Функции социологического знания
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: социология
факультет:
дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Казаченко Н. П.
МАУП
Тема: Функции
социологического знания
ПЛАН
Введение………………………………………………………………………………3
1. Функции социологии
1.1
Теоретико-познавательная, критическая
функция.………..……5
1.2
Описательная функция……………………….………………………..6
1.3
Прогностическая функция………………………………..……………6
1.4
Преобразовательная функция…………………………..……………7
1.6
Мировоззренческая функция……………………………..….……….8
2. Функции социолога……………………………………………………..………9
Заключение…………………………………………………………………………15
Список использованной
литературы…………………………………………16
Введение
Современная социология – одно из самых важных достижений
человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без
которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,
приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в
современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования
политических, властных структур, институтов, государственных механизмов,
действенности и обоснованности политических решений. Политические и
социологические знания определяют возможности конструктивных сил,
сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии
произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу – одной из
самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает
интерес у молодежи.
Социология – относительно молодая наука, но за короткий
период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке.
Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по
оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования
общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения.
Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его
будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь
разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом
её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.
Труд социологов создал им ореол “людей с высокой социальной ответственностью”.
И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада и Востока часто
сталкивается с выводами социологической науки, с обсуждением социологами вместе
с политиками, экономистами острых проблем, ведь для объяснения мира
общественное мнение Запада, а теперь и Востока, склонно выбирать социологию, а
не философию как бывало.
Давно подмечено, что рабу не следует разбираться в
справедливости решений верховной власти, достаточно уже того, что он о них
оповещен. Люди, лишенные политических знаний, обречены на бессловесность.
Коллективное, бессознательное при всех красивых словах о стимулировании гражданского
общества, политической культуре продолжает процветать на просторах Украины – от
Карпат до Северского Донца. Политическое образование – одно из условий, чтобы
превратить украинское общество из объекта манипуляции властей и конфликтующей с
ними оппозиции в коллективный субъект политики. Перефразируя Анри Барбюса,
можно сказать, что политическое образование поможет каждому гражданину
“перевести” идеи и действия политиков с “государственного языка” на
человеческий. Важную роль здесь призвана сыграть социология с присущими ей
функциями.
В силу определенных
обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя
определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о
функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в
общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне
деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе,
окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут
вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога
сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности,
которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от
любой другой.
Цель настоящей работы – раскрыть содержание основных
функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в
дальнейшем развитии социологического знания.
1. Функции социологии
1.1
Теоретико-познавательная, критическая
функция
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все
присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во
взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная,
критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов
личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к
действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить,
упрочить, развить – ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой
стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.
Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что
социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее
полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К
теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об
основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается
прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о
различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а
именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных
социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное
управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии
определяет эффективность реализации ее социальной функции.
1.2 Описательная
функция
Описательная функция социологии
– это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок,
различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки
воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и
т.п.
При исследовании социального объекта требуется высокая
нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных,
фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие
решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих
поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет
человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что
преобразование общества – не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда
соответствуют потребности ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и
общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная
информация, она автоматически превращается в решения, рекомендации, прогнозы.
Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и
преобразовательной функции.
1.3 Прогностическая
функция
1.4
Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том,
что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния
социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных
решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов
требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое
обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, её
функция – разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения,
реализации – это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные
рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества,
так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления
поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в
развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления
общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизованного
развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества
состоит в создании условий и возможностей для сознательной и целенаправленной
деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении
отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном
повышении её эффективности. Задача социологии – теоретически обеспечить
успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в
Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного
состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением людей в
результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания
сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование
социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией
социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная
подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной
у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании
управленческих решений.
1.5 Информационная
функция
Информационная функция
социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации,
полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый
оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она
концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители
объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию
получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
1.6
Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в
социально-политической жизни общества, Мировоззренческая функция социологии
выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных
данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного
человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания,
система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя,
социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных
революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические
концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.
Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при
установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа
Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во
Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим
интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой
нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Таким образом, социологическое знание является мощным и
эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И
находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители
социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении,
и их функции вытекают из функций данной науки.
2. Функции социолога
В литературе, как
отечественной, так и зарубежной - чаще всего рассматривается вопрос о функциях
социологии как науки. В них авторы видят отражение общественной потребности в том
или ином направлении деятельности социологии, ее связи с практикой. Гораздо
реже говорят о функциях социолога как представителя определенной
социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях
социологии, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде,
но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного
социолога. Конечно, его функции так или иначе окажутся связанными с функциями
социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в
виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его
труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать
социально-профессиональную группу социологов от любой другой.
Из предшествующих рассуждений
можно заключить, что труд социологов имеет преимущественно
теоретико-познавательный характер, является достаточно сложным, поскольку
связан с проникновением в сущность процессов. Не случайно американский социолог
Джон Машоунис дал “фундаментальное” определение социологии “как
систематического изучения общества и социальной активности человеческого
бытия”.
В значительной мере труд
социолога является творческим, поскольку связан с поиском необычного, даже
странного в обыденном, знакомом, повседневном (3).
Основная задача социолога -
познание социальных процессов с помощью общетеоретических и специфических для
социологии методов, средств и путей исследования с целью преобразования их в
нужном обществу и конкретным социальным группам направлении.
Поэтому труд социолога,
являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе должен быть
связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Если
не будет такой связи, невозможным окажется определение эффективности этого
труда. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение
результатов.
Более глубоко труд социолога,
его характер и содержание опишем через функции, которые чисто условно можно
разделить на теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В
основе такого деления - различные формы социологической деятельности.
Рассмотрим каждую из этих групп функций.
Теоретико-познавательная функция.
Как и любой интеллектуальный,
труд социолога “начинается” с познания. Поэтому первая функция социолога -
познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности,
выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов.
Чем мacштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог
будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе
реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы
выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем
конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги “Начало пути:
поколение со средним образованием”. Отдельно установленные социальные факты,
касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили
сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых
регионах страны одинакова: ”Молодежь всех регионов самой важной считает
профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а
социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В
рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента
обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием”. Именно
она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной
среды”. Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с
литературой по интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу
могут быть серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может
быть много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне
редко возникает исследовательская ситуация, когда литератypы, нет вообще,
например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и такое
обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то “рядом” стоящие
вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит,
познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным поиском
существующих исследований и публикаций.
Знакомство с ними -
“стартовая площадка” для главного в познавательной деятельности. Это главное -
разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий
и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения
методов и средств изучения проблемы.
В познавательном процессе
социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной
реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление
познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить
внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа
проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности
социолога познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания
выступают многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа.
Поскольку социолог в своей деятельности постоянно “вторгается в сферы
экономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и
их методы ему не чужды. Все это также входит “компетенцию” познавательной
функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции.
Когда социолог изучает реальную проблему, “сотканную” из противоречий, и
стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием
показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит.
Следовательно, так или иначе он вынужден прогнозировать ход развития
социального процесса.
Некоторые общественные
проблемы могут анализироваться как бы в двух измерениях - настоящем и будущем.
Именно такой является, к примеру, проблема текучести кадров. Социологи изучают
как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. В первом случае они
фиксируют процесс текучести, его причины, размеры, и если последние выходят за
пределы допустимых, то стремятся обосновать факторы противодействия этому
процессу. Во втором случае они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что
произойдет с текучестью кадров, если не будут соблюдены определенные условия и
не осуществлены рекомендуемые ими действия. Для предприятий и служб занятости
такие исследования могут оказаться очень важными, поскольку будут способствовать
определению как стратегии, так и тактики в отношении различных категорий
трудящихся.
Для социолога реализация прогностической
функции необычайно значима. Без этого он теряет чувство нового, видение будущих
результатов изменения социального процесса. Осуществление познавательной
функции – это проведение сложного вида научного исследования.
Здесь нужно отметить лишь то
обстоятельство, что, строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное
конструирование не относятся к труду чисто социологическому. Это функции
деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов,
математиков, специалистов по системному анализу и др. Зато сугубо
социологической “разновидностью” прогностической функции является социальное
планирование. Конечно, и здесь много работы для экономистов, плановиков, но
есть где “разгуляться” и социологам. Тем более что переход к рыночной экономике
не отменяет необходимости социального планирования, интегрирующегося в систему
новых общественных отношений.
Упраленческо-преобразовательные функции
Здесь мы подходим к следующей
группе функций связанных с участием социолога в
управленческо-преобразовательных процессах.
Суть управленческой функции
заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки
состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия
решений. Там, где это имеет место – в масштабах общества, государств, регионов,
предприятий, организаций, решения принятые на основании социологического знания
становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.
Иногда эти решения носят весьма
серьезный характер. Так, с использованием социологического знания,
вырабатываются решения по преобразованию нашего общества а также политической и
экономической системы нашего государства. Например, с помощью социологического
знания, в реформировании социально-экономической жизни современной Украины
выработаны основные направления.
1. Создание в Украине
демократического строя, ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия
на развитии материального производства, на базе социально-ориентированной
рыночной экономики. Социально
ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только
избранной части населения, а всех членов общества.
2. Возрождение и развитие гаранта социальной
стабильности общества – среднего класса – создание условий
для свободной и активной деятельности высококвалифицированных работников
промышленного и аграрного секторов
3. С целью предотвращения массовой
безработицы есть необходимость разработки долговременной поэтапной программы
занятости населения, учитывая региональную специфику в составе трудовых
ресурсов и хозяйственной структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых
стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также облегчит
структурную перестройку народного хозяйства. Но в современных условиях в
Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания безработных, а сами
безработные, в отличие от западных стран, не выдержат тягот безработицы.
Так, исходя из особенностей изменений происшедших к началу XXI века в общественном развитии определение социально-экономической
модели развития общества должно осуществляться с учетом движения мирового
сообщества к новому типу цивилизации – формированию постиндустриальных
социально-интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы,
справедливости, демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и
становления целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества,
используя достижения науки, техники и социального прогресса (Николай Горлач).
Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под
влиянием магистральных направлений: усиление индивидуальных личностных начал,
всемирное развитие прав и свобод личности, в основе которого лежит частная
собственность.
К сожалению, в свое время
социологи были не готовы к “встрече” с этими и многими другими проблемами.
Только сейчас начались: поисковые работы, процесс создания методологии
исследования социальной напряженности в обществе, на производстве; разработки
рекомендаций для структур управления обществом и производством.
Таким образом, труд
социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе
связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью.
Конечное подтверждение его значимости – практическое воплощение результатов.
Заключение
Современная социология – одно из самых важных достижений
человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без
которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир, приобретающий
особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных
условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических,
властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и
обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания
определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении
острого кризиса всей социальной системы.
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все
присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во
взаимосвязи и взаимодействии.
Социологическое знание является мощным и эффективным
инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться
этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители
социологического знания, представители науки социологии в её практическом
применении, и их функции вытекают из функций данной науки.
Список
использованной литературы
1. Социология: Наука об обществе. Учебное пособие. \ Под общей редакцией
В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: 1996. – 688 с.
2. Н.И. Лукашевич, Н.В Туленков. Социология: Учебное пособие. – К.: МАУП,
1998. – 276 с.
3. Н.С. Назарова. Социология. – Одесса, 1992.
4. Н. Смелзер. Социология. – М., 1994.
5. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
6. Ж.Т. Тощенко. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994.
7. Г.В. Щекин. Система социологического знания. – К.: МАУП, 1995.