Варны и касты: их взаимоотношения в Древней Индии
ОДЕССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА
ФИЛОСОФСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
По
Всемирной истории
НА
ТЕМУ:
«Варны
и касты: их взаимоотношения в Древней Индии »
Автор
– Анастасия Залевская,
Студентка
1 курса 2 группы
Дневного
отделения,
Культурология.
Одесса
– 2008
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ВАРНЫ, КАСТЫ И ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ ВНУТРИ
ИХ СИСТЕМЫ….3
ВЫВОДЫ……………………………………………………….…………….…11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ПРИ
НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА……………………………………………………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
Восходящая
к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была
основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была
связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь.
ВАРНЫ, КАСТЫ И ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ ВНТУРИ ИХ СИСТЕМЫ
Класс
- варна – каста -одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих
проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без
учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм
зависимости в Древней Индии.
Самой
«высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья -
неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала
монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления
религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы,
выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее
почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из
людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении,
выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может
«потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение
за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь
необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё
одной функцией выходцев данной варны.
На
фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений,
позиция высшей варны брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям.
Положение брахманов определялось усилившейся в связи с феодализацией общества
ролью индуизма, открыто освящающего социальное неравенство, власть и привилегии
немногих и бесправие большинства людей.
Вторая
варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её
среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны
были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
Особая
воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями
речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии,
но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась
местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает
существование в Древней Индии особой категории «вратья - кшатриев» -, т.
е. кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали
как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у
завоеванных и завоевателей.
Вместе
с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в
брахманское общество как второразрядные кшатрии, а в послегуптскую эпоху их
стали звать раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того,
из какого племени он происходил.
В
маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную,
политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто
принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных
наемных воинов.
Обособлению
кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали
представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства,
приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
Название
третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это
основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и
торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились
безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в
основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями
эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец
сам мог быть эксплуататором
Четвертую
варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне,
чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики
Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети
наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо
запрещением. И тем не менее он не свободен.
Шудру можно продавать и покупать.
Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения,
«ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано
хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его
наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры
устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой
высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на
которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды
рожденными» - двиджати.
В дхармашастрах
в отдельных случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и
лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово даса
(дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в
услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из
форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены
многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния
(от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).
Процессы
ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую
роль в формировании социального слоя шудр. На эти процессы бесспорно влияла и
социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства внутри самого
арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской
общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении. В дхармасутрах
шудры часто противопоставляются ариям. Так, например, Апастамба в одном из
своих предписаний говорит как о недостойном поведении ария, если он
сожительствует с шудрянкой, в другом - если он сожительствует с неарийкой, или
с женщиной черной расы. Вместе с тем в некоторых самхитах еще упоминаются
богатые шудры (эти упоминания исчезают в сутрах), говорится о грехе против шудры
и ария, встречаются восхваления в адрес шудр, так же как в адрес брахманов, кшатриев
и вайшьев. Противоречивость свидетельств дхармашастр относительно положения шудр
и их социально-правового статуса - следствие неоднородности варны шудр. В
процессе ее становления богатым шудрой мог быть представитель покоренного
племени, шудра же, приобщенный к религиозным ритуалам ариев, это - обедневший
арий. Дальнейшее поступательное развитие древнеиндийского общества, усиление
имущественной дифференциации, приводит к определенной нивелировке положения шудр
- к обеднению одних и потере другими религиозно-правовых отличий, свойственных
ариям. Оба указанных пути формирования варны шудр приводили в древности и к
возникновению рабской зависимости.
Древнеиндийское
государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует
отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы.
Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях
между кастами, чем между классами, т. к. именно деление общества на касты
провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей,
существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является
основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
Шудра не должен накапливать
богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая
богатство, притесняет брахманов - об этом можно прочесть в «Законах Ману».
Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме
хозяина какую-либо работу.
О
неоднородности варны шудр свидетельствует то, что к шудрам по мере усиления
кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты,
выполняющие самую унизительную работу. В «Законах Ману» упоминаются лица,
«презренные даже для отверженных». «Неприкасаемые» касты, дискриминировались и
как шудры, и как «неприкасаемые». «Неприкасаемым» запрещалось посещать
индусские храмы, общие водоемы, места кремации, магазины, которые посещались
членами других каст.
Кшатрии и брахманы стали выделять
себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном,
деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не
отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн -
брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от
сельскохозяйственного продукта. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев.
Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил
в четвертую варну.
Ограничивалась
возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие
религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами,
основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах,
предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, закон
образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн.
Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их
общения друг с другом, с представителями так называемых «неприкасаемых» каст,
стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при
таком общении. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений
определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или
иной варне.
Дваждырожденные
получили право изучать веды, в то время как четвертое сословие, шудры, этого
права были лишены. Уделом, этих последних стало служение трем высшим варнам, в
качестве рабов или наемных работников.
Люди
низших варн не могут свидетельствовать против людей высших варн. Показания
«рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать.
При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть
отдано показаниям отличного и т. д.
Позднее,
вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали
мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью - брахманами
и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.
По
«Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от
предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос.
Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут
благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только
в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.
Таким
образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на
эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные
границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую
общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной
структуры Древней Индии.
Ослабление
варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые
перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки
сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке
не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной
из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта
-пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом
племена, превращенные в касты.
Проблема
возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В
настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт
значительно более раннего происхождения, чем каста.
Неоднородность
каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении.
Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в
состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и
профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их
первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений
«выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим
положением в социально-экономической структуре феодального общества. Последняя,
самая низшая группа «неприкасаемых» каст, включала земледельцев и слуг общины,
лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской,
полукрепостной зависимости от полноправных общинников. «Неприкасаемый», скорее
всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной
литературе Л. Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик-
общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные
наделы обрабатывались «неприкасаемыми», неполноправными членами общины и
внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает вместе с кастовым делением
общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате
насильственного подавления восстаний шудр - рабов, покорения отсталых племен и
пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных
религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.
Эта
двойная иерархия находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне
по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и
государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами
брачно-семейного права. Касты «неприкасаемых» фактически находились вне сферы
действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в
какой ограничивали их правоспособность.
Для
Древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее
замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная
аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть
общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила
в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.
ВЫВОДЫ
Изучив
систему варн и каст на основе правовых памятников, которые дают яркую картину,
сложившуюся в древнеиндийском обществе, можно подвести итоги и сделать
некоторые обобщающие выводы.
Закрепленное
законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого
законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в
тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства
брахманов и кшатриев.
Процесс
подобного специфического социального расслоения древнеиндийского общества
начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных
отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали
в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие
обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства,
рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию.
Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых
возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и
общинами.
На
определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления
процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, кастовое
деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным
характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому,
религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в
настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.
Данная
цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин,
главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной
организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным
местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием,
соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была
своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти.
Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее
натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями
земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название
«джаджмани»..
С
окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных
на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено
религией. Таким образом, варновые границы не утрачивают своего значения, более
того, охрана этих границ переходит к государственной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА
Литература была взята на
сайте Русского Гуманитарного Интернет-Университета, по адресу www.vusnet.ru
1. Васильев Л.С. История
религий Востока.