Законы Ману
НОУ СПО
Северо-Кавказский техникум
"Знание"
РЕФЕРАТ
По предмету:
История государства и права
На тему:
Законы Ману
Выполнил:
ст. группы 1-ОП
Боярко А.В.
Проверил:
Вяткин В.Г.
Краснодар
2006
Предисловие
"Законы Ману"
(manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее
часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы
и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим
авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая
отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому
прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
В VI-V вв. до н.э. в Индии, в
долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые
государства выходили за племенные рамки не только территориально:
приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения
в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять
потребности государства. Возникли дхармасутры - основанные на "священном
откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.
Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а
богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а
поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение
отличалось бессистемностью, дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали
основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.
Из дхармасутр выросли
дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные
для изучения, а для лучшего запоминания написанные стихами. "Законы
Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само
по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему
сборнику. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления
"Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными
общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их
творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника
(особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают
единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно
Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи
"Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными.
Всего в "Законах Ману"
двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший.
Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое
содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое)
устройство.
"Законы
Ману" - общая характеристика
На первом
плане в "Законах Ману" - сословно-варновое деление общества, прослеживается
определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей
права, нет различия между правовыми и религиозными нормами. "Законы Ману"
- направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них
рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др.
Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад.
Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа,
что свидетельствует о расцвете ростовщичества.
Найм - рабы и
наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что
создает тяжелые условия найма.
В семейных
отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство,
несмешение варн.
Публичное право по "Законам Ману"
Уже есть
определение государства и органов государства. Принцип монархии - государство
тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно
так же, как мир; ст.7 гл.3 - создатель дал людям царя).
При царе
находилось 7-8 человек, в основном - брахманы, которых назначал царь. Ритуал
управления страной:
1)выслушать советников по одиночке,
2)выслушать всех вместе,
3)единолично принять решение.
Административное
деление - на военной основе.
Только царь
имел право налагать налоги, брахманы налогов не платили. Подоходный налог - 1/5
- 1/6; 1 день в месяц - общественные работы.
Все земельные
ископаемые - собственность царя.
Обязанности царя: защита
подданных, забота об их благосостоянии.
Варны
и остальные группы населения Индии по законам Ману
В основе
социального деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все
население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии
(воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были
арийцами.
Основным
критерием, лежавшим в основе кастовой системы, было знание вед.
Брахманы
изучали веды с 8 лет, совершеннолетие - в 16 лет.
Кшатрии
изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.
Вайшия
изучали веды с 12 лет, их совершеннолетие - с 24 лет.
Вторым
критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот
критерий бы подчинен первому.
Брахманы
должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению вед, затем 5 лет служению
гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно
ведам, основными занятиями брахмана были:
· молиться
· изучать веды
· получать подарки.
Кроме варн
было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости
от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков.
Например, муж - брахман, жена - вайшя и т. д. Всего таких групп было 24.
Также
необходимо заметить, что юридическое положение шудры правом не регулировалось,
тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в
Римском Праве - вещь, говорящее орудие.
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Отделения
суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами.
Консультанты - 3 брахмана. Если 3 не могли решить дело, то любой мог дать
совет, основываясь на лучшем знании вед. В отсутствие царя - суд 3 брахманов:
1-й брахман - спец по rgveda (логик), 2-й брахман - спец по yarveda (этимологист), 3-й брахман - спец по
sharmaveda (спец по ритуалу). Царское решение можно было
оспорить на основе более совершенного знания вед, а решение брахманов - нет
(гл.12,ст.113.). Дела рассматривались, следуя порядку варн.
Четкого различия между
гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались
заинтересованными лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют
восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого,
нарушение соглашения.
Процесс носил состязательный
характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив
для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не
могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать
заинтересованные лица. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, относительно “дважды рожденных” - только “дважды
рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских
показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность
показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.
При отсутствии свидетелей в
качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем,
весами, водой и т. п.
Обязательственное право по законам Ману
В Законах Ману рассматриваются и
обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров.
Рассматриваются следующие виды договоров:
· договор займа;
· договор найма рабочей силы;
· договор аренды земли;
· договор купли-продажи;
· договор дарения,
· перевозка.
А также общие положения о
договоре:
· договор - недействителен, если он заключен человеком
в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни,
ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст. 163).
Недействительны договоры, заключенные рабами, но если этот договор заключен в
пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться (ст.
162).
· Предусматривается добровольное согласие сторон при
заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия -
недействительно.
Если должник
не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был
отработать долг (гл.8,ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать
постепенно” (предоставлялась отсрочка).
Наиболее подробно описывается
договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых
обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его
отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения.
В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников
умершего.
Вследствие применения труда
свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание
договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от
работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось
жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся,
выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил
развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной
дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники,
которые лишались ее.
Договор купли-продажи в
соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и
считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать
только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету
договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу.
Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее
чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
Брачно-семейные отношения
В Древней
Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж
покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману
требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен
добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в
детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти
мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию
вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым
устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В
исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из
более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной
низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием,
хотя все имущество семьи считалось общим.
Наследственное
право по законам Ману
Законы Ману -
наиболее древний образец наследственного права.
Древнеиндийское
право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону:
имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось
у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев.
Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для
приданого по одной четверти своей доли. При отсутствии детей к наследованию
призывались родственники до 6-й степени.
Вещное право по законам Ману
Несмотря на
сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе получила
значительное развитие частная собственность. Объектом частной собственности
были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная
собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но "Законы
Ману" свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и
появлении индивидуальных земельных владений.
Глава 8 -
говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между
отдельными крестьянами.
Ст.115, гл.10
- перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
1)наследование,
2)получение в качестве дара или находки,
3)покупка,
4)завоевание,
5)ростовщичество,
6)исполнение работы,
7)получение приношений.
Если первые
три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев,
пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная
привилегия брахманов.
Собственник,
обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог
истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от
добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту
вещь обратно.
Приобретать
вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право
собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного
приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Уголовное право
Законам Ману известны следующие
понятия уголовного права:
· формы вины;
· рецидив;
· соучастие;
· тяжесть преступления в зависимости от принадлежности
потерпевшего и виновного к определенной варне.
Это указывает на довольно высокий
уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует
сохранение следующих понятий:
· принцип талиона ("мера за меру");
· ордалии (суд богов);
· принцип ответственности общины за преступление,
совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений, называемых
Законами Ману:
· государственные преступления;
· преступления против собственности;
· преступления против личности;
· преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные:
служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот и т.д.
Среди имущественных преступлений
Законы выделяют:
· кражу, давая ее градации, как тайное похищение
имущества,
· грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с
насилием к нему.
Наказывались
также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над
личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника
считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману
знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя,
охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на
семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов
наказаний, в том числе:
· смертная казнь в различных вариантах (посажение на
кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье
головы;
· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук,
ног);
· штрафы;
· изгнание;
· тюремное заключение.
Заключение
Первый перевод "Законов
Ману" с санскрита на английский язык был издан В. Джонсом в 1794 г.; наиболее совершенным считается английский перевод Г. Бюлера.
В 1913 г. вышел в Петербурге перевод "Законов Ману" С. Д. Эльмановича. Опубликование этого
перевода имело немалое значение. Широкая читающая публика в нашей стране смогла
ознакомиться на своем родном языке с одним из самых замечательных памятников
индийской литературы, сохранившим сведения о многих важнейших сторонах жизни
древнеиндийского общества. Не только специалисты-индологи, но и историки
культуры и религии, юристы, этнографы и др. - использовали в своей работе данные
"Законов Ману". В университетах на исторических факультетах неизменно
изучают "Законы Ману" как исторический источник.
Под законом в настоящее время
обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным
органом власти. Слово "дхарма" не имело такого значения; оно означало
совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих
добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного
положения. Поэтому, дхармашастра Ману - это сборник таких предписаний члену
общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой
взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой
законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов. Но заглавие
"Законы Ману", несмотря на его неточность, прочно укоренилось.
В младших классах школы в
дореволюционной России преподавался "закон божий", вели этот предмет
обычно священнослужители. На уроках детям внушались правила морали, основанные
на "священном писании". Многое из того, что осуждалось в "законе
божьем", государственная власть считала наказуемым деянием (убийство,
кража, насилие, мошенничество и т. д.), многое же осуждалось только с точки
зрения "закона божьего", но не считалось преступлением с точки зрения
действующего законодательства (лживость, тщеславие, скупость, пренебрежение
религиозными обязанностями и т. д.). Нельзя утверждать, что "закон
божий" и древнеиндийская дхарма - одно и то же, но общее сходство имеется.