Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики
.Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики.
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди
должны знать:
где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет,
кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок
информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и
организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на
коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов
и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от
торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в
качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы,
информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау,
инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды
информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в
современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков
и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и
условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится
постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере
деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например
консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные
юридические и физические лица, решающие задачи.
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка
информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись:
информационные службы академических, профессиональных и научно-технических
обществ, государственных учереждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты
в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал
формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения
компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных,
содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей
передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск
информации в удаленных от пользователя базах данных.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать
информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это
не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных
средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть
научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других
организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной
информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка
информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное
информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и
соответствующие им технологии переработки информации.
Пример. В настоящее время в России получают распространение современные мировые
технические достижения:
• возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести
информационные ресурсы России на мировой рынок;
• технология WWW (Всемирная
паутина) ведения гипертекстовой среды;
• электронная почта в компьютерной сети РЕДКОМ, в которую вовлечено около
300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы,
указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на
информационном рынке.
Пример . Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".
3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и
структуры, помогающие находить нужную информацию.
Пример. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где
обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и
распространителей.
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования
взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и
услуг.
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из
которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные
информационные продукты и услуги.
Инфраструктуру информационного рынка можно представить следующим образом:
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные
курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены.
Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации,
брокерские компании, банки;
• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки
по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются
государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям,
направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях,
сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.
Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор —информация для специалистов,, содержит следующие
части:
• профессиональная информация — специальные данные и информация для
юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов
и т.д.;
• научно-техническая информация — документальная, библиографическая,
реферативная, справочная информация в области естественных, технических,
общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам
информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения
первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных
формах.
3-й сектор—потребительская информация, состоит из следующих частей:
• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы,
электронные журналы, справочники, энциклопедии;
• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование
билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени
образо-вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное,
высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может
быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники,
методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и
контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор —обеспечивающие
информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией —
от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное
обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по
реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми
математическими методами и др.;
• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование,
оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и сопровождение информационных систем и технологий —
обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка
концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного
комплекса, создание и сопровождение баз данных;
• консультирование по различным аспектам информационной индустрии —
какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо
для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и
какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность
и т.д.;
• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной
теме, области, явлению и т.п.
Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно
его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о
бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только
торговля и посредничество, но и производство.
Можно представить следующие функции информационного бизнеса:
управление финансами и ведение учета;
управление кадрами;
материально-техническое снабжение;
организация производства;
маркетинговые исследования;
лизинговые операции;
консультационное обслуживание;
страхование имущества и информации;
организация службы информационной безопасности;
сервисное обслуживание.