования ИТ у населения, в бизнесе, сфере образования и у государства, как всякая крупная цивилизованная страна. Но для великой державы принципиально важно стать и крупным производителем ИТ высокого уровня на внутренний и внешний рынок. Экономический эффект от развития производства ИТ будет не столько сказываться в самой отрасли ИТ, сколько распространяться в остальных сферах деятельности человека.

Опережающий рост выпуска информационного и коммуникационного оборудования наблюдается уже десятилетиями. С начала 90-ых годов две трети прироста общего развития ИТ-комплекса связано с услугами и ПО. В России именно в этом секторе есть потенциал развития. Бизнес активно начинается включаться в борьбу за рынок ИТ, что привлекает не только западные но и отечественные инвестиции в данный сектор экономики, но пока явно недостаточные.

Новая программа «Электронная Россия» дает определенные перспективы на будущее (если она будет профинансирована) для развития спроса на продукцию ИТ в стране. Она лежит в русле традиционных программ расширения потребления ИТ за счет бюджетных средств в рамках госуправления и образования. Можно с уверенностью заявить, что высокотехнологичный комплекс российского рынка не останется без поддержки государства, для этой надежды у нас есть все основания.

Российская зона Интернета – Рунет активно растет. Число пользователей и IP-адресов увеличивается с каждым годом, превосходя все прогнозы аналитиков. И что не мало важно, охватываются не только крупные мегаполисы и областные, краевые центры, но и провинция, сельская местность. Сближение города и деревни, на сегодняшний день, напрямую зависит от использования ИТ технологий, правильной расстановки приоритетов. Бездумное копирование западного опыта России не нужно.

Все больше и больше торговых сетей обращаются к современным телекоммуникационным технологиям. Сегодня это не дань моде, а способ выживания в жесткой конкурентной борьбе. Торговые сети ведут агрессивную экспансию в регионы, и для эффективного управления структурными подразделениями им необходимо широко внедрять ИТ в своей работе. Качество оказания услуг, контроль за спросом и предложением, расширение сферы влияния, общий контроль за подразделениями – все это для оптовых и розничных сетей находится в прямой зависимости от информатизации компании.

 Все аналитики сходятся к тому, что рынок ИТ в России будет развиваться и дальше, для этого у него есть все предпосылки. Быстро растущий спрос, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поддержка государства уже не на уровне слов, а конкретных дел и долгосрочных программ. Уровень информационной грамотности населения также растет, но существует целый ряд проблем: отдаленность региона, низкий уровень жизни и т.д. Остается и непонимание использование ИТ и со стороны руководителей предприятий, что также вредит развитию рынка ИТ.

Однако, ИТ-рынок в России растет, отрасль для экономики страны в целом, по сравнению с Западным рынком ИТ, молодая, но очень перспективная. Российские мозги, западные инвестиции и поддержка государства – вот трио возможного успеха. В ближайшем будущем мы увидим, во что все это вольется. Но судя по нынешним раскладам, по текущей расстановке сил, нас явно ожидает что-то грандиозное, к которому стоит идти навстречу. И мы пойдем...

Список используемых источников:

1.  Сайт Агентства CNews, http:// www.cnews.ru.

2.  Сайт ФЦП (Федеральная целевая программа) «Электронная Россия», http://e-rus.ru.

3.  Сайт Министерства информационных технологий и связи РФ, http://www.minsvyaz.ru.

4.  Сайт Русский Tom's Hardware Guide, http://www.thg.ru.

5.  Сайт Свободная энциклопедия «Википедия»,http://ru.wikipedia.org.

6.  Сайт Федеральный образовательный портал ЭСМ, http://www.ecsocman.edu.ru.

7.  Сайт компании Maximaster Group, http://www.maximaster.ru.

8.  Сайт компании Microsoft, http://www.microsoft.com.

9.  Сайт РИА ERPNEWS, http://erpnews.ru.

10.    Сайт Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), http://www.nair-it.ru.

11.    Сайт аналитического агентства IDS Russia/CIS, http://www.idc.com/russia.

12.    Сайт Российский НИИ развития Общественных Сетей, http://www.ripn.net.

13.    Сайт компании Rambler, http://www.rambler.ru.

14.    Сайт компании J'son & Partners, http://www.json.ru.

15.    Сайт компании Romir Monitoring, http://romir.ru.

16.    Сайт HabraHabr, http://www.habra.ru.

17.    Сайт Сервисы DirectCod, http://direct.cod.ru.

18.    Сайт компании Nikitaonline, http://www.nikitaonline.ru.

19.    Сайт компанииWeb Interactiv World, http://wiw.ru.

21.    Сайт компании GDTeam, http://gdteam.com.

22.    Сайт РосБизнесКонсалдинг, http://marketing.rbc.ru.

23.    Сайт Деловой квартал, http://dkvartal.ru.

24.    Сайт межрегионального центра Gis Market Support Association, http://gisa.ru.

25.    Сайт Wimax, http://wimax.livebusiness.ru.

26.    Сайт Приоритетный национальный проект «Образование», http://rost.ru.

27.    Сайт издательство Открытые системы, http://www.osp.ru.

28.    Сайт Внедренческий центр 1С-рарус, http://www.rarus.ru.

29.    Сайт Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru.

30.    Сайт поисковая система Yandex, http://www.ya.ru.

31.    Сайт поисковая система Google, http://google.com/ru.

Похожие работы на - Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!