Нидерланды
РОССИЙСКАЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Факультет: «Экологический
туризм»
Реферат по курсу
«Страноведение Европы»
на тему: Нидерланды
Сдал: Гареев
В. Т.
Принял:
МОСКВА 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. КОРОЛЕВСТВО НИДЕРЛАНДОВ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ____________________
1.1 ГЕОГРАФИЯ, КЛИМАТ_______________________________________________
1.2 НАСЕЛЕНИЕ_________________________________________________________
1.2.1 ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ_____________________________________________________
1.2.2 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ________________________________________________
1.2.3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ
НАСЕЛЕНИЯ___________________________
1.3 КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ НИДЕРЛАНДОВ______________________
1.4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.4.1 АМСТЕРДАМ__________________________________________________________________
1.4.2 ГААГА______________________________________________________________________
2. ЭКОНОМИКА НИДЕРЛАНДОВ__________________________________________
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА__________________________________________
2.1.1 СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ______________________________________________________
2.1.1.1 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА__________________________________________
2.1.1.2 АГРАРНЫЙ СЕКТОР И РЫБОЛОВСТВО_________________________________________
2.1.1.3 СФЕРА УСЛУГ_____________________________________________________________
2.2 ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ__________________________
2.2.1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС_______________________________________
2.2.2 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ_____________________________________________
2.2.3 МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА_________________________________________
2.2.3.1 СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ________________________________________________
2.2.3.2 СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ_______________________________________________
2.2.4 МАШИНОСТРОЕНИЕ___________________________________________________________
2.3 АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ_________________
2.3.1 ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ПРОДУКЦИЙ___________________________
2.3.2 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ_________________________________________________
2.4 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ__________________________
2.4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ___________________________
3. СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:______________________________
В литературе
почти на равных правах употребляются названия Нидерланды и Голландия.
Последнее, собственно говоря, относится к двум западным провинциям — Северной и
Южной Голландии, ставшим ядром формирования государства и до сих пор
сохраняющим важное социально-экономическое и культурное значение. Другое
название — Нидерланды, что в буквальном переводе означает "низкие
(низменные) земли", — имеет более общий смысл, является официальным. В
государственных документах, международных договорах и в дипломатии
употребляется полное название государства — Королевство Нидерландов. Что же
представляет собой эта небольшая, но во многом уникальная страна, играющая
заметную роль в современной европейской и мировой политике и экономике.
Нидерланды
относятся к малым странам Западной Европы. Расположены на побережье Северного
моря, в устье трех больших рек: Рейна, Мааса и Схелде.
Страна граничит с Германией на востоке и с
Бельгией на юге.
Территория
Нидерландов составляет 41,8 тыс.кв.км. При этом примерно 10% территории
приходится на внутренние воды: озера, реки, каналы. Протяженность страны с
востока на запад всего 200 км. и 370 — с севера на юг.
По характеру
рельефа территория Нидерландов — это почти идеальная равнина. Наивысшая точка
суши —321 м. над уровнем моря, а самая низкая — 6,7 м. ниже уровня моря. Ниже
уровня моря находится около 40% всей
территории страны. Это главным образом ее северные и западные районы. Такие
земли надежно защищены системой дамб, плотин и других гидротехнических и
дренажных сооружений. Общая протяженность дамб составляет 3700 км. В
хозяйственный оборот вовлечено свыше 7 тыс.кв.км.
территории, отвоеванных голландцами у моря. Именно на осушенных землях в 1986
году была образована новая провинция Нидерландов — Флеволанд.
Благодаря
влиянию теплого течения Гольфстрим, Голландия имеет умеренный морской климат.
Средняя температура воздуха в январе +1,7 градусов по Цельсию, в июле — 17
градусов. Общее количество осадков — около 700 мм — довольно равномерно
распределяется в течение года.
По состоянию
на начало 1995 г. в Нидерландах насчитывалось более 15,4 млн. жителей. Отметим
для сравнения, что в начале XX столетия численность населения составляла 5,1 млн. человек. Голландия — одна из самых
густонаселенных стран мира. Средняя плотность населения составляет 453 человека
на 1 кв. км. — в десять раз выше, чем в
среднем на планете. Образно говоря, на каждого голландца приходится территория
равная одной трети футбольного поля. По плотности населения Нидерланды занимают
третье место в мире, уступая Бангладеш и Тайваню.
Голландцы — высокоурбанизированная нация. 51% населения страны
проживает в городах, 37%—в поселках городского
типа, и 12% —в сельской местности. В Нидерландах насчитывается 17 крупных
городских общин с населением более 100 тыс. человек,
в том числе Амстердам и Роттердам, перешагнувшие миллионный рубеж. Среди
работающих 67% занято в сфере обслуживания, 28%—в промышленности, 5%—в сельском
хозяйстве и рыболовстве.
Таблица 1.1
Крупнейшие
города Нидерландов
(число
жителей, включая пригороды по сост. на 1993 г.)
Амстердам
..…………………………...……………………………………………………………………………………………………...............………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...……………………………………………………………………………………………………...…...............……………………………….……………………………………………………………………………………………...................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….......
1 091 338
Роттердам
.....................................………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….......
1 069 356
Гаага
........................................………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….............………………………………...…………………………………………………………………………………………………...............………………………………...…………………………………………………………………………………………………….......
694 356
Утрехт
......................................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….....................………………………………...……………………………………………………………………………………………………....................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….........………………………………...…………………………………………………………………………………………………….......
543 372
Естественный
прирост населения постепенно уменьшается. В 1993 г. он не превысил 0,6%. В том
году страна пережила второй по величине пик смертности за последние 50 лет:
умерло 138 тыс. человек, в том числе 8 тыс. — от эпидемии гриппа.
Анализируя
демографические тенденции, специалисты прогнозируют, что численность населения
в Нидерландах в 2000 году будет равняться примерно 15,5 млн. человек. При этом
число престарелых повысится с нынешних 13% до 14%. По средней продолжительности
жизни Нидерланды занимают одно из первых мест в мире — 76 лет.
Таблица 1.2
Основные
демографические показатели
Демографические
показатели
|
1985 г.
|
1990г.
|
1992г.
|
1993 г.
|
1994 г.
|
Численность населения, млн. чел.
|
14,5
|
15,0
|
15
|
15,3
|
15,4
|
Возрастной состав, % к общей численности
|
|
|
|
|
|
0—19 лет
|
28
|
25
|
24
|
24
|
25
|
20—39 лет
|
34
|
33
|
33
|
33
|
33
|
40—64 лет
|
27
|
29
|
30
|
30
|
30
|
65 лет и выше
|
12
|
13
|
13
|
13
|
13
|
Прирост
населения
|
76
|
118
|
110
|
102
|
87
|
Рождаемость,
тыс. Детей
|
178
|
198
|
|
199
|
196
|
Смертность,
тыс. чел.
|
123
|
129
|
|
138
|
133
|
Число
заключенных браков, тыс.
|
83
|
96
|
|
88
|
88
|
Число
разводов, тыс.
|
34
|
28
|
|
30
|
32
|
Правительство,
в целом, положительно оценивает сложившуюся демографическую ситуацию и ее
перспективы, считая желательным достижение такого положения, при котором как
общий объем населения, так и возрастные показатели колеблются в течение времени
в ограниченных пределах — "постоянное население".
На 1993 год
число домохозяйств в стране составляло 6241 тыс., в том числе 4380 тыс.
семейных и 1861 тыс. приходящихся на одного человека.
В составе
населения Голландии женщины несколько преобладают над мужчинами — 7,648 млн. и
7,480 млн. чел. соответственно (данные 1992
г.). Число ежегодно заключаемых браков с начала 90-х годов в 3 раза превышает
число разводов. Это высокий показатель, свидетельствующий о традиционной
прочности голландских семей.
В
Нидерландах наблюдается иммиграционный избыток (превышение числа иммигрантов
над числом эмигрантов). С начала 60-х годов он
имеет тенденцию к росту. Первоначально это
было связано с иммиграцией в Голландию иностранных рабочих. В 70-е годы
довольно много иммигрантов прибыло из бывшей голландской колонии — Суринама,
получившего независимость.
В настоящее
время в Нидерландах проживает около 800 тыс. иностранцев — это 5,2% населения страны.
Таблица 1.3
тыс. чел.
Динамика миграции
|
1985 г.
|
1990 г.
|
1992 г.
|
1993г.
|
1994 г.
|
Иммиграция
|
79
|
117
|
117
|
119
|
104
|
Эмиграция
|
55
|
57
|
59
|
59
|
62
|
Начиная с
1992 года, в Нидерландах разрешено двойное гражданство. Среди проживающих в
стране иностранцев преобладают турки, марокканцы и суринамцы. Значительно число
выходцев из Бельгии, Германии, Италии, Испании, Китая, США, бывшей Югославии.
Нидерландское подданство имеют примерно 1,1
млн. лиц неголландского происхождения. За границей проживает около 650 тыс.
голландцев.
Государственным
языком в стране является нидерландский, чаще именуемый голландским, а
исторически — фламандским. Он относится к германской языковой группе. В
северной провинции Фрисланд распространен также фризский язык, весьма сходный с
голландским. В качестве языков делового общения активно используются английский
и немецкий.
Конституция
Нидерландов гарантирует свободу вероисповедания, и в стране соседствуют
различные конфессии. Они в известной степени отражают структуру национального
состава населения. Публикуемая ниже таблица иллюстрирует распределение
населения Голландии по религиозной принадлежности.
Таблица 1.4
Религиозный
состав населения
% к общей численности населения в 1993 г.
Религии
|
Численность
|
Римско-католическая церковь
|
32,0
|
Нидерландская протестантская церковь
|
15,0
|
Реформаторская (Кальвинистская) церковь
|
7,0
|
Ислам, Буддизм и другие религии
|
6,0
|
Неверующие
|
40,0
|
Римско-католическая
церковь стабильно преобладает в религиозных убеждениях голландцев.
Относительное число ее приверженцев практически не изменилось с начала
нынешнего века. Таким же постоянством характеризуется и Реформаторская конфессия. В то же время Нидерландская
протестантская церковь с 1900 г. утратила почти 60%
верующих. Бросается в глаза и рост числа неверующих
— с 2 до 40% населения страны за этот же период.
Территория,
на которой в настоящее время расположены Нидерланды, была заселена уже в
неолите. Первые пришельцы появились здесь почти 7 тыс. лет назад. Во второй
половине первого тысячелетия до н.э. в этих местах стали расселяться тевтонские
и кельтские племена, а около 300 г. до н.э. с севера пришли фризы,
представлявшие собой также одну из ветвей тевтонцев.
К началу 1 в. до н.э. из Центральной Германии пришли племена хамавов и хаттов,
которые впоследствии стали называться батавами.
Заметный
след в истории страны оставило римское завоевание (1 в. до н.э. —V в. до н.э.).
Римляне ускорили процессы сословного, социального расслоения у местных племен и
оказали определенное влияние на хозяйство и культуру. Под их руководством были
построены первые крепости и дороги, прорыты каналы. К этому периоду относится
первое в истории Нидерландов крупное освободительное движение под
предводительством легендарного вождя батавов
Юлия Цивилиса.
После
распада Римской империи батавы вместе с
другими племенами были покорены франками, которые образовали обширное франкское
государство и стали насильственно насаждать на захваченной территории
феодальные порядки и христианство. В 843 г. произошел раздел Франкского
государства, после чего началось формирование отдельных феодальных владений.
В средние
века на территории современных Нидерландов находились самостоятельные
герцогства Гелдерланд и Брабант, графства
Голландия, Зееландия и Фландрия, а также
епископство Утрехт.
В 1370 г.
для защиты своих интересов города Голландии, Зееландии,
Утрехта создали торгово-политический союз — Ганзу.
Ганзейский союз осуществлял посредничество между Западной, Северной и Восточной Европой и обладал торговой гегемонией в
Северной Европе.
В XV веке
складываются основные политические учреждения страны, в 1463 г. возникают
Генеральные Штаты — прообраз будущего парламента.
С 1482 г.
Нидерланды попали под власть Габсбургов, с 1556
г. — испанских Габсбургов. Во время правления императора Карла V (1500—1550
гг.), завершается процесс объединения вместе с сегодняшними Бельгией и
Люксембургом, и образуется единое государство, входящее в состав Бургундско-Габсбургской империи. В этот же период
появляется общее название — Нидерланды.
Испанцы, однако, пытались приостановить развитие Нидерландов. В стране была
введена инквизиция, осуществлялись жестокие расправы над неугодными.
В период
духовного гнета и политического насилия в Нидерландах получило распространение
новое религиозное учение — кальвинизм, противопоставившее себя религиозной
системе католицизма. Охваченное религиозным протестом, население Нидерландов
подняло иконоборческое восстание, в ходе которого истреблялись иконы, статуи
святых и другие предметы религиозного культа. Направленная испанцами
карательная армия, развязала жесточайший террор. Разгорелась всенародная война,
получившая название 80-летней войны за независимость (1566—1648 гг.).
Освободительную
борьбу возглавил Вильгельм Оранский. Борьба с поработителями-испанцами
способствовала росту национального самосознания. Именно с этим периодом
связывается становление нидерландской нации и общего языка.
В 1648 г.
Испания признала независимость Нидерландов.
Став
суверенным государством, Нидерланды получили официальное название Республика
Соединенных провинций. Нидерланды стали первой в мире страной, где совершилась
буржуазная революция и возникла первая в истории буржуазная республика.
Победа
буржуазной революции вызвала в стране быстрый экономический и культурный
подъем. Высокий уровень развития судостроения и судоходства дал возможность
голландским морякам совершать крупные географические открытия в Азии,
Австралии, Северной Америке. Это положило начало широкой колониальной
экспансии, приведшей к образованию огромной голландской империи. Торговый флот
Республики Соединенных провинций в тот период почти вдвое превосходил флоты
Англии и Франции, вместе взятые. Республика заняла ключевые позиции в мировой
торговле, голландские купцы вели главным образом посреднические операции,
закупая товары в одних странах и продавая в других. Амстердам приобрел значение
главного товарного рынка Европы. Биржа голландской столицы в XVII в. становится
крупнейшей в мире и сохраняет эту позицию вплоть до конца XIX в. За короткий
исторический период Соединенные провинции смогли обогнать в своем развитии все
другие европейские государства и стать, по словам К.Маркса, "образцовой
капиталистической страной XVII столетия". Не случайно это столетие вошло в
историю Нидерландов под названием "Золотого века". Возрастающее
экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру
известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.
Колониальные
захваты, послужившие основой первоначального накопления капитала,
осуществлялись Ост-Индийской компанией. С ее помощью голландцы проникли в
Индию, на Цейлон, в Китай, Японию, Южную Африку. Наиболее же ценным их
приобретением явилась Индонезия. С 1622 г. монопольное право на торговлю с
вновь открытыми странами в Америке получила Нидерландская Вест-Индская
компания, которая захватила колонию в Северной Америке с центром в Новом
Амстердаме (ныне Нью-Йорк), а также Антильские
острова, Суринам и Бразилию (на непродолжительное время). Наряду с жестокой
эксплуатацией захваченных территорий, прибыльным занятием для голландцев
являлась и работорговля, в которой они были пионерами. За рабов они получали
золото, а также соль, что было для них еще важнее.
Однако в
этот же "золотой век" наметился и экономический упадок страны. Постепенно
нидерландские мануфактуры уступают первенство английским. Нидерланды перестают
быть господствующей торговой и промышленной державой, а в войнах второй
половины XVII века и в XVIII веке теряют многие из своих колоний.
В 1795 г.
Республика Соединенных провинций была оккупирована армией Наполеона и получила
название Батавской республики. От французов
страна была освобождена в 1813 г. при активном участии русских войск.
После
поражения Франции решением Венского конгресса в
1814 г. к Нидерландам была присоединена Бельгия и создано единое Нидерландское
Королевство. Однако, в результате национально-освободительного движения,
Бельгия вновь, и теперь уже окончательно, отделилась от Нидерландов и с 1830 г.
стала самостоятельным государством.
Буржуазные
реформы в экономике, проведенные в Нидерландах в середине — последней трети XIX
века, способствовали ускорению процесса капиталистической индустриализации.
Преимущественное развитие получили легкая, пищевая промышленность,
судостроение. Началась добыча бурого угля, возникли электротехнические и
химические производства.
Общественно-политическое
настроение в Нидерландах на рубеже XX века и в начале его определялось большой
ролью церкви, сильным влиянием клерикальных партий. Вместе с тем в 1894 г.
возникла Социал-Демократическая рабочая партия, а в 1909 г. из ее левого крыла
выделилась самостоятельная Социал-Демократическая партия — одна из немногих
левых марксистских партий во II Интернационале, впоследствии переименованная в
Коммунистическую партию Нидерландов.
Нидерланды,
объявив о своем нейтралитете, не участвовали в первой мировой войне.
Голландская буржуазия получила прибыли от поставок продовольствия обеим воюющим
группам стран. В то же время общее экономическое положение страны резко
ухудшилось, поскольку она была отрезана от своих колоний — основных источников
сырья и главных рынков сбыта.
В 1930 г.
Нидерланды охватил мировой экономический кризис. Без работы оказалось более 30%
рабочих.
В 1918—1939
гг. у власти в Нидерландах пребывали коалиции буржуазных партий. Они
поддерживали созданный в 1931 г. голландскими фашистами
национально-социалистический союз, фактически способствуя распространению
фашистской агрессии, отрицательно относились к советскому предложению о
создании системы коллективной безопасности, отказывались установить
дипломатические отношения с Советским Союзом, выступали против принятия СССР в
Лигу наций.
С начала
второй мировой войны правительство Нидерландов заявило о своем нейтралитете.
Несмотря на это, в мае 1940 г. фашистская Германия оккупировала Нидерланды.
Наиболее реакционные круги буржуазии встали на путь прямого сотрудничества с
фашистами. Однако Нидерландское движение Сопротивления активно вступило в
борьбу против фашизма. В феврале 1941 г. в Амстердаме была организована
забастовка, явившаяся одним из первых открытых выступлений в западноевропейских
странах против фашизма в годы войны.
Осенью 1944
г. в Нидерланды вступили армии союзников; в начале мая 1945 г. германские
войска в Нидерландах полностью капитулировали. За годы войны Нидерланды потеряли 199 тыс. человек
(из них 110 тысяч евреев). После второй мировой войны Нидерланды отказались от
традиционной политики нейтралитета и вошли в различные военные, экономические и
политические группировки капиталистических государств.
В
послевоенный период происходит распад голландской колониальной империи. В 1945
г. была провозглашена независимость Индонезии, в 1975 г. — Суринама.
Под
контролем остаются лишь Нидерландские Антиллы.
Эти шесть островов (Кюрасао, Аруба, Бонэр, Синт-Эстатиус,
Саба и южная часть острова Сен-Мартен) являются частью Королевства Нидерландов.
В 1986 г. остров Аруба получил статус самоуправляющейся территории. Внешние
сношения и оборона остались в компетенции метрополии.
Королевство
Нидерландов является конституционной монархией с демократической парламентской
системой.
Ныне
действующая Конституция была принята парламентом 17 февраля 1983 г. и заменила
Конституцию 1814 г.
Главой
государства в настоящее время является Королева Беатрикс.
Согласно
Конституции королева наделена широкими полномочиями, но фактически ее власть
ограничена парламентом. Законодательная власть осуществляется монархом
(номинально) и Парламентом, исторически именуемым Генеральными Штатами. Право
законодательной инициативы имеет также Государственный Совет (высший
консультативный орган при монархе). Исполнительная власть возложена на Кабинет
министров (правительство).
Столица
государства — Амстердам. Однако Королевский двор, парламент, правительство и
дипломатический корпус расположены в Гааге.
Государственный
флаг Нидерландов — трехцветный: красная, белая
и синяя полосы расположены по горизонтали. Герб представляет собой щит голубого
цвета, увенчанный золотой короной и поддерживаемый по сторонам двумя
львами-щитоносцами. На щите изображен вздыбленный коронованный лев с мечом в
лапе. Под щитом начертан королевский девиз: "Je maintiendrai" ("Я выстою").
Столица
Нидерландов, важный экономический центр, самый большой по населению город
страны (с пригородами свыше 1 млн. человек) и крупный морской порт.
Первоначальное название города — Амстелредам,
что означает плотина на реке Амстел.
Первое
упоминание об Амстердаме встречается в документах 1275 г. В 1300 г. получил
статус города. В 1795 г., после вступления французских войск в Голландию,
Амстердам становится столицей Батавской
республики, а в дальнейшем — столицей Королевства Нидерландов.
Амстердам —
один из крупнейших в мире финансовых и торговых центров. Здесь находятся
Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных коммерческих
банков. В городе размещаются предприятия машиностроения и электротехнической
промышленности, имеются деревообрабатывающая и химическая промышленность,
нефтеперерабатывающие предприятия.
В Амстердаме
два университета: Свободный и Муниципальный.
Важное
значение в экономике города играет туризм. Туристов привлекают живописные
каналы и парки, интересная архитектура и культурные ценности, собранные в амстердамских музеях. Город часто называют
"Северной Венецией". В нем насчитывается около 50 каналов и 500
мостов. Старое ядро города — район плотины на р.
Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом в стиле голландского
классицизма, построенном в 1648 г. Залы здания украшены картинами Фердинанда Бола, Говерта Флинка — учеников Рембранта
и Сеймена Босбоома.
Амстердам —
средоточие голландских музеев. Их насчитывается более 35, самым известным из
которых является Рейксмузеум с собранием
картин художников голландской школы живописи. Наиболее полно в этом музее
представлено творчество Рембранта, в том числе его знаменитая картина
"Ночной дозор", которая висит на стене, предусмотренной архитектором
музея для национальной реликвии. Известен Городской музей с экспозицией
современной живописи. Музей располагает богатой коллекцией картин Ван Гога. В столице находится дом Рембранта, в котором
художник жил с 1639 по 1658 г.
Амстердам
посещал Петр 1, когда он приезжал в город Заандам
для изучения искусства кораблестроения. В память об этом событии в Заандаме сохраняется домик Петра, а на одной из его
площадей установлен памятник Петру.
Первое
упоминание о Гааге в письменных источниках относится к 1097 г. Нынешнее
название Гаага является сокращением официального названия города — С.-Гравенхаге, что означает графская изгородь. В
Гааге расположены резиденция королевы, правительство, парламент и
дипломатический корпус. Численность населения города с пригородами — около 700 тыс. человек.
С конца XVI
века в Гааге заседают Генеральные штаты (парламент). Со второй половины XVII
века Гаага — место проведения многих известных международных конференций.
В
послевоенный период город приобрел значение важного экономического центра.
Здесь сосредоточены крупные промышленные электротехнические предприятия. Широко
представлена пищевая и легкая промышленность. В пригороде размещаются
авиационные заводы компании "Фоккер".
В Гааге
находятся Государственный архив, Королевская академия изобразительных искусств.
Характерный облик городу придают в первую очередь исторические и архитектурные
памятники. К ним относятся правительственный центр Бинненхоф
(XIII — XVIII вв.), что в переводе означает "внутренний двор". Здесь
находятся парламент и готический Рыцарский зал — одно из древнейших зданий
(около 1280 г.), сохранившихся на территории страны. В третий вторник сентября
каждого года Королева Нидерландов открывает в нем очередную сессию парламента.
Рядом с Бинненхофом расположен второй по
значению в стране государственный музей Мауритсхейс,
в котором представлены такие выдающиеся мастера голландской и фламандской
живописи, как Рембрант, Рубенс, Ван Дейк, Франс Хальс, Вермеер.
1656 гг.). Среди построек XX века выделяется Дворец Мира, где в настоящее время
располагается международный суд.
Нидерланды
являются высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским
хозяйством и входят в первую десятку промышленно развитых западных стран.
В последние
годы валовой внутренний продукт (ВВП) превышает 550 млрд.
гульденов, что обеспечивает доход на душу населения выше среднего в
Европейском Союзе. Хотя население Нидерландов составляет всего 4,5% от общего населения ЕС, на долю валового
внутреннего продукта этой страны приходится 5,1 % от всего ВВП Европейского
Союза.
Уровень
инфляции в Нидерландах - один из самых низких среди западноевропейских стран: в
1993 и 1994 гг. он не достигал 3%. Это свидетельствует, в частности, о том, что
голландская экономика лучше многих других выдержала испытания в процессе
циклического кризиса начала 90-х годов.
Важную роль
в экономике страны играют вывоз капитала, внешняя торговля и морской транспорт.
По экспорту капитала в расчете на душу населения Нидерланды занимают 3-4 место
в мире. Нидерландский внешнеторговый оборот составляет 13,5% суммарного объема
внешней торговли стран ЕС.
Таблица 2.1
Структура
производства ВНП в Нидерландах
(данные за
1993 г.)
Сектор экономики
|
Объем, %
|
Топливно-энергетический комплекс
|
3.2
|
Сельское хозяйство
|
4.0
|
Промышленное производство
|
20,1
|
Сфера услуг
|
61,5
|
Доходы государства
|
11.2
|
Мировую
известность экономика Нидерландов приобрела прежде всего за счет крупнейших
голландских фирм и концернов, таких как "Ройал
Датч-Шелл" (Добыча и переработка
нефти, а также др. энергоресурсов. Оборот: 73113 млн. фунт. стерл. [1992г.]), "Юнилевер"
(Производство продовольственных товаров, моющих средств, парфюмерии и
косметики, специальных химических материалов. Оборот: 76570 млн. гульд. [1992г.] Численность персонала: 283000
чел.), "Филипс" (Производство бытовой электротехники,
профессионального электрооборудования, полупроводников и др. продукции. Оборот:
58825 млн. гульд. [1992г.] Численность персонала: 237500
чел.), "АКЗО-Нобель"
(химические продукты), "Хооговенс"
(металлургия), "Фоккер"
(авиастроение), "ДАФ Тракс"
(автомобилестроение), "Рейн-Схелде-Веролме"
(судостроение), "Ференихде машиненфабрикен" (машиностроение). Первые
три концерна из вышеназванных входят в число 30 крупнейших в мире, причем "Ройал
Датч-Шелл" занимает среди них 4-е место. Наряду с нидерландскими
промышленными гигантами действуют десятки тысяч средних и малых предприятий.
Таблица 2.2
Количество
предприятий (исключая государственные) по сферам деятельности
(по
состоянию на 31 декабря)
Сфера деятельности
|
1985г.
|
1990г.
|
1993г.
|
1994г.
|
Добывающая и обрабатывающая промышленность, тыс. ед.
|
45
|
52
|
55
|
57
|
Строительство, тыс. ед.
|
39
|
43
|
44
|
46
|
Торговля и общественное
питание, тыс. ед.
|
210
|
231
|
240
|
254
|
Транспорт и связь, тыс. ед.
|
21
|
25
|
28
|
27
|
Банковские, страховые, деловые услуги, тыс. ед.
|
94
|
153
|
184
|
177
|
Другие виды сервиса, тыс. ед.
|
56
|
77
|
79
|
89
|
Всего, тыс. ед.
|
464
|
581
|
630
|
650
|
Самую
большую группу в структуре производства в Нидерландах образуют предприятия,
выпускающие продовольственные товары, напитки и табачные изделия, на них
приходится более 28% всего промышленного оборота страны, 22% оборота дают
химические и нефтехимические компании. Доля электротехнических предприятий
составляет 10%. Примерно по 6% падает на металлургию, металлообработку, на
отрасли транспортного машиностроения (производство самолетов, автомобилей,
судов) и на полиграфическую промышленность. Сравнительно небольшой вклад в
общий промышленный оборот вносят предприятия,
производящие строительные материалы, резинотехнические
изделия, бумагу и картон, мебель, инструменты, текстиль, одежду и обувь. Доля
высокотехнологичных отраслей промышленности составляет 12,3% от общего объема
промышленного производства (для сравнения: этот же показатель в среднем по ЕС
составляет 11,7%, в США - 10,5%, в Японии - 13,4%).
В
Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в
промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную
программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование
исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную
поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и
строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные
ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных
областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых
конструкционных материалов.
Базовой
отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма
развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве
(тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством
электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке
сырой нефти и производстве сжиженного газа.
Нидерланды
ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного
газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет
осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа
остаются одним из главных источников поступления средств в государственную
казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические
резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности
национальной экономики.
Экономика
Нидерландов характеризуется высокопродуктивным сельскохозяйственным
производством. В этом секторе производится около 11 % национального дохода.
Доля
сельскохозяйственного сектора в экспорте товаров составляет порядка 25% их
общей стоимости. После США Нидерланды занимают второе место в мире по экспорту
сельскохозяйственных продуктов. Почти 78% аграрного экспорта идет в страны ЕС.
Наиболее
крупной отраслью сельского хозяйства является овощеводство и садоводство (в
основном в закрытом грунте), за которым
следуют молочное производство и интенсивное животноводство и птицеводство
(разведение свиней, домашней птицы). Земледелие играет относительно скромную
роль.
Таблица 2.3
Стоимость
валовой продукции секторов сельского хозяйства
млн.
гульд.
Предприятия
|
1985 г.
|
%
|
1992 г.
|
%
|
Земледельческие фермы
|
2181
|
11,8
|
3073
|
8,3
|
Плодоовощеводческие хозяйства
|
3924
|
21,2
|
13267
|
35,7
|
Скотоводческие фермы
|
7553
|
40,7
|
10424
|
28,1
|
Животноводческие и птицеводческие фермы
|
4881
|
26,3
|
10356
|
27,0
|
Всего
|
18539
|
100
|
37120
|
100
|
В последние
годы все большее внимание в Нидерландах уделяется мерам по снижению негативного
влияния сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. Эти меры
включают, в частности, введение строгих правил использования удобрений и
обращения с отходами животноводческих ферм. Выполнение требований по охране
окружающей среды повлияло на увеличение себестоимости продукции большинства
фермерских хозяйств.
Традиционное
молочное животноводство ведется в условиях почти круглогодичного выпаса на
обширных пастбищах. Производство молока составляет около 11 млн. т. в год и регулируется установленными ЕС
квотами. Фермеры продают практически все молоко на обрабатывающие предприятия.
Доминирующую роль в молочном секторе играют три крупнейших кооператива, на
которые приходится около 75% переработки молока.
Рыболовство продолжает занимать
важное место в нидерландской экономике, хотя не такое, как прежде. В начале
90-х годов насчитывалось приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс. т.
Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели (скумбрии) и
примерно такое же количество харинга (сельди).
Нидерландское
морское рыболовство подразделяется по видам продукции и типам рыболовецких
судов на:
·
траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и северной частях
Северного моря и вокруг Британских островов и Ирландии;
·
ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими
тендерами преимущественно в центральных и южных частях Северного моря;
·
ловлю
креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и нидерландскому побережью;
· добычу моллюсков (мидий,
устриц) специальными судами в Ваддензей и Остерсхелде.
В последние
годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих государств произошло
значительное сокращение добычи некоторых разновидностей рыбы, в том числе
сельди, традиционно являющейся важным для голландцев продуктом питания.
Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить
договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного
рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным
образом на озере Эйселмеер).
Большое
развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая 61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей
трудоспособного населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются
транспорт и связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают
также компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и
маркетинг, торговля и т.д.
Туризм также представляет собой
одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн.
иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят
свои отпуска за границей. В области туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм
и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти
11% всех потребительских расходов в Нидерландах.
По данным
Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно ожидать рост туризма
на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях, как увеличивающееся
количество свободного времени, изменения в структуре расходов и растущее число
пожилых людей, имеющих в своем распоряжении больше времени и денег.
Топливно-энергетический
комплекс является ключевой сферой хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей
потребности многоотраслевой экономики и населения в электроэнергии и различных
видах энергоносителей. В принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно
благополучным странам в отношении возможности решения энергетических проблем.
Голландия располагает весьма значительными собственными энергоресурсами,
главным образом в виде запасов природного газа, а также нефти, месторождения
которых находятся как на территории страны, так и на континентальном шельфе.
Причем добыча газа ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать
значительную часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в
страну энергоносителей.
Таблица 2.4
Основные
показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ
|
1985 г.
|
1990 г.
|
1993 г.
|
1994г.
|
Добыча/производство
|
Природный газ, млрд.
куб. М
|
81
|
72
|
84
|
84
|
Сырая нефть, млн. т
|
3,7
|
4,0
|
3,3
|
4,5
|
Электроэнергия, млрд.
кВт/ч
|
63
|
72
|
77
|
80
|
Потребление
|
Уголь, млн. т
|
10
|
14
|
13
|
14
|
44
|
41
|
46
|
47
|
Нефтепродукты, млн. т
|
19,4
|
22,5
|
22.3
|
23,4
|
В том числе:
|
|
|
|
|
бензин, млн. т
|
4,6
|
4,6
|
5.1
|
5.2
|
диз. топливо, газойль, млн. т
|
3,2
|
4,4
|
4,9
|
4,9
|
сжиженный газ, млн. т
|
0,8
|
0
|
0,9
|
0,8
|
Химическая
промышленность - вторая по величине отрасль производства в Нидерландах. Ее
годовой оборот составляет около 15% общего
промышленного оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая
субсектор пластмасс), которые дают работу
почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских концерна, "ШЕЛЛ
КЕМИ", "АКЗО-Нобель" и "ДСМ", принадлежат к числу крупнейших в
мире предприятий химической промышленности.
Предприятия
химической промышленности Нидерландов выпускают более 50 тыс. различных товаров
и видов продукции. Отрасль включает следующие сектора производства:
· производство основных
химических продуктов (искусственные удобрения и неорганическое сырье - хлор,
фосфор, серная кислота и т.п.);
· производство продуктов
тонкой химической технологии (полуфабрикаты для фармацевтической промышленности
и д.р.);
·
производство
специализированных химических продуктов (готовые изделия, лекарства, краски,
мыло);
·
производство
химических продуктов из нефтяного сырья;
· переработка каучука и
пластмассы (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для
автомобильной промышленности).
Благодаря
своему удачному географическому положению Нидерланды имеют хорошие условия для
развития базовой металлургии и металлообрабатывающих секторов промышленности.
Выход страны к морю и наличие крупных современных портов позволяют
импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в большом количестве,
относительно дешево и с большой эффективностью.
Базовую
металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Нидерландов можно
классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных и цветных металлов.
Сектор
черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии
Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой
металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Самым
крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн "Хооговенс" с общим числом сотрудников
около 27 тыс. чел., из числа которых 60%
заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота компании.
Постоянное наращивание объемов производства -
одна из наиболее характерных черт концерна. "Хооговенс" имеет тесные
связи с зарубежными компаниями. Так, например, в сотрудничестве с "Бритиш Стил"
"Хооговенс" разработал восстанавливаемую сталь для производства
консервных банок, покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При
тесном взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и
голландскими производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб
для автомобильных глушителей из нержавеющей стали.
Ведущее
место в секторе занимают компании, производящие и обрабатывающие алюминий,
представленные на рынке Нидерландов как крупными алюминиевыми предприятиями,
так и небольшими специализированными фирмами. В небольших объемах производится
и ряд других цветных металлов.
Как и в
черной металлургии, здесь доминирует концерн "Хооговенс", на который
приходится практически все реальное производство этого металла в Голландии. В
алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс.
человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти
все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных
конфигураций, литье и провод.
Машиностроение
является крупной высокоразвитой отраслью голландской индустрии. Она включает
около 1400 фирм с общей численностью персонала свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество
тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к секторам
среднего и легкого машиностроения.
Голландские
машиностроительные предприятия выпускают транспортные и строительные машины,
сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование, паровые котлы, компоненты
приводов, гидравлические и пневматические механизмы и т.д. Нидерланды завоевали
высокую международную репутацию в изготовлении машин для окончательной
обработки текстиля и высококачественной печати, оборудования для нефтехимии,
работ на шельфе, производства бумаги и картона, а также для пищевой
промышленности.
Сельское
хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с ярко выраженной экспортной
ориентацией. Из Голландии поставляется за рубеж 60% производимой в стране
аграрной продукции, что составляет 24% стоимости всего нидерландского экспорта.
Важными причинами большого зарубежного спроса являются высокое и стабильное
качество продукции и прочная рыночная организация.
По темпам
роста объема сельскохозяйственного производства Голландия занимает первое место
среди развитых стран. На гектар сельхозугодий
производится продукции в 3 раза больше в стоимостном выражении, чем в среднем
по странам ЕС.
Характерной
чертой сельского хозяйства Нидерландов является его интенсивность. Количество
продукции растет, в то время как процент населения, занятого в аграрном
секторе, а также площади сельскохозяйственных земель постепенно уменьшаются.
Хотя они пока еще занимают около 50% территории страны.
Таблица 2.5
Основные
показатели аграрного сектора
ПОКАЗАТЕЛИ
|
1985г.
|
1990г.
|
1993г.
|
1994г.
|
Число фермерских хозяйств,
тыс. ед.
|
136
|
125
|
120
|
116
|
Площади
сельскохозяйственных угодий, млн. га
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
В том числе:
|
|
|
|
|
луга и пастбища, млн. га
|
1,2
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
пахотные земли, млн. га
|
0.7
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
сады и огороды, млн. га
|
0,1
|
0,1
|
0.1
|
0,1
|
земли под паром, тыс.
га
|
5
|
6
|
11
|
14
|
Животноводство
|
Крупный рогатый скот, тыс.
|
5,2
|
4,9
|
4,8
|
4,7
|
Свиньи,
тыс.
|
12,4
|
13,9
|
15,0
|
14,6
|
Овцы, тыс.
|
0,8
|
1,7
|
1,9
|
1,8
|
Козы, тыс.
|
90
|
93
|
96
|
92
|
Куры, млн.
|
12
|
61
|
57
|
64
|
Производство продукции, тыс. т
|
Молоко
|
12,5
|
11,3
|
11,0
|
10,9
|
Масло
|
0.2
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
Сыр
|
0,5
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
Зерно
|
1,1
|
1,4
|
1,4
|
1.3
|
Картофель
|
4,7
|
4,7
|
5,1
|
4,7
|
Сахарная свекла
|
6,3
|
8,6
|
7,5
|
6,1
|
Объем продаж на аукционах, млн. гульд.
|
Овощи
|
2,7
|
3,2
|
3,0
|
2,9
|
Фрукты
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Срезанные цветы
|
2,5
|
3,3
|
3,7
|
3,9
|
Многолетние растения
|
0,8
|
1,2
|
1,3
|
1,4
|
Пищевая
промышленность является ведущей отраслью нидерландской экономики, на ее долю
приходится 28% всего промышленного
товарооборота страны. Целесообразное использование имеющейся инфраструктуры и
международный опыт позволили нидерландским производителям быстро и эффективно
обслуживать весь рынок ЕС.
Разнообразие
и качество продукции за недавние годы значительно возросло. В Нидерландах эта
тенденция вызвала переключение от продуктовой на рыночную ориентацию. Это,
однако, представляет собой коренное изменение, требующее крупных инвестиции в
изучение рынка, разработку изделий и
маркетинг. Различные отрасли нидерландской пищевой промышленности, такие как
молочная промышленность и переработка мяса, уже приспособились к этой новой
ситуации и расширили свой ассортимент за счет диверсификации и выпуска новых
высококачественных продуктов.
Нидерланды
имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной
системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и
автомобильный транспорт.
Морской
флот
имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых
тонн. Из них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т. Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е место среди
морских держав мира.
В
Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт-гигант в
Роттердаме, который удерживает первое место в мире по грузообороту, крупный
порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене,
Тернеузене и Делфзайле.
Роттердам
является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих
практически во все регионы мира.
Голландский
флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе.
Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама,
используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта
Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.
Автомобильные
перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким
путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды
располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети
всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на
перевозку в Нидерландах одни из низких в
Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства
государства.
Нидерландские
железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы
наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16
млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350
млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г.
Впрочем, ряд
прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за
счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных
операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным
прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году.
Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в
создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними
районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских
железных дорог приближается к 3 тыс. км, из
которых около 2 тыс. км электрифицированы.
Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость
поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном.
Гражданская
авиация
Нидерландов располагает 600 самолетами.
Аэропорт Схипхол,
расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных
европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона.
Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т
грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому
показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-миллионный рубеж (при полной
пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется
реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том
числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.
Таблица 2.6
Объемы
перевозок по видам транспорта
BИДЫ ТPAHCПOРTA
|
1985г.
|
1990г.
|
1993г.
|
1994г.
|
Морские перевозки, млн.
т
|
328
|
373
|
365
|
380
|
Перевозки по внутренним водам, млн. т
|
224
|
254
|
225
|
220
|
Железнодорожные перевозки, млн. т
|
20
|
18
|
17
|
16
|
Автодорожные перевозки, млн. т
|
429
|
511
|
536
|
540
|
Трубопроводный транспорт, млн. т
|
35
|
41
|
47
|
47
|
Авиаперевозки - а/п
Схипхол, тыс. т
|
436
|
604
|
774
|
850
|
Перевозки пассажиров, млн. чел.:
|
|
|
|
|
железнодорожный
|
206
|
256
|
333
|
330
|
авиационный - а/п Схипхол
|
11,8
|
16,6
|
20,8
|
23,3
|
1. Царегородцев А. Н. и
соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.
2. Бусыгин А. В.,
«Нидерланды», Мысль, Москва 1988.
3. Страны мира: справочник,
Политиздат, Москва 1991.
4. Данные Министерства
экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO.