Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького "На дне"
Горький
М.
Проблема
истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
В
произведении М.Горького «На дне» обнаруживаются все пороки современного
общества. Автор описывает жизнь и быт людей, попавших на дно общества. Эти
люди, разные по социальному происхождению, воспитанию и образованию, однажды
оступились в жизни или просто разорились и оказались в ночлежке, где все равны,
и нет надежды выбраться. В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она
есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь. Обитатели ночлежки не
довольны своей жизнью, все они хотят жить иначе, так, чтобы “сами они себя
уважать могли”. Но они не могут найти работы, все в долгах, много пьют, и о
лучшей жизни им остается только мечтать...
М.
Горький обращает внимание читателей на героев в своём произведении Луку и
Сатина. Лука всегда говорит каждому что-нибудь успокаивающее, вселяющее веру,
но все его слова — неправда. Сатин же говорит правду, всю правду, какой бы
горькой она ни была, говорит человеку всё то, чего он не замечает или замечает,
но не желает менять из-за своей лени. Что же лучше, что нужнее человеку:
жалость и ложь Луки или правда Сатина?
Лука —
добрый старичок, к каждому нашел подход, каждому сказал доброе слово. Сам он ни
во что не верит, но всем говорит, что то, во что они верят, есть и на самом
деле. Да, Лука жалеет людей, успокаивает их, но не лучше ли им было бы без его жалости
и лжи? Речи Луки уводят далеко от окружающей действительности, заставляют
верить в то, чего на самом деле нет, и это не приносит пользы. Результат
говорит за себя. Так всегда ли нужна правда?
Сатин —
образованный человек, в молодости работал телеграфистом, читал много книг. Он
говорит, что человек — это и есть правда. Человек должен быть выше сытости, и
Сатин презирает людей, трудящихся ради сытости. Он говорит, что работа должна
быть для человека, для души, должна приносить радость, а вокруг себя он видит
один лишь рабский труд. “Человека нужно уважать, а не жалеть и не унижать его
жалостью”, — говорит он, но в то же время и не осуждает ложь Луки, считает, что
жалость и сострадание нужны тем, кто “слаб душой, кто живет чужими соками”, а
тем, кто “сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого”, тем ложь не
нужна. “Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!”
Сатин своей правдой открывает глаза людям, не дает ложных обещаний и не вселяет
надежды, но помогает понять окружающую действительность.
Анализируя
главный вопрос автора, я согласен с Сатиным, потому что для тех, у кого нет
цели, желаний, возможности сделать в своей жизни лучшее, тем и нужно
сострадание, ложь, но которая не должна вселять в человека
веру в то, чего на самом деле нет. Она нужна лишившимся надежды и веры, упавшим
на дно и поникшим. А тем, у кого есть возможность изменить жизнь к лучшему,
нужно лишь открыть глаза на правду, творившуюся в его жизни, чтоб человек сам
понял свои ошибки, проанализировал их и внёс изменения, попытался хоть
что-нибудь сделать, чтоб жизнь его стала слаще. «Все в человеке - все для человека.
Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга. Человек!
Это звучит гордо!»